Чужую жизнь, целую жизнь от юности до заката, довелось прожить молодой актрисе Ольге Остроумовой в фильме «Василий и Василиса», снятом режиссером Ириной Поплавской по рассказу Валентина Распутина. Зрители, хорошо запомнившие ярких, сверкающих героинь Остроумовой в картинах «А зори здесь тихие…», «Любовь земная», «Гараж» и других, пожалуй, и не узнали бы ее (когда бы не фамилия в титрах) в старой крестьянке, суровой, прямой, с каким-то затаенным горем во всем облике, со скорбно сжатыми губами, старухе, уставшей от бремени лет и ударов судьбы.
Не узнали бы, пока из звуков песни, которой тихо подпевает Василиса, не возникла пронизанная солнцем картина, видение далеких лет: синяя река, зеленый берег и — с полными ведрами воды в руках — синеглазая, статная красавица, похожая на тех русских крестьянок, которых любил писать в своих «Жатвах» и «Пашнях» великий Венецианов. Румянец во всю теку, легкие руки. Василиса — хохотунья, насмешница, первая жнея на селе… Ту, далекую, от этой — молчаливой, медлительной, замкнутой — отделили десятилетия.
Писатель провел свою героиню по вехам, отмечающим едва ли не каждую женскую жизнь: любовь, замужество, рождение первенца… Но здесь за этим еще и биография целого поколения. Василисе, которая, светясь застенчивой гордостью, жала первый колхозный сноп и входила, счастливая, в избу, построенную молодоженам всей артелью, выпала на долю волнующая радость советской деревенской нови. Трагической чертой 41-го года пересечена Василисина биография, как и у миллионов ее сверстниц. Проводы на войну, героическое напряжение сил, утраты, тяжелей каких нету в мире, — гибель сыновей. Судьба Василисы Вологжиной типична для эпохи, и эту типичность Ольга Остроумова, родившаяся в послевоенное время, передает строго, сдержанно и, если так можно выразиться по отношению к искусству, правильно.
Интересные факты о жизни Михаила Пришвина, биография, литературные произведения
... Журка Зайцы-профессора Звери- ... сочинением «Кащеева цепь». Тогда же писатель начал писать и роман, над которым проработал практически до последних дней своей жизни. Истоки творчества Михаил Михайлович Пришвин ... по русскому Северу и при этом серьезно увлекся этнографией и местным фольклором. Читай также: Интересные факты о жизни Павла I, биография, ... любви) На Дальнем Востоке Наш сад Нерль Ночевки зайца ...
Однако судьба Василисы еще и индивидуальна, с типом слит характер — непростой, особенный, вылепленный жизнью именно таким, а не иным. У веселой, смешливой, быстроногой девушки оказалась душа гордая, бескомпромиссная, непокорная. Раны заживают трудно, обиды не забываются. Такую-то жену взял себе Василий (М. Кононов) — парень лихой, шагающий по жизни без особых забот.
Перед нами история одной горькой любви, столь же сильной, сколь и несчастливой. Внешне, кажется, все достаточно обычно: сначала был мужик как мужик, потом вдруг задурил, стал попивать, однажды бросился на жену с топором… А она не стерпела, и ушла любовь, осталось мучительное совместное существование. Но под этим и у В. Распутина, и в актерской игре открываются психологические пласты, таящие и столкновение противоположностей, и подспудную борьбу за первенство, и разное понимание ответственности, долга, и многое другое.
Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Василий и Василиса»
Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером. У остальных же кажущаяся мягкость — это в действительности просто слабость. Ф. де Ларошфуко Валентин Григорьевич Распутин — один из писателей, который рассказывает о проблемах села. Он родился в деревне Усть-Уда Иркутской области. Детство провел в селе Атаманов-ка, расположенном близ Ангары. Деревенское детство сильно повлияло на Распутина, и основой его прозы были не городские противоречия, а проблемы деревни. В повести “Василий и Василиса” основным предметом изображения является раскрытие сущности деревенской жизни, отношений, складывающихся между односельчанами. Основной проблемой стоит вопрос не мирового масштаба, а обыденные социальные отношения между людьми. Автор пытается показать на примере главных героев нравственную проблему души всего крестьянства в стране. Василий — обыкновенное русское имя, которое может иметь любой сельский парень. Василиса — имя сказочное, его можно встретить в русских народных сказках и былинах. Василиса Прекрасная, Василиса-царевна и т. д. Этими исконно русскими именами автор хотел показать, что на их месте могут быть и другие обыкновенные люди, что таких же деревень тоже много.
Знакомство с главным действующим лицом начинается со строк: “Вот уже почти тридцать лет Василий живет в амбаре, среднем среди трех, стоящим одной постройкой”. Недаром Распутин делает акцент на слово “средний”. На протяжении всего произведения Василий занимает среднюю позицию: его бросила жена, но он не ушел, он остался жить в своем амбаре, но, с другой стороны, и не делал попыток вернуться к ней. Правильна ли эта золотая середина? О героине мы узнаем из начала повести: она никому не доверяет и делает всю работу сама, поздно ложится и рано встает, она верит в Бога и все время вздыхает: “Вздохи у нее имеют множество оттенков — от радости и удивления до боли и страданий”. Весь ее день расписан не по часам, а по самоварам: “Первый самовар, второй, третий…” Причиной ее конфликта с мужем была потеря ребенка, в которой был виноват пьяный Василий. Уже тридцать лет они живут в соседних домах, каждый день видятся, но между ними потеряно звено взаимопонимания: “Будто не видят друг друга… и только каждый из них знает о присутствии другого”. Связующим элементом между ними автор ставит их сына Петра. Петр — “среднее” между матерью и отцом. Он не любит тайгу, как Василий, мать называет его “отиком”, хотя он и не является неисправимым лентяем.
Распутин «Последний срок». -рецензия на повесть
... автор описать не стал, но для каждого ребенка есть неотъемлемый долг проводить своих родителей в последний путь. В. Распутин - мудрый писатель и его повесть «Последний срок» Не вызывает сомнений, что расказ В. Распутина проникнет в ... произведения, как Валентин Распутин. «Последний срок» - загадочное название ... женщины, но и замысел всей человеческой жизни. Старуха Анна является центральным образом повести, ...
Он поставлен связным компонентом между родителями. Переломным эпизодом в сюжете и во взаимоотношениях Василия и Василисы писатель делает свадьбу Василия на приезжей швейке Александре. Именно она становится тем катализатором, который действует на Василисин характер. Это и подтверждает суета, когда задержавшаяся Александра натыкается на Василису. В этом эпизоде Распутин раскрывает пик накала страстей. Василиса, уверенная в своих силах, неожиданно получает ответ, который ошеломляет ее: “Хочешь выжить меня? Не выйдет! Все равно он с тобой жить не будет… Он мой! Ты ему не нужна, не нужна, не нужна!” После этих слов идет развязка: “Василиса опешила… стала чувствовать себя виноватой”. Героиня задумывается, а права ли она была? Нужно ли ей это было? Не случайно автор заканчивает свое произведение сценой прощания. Ведь Василиса верит в Бога, и по законам христианства она должна мужа простить. Осознав, что он наделал, поняв свою вину, он понимает состояние Василисы. А поняв ее, ему уже нечего делать на этом свете, и он умирает. Распутин умело использует монологи героев для более полного раскрытия их образов и метаморфоз, происшедших за все время повести. Например, Василиса в начале повести обращается с сыном ласково, по-матерински, ближе к концу, когда Петр принимает сторону отца и его новой жены, Василиса относится к нему неласково, нервозно.
Василий говорит сыну, чтобы он не продавал ружье, чтобы о нем осталась память, следовательно, он считает, что достоин того, чтобы о нем вспоминали. Писатель показывает, как в деревню пришли новые времена, новые возможности, а она живет по старым законам. При чтении повести мне сразу же вспомнился “певец русской земли” С. А. Есенин. Хотя их и разделяет полувековой период, но оба автора рассказывают о судьбе деревни. В образе Василисы я узнал Катерину из “Грозы”. Но только если Катерина борется с “домостроевским” обществом Кабанихи, то Василиса собирает в себе бунтарский дух всех крестьянских жен, угнетенных беззаконием системы. Хотя эта повесть и неактуальна в сегодняшнее время, но все равно она оставит свой след в истории русской литературы.
Валентин Распутин — Василий и Василиса
Распутин Валентин
Василий и Василиса
Образ Василия Андреевича в рассказе Распутина «Уроки французского»
... может обернуться эта игра. Героиня просит мальчика-рассказчика «не выдавать» ее Василию Андреевичу. Директор жил в доме, где жила . Их квартиры находились через стенку друг от друга. ... Когда Лидия Михайловна прямо, ничего не скрывая, сказала, что играет с рассказчиком в «пристенок», Василий Андреевич «задыхался», как будто ему совсем не хватало воздуха. Не стараясь понять ...
Валентин Григорьевич Распутин
ВАСИЛИЙ И ВАСИЛИСА
Василиса просыпается рано. Летом ее будят петухи, зимой она петухам не доверяет: из-за холода они могут проспать, а ей просыпать нельзя. Некоторое время она еще лежит в кровати и думает, что сегодня ей надо сделать то-то, то-то и то-то — она как бы прикидывает день на вес, тяжелым он будет или нет. После этого Василиса вздыхает и опускает с деревянной кровати на крашеный пол ноги — кровать вслед за ней тоже вздыхает, и они обе успокаиваются. Василиса одевается и смотрит на стену напротив, она думает, что, слава богу, наконец-то вывела всех тараканов, ни одного не видать.
Это полусонное-полубодрствующее состояние длится у нее недолго. Она не замечает его, для нее это всего один шаг от сна к работе, один-единственный шаг. Одевшись, Василиса срывается и начинает бегать. Она затапливает русскую печь, лезет в подполье за картошкой, бежит в амбар за мукой, ставит в печь разные чугунки, готовит пойло для теленка, дает корм корове, свинье, курам, доит корову, процеживает сквозь марлю молоко и разливает его по всевозможным банкам и склянкам — она делает тысячу дел и ставит самовар.
Она любит ставить самовар. Первая волна работы схлынула, рань прошла, и теперь Василиса по привычке испытывает жажду. День у нее разделяется не на часы, а на самовары: первый самовар, второй, третий… На старости лет чаепитие заменяет ей чуть ли не все удовольствия.
Она еще бегает, возится с чугунками, а сама все время посматривает на самовар: вот он уже посапывает, вот начинает пыхтеть, а вот забормотал, заклокотал. Василиса переносит самовар на стол, садится к нему поближе и вздыхает. Она всегда вздыхает, вздохи у нее имеют множество оттенков — от радости и удивления до боли и страданий.
Василий — типичный человек, предпочитающий подниматься поздно. Ему не нужно вставать рано, поскольку нет никакой необходимости. Он даже занавешивает окно в своей комнате, чтобы не видеть лунного света, потому что ему кажется, что он приносит холод. Окно находится рядом с его кроватью, а напротив стоит столик. На дверях висят охотничьи и рыболовные снасти, а поверх них развешаны полушубки и телогрейки.
Когда Василий просыпается, он снимает занавеску с окна и заглядывает в окно, чтобы узнать, какая погода сегодня: есть ли снег, дождь или солнце. Он одевается молча и без всяких звуков, не пыхтит, не кряхтит и не стонет.
Когда Василий входит в гостиную, его жена Василиса не оборачивается. Он садится за стол и ждет. Василиса наливает ему стакан чая, не произнося ни слова, и ставит его на середину стола. Василий приближает стакан к себе и делает первый глоток, который обжигает его горло.
Василиса пьет чай с сахаром-рафинадом, а Василий предпочитает пить чай без сахара. Он считает, что все должно быть потреблено в чистом виде: водка без добавок, чай без сахара. После того, как Василий выпивает свой чай, он ставит стакан на середину стола. Василиса берет его, наливает себе еще чай и снова ставит на середину стола.
Василиса вздыхает и наливает себе еще один стакан чая. Василий ставит свой стакан на стол и уходит. Василиса не оборачивается, когда он уходит.
Василиса будит своего сына Петра, который спит на кровати, прижав колени к груди. Он медленно открывает глаза и прячет колени под одеяло.
«Два Анны Васильевны Басовой.» материал
... Анне Васильевне. Почему не к маме? И к маме тоже, но у мамы способ воспитания был щадяший, оберегающий, а у Анны Васильевны ... любимчиками потому, что Анна Васильевна не ставила им двоек за невыученные уроки, а давала возможность «пересдать», ... А завтра была война…» я также начала читать на уроке, продолжила на остальных, читала по дороге домой, и, забравшись на пятый этаж, прямо в форме села за стол ...
Василиса повторяет ему, чтобы он встал и пил чай, потому что ему некуда спешить. Таня, жена Петра, тоже просыпается, но ей не нужно идти на работу, потому что она ждет ребенка.
Василиса говорит ей, чтобы она продолжала лежать, потому что ей некуда спешить. Она говорит Петру, чтобы он встал, потому что он является неисправимым лентяем. Василиса знает, что это несправедливо по отношению к Петру, но она просто хочет немного пожаловаться.
Передача звания в семье
В течение почти тридцати лет Василий живет в амбаре, находящемся посередине трех построек. Амбар, хоть и небольшой, но чистый, без всяких наростов. Здесь был отлично сделанный пол как в избе, и хорошо подогнанный потолок. Летом раньше ребята спали в амбаре, но это было очень давно, когда Василий всё еще жил в избе.
К зиме он устанавливает в амбаре железную печь. Пять лет назад Петр провел к нему электричество, но после этого ласточки почему-то перестали строить гнёзда над дверью амбара и улетели куда-то. Сначала Василий был огорчен, ведь он любил наблюдать за ними, но потом привык и обошелся без них.
Однажды в день, когда ребята еще спят, Василий заходит в дом, и Василиса наливает ему стакан крепкого горячего чая. Василиса сидит у одного края стола, а Василий у другого. Они молчат, ни разу не обмениваясь словами, будто вообще не замечая друг друга, и лишь через стакан, ставящийся посередине стола, каждый из них знает о присутствии другого.
- Если ты там загулеванишь, домой не приходи! — кричит ему вслед Василиса.- Вот отик!
«Отик» она произносит нараспев, с удовольствием.
Питание в семье
Василий обедает и ужинает у себя в амбаре. У него есть кое-какая посуда, и он уже давно научился готовить. Правда, его кулинарные изыски минимальны — больше всего в его рационе каши и макароны в сочетании с консервами, хотя иногда, если повезет на охоте, удается добыть и свежее мясо. В такие дни он приглашает к себе Петра, и тот помогает с обустройством стола, постоянно бежит в избу за сковородкой, солью, вилкой, стаканом и бутылкой.
Через три дома живет старшая дочь Анна, она замужем за учителем.
Василий и его уклад жизни в тайге
Василий – человек, который предпочитает простой образ жизни в глуши тайги, чем городскую суету. Он знает и любит тайгу как свою родную мать. Ему не нужно много, чтобы быть счастливым.
На протяжении года, он занимается добычей орехов, промыслом белки, соболя и таежных рыб. Конечно, все это очень трудно и утомительно, но для Василия это наполнено смыслом, потому что он получает удовольствие, видя результаты своих трудов. Василий оставляет себе только ту долю, которая ему необходима для жизни, а остальное делит с близкими и друзьями, и этим можно насладиться до конца.
Общение с каждым местным жителем и посетителем тайги для Василия является бесценным опытом. Он любит обмениваться мудростью и взглядами на жизнь, несмотря на их национальные различия. Его гости обязательно принимаются за работу, но также они наслаждаются прелестями жизни в тайге и впитывают все ее неповторимые особенности.
Жизнь и творчество М. Горького
... Максим Горький - один из самых противоречивых писателей. Эта противоречивость его человеческой личности проявлялась в его творчестве. То, что было неприемлемо для Горького ... десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве ... Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем ...
Жизнь Василия в тайге не подчинена явлениям цивилизации. Он храним мудрость и опыт, который передается из поколения в поколение. Он жил, и будет продолжать жить своей жизнью, совершенствуя ее каждый год.
Уходя в тайгу, Василий запирает амбар на замок, и Василиса, наблюдая за ним из окна, ворчит:
- Как же, обворуют, сундуки там у него добром набиты. Хошь бы штаны с больших денег купил. Ходит с голой задницей, людей смешит. Ни стыда, ни совести.
…Они сидят друг против друга — Василий на кровати, Петр на низкой детской табуретке, сколоченной для него же лет двадцать пять назад, и Василий, еще не захмелев, жалуется на поясницу: