метки: Подготовка, Выпускник, Итоговый, Сочинение, Ляпин, Станица, Урухской, Чурилов МБОУ СОШ №18 имени А.П.Ляпина станицы Урухской, Чуриловой Татьяны Юрьевны
3 стр., 1028 слов
... частей и соединений, приумножая ратную славу астраханского казачества. Сегодня происходит возрождение казачества. Нынешние казаки вносят достойный вклад в становление ... на службе находилось около 25 казаков. Почетными казакам и станицы являлись: - Наказной Атаман Астраханского Казачьего Войска (Астраханский Губернатор1890 ... ул. Им. Демьянова В.В. д.1 кв.2 Сочинение. Любовь к родному краю, его культуре ...
Подготовка к итоговому сочинению в среднем звене
Развитие умения создавать связный текст на заданную тему (в 5–6 классах)
1. Элементы анализа готовых текстов с разных точек зрения (тема, авторская позиция, композиция, языковые средства).
2.Отработка структуры сочинения-рассуждения.
3.Регулярное выполнение письменных работ разного объёма (на уроках и дома):
- по биографиям писателей, очеркам из их жизни:
Что показалось мне интересным в биографии М.В.Ломоносова? Почему?
- объяснить те или иные слова великих людей:
«Лучшее, что есть в жизни человека, — это дружба». Согласны ли вы с данной цитатой Линкольна?
- толкование философских понятий ( дружба, благородство, преданность, смелость…), самопроверка и взаимопроверка по словарям разного типа: толковый, философский, энциклопедичес кий.
Совершенствование умений школьников
1)
В 7–9 классах
Д. С. Лихачев. «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном»;
• В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»;
• А. И. Солженицын. «Крохотки» и др.
План анализа текста-образца
целевую установку
ключевые слова в заголовке
проблему
композиционный замысел
логические связи
7) определить границы логико-смысловых фрагментов основной части текста-образца (тезис – аргумент – примеры – вывод) и дать им оценку;
8) найти в тексте-образце основную и второстепенную информацию;
отбор лексики
Молодость – это вся жизнь
- Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. Будет другое окружение, будет какой-то иной, «взрослый» мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. А в действительности оказалось иначе. Вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету. Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же. Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.
- Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца ее долгой жизни оставались ее школьные подруги, а когда они отходили «в иной мир», замены им не было. То же и у моего отца – его друзья были друзьями его молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных.
- В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение.
2 стр., 581 слов
... коммуникациям Новости, рецензии и отзывы: Борис Натанович Пастернак о книге «Давид Самойлов. Мемуары. Переписка. Эссе» В издательстве "Время" вышли книги "Поэмы" , "Поденные записи: В 2-х ... Времени" в юбилейный год увидела свет книга Андрея Немзера "Мне выпало счастье быть русским поэтом: Пять стихотворений Давида Самойлова" , книга "Давид Самойлов. Мемуары. Переписка. Эссе" и "Ранний Самойлов: ...
Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, – не радость.
- Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.
- И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя,
а изменить ее можно, но очень трудно.
- Наша молодость – это и наша старость.
Молодость – это вся жизнь
- Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. Будет другое окружение, будет какой-то иной, «взрослый» мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. А в действительности оказалось иначе. Вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету . Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же. Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир , о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.
- Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца ее долгой жизни оставались ее школьные подруги , а когда они отходили «в иной мир», замены им не было. То же и у моего отца – его друзья были друзьями его молодости . Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных.
- В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, – не радость.
- Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.
- И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.
- Наша молодость – это и наша старость.
18 стр., 8853 слов
... книги, в «Царь-рыбе» очень и очень много. Подобные ассоциации, становясь принципом поэтики, по существу, вскрывают главную, исходную позицию автора. В. Астафьев напоминает нам, что человек и природа ... и негодованием по отношению к тем, кто своим равнодушием, жадностью, безумностью губит её. На вопрос о теме «Царь-рыбы» Астафьев ответил: «Наверное, это тема духовного общения человека с ...
- Кем был Маленький Принц для автора, кем стал для вас? - Что же своей книгой завещал нам Экзюпери? " width="640">
Совершенствование умений школьников
2)Обучение созданию собственных письменных
высказываний на публицистические темы
на основе программных и самостоятельно
прочитанных художественных произведений.
Темы желательно формулировать в виде проблемного вопроса:
- Милостыня и милосердие — это одно и то же?
— Можно ли согласиться с Мерцаловым ,что «…то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»? — Хорошо ли быть мечтателем? Может быть, это бесполезное занятие? — Гераклит Эфесский сказал: « Человек в ночи зажигает себе свет сам».
— О ком из героев можно сказать, что он « свет в ночи зажигает себе сам»? — Как ты понимаешь свой долг перед кем- либо, чем-либо?( опираясь на текст).
— Кем был Маленький Принц для автора, кем стал для вас? — Что же своей книгой завещал нам Экзюпери?
3 стр., 1004 слов
... он. Значит, главное чувство, которое преобладает во всех отношениях между людьми в поселке, — это жадность. Произведение «Царь-рыба» написано как повествование в рассказах. Книга состоит из множества ... том, как он будет жить дальше, если выживет здесь. Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, ...
Приём «Кластер»
Тема: Человек – царь природы?
Проблемный вопрос:
Почему важно бережно относиться к природе?
Тезис 1: Человек – часть природы
(В.Астафьев «Васюткино озеро»,
В.Астафьев «Царь-рыба»)
Тезис 2: Разорваны связи человека с природой – отсюда великие нравственные потери, утрата человеком живой души
(К.Паустовский «Тёплый хлеб»,
В.Распутин «Пожар»)
Вывод: Природа и человек неразрывно связаны между собой
(М.Пришвин «Кладовая солнца»,
В.Распутин «Прощание с Матёрой»)
метод «Корзина»
Автор
Название произведения
Е.Васильев
Цитата
«Не стреляйте в белых лебедей»
В.Распутин
«Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царём-то зваться. Сын он её, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку!»
«Прощание с Матёрой»
В.Астафьев
«Поцарюет, поцарюет, да и загорюет. Дик, Дик человек, этак и зверь не умеет. Прости нам, господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой».
«Царь-рыба»
«Забылся в человеке человек!» «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!»»
Тематические направления
1. «Верность и измена».
2. «Равнодушие и отзывчивость»
3. «Цели и средства»
3 стр., 1484 слов
... стр.234) Список слов, «запрещенных» употреблению в школьных сочинениях по литературе (Создан в сообществе «Методическая копилка» учителями и экспертами, проверяющими сочинения в школах и вузах, с надеждой быть ... Что такое доброта?, Какими качествами обладает добрый человек? Доброта – это душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро. Например, доброта и ...
Тематические направления
4. «Смелость и трусость»
5. «Человек и общество»
Критерии оценки итогового сочинения
в школе
1. Соответствие теме.
Выпускник отвечает на вопрос, размышляет над данной
проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов.
«Незачет»
2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст.
«Незачет»
3. Композиция и логика рассуждения.
Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства.
«Незачет»
4. Качество письменной речи.
Выпускник выражает мысли, используя разнообразную лексику и синтаксические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет»
5. Грамотность.
« Незачет» : грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов)
Определение приоритетных
направлений методической работы
в 10-11 классах по проблемам
обучения итоговому сочинению
1.Анализ формулировок тем, способы сужения
темы и определение основной идеи сочинения.
2.Актуализация проблематики сочинения,
тренировка в постановке проблемы и разработке системы вопросов к теме.
3.Подбор материалов для раскрытия темы; обоснованное включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал.
3 стр., 1317 слов
... Ошибки не должны выбивать человека из колеи, так как каждый человек имеет право на ошибку. Вариант №2 Повествование хочется начать с того, что ошибки - неотъемлемая часть нашей жизни. Каждый из нас учится на своих ... чем это сделать потом. Опыт и ошибки сочинение И как точно подметил поэт « И опыт, сын ошибок трудных…» На ошибках человек учится, делает правильные выводы. Отсутствие результата – ...
4.Формулировка тезисов, формирование умения строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации – выводы).
5.Обдумывание композиции сочинения: создание и совершенствование вступления и заключения, способы аргументации, включение в текст примеров и цитат, логические связи между частями и др.
6.Речевое оформление сочинения и оптимальные формы работы с черновиком.
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок
- Выявление ключевых слов в формулировке темы и обоснование своего выбора.
В формулировках тем итоговых сочинений найдите ключевые слова и обоснуйте свой выбор:
- Как Вы считаете, важно ли всегда оставаться верным себе и своим идеалам?
- Согласны ли Вы с утверждением Луция Сенеки: «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима»?
- Согласны ли Вы с мыслью А.П.Чехова, что «…равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»?
- Важно ли в наше время быть отзывчивым человеком?
- Формулирование главной мысли итогового сочинения.
Сформулируйте главные мысли сочинений на следующие темы:
1. Бесцельное существование или невыполнимая цель?
2. Как найти цель своей жизни?
3. Где смелость, там и победа. 4. Всегда говорить правду – смелость или глупость?
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок
- Подбор литературных примеров для аргументации своих мыслей.
Из каких произведений можно привести литературные примеры для аргументации тезисов при раскрытии темы:
1.«Человек для общества или общество для человека?»
2.« Может ли один человек изменить общество?»
- Сопоставление и оценка двух вступлений к итоговым сочинениям на общую тему.
Сопоставьте вступления к двум итоговым сочинениям на общую тему и оцените:
1) какое из них более соответствует теме; 2) в каком удачнее сформулированы основные проблемы высказывания. Отредактируйте эти вступления, более четко сформулировав проблемы сочинения и удалив отступления от темы. Напишите свое вступление к каждой предложенной теме.
11 стр., 5082 слов
... ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Все гости получили памятные сувениры, чему несказанно обрадовались. Ответ: ____________________________________________________ Прочитайте текст и выполните задания 10-17. (1)Манежная рысь вытряхивает из меня кишки. ... Часть 2 состоит из одного вариативного задания, требующего развёрнутого ответа и представляет собой сочинение по прочитанному тексту. ...
Тема 1. Чем опасно равнодушие?
Равнодушие. Одно из тягчайших нравственных пороков, которое овладевает человеческими душами. Пожалуй, самое губительное – равнодушие в семье.
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок
Зачастую мы забываем о теплых чувствах и проявляем черствость в отношениях с близкими. Но задумываемся ли мы, чем все это может обернуться, чем опасно равнодушие? К сожалению, не всегда. Если вовремя не оглянуться, не осознать степень серьезности проблемы равнодушия, то зарождается чувство одиночества. Нет, это не уединение, к которому стремятся, а самое настоящее губительное одиночество, когда человек страдает от недопонимания, нравственно умирает. Проблема человеческого равнодушия существует столько, сколько стоит мир. Она может проявляться везде и во всем. В отношении помощи бездомным, больным и беззащитным. Многие проходят мимо, считая, что их это не касается, а если вдруг будешь просить именно ты. Одна надежда – неравнодушное отношение окружающих; что будет, если оно отсутствует, даже страшно представить…
Чем опасно равнодушие? Мне кажется, этот вопрос можно рассматривать с разных сторон. Бывает равнодушие коллег, друзей, но самое главное, по моему мнению, равнодушие в семье. Семья… Что ж значит она для меня? Прежде всего, это любимые люди, которые готовы помочь в любую минуту. Это самое дорогое, что у меня есть и ради чего мне стоит жить. Семья для меня – это священный, бесценный союз, который нужно беречь. Опасно ли равнодушие в семье? Безусловно, да!
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок
- Сопоставление и оценка вступления и заключения к итоговому сочинению
1.Оцените вступление и заключение к сочинению на тему «Что такое взаимопонимание?» Докажите, соответствует ли заключение вступлению.
В настоящее время для людей очень важно такое понятие, как взаимопонимание в отношениях. Отношения могут проявляться между людьми или между человеком и природой, а также между младшим и старшим поколениями. И не всегда в этих взаимоотношениях существует взаимопонимание, которое выражается в доверии, умении понять и слышать друг друга, я бы даже сказала, в нахождении гармонии во взаимоотношениях. Как мне кажется, добиться взаимопонимания очень не просто, и зависит это от самого человека, ведь он сам решает, стоит ему идти на уступки ради другого или нет.
Таким образом, говоря о взаимопонимании, можно сделать вывод, что взаимопонимание – это чувство, которого сложно добиться. Для того чтобы добиться его, человек должен думать не только о себе, но и считаться с мнением другого человека. Все зависит от самого человека, и если он будет эгоистом, то ему будет сложно добиться доверия и взаимопонимания. Чтобы обрести гармонию в отношениях, нужно вырабатывать в себе положительные качества.
2 стр., 862 слов
... записываться «средствами машинной письменности», а художественная — средствами привычного традиционного письма. (26)В этом смысле буквы умрут только вместе с живым человеческим словом. (По А. Кондратову*) *Александр ... -логических машин, построенных на основе электронно-вычислительной техники. (14)С помощью «машинной письменности» можно, минуя перевод с языка на язык, записывать в электронной памяти ...
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок
2.Соответствуют ли по смыслу вступление и заключение к предложенному итоговому сочинению? Обоснуйте свой ответ. Какие проблемы поставлены во вступлении? Сделаны ли по ним выводы в заключении? Оцените соразмерность вступления и заключения. Отредактируйте вступление и заключение сочинению, приведя их в соответствие. Исправьте имеющиеся в тексте речевые ошибки.
- Оценка соответствия литературных примеров тезисам и аргументам.
Определите, соответствуют ли примеры из литературного произведения тезису, выдвинутому во фрагменте из итогового сочинения на тему «Способна ли природа воспитывать человека?»:
- Природа тоже зависит от нас. Сегодня она уже не может существовать без нас. Я бы хотела привести один из ярких примеров из рассказа В. М. Шукшина «Старик, солнце и девушка». Старик, герой произведения, каждый вечер приходил в одно и то же место, что бы полюбоваться закатом. Девушка-художница, которая находилась рядом все это время, ежеминутно комментирует меняющиеся краски во время заката. Но конец рассказа оказался для меня неожиданным и принес новые открытия для героини: дед, оказывается, слепой.
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок
- Формулировка логических переходов между смысловыми частями сочинения.
Во фрагменте итогового сочинения на тему «Способна ли природа воспитывать человека?» сформулируйте логическую связку для перехода от размышлений об одном произведении к другому:
- Рассказ В. М. Шукшина «Старик, солнце и девушка» показывает, как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту. В поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» природа выступает символом долгожданной свободы для главного героя, олицетворением его Родины и счастья. Вырвавшись, наконец, на свободу, Мцыри действительно слился с природой.
- Поиск и обоснование фактических ошибок.
Найдите во фрагменте итогового сочинения фактические ошибки и
недочеты и прокомментируйте их…
- Редактирование и исправление речевых
ошибок.
ошибки и исправьте их…
Ошибки в процессе редактирования, переписывания
и проверки сочинения
При редактировании черновика следует:
- выделить в работе все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса, и убрать необоснованные повторы одних и тех же мыслей;
- обратить внимание на правильность указания имен, фамилий, названий, инициалов, цитат и т.п., чтобы не допустить фактических ошибок;
- определить все места возможных речевых и грамматических ошибок и исправить их.
При переписывании сочинения начисто важно:
- помнить, что работа должна быть написана разборчивым почерком;
- обратить внимание на те орфограммы, в которых выпускник сомневается, и проверить их, либо свериться с орфографическим словарем;
- определить места возможных пунктуационных ошибок, которые можно обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.
При окончательной проверке работы полезно:
- внимательно прочитать сочинение от начала до конца по абзацам, следя за верной постановкой знаков препинания;
- прочитать текст сочинения по предложениям, начиная с последнего и заканчивая первым, чтобы отвлечься от содержания и сосредоточиться на поиске ошибок.
Итоговое сочинение с «Просвещением»
http:// old.prosv.ru/info.aspx?ob_no=43944
Серия «Учимся с „Просвещением“/Просвещение“ – учителю».
10-11 классы.
Серия «Учимся с «Просвещением» /«Экзамен с «Просвещением»
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения для образовательных организаций. Пособие для администрации школ, методистов, экспертов, участвующих в проверке сочинений, учителей.
Образовательные порталы, полезные при подготовке к ЕГЭ
Портал ФИПИ.
www.fipi.ru
Официальный информационный портал ЕГЭ.
http://www.ege.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование
http://
Портал «4ege».
http://4ege.ru/literatura
Открытый банк заданий ЕГЭ по литературе
http
Спасибо за внимание, Контактная информация:, Чурилова Татьяна Юрьевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ №18 имени А.П.Ляпина станицы Урухской Георгиевского городского округа
c hurilowa.tat @yandex.ru