Город Санкт-Петербург с самого своего основания прочно занял позиции в произведениях русских писателей как место действия, а порой и в качестве главного героя. К его образу обращались А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, поэты Серебряного века — А. Блок, О. Мандельштам, А. Ахматова. Замечательные образы Петербурга многих эпох — от Петра I до начала XX века — запечатлел в своем творчестве А.Н. Толстой. Не ушёл от этой темы и Ф.М. Достоевский: в романе «Преступление и наказание» этот город предстаёт свидетелем или даже участником разыгравшейся в его недрах жизненной трагедии.
Писатель уводит нас от парадного великолепия дворцов и площадей, и мы вместе с ним оказываемся по другую сторону петербургских декораций, где всё пространство заполнено домами с облупленными фасадами. Они поставлены друг к другу столь близко, что, высунув руку из окна одного дома, можно без труда дотянуться до стены другого, стоящего напротив. Лестницы, залитые помоями, и комнаты, которые «походят более на шкаф, чем на квартиру», составляют внутренность этих зданий.
Молодой человек идёт по улице, но его не поражают архитектурные шедевры «русской Венеции» — его изнуряет «жара страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса,кирпич и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу». Этот город уже смолоду отнимает у человека силы, здоровье и душевное спокойствие, гнетёт всякого, кто не обладает властью. Живущие в каменных мешках «бедные люди» (они незаметны с балконов петербургских дворцов) неминуемо становятся жертвами этого ослеплённого блеском и поражённого нищетой города.
Описывая Петербург, Достоевский не просто показывает его нам визуально, в качестве фона, на котором развиваются события. Он даёт нам возможность почувствовать этот город во всех его измерениях, ощутить его звуки, запахи, осязать его камни. Невозможно в полной мере представить себе Петербург, каким изобразил его Достоевский, без «нестерпимой вони из распивочных», без ругани и крика, тесноты, духоты и давки на улицах: «Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек».
В романе большое значение имеет цветовая характеристика города. Основными при описании Петербурга выступают все оттенки жёлтого цвета, символизирующего ещё со времён средневековья болезнь и безумие. Именно в жёлтый цвет окрашена мебель в комнате Алёны Ивановны, обои в её квартире также жёлтого цвета, как и стены в каморке, где живёт Раскольников. Мы видим чуть желтоватые стены в комнате Сони, жёлтый камень в перстне Лужина, и, наконец, сами дома в этом мрачном городе выкрашены также в жёлто-серый цвет. Петербург Достоевского жестоко и неизлечимо болен, как больны и его жители — герои романа «Преступление и наказание» (в памяти остаётся данное как бы крупным планом лицо Мармеладова).
Система образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
... самые высокие, самые гуманные начинания. В настоящей работе речь будет идти о системе образов в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Достоевский в своем романе вскрыл внутренние закономерности преступного ...
Однако и среди этой картины всепоглощающей нищеты и униженного человеческого достоинства писатель подаёт нам надежду на избавление от суеты и мерзостей петербургской жизни. Символом надежды в романе является зелёный платок Катерины Ивановны, который она носит до самой своей смерти. А после её смерти платок переходит к Сонечке. Отныне он будет сопровождать её везде: и в Петербурге, и на каторге, куда она самоотверженно отправится за Раскольниковым и где свершится его перерождение, начнётся «новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».
Таким образом, в конце романа зелёный цвет — цвет Сониного платка, цвет жизни, надежды и веры — преобладает над жёлтым цветом погрязшего в нищете и безумии Петербурга.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004