По стихотворению фета еще майская ночь

Сочинение

Сочинение по стихотворению Фета Еще майская ночь

Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать всё богатство чувств и впечатлений, навеянных природой.

В каждом своем произведении Фет изображает различные явления природы, которые по-своему прекрасны. В 1857 году поэт написал стихотворение «Еще майская ночь…», которое относится к большому циклу лирических пейзажей.

Название произведения говорит само за себя и определяет основную идею стихотворения. Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, вызывающей у него целую бурю восторженных эмоций: «Какая ночь! На всём какая нега!»

Нега — вот главная характеристика этой ночи. За её волшебство герой благодарен родному краю: «Благодарю, родной полночный край!»

  • И все дальнейшее развитие сюжета передает трепет, волнение героя, его умиление майской ночью.
  • Какая ночь! Все звёзды до единой
  • Тепло и кротко в душу смотрят вновь.

Композиционно стихотворение сосостоит из четырех строф с перекрестной рифмой: «край- май», «единой-соловьиной» и т. д.

Все стихотворение проникнуто настроением восторга, созерцания красоты природы, которая всегда рядом с человеком.

Жанр этого произведения можно определить как лирический пейзаж, созданной с помощью средств поэтической романтики, тесно переплетающиеся друг с другом.

  1. Кроме того, Фет применил в своем стихотворении очень точное, изящное и интересное сравнение. Он сопоставил счастливый трепет березы, которую «венчает» свежая листва, и невесту в свадебном уборе:
  2. Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
  3. Застенчиво манит и тешит взор.
  4. Они дрожат. Так деве новобрачной
  5. И радостен и чужд её убор.
  6. В этом стихотворении автор часто употребляет существительные женского рода («нега», «песнь», «душа», «тревога», «любовь», «береза», «дева» и другие) для более точной передачи эмоционального состояния лирического героя.
  7. Ритм произведения очень эмоционален, передает душевный трепет, волнение, восторженность и переживания.

Своим творчеством А. А. Фет учит нас радоваться тому, что создано природой, ведь мы тоже являемся ее неотъемлемой частью.

«Еще майская ночь…» А.Фет

Сочинение по стихотворению Фета Еще майская ночь

2 стр., 840 слов

По произведению : Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу ...

... я… И не жаль мне прошлого ничуть. «Выхожу один я на дорогу…», принадлежащем «к лучшим созданиям Лермонтова». Поэт взволнован величием ночи, ... героя, его мгновенные настроения и переживания. Композиция стихотворения делится на две части. В первой – великолепный пейзаж. ... на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения ...

Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега

  • Как свеж и чист твой вылетает май!
  • Какая ночь! Все звёзды до единой
  • Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной
  • Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной

  1. И радостен и чужд её убор.
  2. Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней,
  3. Невольной — и последней, может быть.

Анализ стихотворения Фета «Еще майская ночь…»

Не секрет, что тонкий и глубокий лирик Афанасий Фет все свои произведения писал, что называется, с натуры. Его стихи – это трансформированные чувства и образы, которые он пропускал через собственную душу.

Поэтому неудивительно, что в основе практически каждого стихотворения автора лежат реальные события, которые поэт отображает со свойственным ему изяществом, оставляя «за кадром» то, что, по мнению поэта, в данный момент не имеет лично для него особого значения.

У стихотворения «Еще майская ночь» также есть своя предыстория. Оно было написано в 1857 году практически сразу же после того, как Афанасий Фет женился на Марии Боткиной.

К своей молодой супруге поэт испытывал симпатию и глубокую привязанность, хотя и осознавал, что любовью эти чувства можно назвать лишь с очень большой натяжкой. Брак поэта был заключен по расчету из-за желания обеспечить себе достойную жизнь, к которой он привык с самого детства.

Все дело в том, что Фет был усыновлен довольно состоятельным помещиком Афанасием Шеншиным, но после его смерти был лишен наследства из-за неправильно оформленных бумаг и вынужден быт покинуть родовое имение, чтобы самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

Именно тогда поэта заставили и сменить фамилию – отныне он стал Афанасием Фетом. Таким образом, добившись руки Марии Боткиной, поэт хоть и не возвратил себе дворянский титул, но мог рассчитывать на вполне безбедное существование за счет внушительного приданого.

Майская ночь, которой в своем стихотворении так восхищается автор, судя по всему, является первой в его отнюдь не счастливой семейной жизни. Однако поэт полон решимости забыть свою возлюбленную Марию Лазич, от женитьбы на которой отказался именно из-за финансовых соображений.

Автор, словно бы очнувшись от длительной спячки, начинает замечать красоту окружающего мира, подчеркивая, что «все звезды до единой тепло и кротко в душу смотрят вновь» . Свою молодую супругу поэт сравнивает со стройной березой, которая «застенчиво манит и тешит взор».

Проводя подобную параллель, автор отмечает, что «так деве новобрачной и радостен, и чужд ее убор».

Личные чувства и переживания в эту ночь Афанасий Фет старается тщательно скрыть, считая, что не любовь, а финансовое благополучие являются залогом благополучной семейной жизни.

7 стр., 3387 слов

Моё любимое стихотворение (8 вариантов)

... поэт мог любоваться красотами южной природы. На этот раз молодого человека отправляли в эпицентр боевых действий. Потому стихотворение ... то, с какой точностью автору удалось описать душевные ... смог. Так поэт обнаружил себя, гуляющим по берегу Невы и смотрящим на ... свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Вариант 4 - Парус, Лермонтов 17 предложений/ 253 слова Мне очень нравится стихотворение ...

Впоследствии поэт осознает свою ошибку и будет жестоко расплачиваться за нее до конца своих дней, живя с женщиной, которую не любит. Однако в день свадьбы автор полон самых радужных надежд, хотя первые сомнения уже закрадываются в его душу.

Ему гораздо милее и приятнее любоваться ночным небом и восхищаться его красотой, чем проводить время с молодой женой. Поэтому поэт отмечает, что «твой лик, о ночь, не мог меня томить!».

О том, как Фет на самом деле относится к своему браку, свидетельствуют последние строки стихотворения «Еще майская ночь…», в которых автор признается: «Опять к тебе иду с невольной песней, невольной – и последней, может быть».

Поэт втайне сожалеет о том, что добровольно лишил себя свободы ради финансового благополучия, предчувствуя, что подобный союз очень скоро станет для него обузой.

О своей первой и единственной возлюбленной Фет открыто не упоминает, однако между строк этого романтического стихотворения можно уловить легкое сожаление о том, что его избранницей стала совершенно другая женщина. И с этим фактом, как позже выяснилось, поэт так и не смог смириться до самой своей смерти.

Природа в стихах А. А. Фета: анализ стихотворения «Ещё майская ночь»

Стихотворение «Еще майская ночь» было создано в 1857 году. Его автор А.А. Фет славится своими стихами о природе. Его произведения скрашивают страницы различных хрестоматий, школьных учебников и всевозможных стихотворных сборников. Поклонники творчества А.А. Фета без сомнения утвердят, что практически каждое произведение поэта посвящено природе среднеевропейской России.

Стихотворение «Еще майская ночь» изначально может показаться довольно легким, простым и воздушным. Автор восхищается красотой природы в весеннюю пору, радуется наступлению тепла.

Но вчитавшись в каждую строчку, каждое слово, понимаешь, насколько глубоко пропитан каждый слог теплом, восхищением и волнениями автора. А.А. Фет описывает звезды, песни соловья и листву берез. Афанасий Афанасьевич смог передать читателю свои ощущения.

Красота русской весны одарила героя этого стихотворения двойственными, но друг друга дополняющими чувствами. Именно на этом контрасте А.А. Фет смог передать нам свои эмоции и ощущения.

В стихотворении «Еще майская ночь» большое количество слов женского рода. Такой прием используется для передачи эмоционального состояния. Герой взволнован, восхищен и словно напуган красотой и властью майской ночи. Он не скрывает своего восторга и словно преклоняясь, произносит: «Какая ночь! Какая нега! Благодарю, родной полночный край!».

Эти восклицания окунают читателя в душевные переживания лирического героя. Мы ощущаем трепет его души, радость, связанную с приходом весны. Кажется, что он ждал этого момента, начала новой жизни, целую вечность. И вот с наступлением майской ночи, он понимает, что теперь, после того, как природа одарила его своей необычайной красотой, он готов встретиться даже со смертью. Вот каким образом А.А.

Фет смог рассказать нам, что такое смертельная красота.

8 стр., 3919 слов

Философская лирика фета

... поэт все же смог выразить свои чувства и переживания, используя полеты своей фантазии. В лирике Фета ... многих людей. Различают лирику любовную, гражданскую, философскую, пейзажную. Однако эта классификация условна, лирика в подавляющем большинстве ... на то, о чем хотел сказать автор. Фет - поэт-живописец, во многих его стихотворениях ... в зимнем одеянии, о том, как "ночь светла, мороз сияет," и "на двойном ...

Для того чтобы читатель смог прожить несколько минут жизни героя, автор использует эпитеты — лист полупрозрачный; олицетворения – звезды смотрят в душу, лист манит и тешит, твой вылетает май. Читая эти строки, ты невольно оказываешься в центре событий – слышишь, чувствуешь и живешь в кромешной тьме той майской ночи.

Стихотворение «Еще майская ночь» — это целая жизнь, заключенная в нескольких мгновеньях. А.А.Фет подарил нам мир, в котором мы можем раз за разом раскрывать новые детали, дополнять и восхищаться им. Каждый из нас является героем данного произведения. Каждое слово и строчка этого стихотворения подтверждает мастерство великого поэта.

Послушайте стихотворение Фета Еще майская ночь

Темы соседних сочинений

← Еще люблю еще томлюсь↑ ФетЕще одно забывчивое слово →

Сочинение по стихотворению Фета Еще майская ночь

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/feta/eshhe-majskaya-noch

Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь 6 класс

Стихотворение А. Фета «Еще майская ночь» представляет собой любование обычным временем суток — ночью. Однако, автор настолько искренне передает свое восхищение и выражает душевный подъем, связанный с увиденным, что каждый ночной образ заставляет читателя разгадывать загадки природных явлений, вызывая умиление и бурю эмоций.

Реалистичность изображения помогает почувствовать переживания лирического героя, трепет его души. Автор не скрывает, насколько долгожданной была эта майская ночь.

Родные просторы гостеприимно раскрывают объятия весеннему месяцу, который будто вырвался из оков зимы («из царства вьюг»).

Холода и тревоги для героя остаются позади. В стихотворении чувствуются умиротворение и полный покой.

Автор с восторгом отзывается о подобном состоянии: «какая нега!». Связь со звездным небом говорит о радостных изменениях в жизни поэта: «Все звезды в душу смотрят вновь».

Особое место А. Фет уделяет любви. Это чувство распространяется повсюду, хотя иногда тревожная нота не покидает его. Человек и природа в любом своем проявлении для автора едины: чувства разносятся «за песнью соловьиной».

Образ русской березы прекрасен, он подталкивает писателя к мысли о любовных взаимоотношениях. Упоминание о березе связано с событием, произошедшим незадолго до написания стихотворения. Свадьба А. Фета состоялась не по любви, а по расчету. Автор сравнивает дерево с невестой, которая теперь «тешит взор».

Пытаясь свыкнуться с положением, в котором он оказался, поэт испытывает грусть, сожаление о любимой женщине, оставшейся в прошлом. В последней строфе звучит мотив раскаяния. Но оптимизм поэта берет верх, ночь вдохновляет его на откровенные признания через изображение природы. Она будто поддерживает поэта в трудную минуту. Он с благодарностью воспевает ночную пору, ее волшебные явления.

Отличительный эмоциональный рисунок в произведении, представляющий собой колебания настроений, присматривается за счет некоторых синтаксических конструкций — восклицательных предложений, чередующихся с повествовательными. С приходом последнего весеннего месяца, когда листва зеленеет, трель соловья звучит громче, душа поэта молодеет. Каждая описанная им деталь оживает, благодаря слову великого поэта.

22 стр., 10585 слов

Сравнение философской лирики тютчева и фета. Изображение времен ...

... главной частью сочинения. Прежде всего внимательно вчитаемся в формулировки тем и постараемся выявить их сходство и различие. Для этого нужно уточнить, "расшифровать" их содержание. Основными темами творчества Тютчева и Фета являются природа, любовь, философские ...

Анализ стихотворения Еще майская ночь Фета

Всем известно, что все стихи Афанасия Фета были написаны с помощью раннее пережитых чувств. Ситуацию каждого произведения автор сам пережил в той или иной степени.

В стихотворении «Еще майская ночь…», также есть особая история. Оно было опубликовано в 1857 году, сразу же когда поэт сыграл свадьбу с Марией Боткиной.

К юной жене, Афанасий Фет испытывал самые нежные чувства и невозможную привязанность, он не мог представить ни минуты своей жизни без нее. Также он понимал, что чувства, которые он испытывал к ней, нельзя было назвать настоящей любовью.

Брак этот состоялся по причины его желания быть счастливым человеком. Дело в том, что Афанасий Афанасьевич был усыновлен богатым дворянином, но после его смерти, из-за неверно заполненных документов, лишился наследства и был вынужден уехать из имения.

В то время, ему пришлось сменить свою фамилию. Через некоторое время, женившись на Марии, он нашел смысл в жизни, ведь теперь он стал состоятельным молодым человек, за счет средств своей супруги.

Майская ночь – ночь, которая принесла поэту восхищение, это была первая ночь с Марией Боткиной. Он понимал, что не будет счастлив с ней, но это был способ избавиться от мыслей о своей бывшей возлюбленной Марии Лазич.

Чувства, которые сейчас испытывает модой поэт к Марии, объясняются тем, что именно в этот момент он становится благополучным и состоятельным человеком. Затем, поняв свою ошибку, поэт будет расплачиваться на протяжении всей своей жизни, живя с нелюбимой женщиной.

Он понимает, что навсегда потерял ее и теперь его избранницей стала другая женщина.

Вариант №3

Почти все стихотворения Афанасия Фета, созданы на основе образов природы, так как поэт видел ее по своему, и с ней отожествлял все свои самые, сокровенные чувства. Почти все его мысли и идеи, которые он хотел передать читателям, отожествляются картинами природы, и именно за ними кроется самое основное.

И к одному из таких произведений относиться стих под названием « Еще майская ночь », датированная в 1857 году. В этом тонком лирическом стихотворение, происходит упование лирическим героем, красоты и безмятежности майской ночи.

Необходимо заметить, что за всем этим скрывается, переживания и реальные события из жизни самого поэта.

Однозначно за всеми описанными событиями произведения кроется свое значение, ночная природа успокаивает и восхищает лирического героя. Но на фоне всей безмятежности, кроется тень сомнения и сожаления.

Это заметно в последних строчках « и в воздухе за песней соловьиной, разносится тревога и любовь », что ощутимо веет прохладой и тенью не хорошего предчувствия.

В дальнейшем четверостишие автор сравнивает образ берёзы, которые стоят неподвижно, словно чего то ждут и манят к себе взор лирического героя. Эта картина напоминает автору, внешность невесты, которая так же робко стоит и неподвижно ждет.

За этой композицией, возможно, кроется реальный случай из жизни поэта, за стройной березкой подразумевается воспоминание о какой то женщине, что оставила след в душе поэта. Для автора она похожа на невесту в своем радостном и одновременно печальном наряде.

5 стр., 2368 слов

План Сочинения: Стихотворение Поэт Лермонтова

... поэта. Такова основная мысль поэтического текста — гармония человеческих чувств возможна исключительно на фоне красот живой природы, исключительно в единстве с ней. План Сочинения: Стихотворение Поэт Лермонтова Условия успешного выполнения работы Жанр сочинения — анализ поэтического текста; ...

Подводя итоги нашего анализа, стоит отметить, что данное творение Афанасия Фета, это живой случай, возможно, не счастливой любви, которая отягощает душу поэта. Но только одно способно, утихомирить воспаленные чувства, это исцилительная красота природы. От которой наш автор не в силах оторвать взгляд.

6 класс, 10 класс кратко по плану

Сочинение по стихотворению Фета Еще майская ночь

  • Анализ стихотворения Бунина Высоко полный месяц стоит

    Стихотворение было написано и опубликовано в 1887 году, когда Ивану Бунину было только 17 лет. Стихотворения о родной природе всегда занимали в творчестве молодого поэта одно из главных мест. «Высоко полный месяц стоит» — одно из них.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Поэт 9 класс

    В стихотворении Лермонтова «Поэт», очень хорошо раскрыта тема жизни поэта в обществе, его отношение к этому обществу, что делает его прочтение незабываемым, так как читатель может полностью понять этого молодого человека, который не может найти себе

  • Гиппиус

    Творчество Зинаиды Гипиус является ярким примером символизма, как солнце среди туч, ведь эта писательница поразила всех своей уникальностью. Свой внутренний лучик писательства она вначале творчества отражала в доверительных письмах,

  • Анализ стихотворения Бальмонта Лунный свет

    Константин Дмитриевич Бальмонт – один из представителей поэтов Серебряного века, символист, критик и переводчик талантливая и разносторонняя личность. Его называли поэтом весны. Он мог передать всю красоту, нежность,

  • Анализ стихотворения Бальмонта Лебедь

    Каждый человек, сам того не понимая в течении жизни обращается к различным символам. Нужно сказать, что порой мы это делаем, даже не задумываясь об этом. Великий русский писатель Константин Бальмонт является одним из ярких

Источник: https://analiz-stihov.ru/fet/eshhe-majskaya-noch-6-klass

Сочинение «Стихотворения А. А. Фета «Еще майская ночь…» и «Весенний дождь» (Восприятие, истолкование, оценка)»

Поэзия Фета заслуженно считается одной из вершин русской лирики. Стихи его наполнены удивительно тонкими образами, и несмотря на то, что темы лирики Фета сводятся к двум: описание красоты природы и любовная лирика, его стихи проникнуты глубоким психологизмом.

И взаимопроникновение двух этих тем создает удивительные, тонкие и красивые стихи. Мир творчества Фета очень узок, в него не допускались грязь и зло жизни. Стихи Фета легки и изящны. В них утверждается основная мысль всего творчества поэта: жизнь природы и человеческой души — это неразрывное единство, одна не может существовать без другой.

Поэзия Фета удивительно музыкальна, многие из его стихов положены на музыку.

Фет воспевает любовь и красоту в каждом своем стихотворении. Описание природы в его стихах удивительно тонко, поэзия Фета передает неуловимые изменения в природе, и в его стихах все живое отражается в движении.В 1857 году Фет написал стихотворение «Еще майская ночь…», которое может с полным правом считаться одной из вершин его лирики.

14 стр., 6734 слов

Фет степь вечером анализ. Анализ стихотворения А.А.Фета «Степь ...

... по критериям. Комментарий учителя., Тексты стихотворений для каждого ученика текст стихотворения С.А. Есенина стихотворения С. А. Есенина Словари литературоведческих терминов, карточки понятие «лирический герой» ... о пробуждающейся природе, о первых ... в светлости осенних вечеров (Е) Умильная, таинственная ... произведений., А.А. Фета «Печальная береза»., ... Сквозь лазурный сумрак ночи Альпы снежные глядят; ...

Название стихотворения раскрывает его содержание. Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, именно по этой причине во всем тексте произведения множество восклицаний:Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!Стихотворение начинается демонстрацией общей картины этой дивной ночи.

Главная характеристика прекрасной майской ночи — это «нега». Ночь нежна, спокойна. Ее теплый воздух дышит ароматами цветов и трав, ветерок ласково освежает. За это герой благодарен родному краю.В майскую ночь герой Фета вспоминает о зимнем «царстве». Почему это проис-ходит? Может быть, потому, что белые лепестки цветущих яблонь и вишен так похожи на снег?

А еще май «свеж и чист» своей юной, едва распустившейся зеленью, обилием света и легкостью, прозрачностью воздуха, еще не узнавшего, что такое изнурительная жара.

Именно в этом месяце весна предстает перед нами во всей красе:Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносятся тревога и любовь.Во второй строфе стихотворения поэтическое пространство немного сужается.

1ерой пейзажной лирики Фета всегда растворен в природе, является ее неотъемлемой частью, именно поэтому стихи Фета заключают в себе такую точность и одновременно неуловимость образов, удивительную лиричность и красоту в описании природы.

Фет и его лирический герой стремятся постичь красоту и таинственность этой чудесной ночи, и стихотворение обретает все большую точность, приближаясь к пейзажной зарисовке:Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор.

Как тонко подмечена каждая деталь! Ничто не ускользнуло от внимательного взгляда автора.

С помощью точных и удивительно ярких олицетворений («звезды смотрят», «березы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит») Фет передает жизнь природы, которая близка тонко чувствующему человеку, отвечает его душевному состоянию.

В этих строках Фет подчеркивает женственность природы, воспевает ее гармонию и красоту:Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть.

В этих строках заключена основная идея стихотворения, раскрываются образы, очерченные тонким намеком («тревога и любовь», «радостен и чужд ее убор»).

Лирический герой испытывает счастье, восхищение — но при этом и тревогу, и отчаяние. И эта тревога, так непонятная в чудесную и тихую майскую ночь, рас-крывается в последних строках.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-stixotvoreniya-a-a-feta-eshhe-majskaya-noch-i-vesennij-dozhd-vospriyatie-istolkovanie-ocenka/

3 стр., 1155 слов

Поэзия Фета — сама природа, зеркально глядящая в человеческую ...

... ею. Поэзия Фета - сама природа, зеркально глядящая в человеческую душу. 20622 человека просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ... любовь и гармонию. Стихи А. А. Фета показывают прекрасный и чистый мир природы, ее безыскусную красоту и свежесть. Стихотворения, посвященные природе отличаются необычайно наблюдательностью и реализмом, с ...

Стихотворение А. А. Фета “Еще майская ночь…”

Афанасий Афанасьевич Фет владел особым чувством природы. Он восхищался красотой мира безотчетно, непосредственно, как наивный ребенок, как влюбленный юноша.

Поэт создавал не обычные пейзажные зарисовки, а стремился рассказать о своих впечатлениях, навеянных природой.

Всякая мысль у Фета рождена эмоцией. В каждом своем произведении он выражает целую гамму изменчивых чувств, переживаний, настроений, вызванных различными явлениями природы, которые у поэта всегда прекрасны.

Какая ночь! На всем какая нега!

  • Благодарю, родной полночный край!
  • Из царства льдов, из царства вьюг и снега
  • Как свеж и чист твой вылетает май!

Лирический герой начинает свой монолог с показа общей картины этой дивной ночи. Чем она так хороша?

“Нега” – вот главная ее характеристика. Ночь нежна. Ее теплый, приятный воздух дышит ароматами цветов и трав, ветерок ласково освежает.

За это герой благодарен родному краю, к которому растроганно обращается.

Почему в майскую ночь персонаж вспоминает о зимнем “царстве” ? Может быть, потому, что белые лепестки цветущих яблонь и вишен так похожи на снег?

  1. А еще май “свеж и чист” своей молодой зеленью, обилием света и легкостью, прозрачностью воздуха, еще не знающего, что такое изнурительная жара.
  2. Именно в этом месяце весна предстает перед нами во всей красе:
  3. Какая ночь! Все звезды до единой
  4. Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
  5. И в воздухе за песнью соловьиной
  6. Разносятся тревога и любовь.

Во второй строфе поэтическое пространство чуть-чуть сужается. Мы видим более конкретные образы. Но трактовка их по-прежнему очень эмоциональна, она передает, я думаю, трепет, волнение героя, его умиление майской ночью.

Чувствуется, что человеку не хватает слов выразить душу. Его фразы противоречивы, от них веет загадкой, которую сможет разгадать лишь тот, кто сам пережил нечто подобное.

  • Герой пейзажной лирики Фета всегда растворен в природе, является ее неотъемлемой частью, поэтому способен воспринять и оценить многие достоинства этого мира, недоступные для обычных людей.
  • Напряженно, азартно, страстно постигает персонаж чудеса майской ночи:
  • Березы ждут. Их лист полупрозрачный
  • Застенчиво манит и тешит взор.
  • Они дрожат. Так деве новобрачной
  • И радостен и чужд ее убор.

Как тонко подмечена каждая деталь! Ничто не ускользнуло от внимательного взгляда автора. С помощью чувственных олицетворений . Фет передает жизнь природы, которая всегда рядом с человеком, сочувствует ему, отвечает на его состояние. Не случайно с настроением новобрачной девы сравнивается “переживание” деревьев. Это сопоставление встречается еще в устном народном творчестве.

Издавна на Руси сравнивали березу и девушку. Однако Фет находит новое в этой традиции. Он сопоставляет счастливый трепет березы, которую “венчает” свежая листва, и невесты в свадебном уборе.

Очень точное, изящное, интересное сравнение!

В этом стихотворении заметна такая тенденция: изображая майскую ночь в деталях, автор тяготеет к понятиям женского рода . Почему? Но ведь и ночь, и весна того же рода! Видимо, Фет сознательно или интуитивно указывает здесь на то, что природа женственна, отсюда ее красота и гармония, которые всегда будет воспевать поэт:

29 стр., 14099 слов

Поэтический образ весны в лирике Ф. Тютчева и А. Фета (сопоставительный ...

... Природа для Тютчева всегда юная. Осень и зима не несут ей старческой смерти. Поэт выразил в своих стихах торжество Весны как молодости. В 30-х годах весне он посвятил семь стихотворений: ... просторами зачинающейся весны в России » – читаем мы в критической статье Льва Озерова «Люблю грозу в начале мая…(История одного стихотворения)» – «Шестнадцать алмазных строк русской лирики Тютчев хранил в своей ...

  1. Нет, никогда нежней и бестелесней
  2. Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
  3. Опять к тебе иду с невольной песней,
  4. Невольной – и последней, может быть.

Вот кульминация и идея стихотворения. Отрицания в последней строфе, а также эпитеты “невольной”, “последней” свидетельствуют о том, что лирический герой переполнен чувствами. Его великое счастье граничит с глубоким отчаянием, так как он боится потерять прекрасные мгновения майской ночи. Они безвозвратны, потому что неповторимы, но не только в этом источник печали героя.

Я думаю, творец в стихотворении Фета переживает еще и о своей будущей возможной несостоятельности.

Ведь муза коварна. Кто знает, посетит ли она поэта в следующий раз? Сможет ли она снова “выразить в звуке” всю прелесть подобных ночей?

Каждому из нас порой хочется остановить время, но оно неумолимо движется вперед. Именно поэтому все надо делать, как в последний раз, отдаваясь целиком, и, конечно, радоваться тому, что уже создано.

( 1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/stixotvorenie-a-a-feta-eshhe-majskaya-noch/

«Майская ночь», анализ стихотворения Фета

любовной лирике

В сборнике целый ряд стихотворений, не выделенных формально в отдельный цикл, посвящен этой давней любви поэта. Образ женщины, память об их отношениях и живое восприятие поэтом давно ушедшего человека выступают как форма преодоления времени и смерти, разделяющей людей. Л.

Толстой дал высочайшую оценку «одному из самых редких стихотворений», написав в письме к автору: «Я не знаю у вас лучшего».

нечетностопным ямбом

Произведение отличает богатство изобразительных средств : в нем присутствуют эпитеты (среде убогой, прозрачный отрезок), метафоры (небо со звездами на челе, лунный серп, царит весны таинственная сила), олицетворения (туч последняя толпа).

Композиционно

первой половине

Динамичность описания создается словом «толпа» применительно к тучам и рифмующимися глаголами «пролетает-тает», подчеркивающими стремительность движения туч и тему их «растворения».

Изменение картины неба, очистившегося от туч, подталкивает лирического героя к вызванному безудержной властью весны обобщающему умозаключению: «Царит весны таинственная сила». Венцом этой силы, столь остро ощущаемой в майскую ночь, выступает небо «со звездами на челе».

Вторая часть

Ночь, любовь и познание счастья сплетаются воедино. Фет обращается к возлюбленной: «Ты, нежная! Ты счастье мне сулила на суетной земле».

Размышляя о том, что такое счастье, поэт, находясь уже в зрелом возрасте (на момент написания стихотворения ему было 50 лет), понимает, что чувства и духовная близость двух людей гораздо важнее всех материальных благ «на суетной земле».

В стихотворении отчетливо прослеживается характерный для поздней лирики Фета мотив свободного полета , стремления выйти за рамки времени и пространства. Сердце поэта принадлежит той, с кем может соединить его только смерть: «За ним! За ним! воздушною дорогой – и в вечность улетим!».

Поэт ощущений, Фет остро чувствовал красоту и гармонию природы, поэтому в «Майской ночи» все детали описания пейзажа поразительно точно раскрывают душевные переживания лирического героя.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета
  • «Весенний дождь», анализ стихотворения Фета
  • «Сияла ночь. Луной был полон сад», анализ стихотворения Фета
  • «Бабочка», анализ стихотворения Фета
  • «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
  • «Осень», анализ стихотворения Фета
  • «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
  • «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
  • «Старые письма», анализ стихотворения Фета
  • «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
  • «Смерти», анализ стихотворения Фета
  • «Музе», анализ стихотворения Фета
  • «Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета

По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич

Источник: https://goldlit.ru/fet/400-maiskaya-noch-analiz

Анализ стихотворения А. А. Фета «Еще майская ночь…»

Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать все богатство чувств и впечатлений, навеянных природой.

В каждом своем произведении Фет изображает различные явления природы, которые по-своему прекрасны.

В 1857 году поэт написал стихотворение «Еще майская ночь…», которое относится к большому циклу лирических пейзажей.

чудесной майской ночью, вызывающей у него целую бурю восторженных эмоций: «Какая ночь! На всем какая нега!» Нега — вот главная характеристика этой ночи. За ее волшебство герой благодарен родному краю: «Благодарю, родной полночный край!» И все дальнейшее развитие сюжета передает трепет, волнение героя, его умиление майской ночью. Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь. Композиционно стихотворение сосостоит из четырех строф с перекрестной рифмой: «край — май», «единой-соловьиной» и т. д.

Все стихотворение проникнуто настроением восторга,

созерцания красоты природы, которая всегда рядом с человеком. Жанр этого произведения можно определить как лирический пейзаж, созданной с помощью средств поэтической романтики, тесно переплетающиеся друг с другом. Поэтические приемы, употребляемые Фетом в этом стихотворении, весьма разнообразны. Яркие эпитеты («май свеж и чист», «лист полупрозрачный»); чувственные олицетворения — «звезды смотрят», «березы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит»); множество восклицаний — «Какая ночь! На всем какая нега!», «Благодарю, родной полночный край!») рисуют общую картину дивной ночи. Кроме того, Фет применил в своем стихотворении очень точное, изящное и интересное сравнение. Он сопоставил счастливый трепет березы, которую «венчает» свежая листва, и невесту в свадебном уборе: Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор. В этом стихотворении автор часто употребляет существительные женского рода («нега», «песнь», «душа», «тревога», «любовь», «береза», «дева» и другие) для более точной передачи эмоционального состояния лирического героя. Ритм произведения очень эмоционален, передает душевный трепет, волнение, восторженность и переживания.

Своим творчеством А. А. Фет учит нас радоваться тому, что создано природой, ведь мы тоже являемся ее неотъемлемой частью.

( 1 votes, average: 5,00

Источник: https://russkie-sochineniya.ru/analiz-stixotvoreniya-a-a-feta-eshhe-majskaya-noch/

Стихотворение А. А. Фета «Еще майская ночь…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

Афанасий Афанасьевич Фет владел особым чувством природы. Он восхищался красотой мира безотчетно, непосредственно, как наивный ребенок, как влюбленный юноша.

Поэт создавал не обычные пейзажные зарисовки, а стремился рассказать о своих впечатлениях, навеянных природой. Всякая мысль у Фета рождена эмоцией.

В каждом своем произведении он выражает целую гамму изменчивых чувств, переживаний, настроений, вызванных различными явлениями природы, которые у поэта всегда прекрасны.

В 1857 году Фет написал стихотворение «Еще майская ночь…»,

которое я очень люблю. Название здесь говорит само за себя. Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, поэтому во всем тексте множество восклицаний: Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Лирический герой начинает свой монолог с показа общей картины этой дивной ночи. Чем она так хороша?

«Нега» — вот главная ее характеристика. Ночь нежна. Ее теплый, приятный воздух дышит ароматами цветов и трав, ветерок ласково освежает. За это герой благодарен родному краю,

к которому растроганно обращается. Почему в майскую ночь персонаж вспоминает о зимнем «царстве» (метафора)? Может быть, потому, что белые лепестки цветущих яблонь и вишен так похожи на снег? А еще май «свеж и чист» (эпитеты) своей молодой зеленью, обилием света и легкостью, прозрачностью воздуха, еще не знающего, что такое изнурительная жара. Именно в этом месяце весна предстает перед нами во всей красе: Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносятся тревога и любовь. Во второй строфе поэтическое пространство чуть-чуть сужается. Мы видим более конкретные образы. Но трактовка их по-прежнему очень эмоциональна, она передает, я думаю, трепет, волнение героя, его умиление майской ночью. Чувствуется, что человеку не хватает слов выразить душу. Его фразы противоречивы, от них веет загадкой, которую сможет разгадать лишь тот, кто сам пережил нечто подобное. Герой пейзажной лирики Фета всегда растворен в природе, является ее неотъемлемой частью, поэтому способен воспринять и оценить многие достоинства этого мира, недоступные для обычных людей. Напряженно, азартно, страстно постигает персонаж чудеса майской ночи: Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор. Как тонко подмечена каждая деталь! Ничто не ускользнуло от внимательного взгляда автора. С помощью чувственных олицетворений («звезды смотрят», «березы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит»).

Фет передает жизнь природы, которая всегда рядом с человеком, сочувствует ему, отвечает на его состояние. Не случайно с настроением новобрачной девы сравнивается «переживание» деревьев. Это сопоставление встречается еще в устном народном творчестве. Издавна на Руси сравнивали березу и девушку. Однако Фет находит новое в этой традиции. Он сопоставляет счастливый трепет березы, которую «венчает» свежая листва, и невесты в свадебном уборе. Очень точное, изящное, интересное сравнение! В этом стихотворении заметна такая тенденция: изображая майскую ночь в деталях, автор тяготеет к понятиям женского рода («нега», «песнь», «душа», «тревога», «любовь», «береза», «дева» и другие).

Почему? Но ведь и ночь, и весна того же рода! Видимо, Фет сознательно или интуитивно указывает здесь на то, что природа женственна, отсюда ее красота и гармония, которые всегда будет воспевать поэт: Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть. Вот кульминация и идея стихотворения. Отрицания в последней строфе, а также эпитеты «невольной», «последней» свидетельствуют о том, что лирический герой переполнен чувствами. Его великое счастье граничит с глубоким отчаянием, так как он боится потерять прекрасные мгновения майской ночи. Они безвозвратны, потому что неповторимы, но не только в этом источник печали героя. Я думаю, творец в стихотворении Фета переживает еще и о своей будущей возможной несостоятельности. Ведь муза коварна. Кто знает, посетит ли она поэта в следующий раз? Сможет ли она снова «выразить в звуке» всю прелесть подобных ночей?

Каждому из нас порой хочется остановить время, но оно неумолимо движется вперед. Именно поэтому все надо делать, как в последний раз, отдаваясь целиком, и, конечно, радоваться тому, что уже создано.

Стихотворение А. А. Фета «Еще майская ночь…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

Источник: https://home-task.com/stixotvorenie-a-a-feta-eshhe-majskaya-noch-vospriyatie-istolkovanie-ocenka/

Анализ стихотворения а.фета «еще майская ночь»

Какая ночь! На всем какая нега!

  • Благодарю, родной полночный край!
  • Из царства льдов, из царства вьюг и снега
  • Как свеж и чист твой вылетает май!
  1. Какая ночь! Все звезды до единой
  2. Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
  3. И в воздухе за песнью соловьиной
  4. Разносится тревога и любовь.
  • Березы ждут. Их лист полупрозрачный
  • Застенчиво манит и тешит взор.
  • Они дрожат. Так деве новобрачной
  • И радостен и чужд ее убор.
  1. Нет, никогда нежней и бестелесней
  2. Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
  3. Опять к тебе иду с невольной песней,
  4. Невольной — и последней, может быть.

15 мая 1857

При издании в сборнике 1863 г. стихотворение было помешено в состав цикла «Весна», состоящего из одиннадцати стихотворений. «Еще майская ночь» — девятый текст в цикле. Состав цикла: I. «Уж верба вся пушистая…»; II.

«Еще весна — как будто неземной…»; III. «На заре ты ее не буди…»; IV. «Еще весны душистой нега»; V. Пчелы; VI. Весенние мысли; VII. Весна на дворе; VIII. Первый ландыш; IX. Еще майская ночь; X. «Опять незримые усилья…»; XI.

Весенний дождь.

В составе цикла стихотворение «Еще майская ночь» выделяется философичностью (другие произведения относятся скорее к пейзажной и / или любовной лирике) и драматическим (а потенциально — трагическим) смыслом концовки: лирическое «я» ощущает не только сродненность, но и разлад с вечно обновляющейся природой, предчувствует вероятную близость смерти. Антитеза вечной природы и смертного «я» встречается также в еще одном стихотворении цикла, «Еще весна, — как будто неземной…» (1847): «Придет пора — и скоро, может быть, — / Опять земля взалкает обновиться, / Но это сердце перестанет биться / И ничего не будет уж любить».

В плане неосуществленного нового издания, составленном Фетом в 1892 г., оно также включено в раздел «Весна», содержащий двадцать три стихотворения.

Начало второй строфы — повтор того же восклицания, которым открывалась первая, однако смысл второго четверостишия иной. Появляются конкретные черты пейзажа, хотя и поданные в метафорическом ключе (звезды), и весенние звуки — «песнь соловьиная».

Весна предстает сначала в зрительном восприятии, при этом взгляд воображаемого созерцателя устремлен вверх, к звездному небосводу (первые две строки второго четверостишия).

В третьей строке строфы зрительное восприятие сменяется слуховым, акустическим: слышна «песнь соловьиная».

Четвертый стих — своеобразный промежуточный итог в тексте стихотворения: весна — пора тревоги и любви.

Смысл слова тревога пока что не вполне ясен, но очевидно, что прежде всего это тревога томления, любовного чувства; не случайно лексемы тревога и любовь поставлены в один ряд, объединены соединительным союзом и.

Но стихотворение этим не заканчивается. В третьей строфе акустическое восприятие вновь сменяется зрительным: дается описание весенних берез.

Однако начинается это описание с метафоры «Березы ждут», причем как бы оборванной, «недоговоренной» (нет дополнения — ждут чего? кого?).

Благодаря этому высказывание приобретает многозначный смысл (ждут весны, обновления, любви, которая царит и в мире природы).

Это не только одушевляющая метафора, но и изображение легкой дрожи листьев на ветру.

Концовка строфы — сравнение деревьев с «девой новобрачной» — переводит картину весенней природы вновь в метафорический план.

Четвертая строфа — своеобразное «эхо» первой. Она также открывается восклицательным предложением и обращением к весенней ночи.

Второе предложение, занимающее две последние строки произведения, — также обращение к ночи, хотя и не оформленное как восклицание. Но теперь взгляд лирического «я» устремлен не на мир вовне, а внутрь своей души.

В предпоследней строке содержится повтор слова песнь / песня , однако это уже не весенняя «песнь соловьиная», а «песнь» лирического «я», музыка души, стихи.

«Песнь» лирического «я» «невольная», ибо она, как и «песнь соловьиная», неудержимо стихийна.

Концовка резко ломает эмоциональный тон текста: весеннее обновление природы контрастирует с состоянием созерцателя, ожидающего вскоре возможную смерть. Прежде мир «я» и мир весенней ночи пребывали в счастливой гармонии, теперь она нарушена. И «томление» «я» может быть понято как неисполнимое стремление к растворению в мире природы.

Упомянутая в конце второй строфы «тревога» теперь может быть прочитана не только как счастливая (томление любви, сладкое томление, вызванное обновлением природы), но и как тревога, беспокойство в ожидании возможной смерти «я». И эта тревога контрастирует с радостной «дрожью» весенних берез.

бестелесней

От ликования природы и ликования «я» к констатации близкого уничтожения созерцающего ее красоту — таков мотивный «рисунок» стихотворения.

Стихотворение построено на противоречивом сочетании условных, метафорических образов («царство льдов», «царство вьюг и снега»), в том числе примеров олицетворения мая и ночи наподобие живого существа («вылетает май», «лик» ночи) с образами предметными, но наделенными («лист полупрозрачный») или объединяющими предметность и метафорическое одушевление («звезды / Тепло и кротко в душу смотрят», «Березы ждут», «Они дрожат»).

Образ звезд, возможно, соотнесен с лермонтовским «И звезда с звездою говорит» [Лермонтов 1989, т. 1, с. 85]. Однако в стихотворении М. Ю. Лермонтова разговор, «союз» звезд противопоставлен одинокому, затерянному в бытии лирическому герою, в то время как у Фета звезды обращены к «я», «смотрят» ему в «душу».

Стихотворение написано пятистопным ямбом с чередующимися женскими и мужскими окончаниями стихов. «В лирике 5-стопный ямб выступает соперником 6-стопного в его последней области — в элегической и смежной с ней тематике» [Гаспаров 1984, с. 167].

Фетовское стихотворение — уже не элегия в ее «чистом» виде; разрушение жанра элегии произошло еще в 1820—1830-е годы. От элегии сохраняется (в редуцированном, ослабленном виде) мотив размышлений о жизни, философичность. Приуроченность раздумий лирического героя к ночному времени суток также характерна для многих произведений этого жанра.

О признаках элегии напоминают скрытая антитеза «прошлое — настоящее», мотив отчуждения от жизни, переоценка прожитого.

Метрическая схема пятистопного ямба: 01/01/01/01/01 (в нечетных строках стихотворения Фета за последней — пятой — стопой следует наращение в виде безударного слога).

Благодаря цезуре интонационно выделены не только обращения «Какая ночь!», «На всем какая нега!», «Благодарю» (их выделение диктуется прежде всего синтаксисом, а не стихом), но и характеристика холодной зимы («Из царства льдов», «из царства вьюг и снега»), отрадных примет мая («Как свеж и чист»), звезд («Тепло и кротко»), весеннего воздуха («И в воздухе»); внимание акцентируется на свойствах соловьиной песни («разносится»), на весенних чувствах («тревога и любовь»), на березах («Березы ждут», «Они стоят»).

Только в последней строке цезура сдвинута на один слог вперед: «Невольной // — и последней, может быть» вместо «Невольной — и // последней, может быть» (знак «//» обозначает местоположение цезуры).

Пауза перед «и последней» создает эффект трудного выговаривания мысли о смерти, но инерция текста, в котором прежде цезуры везде находились после четвертого, а не после третьего слога, побуждает (вопреки синтаксису и пунктуационному знаку — тире) сделать паузу после союза и, перед словом последней. В этом случае лексема последней оказывается интонационно особенно выделена, окрашена.

Ритмика стихотворения отличается пропусками ударений на метрически сильных позициях первых стоп («Бла го /д арю», «Они / дрожат», «Нет, ни /к огда»), вторых стоп («И в во /з духе», «Засте /н чиво»), третьих стоп («твой вы /л ета /е т»), четвертых стоп («зве /з ды до », «пе /с нью со /ловьи/ной», «полу /прозра/чный» «де/ве но вобра/чной», «и бе /сте-ле/сней»), («/» — знак границы стоп, определяемых в соответствии с границами фонетических слогов; подчеркиванием выделены безударные гласные, на которые должно приходиться ударение согласно метрической схеме.) Эти ритмические особенности в отдельных случаях, несомненно, значимы: выделены и благодарение, и отрицание «Нет, никогда», отчетливо заметными оказываются эпитеты, произносимые благодаря пропуску схемных ударений с некоторым «ускорением»: соловьиной, полупрозрачный, новобрачной, бестелесней ).

Одна из отличительных черт синтаксиса — это варьирование длины предложений, которые могут или укладываться в пределы полустишия (два предложения в первой строке: «Какая ночь! На всем какая нега!»), или занимать строку («Благодарю, родной полночный край!»), или полторы («Так деве новобрачной / И радостен и чужд ее убор») или, наконец, две («Из царства льдов, из царства вьюг и снега / Как свеж и чист твой вылетает май!», «И в воздухе за песнью соловьиной / Разносится тревога и любовь», «Опять к тебе иду с невольной песней, / Невольной — и последней, может быть»).

Стихотворение открывается короткими восклицаниями (автор словно не находит слов для восторга и благодарения ночи), которые сменяются попыткой выговорить чувство благодарности, и развернутыми повествовательными конструкциями. Финальные пространные обращения-размышления противопоставлены коротким восторженным восклицаниям, открывающим первую строфу. Синтаксически последняя строфа противопоставлена не только первой, но и второй и третьей. Три первые строфы открываются короткими предложениями, занимающими по полустишию: «Какая ночь!» (дважды) и «Березы ждут».

В третьей строфе есть еще одно короткое предложение, состоящее только из подлежащего и сказуемого: «Они дрожат», синтаксически тождественное предложению «Березы ждут». При помощи такого синтаксического повтора внимание привлекается к образу берез как к центральному в стихотворении.

Для синтаксиса стихотворения также характерны повторы слов и / или грамматических конструкций: «Из царства льдов, из царства вьюг и снега», «с невольной песней, / Невольной». Повтор усиливает и значимость характеристики зимы (‘холодная’, ‘по-царски властная’).

И спонтанность, непроизвольность «невольной» «песни» поэта.

Еще более выразительны случаи постановки определения после определяемого слова, а не перед ним: «за песнью соловьиной», «лист полупрозрачный», «деве новобрачной».

Помещение определения после определяемого слова — черта, характерная для церковнославянского языка и унаследованная в высоком стиле русской поэзии XVIII века. Прибегая к такому синтаксическому приему, Фет придает своему стихотворению торжественное, почти одическое звучание.

Кроме того, эти определения — эпитеты благодаря нарушению привычного порядка слов приобретали дополнительное воздействие, усиленное их концевой позицией в строках и участию в создании рифм.

В стихотворении выделяются повторы звуков н, с и парного звонкого з, л, р , в меньшей мере т.

Они акцентированы не только из-за частотности (пять звуков н в тринадцатой строке, открывающей последнее четверостишие) или силе (н, л и р — сонорные согласные, иначе так и называемые «звучные»).

Эти звуки входят в состав ключевых слов стихотворения, связанных его тематикой (май с кая, с веж, чис т, н ега, н очь, т епло, тр евога, кр от ко, песн ью, сол овьин ой, л юбовь, бер езы, бест елесн ей, л ик, т омит ь и др.).

Т, р и л выполняют отчасти и звукоподражательную функцию, словно имитируя трель соловья и фактически становясь ее свернутым обозначением (анаграммой) в строке «Р азносится тр евога, и л юбовь».

Из гласных выделен в первой строфе открытый звук а : он встречается семь раз и звучит в сильной (ударной) позиции. Во всех других строфах частотность а намного ниже.

Звук а словно ассоциируется с «открывающейся», выходящей на волю весной и маем (а ма й — одно из ключевых слов стихотворения, завершающее первое четверостишие).

Вот схема звукового строя стихотворения:

Как а я ночь! Н а вс ем кака я н ега!

  • Бл агодар ю, р одной полн очный кра й!
  • Из царст ва льдов, из царст ва вьюг и сн ега
  • Как с веж и чист т вой выл етает май!
  1. Кака я н очь! Вс е з вез ды до един ой
  2. Т епл о и кр от ко в душу с мотр ят вновь,
  3. И в воздухе за песн ей с ол овьи ной
  4. Р азн ос ится тр евога и л юбовь.
  • Бер ез ы ждут. Их л ист пол упр озр ачн ый
  • З аст енчиво ман ит и т ешит вз ор .
  • Они др ожат . Так деве н овобра чн ой
  • И ра дост ен и чужд ее убор .
  1. Н ет, н икогда н ежн ей и бест ел есн ей
  2. Твой л ик, о н очь, н е мог мен я т омит ь!
  3. Опят ь к т ебе иду с н евольн ой п есн ей,
  4. Н евольн ой — и посл едн ей, может быть .

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/fet/analiz_stikhotvorenija_a_feta_quot_eshhe_majskaja_noch_quot/39-1-0-1987