Пьеса Максима Горького «На дне» оставляет после прочтения очень тягостное, гнетущее впечатление. Он отразил жизнь московских босяков, обитателей жалкой ночлежки, где нет места личной жизни, где все на виду, даже самое сокровенное…
Самые разнообразные типы вывел Горький в своей драме. Это рабочие люди, которые могут, хотят, любят работать, но государство не обеспечивает их работой, и они ожесточаются, спиваются… Таковы Клещ и Бубнов…
В страшном мире уродливой социальной действительности в человеке убивают гордость, достоинство. Ваське Пеплу с детства внушали, что он вор… Васька с горечью говорит: «Я — сызмалетства — вор… Все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну — нате! Вот — я вор! Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… Оттого я вор, что другим именем никто, никогда, не догадался назвать меня…».
Что же происходит в последнем, четвертом акте драмы Горького?
Во-первых, читатели и зрители становятся очевидцами пьянки. Обитатели ночлежки пьют горькую. В попойке участвуют Барон, Клещ, Сатин. Считается: когда человек выпьет, ему станет легче, он забудет на время о своих проблемах, они покажутся ему уже не страшными, не такими неразрешимыми. Но героям Горького и под воздействием алкоголя легче не становится, слишком уж безобразна действительность, в условиях которой они живут.
На последних страницах пьесы устами Сатина дается оценка философии Луки. Клещ где-то прав: старик Лука «поманил куда-то их товарищей… а сам — дорогу не сказал». Сатин понимает, что старик «врал… но — это из жалости». Старик Лука из той породы людей, которые «лгут из жалости к ближнему», «красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут». Сатин — против лжи. Он считает, что «ложь — религия рабов и хозяев», для тех, «кто слаб душой», но все-таки, по его мнению, Лука — «умница». Я думаю, Лука — умница потому, что у него нет зла в сердце к людям, не озлобился он, хотя несладко ему в жизни приходилось. Бубнов, Клещ, Барон, Васька Пепел — озлобились, а он — нет. Да, не во всем прав Лука, трудно узреть грань, на которой кончается утешение и начинается обман. И все равно Лука — добрый человек, с неожесточившимся сердцем.
Заключительные страницы драмы Горького завершаются монологом главного героя Сатина. Его слова являются верхом поклона Человеку, превознося его величие. Сатин уверен в том, что человек — свободное существо. Он призывает уважать человека, не жалеть его и не унижать, а относиться с уважением и смирением.
Люди дна (по пьесе горького «на дне»)
... нищету жизни, ее «дно». В пьесе «На дне» он пишет о тех людях, которые не имеют смысла жизни. Они не живут, а существуют. Тема босяков очень близка Горькому, так как было ... алкоголиков. Лука предлагает Ваське Пеплу и Наталье уйти из ночлежки и искать своё светлое будущее в стороне от этого «гиблого места».<p> В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка ...
В конечной сцене драмы пьяные обитатели ночлежки запели тюремную песню «Солнце всходит и заходит». Такой выбор песни с ее мрачным содержанием и пронзительным напевом символичен. Герои драмы, поющие эту песню, будто бы поют о самих себе. Ночлежка, похожая на тюремную камеру, олицетворяет мрачность и безысходность. Здесь, в этом страшном общежитии, все остается в темноте, в то время как где-то бушует жизнь и радость.
Однако песню обрывает появление Барона, который несет страшную весть о суициде Актера. Актер решил покончить с собой, и причина такого решения остается загадкой. Кажется, что утешительная философия Странника Луки не смогла противостоять безысходности и мукам мирских проблем, которые изматывали героя.
Таким образом, финал драмы оказывается трагическим и подчеркивает безысходность и мрачность жизни обитателей ночлежки. Актер, делая окончательный выбор, показывает, что иногда смерть может быть воспринята как спасение от мучений. Это становится образом отражения бедности и отчаяния, присущих жизни бедняков.
Таким образом, последние страницы драмы являются глубоким размышлением о человеческом существовании, его величии, но также и безысходности и трагедии, которая присутствует в жизни обитателей ночлежки.
Актер — алкоголик. Но Лука убедил его в том, что есть необыкновенная лечебница, где алкоголиков излечивают от этой страшной, пагубной привычки. И Актер поверил в эту ложь. Однако, поняв, осознав, что рассказы Луки о прекрасной лечебнице всего лишь россказни, красивая ложь во имя спасения, он не смог продолжить жить дальше. Я думаю, смерть Актера наглядно иллюстрирует несостоятельность философии Луки. Ложная надежда иногда убивает человека.