Мещанство и пошлость в творчестве Чехова

Сочинение

Мещанство

и старался научить этому читателей. Писатель утверждал: «Нет ничего пошлее мещанской жизни…»

А вот одно из ключевых заявлений а: «Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах… Фарисейство, тупоумие и произвол царят… в науке, в литературе, среди молодежи…».

Главными героями рассказов Чехова были самые обыкновенные «маленькие» люди. Взятые отдельно, они не представляют собой ничего плохого, многие чрезвычайно милы и доброжелательны. Но в совокупности они составляют особое сословие, напоминающее стоячее болото, в котором никогда не возникнет ничего хорошего. Помимо личных качеств, у мещан появляются особые черты и манера поведения. Самыми опасными становятся чрезмерное себялюбие и самомнение, рабское преклонение перед богатством и властью, невнимание к чужому горю и страданиям.

В целом мещане отличаются невероятным равнодушием и полным отсутствием каких-либо духовных устремлений. Мещанские качества Чехов находит среди самых разнообразных представителей общества. В рассказе «Трагик» он разоблачает якобы культурный образ жизни провинциальных актеров. Мечтательная Маша слишком поздно понимает, что реальная театральная жизнь ничем не отличается от обычной, и терпит побои и унижения от мужа-трагика.

Фельдшер в рассказе «Хирургия» предстает сначала полубогом для дьячка. Но оказывается, что все его знания заключаются в умении разговаривать на медицинские темы. Простое удаление зуба становится для него непосильной задачей. В финале «хирург» произносит фразу, точно выражающую его понимание клятвы Гиппократа: «Ништо тебе, не околеешь!». Очень яркий образ мелкого чиновника описан в рассказе «Мелюзга». Фамилия человека полностью соответствует образу — Невыразимов. Главный герой ненавидит своего начальника, но вынужден обращаться к нему с грубой лестью и угодливостью. Невыразимов осознает свое ничтожество, но не может от него избавиться. Только убив таракана, он почувствовал себя легче, так как нашел существо, над которым обладал безграничной властью.

Неотъемлемым качеством «маленьких» людей Чехов считал пошлость, которой пронизаны все их мысли и поступки. Пошлость необязательно выражается в грубых и резких словах и выражениях. Опаснее всего, когда она принимает форму безнравственного поведения, скрываясь за любезностью и почтительностью. Обер-кондуктор Подтягин доводит пассажира до изнеможения своими бессмысленными обращениями (рассказ «Ну, публика!»).

8 стр., 3622 слов

О Чехове и его рассказах Горе Дуэль (Чехов А. П.)

... по Чехову, не более как новая подробность в составе старой традиционной России от Рюрика и От Святослава. Чехов рассказывает деловую карьеру Анисьи, рассказывает (повесть «Моя жизнь») ... для него. Писательская скромность, думаем, имела в сочинениях Чехова также и стилистическое значение — стала ... целиком принадлежавшие подлинной литературе, зрелые свои рассказы он все еще подписывал этой шутливой ...

Он уверен, что действует строго по форме, поэтому не понимает, в чем его вина.

В рассказе «В Париж!» секретарь Грязнов и учитель Лампадкин были внезапно охвачены благородным порывом — хоть раз в жизни посмотреть на настоящую «цивилизацию». Торжественно обставленная поездка закончилась самым пошлым образом на ближайшей станции: «рюмку за рюмкой… все до копейки!». С пошлым и грубым миром взрослых сталкивается маленький мальчик в рассказе «Гриша». В отсутствии родителей нянька своеобразно воспитывает ребенка: кричит на него, приводит на попойку, дает попробовать водки.

Чехова часто обвиняли в том, что он описывал самых обыкновенных людей и их поступки, что якобы не представляло никакой художественной ценности. Объяснение содержится в самом упреке. Мещанство и пошлость настолько вросли в нашу жизнь, что не воспринимаются в качестве негативного явления. Чехов заострял на этом внимание. Только наглядное реалистическое изображение и критика способны разрешить проблему и побудить человека уничтожить в себе мещанина.