Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок».
«Пленный рыцарь» продолжает «тюремную тему», поднятую Лермонтовым в «Узнике» и «Соседе». Наследуя традиции «рыцарской баллады» — характерные образы (молитва, песнь «во славу любезной», оруженосец) и ритмическую организацию, стихотворение лишено сюжетного развития.
Основной мотив узничества, несвободы тесно переплетается с ощущением трагического одиночества, вызванного конфликтом личности с окружающей действительностью. Произведение отражает трагическое мироощущение поэта, полагавшего, что духовная свобода возможна лишь за рамками земного бытия. Стихотворение выражает душевные страдания героя от несоответствия существующей реальности идеалам и подчеркивает безнадежность ожидания свободы.
Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой монолог, раскрывающий конфликт личности и общества, свободы и неволи.
Конфликт заявляется в первой строфе антитезой «темница – синее небо». Слово «молча» вызывает ассоциацию с пленом, при этом темницей для героя оказывается весь мир, а свобода – играющие в небе «вольные птицы»- едва виднеется из тесного окошка. Темница метафорически означает жизнь в неволе, в несвободе. Рыцарю «больно и стыдно» — ведь он побежден и пленен, хотя должен был в соответствии с рыцарским кодексом чести победить или пасть в бою.
Настоящее для рыцаря – горестные раздумья и бессмысленное прозябание в ожидании смерти, ведь все героические поступки остались в прошлом: «Помню я только старинные битвы». Герой пассивен – ему тесно в этой жизни, он буквально задыхается в ней: «душно …мне стало».
Третья строфа представляет развернутую метафору, где элементы рыцарских доспехов становятся деталями тюрьмы. Лермонтов вводит в строфу лексику, подчеркивающую бессилие и пассивность героя – закован, заколдован, давит. Прилагательное «каменный» создает образ склепа, из которого невозможно выбраться.
В четвертой строфе, построенной на метонимических переносах (щит мой – двери темницы, шлема забрало – решетки бойницы) при помощи антитезы камня и железа (щит, шлем, забрало) противопоставляются символизирующая неволю темница и бой, как символ борьбы за свободу. Характерной чертой стихотворения является внутренний параллелизм образов – центральные образы (щит, меч, конь) повторяются в катренах, получая художественное развитие.
Главные герои произведения Станционный смотритель Пушкина (характеристика)
... сказать о том, что он сопереживает героям, о которых ведет свой рассказ. Также читают: Картинка к сочинению Главные герои произведения Станционный смотритель Популярные сегодня темы Это сложный ... Пушкин. Любовная лирика является одной из основных в его творчестве. Среди шедевров особая роль отведена стихотворениям В самом начале творческого пути у А.М.Горького возникало желание написать повести ...
Рыцарь осознает свою абсолютную несвободу и стремится вырваться из чуждой жизни, видя свое избавление в смерти и торопя «летучее время». С помощью скрытой кольцевой композиции — противопоставление свободы неволе в первой строфе и противопоставление свободы смерти в последней строфе – поэт усиливает ощущение трагической безысходности жизненной ситуации для героя.
Заключительная строфа синтаксически противопоставлена первым четыре строфам – четверостишие состоит из трех законченных предложений, два из которых являются восклицательными. Повелительное наклонение (мчись же) вносит мажорные интонации. Рыцарь не побежден, его делает победителем нежелание сложить оружие, душевно капитулировать перед врагами: именно рыцарь – хозяин смерти, ведь она выступает лишь его оруженосцем, стремянным («смерть… подержит мне стремя»).
Стихотворение написано четырехстопным дактилем, который в сочетании со сплошной женской рифмой придает монотонную напевность стихотворению, передавая ощущения уныния и бессилия героя. Аллитерация шипящих звуков (сижу, окошком, грешной, тяжелый, шлем, щит, решетка, душно) передает интонации безнадежности и трагизма.
В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов выразил собственные душевные терзания, вызванные невозможностью самореализации, и нежелание капитулировать перед условностями общества.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь»
Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.
Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцирь железный.
В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.
Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решетка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.
Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, —
Слезу и сдерну с лица я забрало.