Проблема исторической памяти…В. Астафьев

Сочинение

Сочинение ЕГЭ:

«Все вокруг приглушило дыхание, вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов» — этой цитатой из текста В. П. Астафьева мне хотелось бы начать свое сочинение-рассуждение.

Ни для кого не секрет, что о проблеме исторической памяти человек задумывался с давних времен. Так, классицизм, рассвет которого произошел в 17 веке, возвращал нас к эпохе античности, связывая современную на тот момент культуру с культурой Древней Греции. Стоит ли говорить об исторической памяти сегодня? Безусловно. В качестве примера я хочу привести предложение лидера партии ЛДПР погасить Вечные огни, чтобы невозможно было их осквернить, поскольку в последнее время все чаще происходят подобное. Наш современник В.П. Астафьев рассматривает эту проблему на примере грузинского местечка Гелати. Он рассказывает о печальной участи гелатского собора, об его осквернении монгольскими завоевателями. Неизгладимое впечатление оставляют детали : «скорбный глаз», «пресвятой Матери-Богородицы», «окровавленная нога распятого Спасителя». В.П. Астафьеву не кажется странным тот факт, что грузины сохранили собор в том виде, в каком его оставили завоеватели: дабы обратить внимание на сохранение исторической памяти.

Позиция автора не выражена явно, но она понятна читателю. Целый ряд эпитетов передает сочувственное отношение автора к собору: «Печально сердце гелатского собора, хмур и обветрен лик его, вечна и скорбна тишина в нем». Вместе с автором мы ощущаем чувство вины за то, что мы не всегда испытываем уважение к предкам. «Но грузины наизусть знают надпись над прахом Давида-строителя и охотно переводят ее…» — В.П. Астафьев пишет о той гордости, которую испытывают эти люди, и призывает нас проследовать их примеру, обратить внимание на свою историю, на историю наших предков.

Проблема исторической памяти волновала многих поэтов и писателей. Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» описывает общество, в котором запрещено хранение книг, поскольку каждая из них в какой-то мере затрагивает прошлое. Но автор также рассказывает о скитальцах, выучивающих книги, только чтобы сохранить это знание для будущих поколений, о людях, отказавшихся от собственной жизни ради высшей цели. Рэй Брэдбери убедительно показывает читателю, что общество, сознательно забывающее свою историю, не только теряет культуру, но и разрушается.

2 стр., 848 слов

Рассуждение «Сохранение исторической памяти» по тексту Быкова

... поколениям их учителя рассказывают истории о тех временах, а ученики запоминают их, передают своим детям, благодаря чему историческая память ... историческую память обязательно надо сохранять, поскольку человек не может запомнить абсолютно всё, его память ... исторической памяти. Это одна из проблем, поднятых автором в тексте. 3. В нашем обществе ... детям, пугают провинившихся ребят тем, что злобная колдунья ...

Похожая ситуация складывается в мире, описанном в книге Лоис Лоури «Дающий». Герои живут в коммунах, каждому члену которой уготована особая роль, контролируемая правилами. Стремясь к безопасности, к жизни без бед, боли и страданий, старейшины отказывают живущим в способности помнить, чувствовать, переживать. Но даже в подобном обществе необходим некто, чья обязанность — хранить информацию об истории, о мире вокруг, о правилах нравственности.

Все чаще мы слышим слова о том, что современному обществу не нужна историческая память, о том, как в разных странах пытаются переписать историю. Всё это порождает конфликты, и я искренне надеюсь, что в будущем все мы будем полагаться на опыт наших предков, а не превратимся в мир из романа-антиутопии.


Текст В.П. Астафьева: неполный


В глубине Грузии есть местечко Гелати. Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами, которые даже птицы не клюют…