Антон Павлович Чехов в рассказах 90-х годов «Дама с собачкой», «Душечка», «Попрыгунья» исследует женский характер, интересы и помыслы героинь, смысл их жизни. Порой писатель безжалостен. Он отказывает персонажу в духовности, умении сострадать, любить. Героиня рассказа «Попрыгунья» Ольга Ивановна довольно легкомысленная и пустая особа, несмотря на ту претенциозность, которой она окружает себя. «…Ольга Ивановна и ее друзья и добрые знакомые были не совсем обыкновенные люди. Каждый из них был чем-нибудь замечателен и немножко известен, имел уже имя и считался знаменитостью, или же хотя и не был еще знаменит, но зато подавал блестящие надежды». Пестрая толпа бездельников вокруг Ольги Ивановны живет бессмысленной и пустой жизнью. Они из года в год пишут «один и тот же этюд», поют и играют единственную мелодию, бездарно «прожигают» жизнь, претендуя на богемную обстановку. Занимаясь живописью, музыкой, пением, Ольга Ивановна остается дилетанткой во всем. Своего мужа, Осипа Степаныча Дымова, она презирает, не понимая гениальности и душевности этого человека. И лишь потеряв этого «благороднейшего человека», Ольга Ивановна пытается осознать, что всю жизнь поклонялась пустейшим идолам, не понимала своего счастья, что живет рядом с умным, добрым, чутким человеком.
«Молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своей кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты, глухо страдало где-то там у себя на диване и не жаловалось. А если бы оно пожаловалось, хотя бы в бреду, то дежурные доктора узнали бы, что виноват тут не один только дифтерит». Героиня приходит к позднему прозрению. Она понимает, что ее невнимание к мужу, делу его жизни привело его к гибели. Она плачет, но жалеет не Осипа Степаныча, а себя. Вряд ли она сможет найти еще такого бескорыстного и любящего человека, безропотно и терпеливо выполняющего все ее пустые прихоти. Писатель отказывает Ольге Ивановне в позднем прозрении. Даже у смертного одра мужа она плачет не о гибели хорошего и умного человека, а о своей неприкаянности, сиротстве и одиночестве. Здесь позицию писателя высказывает один из героев — Коростелев, ближайший друг Дымова: «Умирает, потому что пожертвовал собой… какая потеря для науки! — сказал он с горечью. — Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! Какие надежды он подавал нам всем! — продолжал Коростелев, ломая руки. — Господи боже мой, это был бы такой ученый, какого теперь с огнем не найдешь. Оська Дымов, Оська Дымов, что ты наделал! Ай-ай, боже мой!» Даже и тут Ольга Ивановна понимает, что «прозевала»! Всю жизнь поклонялась лишь мнимым божкам, когда рядом жила «будущая знаменитость», она этого не осознала, а теперь поздно. Приговор автора звучит сурово. Чехов осуждает бездуховность и душевную пустоту, глупость героини. Всегда на Руси были женщины, умеющие любить и сострадать ближнему. Что же произошло с современницами писателя? Он осуждает свободу женщин, излишнюю их самостоятельность, даже самовольность, не видя в этом ничего хорошего. |
Тема:
«Маленькие семейные тайны» героев произведений А.П. Чехова» (На примере рассказа «Попрыгунья») (УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ) Цели: учить формулировать свою мысль, доказывать собственную точку зрения; учить характеризовать героев произведений; вырабатывать навыки анализа художественного произведения; развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, культуру речи, воспитывать любовь к чтению, формировать вдумчивого читателя, собеседника, развивать нравственные качества личности, учить слушать друг друга, вести диалог. Оборудование: -портрет А.П.Чехова; -мультимедийная установка для демонстрации презентации, просмотра отрывка из кинофильма. ХОД УРОКА 1.Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята, садитесь! (Слайд 1) Сегодня наш урок мы построим не так, как обычно. Опираясь на знания о браке и семье из уроков обществознания, мы приоткроем занавес семейной жизни героев изучаемого нами произведения. А в конце занятия сделаем вывод о том, что такое настоящая, крепкая семья, и каким нужно быть, чтобы создать в будущем именно такую семью. ( Звучит музыка) Учитель: Ежегодно миллионы пар с сияющими глазами приходят в загс и церковь и в торжественной обстановке клянутся любить друг друга до конца жизни. Для некоторых брак действительно становится бесценным приобретением. Для других он просто терпим. Через короткий промежуток времени они начинают понимать, что совершенно не выносят совместную семейную жизнь. – В чём же дело? Попробуем разобраться. 2.Беседа по вопросам: ‒ Ребята, а что такое семья? (Люди, состоящие в браке, имеющие много общего: взгляды, отношение к жизни, традиции, общий дом, детей).
— А любовь должна быть в семье? Но любовь многогранна: она бывает взаимной и неразделённой (в том числе и в семье).
— Какая любовь взаимная, а какая — неразделённая? — Как ведёт себя человек в том и другом случае? ( Если любовь взаимная, радуется человек, счастлив, а если неразделенная, то страдает, переживает) — А на чём, по-вашему, должна строиться настоящая семья? (. Все члены семьи должны любить друг друга, беречь, ценить и заботиться друг о друге. Тогда они будут жить счастливо. И это настоящая семья.) — Итак, посмотрим на выведенную нами «формулу» семьи. (Слайд 2) 3.Проверка домашнего задания.
Готовясь к сегодняшнему уроку, вы составляли «формулы» настоящей семьи. Это можно было выразить разными формами прозы и стиха. Послушаем, что же у вас получилось. Продолжение беседы по вопросам. -Кто же составляет семью? (Жена, муж, дети) — Какой, по-вашему, должна быть идеальная жена? (Верной, заботливой, настоящей хозяйкой в доме, должна любить своего мужа) ‒ А идеальный муж? (Опора и защита своей семьи, должен обеспечивать свою семью, любить жену).
— Как вы считаете, обязательно ли муж или жена должны быть красивы внешне, талантливы? (Нет) -А могут ли создать семью обычный человек и талантливый? — Что нужно, чтобы такая семья стала настоящей? ‒ Допустимы ли в браке измены? (Не допустимы, так как измена — это , прежде всего, предательство по отношению к тому, кому ты по-настоящему дорог, кто тебя любит).
4.Изучение новой темы. Учитель. Хорошо, все ваши высказывания верны. Теперь я предлагаю перейти к теме урока. (Видеоклип) -Портрет какого писателя вы увидели? -Как вы думаете, случайно ли я показала вам этот клип? -Произведение какого писателя мы сегодня будем анализировать? Определение целей и задач урока.(Слайд 3) На сегодняшнем уроке мы раскроем « маленькие семейные тайны» героев рассказа. А.П.Чехова «Попрыгунья». .А анализируя отношения главных героев произведения, попытаемся найти ответы на непростые вопросы: — Какой семейный союз можно назвать настоящим? – Как обрести любовь и счастье? – Почему в браке важно стать достойной женой, а не легкомысленной «попрыгуньей»? Слово учителя о Чехове и его особенности как писателя рассказчика. В рассказах А.П. Чехова проявилась особенность его как писателя-рассказчика – психологизм (полное, подробное и глубокое изображение чувств и эмоций, мыслей и переживаний литературного героя ) (Записать в словарь литературоведческих терминов). А. П. Чехов стремится в своих рассказах проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Его интересует обыденная, каждодневная жизнь обыкновенных людей. Но ведь обыденность и «творит личность», и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы «маленького» обывательского существования, осмыслить их и помочь человеку жить осознанно. Сам Чехов редко давал высокие оценки своим произведениям. Известно, что в большинстве случаев он отзывался о них либо шутливо, либо пренебрежительно. «Маленький, чувствительный роман для семейного чтения» – этот иронический отзыв относится к рассказу «Попрыгунья». (Слайд 4) Физминутка для глаз. -Скажите, ребята, с каким образом в русской литературе ассоциируется у вас название рассказа «Попрыгунья»? (С образом легкомысленной стрекозы из басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей») — А почему в басне Стрекоза названа « попрыгуньей»? (Так Стрекозу позволяет назвать её легкомысленный, паразитический образ жизни: «…лето красное пропела..» и просит трудолюбивого Муравья не обрекать её на голодную смерть зимой. — Как отражает заглавие чеховского рассказа суть того, что происходит с главной героиней, Ольгой Ивановной. Ответ на этот вопрос находим в тексте (8 глава): (“Ольга Ивановна вспомнила всю свою жизнь с ним (Дымовым) от начала до конца, со всеми подробностями, и вдруг поняла, что это был в самом деле необыкновенный, редкий и, в сравнении с теми, кого она знала, великий человек. И, вспомнив, как к нему относились её покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что все они видели в нём будущую знаменитость. Стены, потолок, лампа и ковёр на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: «Прозевала! прозевала!»” Учитель: Насмешливое “прозевала” в контексте чеховского рассказа по смыслу близко слову “пропрыгала”, а отсюда и однокоренное “попрыгунья”. Сама семантика слова указывает на неумение сосредоточиться на чём-то одном, на неосновательность и легковесность героини.) Учитель. — Кратко своими словами охарактеризуйте главную героиню Ольгу Ивановну Дымову.( Ольга молода, 22 лет, красива, умна, талантлива, замужем за Осипом Ивановичем Дымовым). (Слайд 5) -Как героиня познакомилась со своим будущим мужем?( « Мой отец служил вместе с Дымовым в одной больнице. Когда бедняжка отец заболел, я не спала ночи и сидела возле него… Дымов тоже по целым дням и ночам дежурил около его постели, а потом – бац! – врезался в меня по самые уши и сделал предложение… как снег на голову…») (Слайд 6) -Какой образ жизни она ведёт? ( Ежедневно, встав часов в 11, играет на рояле или, если было солнце, пишет масляными красками этюды. Потом едет к портнихе, затем к какой-нибудь знакомой актрисе. Для неё очень важно вовремя узнать все театральные новости и достать билетик к первому представлению новой пьесы! Далее обычно заезжает в мастерскую художника или на картинную выставку, затем – к кому-нибудь из знаменитостей, чтобы просто поболтать, или отдать визит, или пригласить к себе. Часов в 5 обедает с мужем, а вечером – в театр, или на концерт, или на вечеринку. Около полуночи возвращается домой).
— По какому принципу Ольга Дымова выбирает свое окружение? ( Это должны быть люди прославленные, пусть даже немножко: актеры, музыканты, художники, чтецы, литераторы… Для неё всякое новое знакомство – праздник! Боготворит знаменитых людей и гордится ими! ) — А Осипа Степановича Дымова можно отнести к этим людям? (Слайд 7) (Нет, это обычный человек, не художник и не писатель, он врач, зато очень талантливый, подающий большие надежды учёный).
-Я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из фильма, поставленного по рассказу, и ответить на мои вопросы. (Отрывок из к.ф) -Обратимся к главной героине рассказа А.П.Чехова. — Скажите, как относится О.И. к своему мужу? -Что говорит героиня друзьям о своём муже? Не унижает ли она Осипа Степановича? (Унижает. Она словно оправдывается перед друзьями в том, что она, незаурядная личность, сделала такой выбор.) — Почему Дымов решился сделать предложение Ольге Ивановне? ( Ольга показалась ему особенной, не совсем обыкновенным человеком. Кроме того, Осип Степанович всю жизнь занимался только естественными науками и медициной, а она интересовалась искусствами и была, как утверждали ее знакомые, необыкновенно талантлива. Он влюбился! ) — Интересно ли ему богемное окружение Ольги? -Как Осип Степанович относится к увлечениям своей жены? (Не интересно, но он считает, у каждого свое. Ему чужды интересы окружения Ольги, но, хотя он и не понимает их споров о пейзажах и операх, театре и литературе, рассуждает так: если одни умные люди посвящают искусству всю свою жизнь, а другие умные люди платят за него громадные деньги, то, значит, они нужны.) -Что предпринимает герой для того, чтобы обеспечить достойное существование своей жене? (Служит в двух больницах: в одной сверхштатным ординатором, а в другой –прозектором; принимает ежедневно больных. Завел небольшую частную практику. ) -Любит ли Дымов свою жену? Можно ли его назвать идеальныи мужем? (Да, любит, он идеальный муж).
-Снова вернёмся к главной героине рассказа. Было ли у неё намерение стать самой профессиональной художницей, или певицей, или актрисой? ( Наверное, нет. Но многие говорили ей, что она подаёт блестящие надежды. Певец из оперы утверждал, что может стать замечательной певицей; виолончелист откровенно признавался, что Ольга Ивановна- замечательный аккомпаниатор, литератор хвалил её пьески, а уроки живописи героине давал молодой талантливый художник Рябовский. Дымова думала, что была его Музой. — Что стало итогом «уроков» живописи? ( Стала преступная связь замужней дамы с подающим надежды художником Рябовским .(Слайд -Как сказалось это на муже Ольги Ивановны и на их семейной жизни?( Это нарушило душевное равновесие Осипа Дымова, мужа героини, а также бросило тень на их семейную жизнь) . -Догадывался ли Дымов о том, что жена его обманывает? ( Да, но по своей доверчивости он долго этого не замечает… А когда заметил, перестал смотреть ей в глаза, словно у него самого совесть была нечиста…) — Часто ли Ольга ставила мужа в неловкое положение, выставляя напоказ свою ревность и увлеченность Рябовским? ( Часто. Однажды ему даже пришлось утешать свою жену, рыдающую из-за неверности этого художника…) (Слайд 10) -Что же стало с семейной жизнью наших героев?(Она распалась) — Что произошло с Осипом Степановичем Дымовым? (Осип Дымов был невнимателен при исполнении служебных обязанностей. Дымов заразился дифтеритом, высасывая у больного через трубочку дифтеритные палочки, и умер.) -Можно ли обвинять героиню рассказа А.П.Чехова в смерти мужа? ( Отчасти, т.к. жене нужно было покупать наряды, угощать её друзей, а для этого нужны деньги. Осип Иванович, наверное, торопился, ведь он имел и другую работу. Хотя, по мнению Коростелева, одного из сослуживцев Дымова, виноват сам Дымов, т.к. «тех, кто на рожон лезет, по-настоящему под суд отдавать надо»).
— Судит ли сама себя Ольга Ивановна за произошедшее? В чём она раскаивается?(Глава
-Можно ли назвать Ольгу Ивановну Дымову идеальной женой? (Нет.) — Можно ли сказать, что у героев рассказа А.П.Чехова был настоящий семейный союз? Почему? Учитель: (Слайд 11) -А сейчас предлагаю вам прочитать правила поведения, выведенные мной как результат нашего сегодняшнего разговора. Их надо соблюдать для того, чтобы ваша будущая семья стала действительно настоящей, чтобы в ней царили любовь и счастье.
Согласны ли вы с такими утверждениями? 5. Подведение итогов урока. Итак, подводя итоги нашего урока, мы должны решить те задачи, которые были поставлены вначале: — Какую семейный союз можно назвать настоящим? – Как обрести любовь и счастье? (ответили, утвердив правила поведения в семье) – Почему в браке важно стать достойной женой, а не легкомысленной «попрыгуньей»? -Пригодится ли опыт, полученный вами на этих уроках литературы, в дальнейшей жизни? — Поставьте оценку нашему сегодняшнему уроку. 6.На дом: Составьте синквейн на тему «Образ главного героя рассказа А. П.Чехова «Попрыгунья» (на выбор) |