В лирике С. А. Есенина есть очень много произведений, посвященных крестьянской теме. Поэт любил описывать всё, что связано с деревнями: их природу, уклад жизни и жителей. Лирический герой – естественный человек, воспевающий красоту окружающего мира, растений и животных.
Творчество Есенина как раз пришлось на время революции.
В своих произведениях поэт пытался выразить свое отношение к изменениям в стране.
В стихотворении «Я последний поэт деревни» лирический герой с сожалением осознает, что крестьянская Русь меняется на советскую. Он остро переживает изменения, так как всё его творчество было тесно связано именно с деревенской Россией. Лирический герой понимает, что больше никто не будет воспевать крестьянскую Россию, как это делал он, поэтому он считает себя «последним поэтом деревни»:
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Есенин выражает свои чувства через состояние природы – это очень характерно лирике поэта:
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Таким образом, автор показывает, что страдает не только он сам, но и окружающий его мир.
«Смерть» крестьянской Руси для лирического героя является также и его смертью. Это понятно по следующим строкам:
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!
В стихотворении «Русь советская» Есенин показывает, как тяжело ему пережить изменения в России после прихода советской власти. Он с отчаянием осознает, что новому строю не будут понятны его стихотворения, посвященные крестьянской России и её деревенскому укладу жизни:
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Новую, советскую Россию поэт не может больше воспринимать, как прежнюю родную землю:
Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
Есенин с. а. — последний поэт деревни
... именами Встает иная степь. Революцию С. Есенин принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». Есенин как поэт крестьянский всегда думает в первую очередь о деревне. Новый мир предстает в его ... те Все ощущенья прежних лет. Пейзаж в ранней лирике С. Есенина практически всегда пейзаж деревенский. Поэт видит не только красоту и гармонию в нем. Сельский пейзаж подчеркнуто уныл: ...
В своей стране я словно иностранец.
Лирический герой в произведении «Русь уходящая» показывает, что не только он без энтузиазма относится к новой власти – людям старшего поколения тоже сложно понять и принять это:
Я уходящих в грусти не виню,
Ну где же старикам
За юношами гнаться?
Они несжатой рожью на корню
Остались догнивать и осыпаться.
Поэт, от безысходности, «очутился в узком промежутке», он не только не может примкнуть к революционерам, но и больше не ощущает себя «своим» среди крестьян, которые особо не понимают суть изменений и «чья жизнь в сплошном картофеле и хлебе».
Есенин с горечью осознавал, что разрушилась его родная, милая сердцу деревенская Россия. Но еще больше его угнетало то, что он был бессилен – изменения в стране были безвозвратны, и поделать с этим он ничего уже не мог. Но поэт остался верным его сельской России, он был готов и дальше воспевать крестьянский уклад. Именно поэтому его по праву можно назвать «последним поэтом деревни».