Сочинение по серии картинок
(И. Радлов. «Находчивые лягушата»)
Цели: 1. Формирование умения создавать текст-повествование.
2. Формирование умения использовать в своем тексте языковые средства выразительности, передающие состояние и чувства героев.
Оборудование: Н. Радлов. «Рассказы в картинках», серия картинок «Находчивые лягушата» (одна на парту).
Ход урока.
Рассматривание картинок.
Какую работу мы будем сегодня выполнять?
Эти картинки из книжки, которая называется «Рассказы в картинках». (Учитель показывает книжку.) Автор этой книжки художник Н. Радлов.
Кто герои рассказов в картинках?
Почему, рассматривая эту книжку, мы улыбаемся?
Рассмотрите картинки. Расскажите, что на них происходит. (Свободные высказывания детей по содержанию картинок.)
Постановка учебной задачи.
Представьте себе такую ситуацию. Ваша соседка просит недолго посидеть с ее маленьким сыном. Ей нужно сходить в аптеку. А мальчик капризничает. Что делать? Этой книжки нет, и картинок вы показать не можете. Но есть ваше сочинение по этим картинкам, которое можно прочитать.
Какой должен быть рассказ, чтобы малышу было интересно слушать? (Рассказ должен быть занимательным, передавать настроение и чувства героев.)
Как в письменной речи передать настроение и чувства героев?
III. Определение основной мысли текста. Составление рассказа по каждой картинке. Отбор языковых средств.
Прочитайте предложения на доске:
Лягушата залезли в носки.
От аиста лягушат спасли сообразительность и смекалка.
Аист удивился.
Какое предложение более точно выражает основную мысль рассказа. Докажите свою точку зрения.
Прочитайте на доске название текста. Докажите, что заголовок отражает основную мысль рассказа.
Подберите и напишите опорные слова и выражения, которые помогут рассказать о начале события, развитии действия и концовке.
Прекрасный и яростный мир героев платонова. Смысл названия рассказа ...
... Рассказ А. Платонова. «В прекрасном и яростном мире» В своей учительской практике я обращаюсь к рассказу «В прекрасном и яростном мире» примерно с конца 80-х годов; как показывает опыт, произведение это вполне доступно пониманию шестиклассников. На ... ли из троих героев рассказа, переживших ужасную грозу, ослеп именно Мальцев? Разумеется, факт ослепления главного героя в рамках общей нравственно- ...
Варианты подготовки: самостоятельно с последующей проверкой, в паре, под руководством учителя.
Организация работы под руководством учителя.
Сначала мы будем рассматривать картинки и записывать опорные слова.
Рассмотрите первую картинку. Что на ней происходит?
Дайте имя мальчику.
Имя мальчика, появившегося в первой картинке, неизвестно, но мы видим, что он примеряет на себя маску лягушки и задумчиво смотрит на нее. Это может означать, что мальчик любит приключения и увлекается фантастикой.
Далее, мы видим, как лягушки успешно залезают в носки, используя свою находчивость и изобретательность.
Но в конце они оказываются перед сложным испытание — ловушкой аиста, который заманивает их на мокрое место. Лягушки должны проявить все свои смекалку и сообразительность, чтобы выбраться. Но с помощью друга-лисенка они все-таки ухитряются спастись от страшной опасности.
Таким образом, основная мысль рассказа заключается в том, что даже самый неожиданный герой может стать главным героем приключения, если он проявит свое умение и находчивость.
В рассказе о каждой картинке можно использовать языковые средства выражительности, чтобы передать состояния и чувства главных героев. Например, на первой картинке можно использовать слова, которые выразят восторг и увлечение мальчика театральной маской, на второй — использовать описательные эпитеты, чтобы подчеркнуть находчивость и смекалку лягушат, а на третьей — использовать фразеологизмы, чтобы описать степень удивления аиста.
С чего начнем рассказ? (Пошел Петя на речку купаться.) Какие опорные слова нужно написать в тетради? (Пошел купаться.)
О чем дальше важно сказать? (Он разделся. Одежду повесил на куст, а носочки положил на песке. Рядом сидели лягушата.)
Как дальше развивались события? Рассмотрите вторую картинку. (Появился аист.)
Кто его увидел? (Лягушата.)
Составьте об этом предложение. (Вдруг лягушата увидели аиста.)
Что они почувствовали? (Очень испугались.)
Что они подумали? Какое предложение поможет это передать?
Составьте предложение, которое передаст испуг лягушат. (Ужас! Он нас сейчас съест!)
Что нужно обязательно объяснить?
Составьте предложение, которое объяснит, почему они испугались. (Аист злейший враг лягушат.)
Это самый напряженный момент рассказа. Какой выход нашли лягушата? (От страха они залезли в носки.)
Расскажем, как закончилось это событие. О ком сначала нужно сказать? (О Пете.)
Что увидел Петя, когда вышел из воды? (Его носки прыгают по песку.)
С чем можно сравнить прыгающие носки? (С полосатыми змейками.)
Составьте предложение, используя это сравнение.
Что мог подумать Петя? Какое предложение можно составить?
Как художник показал, что аист тоже удивился? (Раскрыл аист клюв от удивления.)
Какой вопрос он себе задает?
Как выразительно сказать, чем все закончилось? (А лягушат и след простыл.)
Какой текст у нас получился? (Текст-повествование.) Докажите.
Какие предложения мы составляли, чтобы сделать рассказ выразительным? (Восклицательные, вопросительные.)
Напишите – миниатюру «Зачем нужны в речи предложения с вводными ...
... сочинения он не оставил, но беседы его запоминались людям на всю жизнь. (Круг чтения) Тест по теме «Вставные конструкции» 1. .Какое утверждение является неправильным? 1) Осложненным считается предложение, ...
Что помогают передать эти предложения?
Орфографическая подготовка.
Прочитайте выписанные слова так, как они пишутся.
Запись текста.
Сколько частей будет в рассказе?
Чтение вслух получившихся рассказов.
Проверка сочинения.
Проверьте, как вы описали начало события, главный момент, конец события.
Прочитайте рассказ по слогам, чтобы проверить грамотность написанного.
Итог урока.
Расскажите, как вы передали чувства и настроение героев в своем тексте.
Примерный текст:
Находчивые лягушата
Пошёл Петя на речку купаться. Одежду он повесил на куст, а носочки положил на песке. Рядом сидели лягушата.
Вдруг лягушата увидели аиста. Ужас! Он сейчас нас съест! Ведь аист им злейший враг. От страха лягушата залезли в Петины носки.
Смотрит Петя. Вот так чудо! Прыгают по песку его носки, как две полосатые змейки. Раскрыл аист клюв от удивления. Где же лягушата? А их и след простыл
Выделены слова, которые целесообразно записать в качестве опорных.