метки: Подготовка, Выпускник, Итоговый, Сочинение, Ляпин, Станица, Урухской, Чурилов  МБОУ СОШ №18 имени А.П.Ляпина станицы Урухской, Чуриловой Татьяны Юрьевны 
 
   
  
3 стр., 1028 слов
 ...  частей и соединений, приумножая ратную славу астраханского казачества. Сегодня происходит возрождение казачества. Нынешние казаки вносят достойный вклад в становление ... на службе находилось около 25 казаков. Почетными казакам и станицы являлись: - Наказной Атаман Астраханского Казачьего Войска (Астраханский Губернатор1890 ... ул. Им. Демьянова В.В. д.1 кв.2 Сочинение. Любовь к родному краю, его культуре  ...  
  Подготовка к итоговому сочинению в среднем звене 
  Развитие умения создавать связный текст на заданную тему (в 5–6 классах) 
  1. Элементы анализа готовых текстов с разных точек зрения (тема, авторская позиция, композиция, языковые средства). 
  2.Отработка структуры сочинения-рассуждения. 
  3.Регулярное выполнение письменных работ разного объёма (на уроках и дома): 
-     по  биографиям писателей, очеркам из их жизни:   
  Что показалось мне интересным в биографии М.В.Ломоносова? Почему? 
-     объяснить те или иные слова великих людей:   
 «Лучшее, что есть в жизни человека, — это дружба». Согласны ли вы с данной цитатой Линкольна? 
-     толкование философских понятий (   дружба, благородство, преданность, смелость…), самопроверка и взаимопроверка по словарям разного типа: толковый, философский, энциклопедичес  кий.  
  Совершенствование умений школьников 
  1) 
  В 7–9 классах 
  Д. С. Лихачев. «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном»; 
  •   В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»;  
  •   А. И. Солженицын. «Крохотки» и др.  
  План анализа текста-образца 
 целевую установку 
 ключевые слова в заголовке 
 проблему 
 композиционный замысел 
 логические связи 
 7) определить  границы  логико-смысловых фрагментов основной части  текста-образца (тезис – аргумент – примеры – вывод) и дать им оценку; 
 8) найти в тексте-образце основную и второстепенную информацию; 
 отбор лексики 
  Молодость – это вся жизнь 
-     Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. Будет другое окружение, будет какой-то иной, «взрослый» мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. А в действительности оказалось иначе. Вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету. Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же. Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.  
-     Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца ее долгой жизни оставались ее школьные подруги, а когда они отходили «в иной мир», замены им не было. То же и у моего отца – его друзья были друзьями его молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных.  
-     В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. 
2 стр., 581 слов  ... коммуникациям Новости, рецензии и отзывы: Борис Натанович Пастернак о книге «Давид Самойлов. Мемуары. Переписка. Эссе» В издательстве "Время" вышли книги "Поэмы" , "Поденные записи: В 2-х  ... Времени" в юбилейный год увидела свет книга Андрея Немзера "Мне выпало счастье быть русским поэтом: Пять стихотворений Давида Самойлова" , книга "Давид Самойлов. Мемуары. Переписка. Эссе" и "Ранний Самойлов: ...   Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, – не радость.   
-     Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.  
-     И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя,  
 а изменить ее можно, но очень трудно. 
-     Наша молодость – это и наша старость.  
  Молодость – это вся жизнь 
-     Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. Будет другое окружение, будет какой-то иной, «взрослый» мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром.  А в действительности оказалось иначе.  Вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои  товарищи по школе, а потом и по университету  . Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же.  Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир  , о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.  
-     Я помню, что и  у моей матери самыми лучшими подругами до конца ее долгой жизни оставались ее школьные подруги  , а когда они отходили «в иной мир», замены им не было. То же и у моего отца –  его друзья были друзьями его молодости  . Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно.  Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей  – самых близких, самых нужных.  
-     В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение.  Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость.  Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым.  Радость, не разделенная с задушевными друзьями, – не радость.  
-     Храните молодость до глубокой старости.  Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности.  Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.  
-     И помните поговорку: «Береги честь смолоду».  Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.  
-     Наша молодость – это и наша старость.  
 
   18 стр., 8853 слов
18 стр., 8853 слов 
 ...  книги, в «Царь-рыбе» очень и очень много. Подобные ассоциации, становясь принципом поэтики, по существу, вскрывают главную, исходную позицию автора. В. Астафьев напоминает нам, что человек и природа ...  и негодованием по отношению к тем, кто своим равнодушием, жадностью, безумностью губит её. На вопрос о теме «Царь-рыбы» Астафьев ответил: «Наверное, это тема духовного общения человека с ...  
- Кем был Маленький Принц для автора, кем стал для вас? - Что же своей книгой завещал нам Экзюпери? " width="640">  
  Совершенствование умений школьников 
  2)Обучение созданию собственных письменных  
  высказываний на публицистические темы  
 на основе программных и самостоятельно 
 прочитанных художественных произведений. 
  Темы желательно формулировать в виде проблемного вопроса: 
- Милостыня и милосердие — это одно и то же? 
 — Можно ли согласиться с Мерцаловым ,что «…то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»? — Хорошо ли быть мечтателем? Может быть, это бесполезное занятие? — Гераклит Эфесский сказал: « Человек в ночи зажигает себе свет сам». 
 — О ком из героев можно сказать, что он « свет в ночи зажигает себе сам»? — Как ты понимаешь свой долг перед кем- либо, чем-либо?( опираясь на текст).
— Кем был Маленький Принц для автора, кем стал для вас? — Что же своей книгой завещал нам Экзюпери? 
 
   
  
3 стр., 1004 слов
 ...  он. Значит, главное чувство, которое преобладает во всех отношениях между людьми в поселке, — это жадность. Произведение «Царь-рыба» написано как повествование в рассказах. Книга состоит из множества ...  том, как он будет жить дальше, если выживет здесь. Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, ...  
  Приём «Кластер» 
 Тема: Человек – царь природы? 
 Проблемный вопрос: 
 Почему важно бережно относиться к природе? 
 Тезис 1: Человек – часть природы 
 (В.Астафьев «Васюткино озеро», 
 В.Астафьев «Царь-рыба») 
 Тезис 2: Разорваны связи человека с природой – отсюда великие нравственные потери, утрата человеком живой души 
 (К.Паустовский «Тёплый хлеб», 
 В.Распутин «Пожар») 
 Вывод: Природа и человек неразрывно связаны между собой 
 (М.Пришвин «Кладовая солнца», 
 В.Распутин «Прощание с Матёрой») 
 
   
  
 метод «Корзина» 
  Автор 
  Название произведения 
 Е.Васильев 
  Цитата 
 «Не стреляйте в белых лебедей» 
 В.Распутин 
 «Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царём-то зваться. Сын он её, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку!» 
 «Прощание с Матёрой» 
 В.Астафьев 
 «Поцарюет, поцарюет, да и загорюет. Дик, Дик человек, этак и зверь не умеет. Прости нам, господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». 
 «Царь-рыба» 
 «Забылся в человеке человек!» «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!»» 
 
   
  
  Тематические направления 
 1. «Верность и измена». 
 2. «Равнодушие и отзывчивость» 
 3. «Цели и средства» 
 
   
  
3 стр., 1484 слов
 ... стр.234) Список слов, «запрещенных» употреблению в школьных сочинениях по литературе (Создан в сообществе «Методическая копилка» учителями и экспертами, проверяющими сочинения в школах и вузах, с надеждой быть ...  Что такое доброта?, Какими качествами обладает добрый человек? Доброта – это душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро. Например, доброта и ...  
  Тематические направления 
 4. «Смелость и трусость» 
 5. «Человек и общество» 
  Критерии оценки итогового сочинения 
  в школе 
  1. Соответствие теме. 
 Выпускник отвечает на вопрос, размышляет над данной 
 проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов. 
  «Незачет» 
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала. 
 Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст. 
  «Незачет» 
  3. Композиция и логика рассуждения. 
 Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства. 
  «Незачет» 
  4. Качество письменной речи. 
 Выпускник выражает мысли, используя разнообразную лексику и синтаксические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. 
  «Незачет» 
  5. Грамотность. 
  «  Незачет»   :  грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов) 
 
   
  
  Определение приоритетных 
 направлений методической работы 
 в 10-11 классах по проблемам 
 обучения итоговому сочинению 
 1.Анализ формулировок тем, способы сужения 
 темы и определение основной идеи сочинения. 
 2.Актуализация проблематики сочинения, 
 тренировка в постановке проблемы и разработке системы вопросов к теме. 
 3.Подбор материалов для раскрытия темы; обоснованное включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал. 
3 стр., 1317 слов
 ... Ошибки не должны выбивать человека из колеи, так как каждый человек имеет право на ошибку. Вариант №2 Повествование хочется начать с того, что ошибки - неотъемлемая часть нашей жизни. Каждый из нас учится на своих ...  чем это сделать потом. Опыт и ошибки сочинение И как точно подметил поэт « И опыт, сын ошибок трудных…» На ошибках человек учится, делает правильные выводы. Отсутствие результата –  ...  
 4.Формулировка тезисов, формирование умения строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации – выводы).
 5.Обдумывание композиции сочинения: создание и совершенствование вступления и заключения, способы аргументации, включение в текст примеров и цитат, логические связи между частями и др. 
 6.Речевое оформление сочинения и оптимальные формы работы с черновиком. 
 
   
  
  Виды заданий по предупреждению типичных ошибок 
-     Выявление ключевых слов в формулировке темы и обоснование своего выбора.   
 В формулировках тем итоговых сочинений найдите ключевые слова и обоснуйте свой выбор: 
-  Как Вы считаете, важно ли всегда оставаться верным себе и своим идеалам?  
-  Согласны ли Вы с утверждением Луция Сенеки: «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима»?  
-  Согласны ли Вы с мыслью А.П.Чехова, что «…равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»?  
-  Важно ли в наше время быть отзывчивым человеком?  
-     Формулирование главной мысли итогового сочинения.   
 Сформулируйте главные мысли сочинений на следующие темы: 
 1. Бесцельное существование или невыполнимая цель? 
 2. Как найти цель своей жизни? 
 3. Где смелость, там и победа. 4. Всегда говорить правду – смелость или глупость? 
  Виды заданий по предупреждению типичных ошибок 
-     Подбор литературных примеров для аргументации своих мыслей.   
 Из каких произведений можно привести литературные примеры для аргументации тезисов при раскрытии темы: 
 1.«Человек для общества или общество для человека?» 
  2.«  Может ли один человек изменить общество?» 
-     Сопоставление и оценка двух вступлений к итоговым сочинениям на общую тему.   
 Сопоставьте вступления к двум итоговым сочинениям на общую тему и оцените: 
 1) какое из них более соответствует теме; 2) в каком удачнее сформулированы основные проблемы высказывания. Отредактируйте эти вступления, более четко сформулировав проблемы сочинения и удалив отступления от темы. Напишите свое вступление к каждой предложенной теме. 
11 стр., 5082 слов
 ... ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Все гости получили памятные сувениры, чему несказанно обрадовались. Ответ: ____________________________________________________ Прочитайте текст и выполните задания 10-17. (1)Манежная рысь вытряхивает из меня кишки. ...  Часть 2 состоит из одного вариативного задания, требующего развёрнутого ответа и представляет собой сочинение по прочитанному тексту. ...  
 Тема 1. Чем опасно равнодушие? 
  Равнодушие. Одно из тягчайших нравственных пороков, которое овладевает человеческими душами. Пожалуй, самое губительное – равнодушие в семье. 
  Виды заданий по предупреждению типичных ошибок 
  Зачастую мы забываем о теплых чувствах и проявляем черствость в отношениях с близкими. Но задумываемся ли мы, чем все это может обернуться, чем опасно равнодушие? К сожалению, не всегда. Если вовремя не оглянуться, не осознать степень серьезности проблемы равнодушия, то зарождается чувство одиночества. Нет, это не уединение, к которому стремятся, а самое настоящее губительное одиночество, когда человек страдает от недопонимания, нравственно умирает. Проблема человеческого равнодушия существует столько, сколько стоит мир. Она может проявляться везде и во всем. В отношении помощи бездомным, больным и беззащитным. Многие проходят мимо, считая, что их это не касается, а если вдруг будешь просить именно ты. Одна надежда – неравнодушное отношение окружающих; что будет, если оно отсутствует, даже страшно представить… 
  Чем опасно равнодушие? Мне кажется, этот вопрос можно рассматривать с разных сторон. Бывает равнодушие коллег, друзей, но самое главное, по моему мнению, равнодушие в семье. Семья… Что ж значит она для меня? Прежде всего, это любимые люди, которые готовы помочь в любую минуту. Это самое дорогое, что у меня есть и ради чего мне стоит жить. Семья для меня – это священный, бесценный союз, который нужно беречь. Опасно ли равнодушие в семье? Безусловно, да! 
  Виды заданий по предупреждению типичных ошибок 
-     Сопоставление и оценка вступления и заключения к итоговому сочинению   
 1.Оцените вступление и заключение к сочинению на тему «Что такое взаимопонимание?» Докажите, соответствует ли заключение вступлению. 
  В настоящее время для людей очень важно такое понятие, как взаимопонимание в отношениях. Отношения могут проявляться между людьми или между человеком и природой, а также между младшим и старшим поколениями. И не всегда в этих взаимоотношениях существует взаимопонимание, которое выражается в доверии, умении понять и слышать друг друга, я бы даже сказала, в нахождении гармонии во взаимоотношениях. Как мне кажется, добиться взаимопонимания очень не просто, и зависит это от самого человека, ведь он сам решает, стоит ему идти на уступки ради другого или нет. 
  Таким образом, говоря о взаимопонимании, можно сделать вывод, что взаимопонимание – это чувство, которого сложно добиться. Для того чтобы добиться его, человек должен думать не только о себе, но и считаться с мнением другого человека. Все зависит от самого человека, и если он будет эгоистом, то ему будет сложно добиться доверия и взаимопонимания. Чтобы обрести гармонию в отношениях, нужно вырабатывать в себе положительные качества. 
2 стр., 862 слов
 ... записываться «средствами машинной письменности», а художественная — средствами привычного традиционного письма. (26)В этом смысле буквы умрут только вместе с живым человеческим словом. (По А. Кондратову*) *Александр  ... -логических машин, построенных на основе электронно-вычислительной техники. (14)С помощью «машинной письменности» можно, минуя перевод с языка на язык, записывать в электронной памяти  ...  
  Виды заданий по предупреждению типичных ошибок 
 2.Соответствуют ли по смыслу вступление и заключение к предложенному итоговому сочинению? Обоснуйте свой ответ. Какие проблемы поставлены во вступлении? Сделаны ли по ним выводы в заключении? Оцените соразмерность вступления и заключения. Отредактируйте вступление и заключение сочинению, приведя их в соответствие. Исправьте имеющиеся в тексте речевые ошибки. 
-     Оценка соответствия литературных примеров тезисам и аргументам.   
 Определите, соответствуют ли примеры из литературного произведения тезису, выдвинутому во фрагменте из итогового сочинения на тему «Способна ли природа воспитывать человека?»: 
-     Природа тоже зависит от нас. Сегодня она уже не может существовать без нас. Я бы хотела привести один из ярких примеров из рассказа В. М. Шукшина «Старик, солнце и девушка». Старик, герой произведения, каждый вечер приходил в одно и то же место, что бы полюбоваться закатом. Девушка-художница, которая находилась рядом все это время, ежеминутно комментирует меняющиеся краски во время заката. Но конец рассказа оказался для меня неожиданным и принес новые открытия для героини: дед, оказывается, слепой.  
 
   
  
  Виды заданий по предупреждению типичных ошибок 
-     Формулировка логических переходов между смысловыми частями сочинения.   
 Во фрагменте итогового сочинения на тему «Способна ли природа воспитывать человека?» сформулируйте логическую связку для перехода от размышлений об одном произведении к другому: 
-     Рассказ В. М. Шукшина «Старик, солнце и девушка» показывает, как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту. В поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» природа выступает символом долгожданной свободы для главного героя, олицетворением его Родины и счастья. Вырвавшись, наконец, на свободу, Мцыри действительно слился с природой.  
-     Поиск и обоснование фактических ошибок.   
 Найдите во фрагменте итогового сочинения фактические ошибки и 
 недочеты и прокомментируйте их… 
-     Редактирование и исправление речевых   
  ошибок. 
 ошибки и исправьте их… 
  Ошибки в процессе редактирования, переписывания 
 и проверки сочинения 
  При редактировании черновика следует: 
-  выделить в работе все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса, и убрать необоснованные повторы одних и тех же мыслей;  
-  обратить внимание на правильность указания имен, фамилий, названий, инициалов, цитат и т.п., чтобы не допустить фактических ошибок;  
-  определить все места возможных речевых и грамматических ошибок и исправить их.  
  При переписывании сочинения начисто важно: 
-  помнить, что работа должна быть написана разборчивым почерком;  
-  обратить внимание на те орфограммы, в которых выпускник сомневается, и проверить их, либо свериться с орфографическим словарем;  
-  определить места возможных пунктуационных ошибок, которые можно обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.  
  При окончательной проверке работы полезно: 
-  внимательно прочитать сочинение от начала до конца по абзацам, следя за верной постановкой знаков препинания;  
-  прочитать текст сочинения по предложениям, начиная с последнего и заканчивая первым, чтобы отвлечься от содержания и сосредоточиться на поиске ошибок.  
 
   
  
  Итоговое сочинение с «Просвещением» 
  http://  old.prosv.ru/info.aspx?ob_no=43944 
  Серия «Учимся с „Просвещением“/Просвещение“ – учителю». 
 10-11 классы. 
  Серия «Учимся с «Просвещением» /«Экзамен с «Просвещением» 
  Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения для образовательных организаций.  Пособие для администрации школ, методистов, экспертов, участвующих в проверке сочинений, учителей. 
 
   
  
  Образовательные порталы, полезные при подготовке к ЕГЭ 
  Портал ФИПИ. 
  www.fipi.ru 
  Официальный информационный портал ЕГЭ. 
  http://www.ege.edu.ru/ 
  Федеральный портал «Российское образование 
  http:// 
  Портал «4ege». 
  http://4ege.ru/literatura 
  Открытый банк заданий ЕГЭ по литературе 
  http 
 
   
  
  Спасибо за внимание, Контактная информация:, Чурилова Татьяна Юрьевна, 
  учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ №18 имени А.П.Ляпина станицы Урухской Георгиевского городского округа 
  c   hurilowa.tat   @yandex.ru