Картины народной жизни в романе

Сочинение

Введение

В прошлом жизнь коми деревни и ее жителей менялась неустанно, и современные населенные пункты уже не похожи на свои первозданные образы. Развитие технологий и изменения в укладе жизни крестьянства привели к тому, что сельские поселения изменились во всех аспектах — от архитектуры до культуры и нравов. Однако старшее поколение сохраняет тоску по старине, ностальгически вспоминая размеренную жизнь и традиции прежних времен.

Именно потому в последнее время возрождаются музеи, которые являются памятниками истории села и его жителей. Они не только помогают соприкоснуться с наследием предков, но и сохраняют память о коми крестьянстве, его обычаях и образе жизни. Одним из великолепных примеров такого памятника является роман В. Юхнина «Алая лента», который рассказывает о жизни коми крестьянства до революции и показывает национальный характер коми крестьян.

Роман «Алая лента» и его образы

Главное событие в романе — это путешествие читателя в старинное село Важгорт, название которого на коми языке означает Старый дом. Это образцовый пример коми деревни, где проживают крестьяне со своими уникальными традициями и культурой.

Коми деревня Важгорт простирается вдоль пологого косогорья, у реки судоходной, которая мягко обнимает село своими изгибами. От противоположного берега реки село выглядит, словно дома были нанизаны на одну нить, огибающую поля, простирающиеся вдоль склона.

Жизнь и быт коми крестьянства

Через образы героев романа, В. Юхнин показывает жизнь, быт, нравы и культуру коми крестьян. В их деревне жители живут по собственным правилам и традициям, подчиняясь ритму природы и смене времен года. Они занимаются земледелием, скотоводством, рыболовством и охотой, а современные технологии постепенно проникают в их жизнь, но не нарушают их связи с землей и традициями.

Сам дом крестьянина — это символ его жизни и культуры. Он отличается от современных многоэтажных зданий и коттеджей и представляет собой деревянную избу с житницами, навесами и скотным двором. Палисадники с цветами и декоративные кустарники украшают сельские жилища, сохраняя связь с природой.

Ностальгия по старине

Тоска по старине преследует не только героев романа, но и старое поколение сельских жителей, которые, будучи в городе или в селении, помнят о прежних временах. Но старые традиции не должны быть забыты, поэтому возрождение музеев является важным шагом в сохранении памяти о коми деревне и ее жителях для будущих поколений.

6 стр., 2598 слов

Дно жизни трагический образ пьесы горького на дне

... большие преграды. «Дно жизни» — трагический образ пьесы Пьеса «На Дне» была написана А. М. Горьким в 1902 году. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе, поэтому первоначально название пьесы изменялось три ... Основная идея пьесы – вера в человека. На дне. Сочинение 2 Произведения Максима Горького всегда были написаны с каких то реальных случаев или событий из жизни. Отличались они ...

Заключение

Роман В. Юхнина «Алая лента» становится настоящим памятником о деревне и коми крестьянстве. В нем находятся незабываемые картины жизни, быта, нравов и культуры коми народа, позволяющие погрузиться в старинную атмосферу села Важгорт. Сохранение памяти о старых традициях и культуре является важным заданием как для коми нации, так и для всего общества в целом.

Жизнь коми крестьян в деревне

Коми крестьяне расселялись по берегам рек, которые были как дорога, так и средство пропитания. Все села были обращены на юг и строились на южной стороне косогоров. Типичное коми село представляло собой одну длинную улицу, связанную с рекой и солнцем. На самом высоком месте строилась церковь, которую можно было видеть с реки, а вокруг нее располагались дома служителей церкви, богатых людей, школа и больница.

Автор изучает жизнь коми крестьян в деревне и посещает жилище Ошлаповых. Изба Ошлаповых не отличалась ничем от соседних. Вход в избу оформлен через сеней, где находится большая половина избы, занимаемая глиняной русской печью. По бокам припечек, где обычно сушатся портянки и рабочая одежда. В переднем углу стоит стол, а над окнами длинные полки и лавки, расположенные вдоль стен.

Автор также отмечает два важных элемента интерьера коми крестьянской избы — глиняную русскую печь и полати. Печь является родным очагом и кормила, обогревала и лечила эту семью годами. Второй элемент, полати, по сути, является вторым этажем при входе в жилое помещение из сеней. От полатей можно отдохнуть в течение дня; в праздники дети устраиваются там и наблюдают за весельем; на полатях «сумерничают», рассказывая сказки, небылицы и байки.

Крестьянская жизнь оставила свой отпечаток на коми культуре и традициях. На основе этих элементов были созданы уникальные произведения коми устного народного творчества, которые важны для понимания истории и культуры коми крестьян.

Описание крестьянской избы

Вчитываясь в страницы романа, мы можем дополнить описание крестьянской избы ещё такой деталью: полы обычно были не крашены. К праздникам они скоблились до снежной белизны, как это делала Марфа.

Дома богачей

В селе были и другие дома — дома богачей. Они отличались от крестьянских тем, что были крупные, крашеные: «здесь всё было выкрашено — пол, лавки, брусья под полатями. Стены оклеены обоями в синий цветочек. Предпечье закрыто от постороннего глаза шкафом и ситцевой занавеской. На стенах картины». В этом доме тоже были полати, но они только для традиции, тяготенье к крестьянскому быту. Недостатка в жилой площади не было, так как дом был двухэтажный. И краски, и ситцевые занавески могли позволить себе только такие, как Сирвойтовых.

Охотничья избушка

Половина жизни у коми крестьянина связана с охотой. В ряде мест это основной промысел, который приносил доходы- деньги. Жизнь в охотничьей избушке должна была обеспечить охотнику отдых после тяжёлого дневного труда, восстановить силы, сделать запасы на будущее. Вот почему так продумано до мелочей всё в обустройстве охотничьей избушки. Если бы забрёл сюда человек, он смог бы подкрепиться и отдохнуть.

Недалеко от избушки, почти в лесной чаще, было хранилище для хлеба, соли, мяса убитых зверей, дичи, а также для всяких охотничьих припасов. Это была своего рода кладовая, только сооружённая на высоких столбах, чтобы не могли проникнуть туда ни мышь, ни медведь, никакая тварь — ни ползающая, ни летающая.

17 стр., 8120 слов

Один день из жизни крестьянина по истории

... российского крестьянина. Люди питались тем, что росло на поле и грядках за их домом. По заверениям ... на зиму. Правовая жизнь крестьян Крестьяне, жившие общиной, находились в разной зависимости от феодального лада. У ... и с капустой. Обед, ужин В обед и ужин на столе появлялась бурда вс ... Крестьяне занимались также рыболовством и охотой, чтобы разнообразить свой рацион. Одежда Одежда для древних крестьян ...

Вчитываясь в страницы романа, заинтересовало нас такое предложение: «За столбами у крыльца, там, где начинался сарай, у стены стояли берёзовые кряжи — на лучину». Автор обращает наше внимание на то, что основным источником света у крестьян была лучина, которую заготавливали на всю зиму. В каждом доме имелся светец, т.е. подставка под лучину.

Одежда коми женщин

Жизнь народа, его культура отражается и в одежде.

В. Юхнин немного рассказывал о деталях одежды. Но из романа мы узнаём, что коми женщины редко носили платья. На купчихе кашемировый сарафан и шёлковая кофта — она это может себе позволить. Есть праздничный наряд и Марфы, который она надевает по праздникам и в церковь.

Необходимо отметить, что сарафан, кофта, головной убор типичны и для русских женщин. Отличают их украшения, которыми дополняется сарафан, кофта, пояс: вышивки, кружева, различные орнаменты, фасон.

Коми крестьянская одежда и питание: связь с природой и городом

Коми женщина редко появлялась простоволосой на людях. Обычно она носила на голове кокошник — богатый женский убор, а крестьянка предпочитала пёстрый платок.

Деревня Коми дореволюционной эпохи имела тесные связи с городом, и влияние городской моды сказывалось на мужской одежде. Если сапоги, пиджак и картуз были обычной одеждой городских рабочих, то крестьянская молодежь легко перенимала такой стиль.

Рабочая одежда коми крестьянина отражала его трудовую деятельность. Например, охотник не мог отправиться на охоту в обычной одежде — для этого была специальная одежда. Она включала в себя войлочные шляпы, домотканые сукманы с обшитыми кожей плечами и кожаные пимы, которыми Михаил и Илья были одеты во время охоты.

Одежда имела большое значение для девушек и парней, она помогала им устроиться на работу и зарабатывать деньги. Многие стеснялись ходить на гулянья, пока у них не была соответствующая праздничная одежда.

Кроме одежды, важную роль в жизни коми крестьянина играл его образ жизни и питание. Климатические условия, связь с окружающей средой и урожаи напрямую влияли на особенности коми национальной кухни и ее нравственно-бытовой уклад.

Коми крестьянин был связан с родной природой. Он был земледельцем и охотником. Свой хлеб и картошку он выращивал сам. Важное место в его рационе занимали овощи, такие как брюква, капуста и репа. Современные крестьяне выращивают и другие овощи, например, морковь, помидоры, свеклу, огурцы, кабачки и тд.

Лес в жизни коми народа играл важную роль как источник питания. Он давал еду и лакомства. Женщины занимались сбором ягод и грибов, чтобы приготовить запасы на зиму. Мужчины также не отставали от женщин и участвовали в забегах за дичью в лесу.

Реки предоставляли коми крестьянам рыбу. Однако часто бывали неурожайные годы, когда хлеб не вызревал или ранние заморозки приводили к неудачам в земледелии.

Тем не менее, большинство крестьян стоически переносили голод, извлекая из окружающей природы все возможности, чтобы продержаться и сохранить скот и семена. Одной из таких возможностей были рыба, съедобные травы и пихтовая кора — кач.

Сельский крестьянский стол полностью формировался из того, что росло на вспаханной земле, что давала природа и вода.

12 стр., 5740 слов

Роль личности и народа в истории в романе Толстого «Война и мир»

... никакой наукой сил, которые приводят в движение стрелки на циферблате истории. Это равнодействующая — дух народа. Народ в изображении Толстого — решающая сила истории. В романе «Война и мир» это подчеркивается описанием войны как войны народной, а победа над Наполеоном ...

Культура еды и гостеприимство у коми народа

Культура еды имела большое значение у коми народа. Особенно на праздниках, когда на стол выставлялись богатые угощения. Обычно на праздник готовили нехмельное пиво из солода. Еда готовилась из продуктов, полученных в результате собственного труда. В центре праздничного стола были печёные изделия, жареные и варёные блюда. Кроме того, наряду с основными блюдами, на столе стояли молочные изделия, такие как молоко с морошкой, малиной и молочный кисель. Молоко было особенно почитаемо в коми культуре, а забавный обычай из старины — «лопать масло ложками», продемонстрирует любовь к этому продукту.

Коми народ приветствовал гостей с днем праздника и всегда хотел делиться угощениями. В дни праздников двери каждого дома были открыты, а кроме гостей также приходили соседи, нищие и проезжие. Всех угощали и приглашали на стол. Гостеприимство — главная черта коми национального характера.

Церковь активно пропагандировала пост, в связи с чем его нарушение считалось большим грехом. Однако это не мешало коми народу отмечать праздники и радоваться жизни. Исключение было только в исключительных случаях. В своем романе «Кончаловский.Каштанка» В. Юхнин дает право Марфе взять на себя грех нарушения поста, чтобы порадовать свою племянницу Катю молоком.

День покрова — охотничий праздник

Празднование Дня покрова в коми деревне — это настоящее событие. На этот день в деревню съезжались как званые гости, так и посторонние люди. На столах стояли богатые самодельные блюда и напитки. Вина подавались в маленьких рюмочках, а пиво готовилось из солода, не хмельного. Во время праздника коми крестьяне пели песни и танцевали, продемонстрировав так сильно завидуемый широким кругом народный талант.

Таким образом, культура еды и гостеприимство занимали важное место в жизни коми народа. Праздники были отмечены богатыми угощениями, и двери каждого дома были открыты гостям. Кроме того, традиционные обычаи и нравы коми села служили показателем национального характера.

Обряды и традиции в быту коми народа

В жизни коми народа обряды и традиции занимали важное место. Они являлись неотъемлемой частью праздников и повседневной жизни. Ни один праздник не обходился без плясок и музыки, которые передавали удаль, талант и радость жизни. Танец Аксиньи и участников праздника был настоящим проявлением коми народного характера.

Коми сельский праздник начинался с застолья, которое позднее переходило на улицу. Люди отплясывали кадриль, пели песни, дурачились и наслаждались праздничной атмосферой. Орешки кедра, которые грызли, добавляли особую изюминку в праздник.

Однако праздник не ограничивался только плясками и песнями. Бытовые сцены, которые раскрывали народный характер, также были неотъемлемой частью праздника. Например, состязание двух силачей, Мирона и Петрована, могло стать настоящей дракой. Это показывало, что обряды и традиции коми народа не всегда были безоблачными и мирными.

Самым драматичным обрядом была свадьба. Автор романа внимательно описывает все ее аспекты — выбор невесты, сватовство, девичник, девичьи причитания и свадебный пир. Родители смотрели на свадьбу как на продолжение жизни и для этого требовался достаток и приданое. Однако, вмешательство родителей часто приводило к трагедии для невесты. Автор через судьбы своих героинь выражает свое отношение к обряду выбора невесты.

11 стр., 5351 слов

Традиции узбекского народа

... Традиции и обычаи узбекского народа, складывались на протяжение многих столетий в результате взаимодействия зороастрийских ритуалов согдийцев и бактрийцев, с одной стороны и обычаев кочевых племен, с другой, позднее исламских традиций и ... ему своё гостеприимство. Лишь в исключительных ... и т.д. На любой значительный праздник (свадьба, юбилей и ... традиции. Народные танцы Танцы в разных регионах Узбекистана ...

На свадебном пиру всегда собиралось много народу. Пир шел горой, а дружки веселили всех. Традиционное «горько» заставляло юношу и девушку краснеть. Это был особый момент свадебного пира.

Характерной особенностью быта коми народа были посиделки. В отсутствие Домов культуры и клубов, молодежь собиралась на посиделки в одном из домов села. Здесь они встречались, играли, пели и танцевали. Девушки успевали в долгие зимние вечера готовиться к свадьбе, а молодежь черпала силы для повседневного труда. На посиделках приносили угощения и веселились искренне.

Еще одной стороной жизни крестьян была помочь. Во время помочи люди могли показать свое мастерство, силу и остроумие. Коллективный труд объединял людей и позволял им провести время на людях. В романе автор показал и самые неприглядные работы, такие как вывоз навоза, и увидел в них поэзию общего труда.

В своем романе «Алая лента» В. Юхнин (1999) погружает нас в мир коми народа и раскрывает его уникальные особенности, законы и обычаи, которые складывались веками и до сих пор уважаемы народом. Автор делает акценты на значениях и нравственных нормах, которые привлекали внимание даже в прошлом.

Одним из интересных обычаев, рассказанных в романе, является установление коромысла в дверную скобу при отсутствии хозяев в доме. Этот символ становится знаком для всех людей, что никого нет в доме и нежелательно посторонним соваться. Таким образом, эта старинная традиция препятствует возможности краж и была общепринятой в коми народе.

Наряду с этими традициями, жизнь коми народа регулировалась строгими правилами и законами. Вера, одна из героинь романа, отказывается принять подарок — алую ленту, потому что это символизирует ее признание Ильи своим женихом и выбор его на всю жизнь. Этот обычай показывает, насколько важно обдумывать свои решения и быть последовательными в осуществлении своего выбора.

Некоторые места, такие как село Важгорт, строго соблюдали обычай охранять девичью честь. Нарушение этой чести не только приводило к осуждению девушки, но также к осуждению ее родителей и родных. Этот пример показывает, что все члены семьи должны быть ответственными за честь и нравственность каждого отдельного члена семьи.

Герои романа представляют собой обычных людей, которые не чужды человеческих чувств и верят в нечистую силу, заговоры, гадания. Они проявляют свою веру и применяют молитвы и заговоры, чтобы защитить себя от нечистых сил. Это показывает, насколько глубоко в традиционной культуре коми народа корни их верований в сверхъестественное.

Роман «Алая лента» является богатым источником информации о коми народе, его характере, нравах, культуре и мастерстве. В. Юхнину удается представить жизнь коми крестьянства и показать его самобытный характер: трудолюбие, смекалку, талант и гостеприимство. Это простые люди, нежные, доверчивые, честные и прирожденные земледельцы и охотники.

2 стр., 628 слов

Любовь в романе человек амфибия

... передать страдания человека-амфибии, который знал, что его возлюбленная принадлежит другому. Чтобы повидать любимую, Ихтиандр, рискуя жизнью, проник в дом Педро. И попал в плен… Зурита упек в тюрьму не ... Эта печальная и трогательная история о любви и одиночестве вряд ли сможет кого-то оставить равнодушным. Жизнь главного героя романа по имени Ихтиандр с самого начала не складывалась. ...