Разделы:
Цели :
- проанализировать текст рассказа “Материнское сердце”. На примере жизни героя раскрыть причинно-следственные связи между преступлением и наказанием. Пробудить чувство ответственности за содеянное, размышляя о понятии “сыновний долг”;
- формировать чуткое и уважительное отношение к матери, вызвать желание быть достойными сыновьями;
- учить анализировать, рассуждать, делать выводы, сравнивать;
- развивать творческие способности учащихся;
- способствовать формированию навыков правильности ответов на поставленный вопрос;
- активизировать эмоциональные реакции учеников, добиться сопереживания;
- способствовать формированию коммуникативных навыков.
Тип урока:
Методы:
- словесный (беседа, рассказ);
- наглядный;
- элементы проблемного метода (сочинение-миниатюра, приемы устного словесного рисования, самостоятельное мышление);
- дедуктивный (умение анализировать, делать умозаключения);
- вопросно-ответное общение.
Оборудование к уроку:, Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная,
- групповая,
- индивидуальная.
I. Организационный этап.
II. Начало урока:
- определение целей;
- поэтическая страничка.
III. Объяснение нового материала:
- Отношение В.М.Шукшина к своей матери.
- Беседа по рассказу “Материнское сердце”.
- Просмотр фрагмента художественного фильма “Калина красная”.
- Работа над значением слов “совесть”, “раскаяние”,
IV. Закрепление ЗУНов (
V. Контроль над результатом УД
VI. Подведение итогов урока.
Эпиграфы:, Посмотри на нашу маму… Это народ с большой буквы”.
(В.М.Шукшин)
“Все матери богаты, если любят своих детей”.
(М.Метерлинк)
Ход урока
I. Организационный момент (внешняя и внутренняя психологическая готовность, перекличка класса).
II. Начало урока.
Звучит песня “Мама” в исполнении О.Газманова (видеозапись).
Беседа по рассказу “Материнское сердце”
1. Из скольких частей состоит рассказ?
Ученик: Рассказ состоит из двух частей. В первой речь идет о Витьке и описывается его преступление. Вторая, большая часть рассказа, посвящена матери Витьки Борзёнкова.
Рассуждение по отношению к матери можно определить величие сердца
... по отношению к матери. Любое сочинение на тему: «Материнская любовь» позволит ребенку задуматься над своим поведением и оценить роль мамы в его жизни. Материнская любовь — сочинение-рассуждение ... материнской душой, когда ее дети причиняют ей боль. Воспитание вежливого отношения к матери в школе Начинать говорить о любви к матери нужно в школе. Чтение художественных рассказов или простые беседы ... сердце ...
2. Как автор относится к своей матери?
Учитель: В.М. Шукшин относится к своей матери с любовью и уважением. Он пишет ей теплые письма, присылает деньги и расстраивается, если она их не тратит. Он всегда помнит и понимает, что его мать сделала для него в стремлении, чтобы он стал настоящим человеком. И он отвечает ей тем же.
В письме к своей сестре Шукшин пишет: “Посмотри на нашу маму… Это народ с большой буквы”. Эти слова мы и возьмем эпиграфом к нашему уроку.
3. Какую тему и эпиграф выбрал автор для рассказа?
Ученик: Тема рассказа — “Сердце матери”. Эпиграфом к рассказу автор выбрал слова из своего письма к сестре: “Посмотри на нашу маму… Это народ с большой буквы”.
Запишите число, тему и эпиграф на доске. План урока также будет на доске.
4. Какие слова можно отнести только к матери Шукшина?
Ученик: Эти слова можно отнести к матери, которая любит своего ребенка, заботится о нем и переживает за него.
5. О ком идет речь в рассказе “Материнское сердце”?
Учитель: В рассказе “Материнское сердце” идет речь о матери Витьки Борзёнкова, о такой матери, которая любит своего ребенка и заботится о нем.
Исследование подлинности случайности в рассказе «Витька Черный»
В рассказе «Витька Черный» главный герой оказывается втянут в серьезное преступление — убийство местного комсомольского активиста. Однако, можно ли назвать это случайным происшествием?
Анализ персонажей
Почти все персонажи рассказа изображаются как люди, которые проваливаются в трудную жизненную ситуацию не из-за случая, а из-за своих собственных ошибок и слабостей.
Витька сам раскрывает свою натуру — он пьет до тех пор, пока не становится дурным, носит опасный предмет в виде ремня с залитым свинцом, подходит к женщинам без должной осторожности и размышляет о женитьбе без любви. Он сознательно принимает неправильные решения, которые приводят его к трагическим последствиям.
Он также не выполняет свой сыновний долг по отношению к матери — не является ее кормильцем и опорой, хотя она выжила вместе с ним в тяжелые годы войны. Это свидетельствует о том, что он не осознает своих обязанностей и не делает всего возможного для поддержки своей семьи.
Отсутствие случайности
Персонажи рассказа действуют скорее предсказуемо, чем случайно. Нет сомнения в том, что Витька знал о том, что делает, когда втянулся в преступление. Он был пьян, но его замысел — убить активиста — был заранее продуман. Также можно заметить, что полицейские на первый взгляд проявляют к виновникам убийства крайнее равнодушие, однако это отражает отношение общества к преступникам того времени. Из текста можно увидеть, что их «жалости» можно было «до жалости отнести только отсутствие таковой».
Заключение
Следовательно, рассказ «Витька Черный» не является историей случайности. Пьянство и легкомыслие Витьки, его преступные прошлые действия, а также традиционное отношение общества к тем, кто нарушает закон, создали неизбежную ситуацию. По сути, Витька был причастен к убийству преднамеренно, при условии продуманного плана и бездушностью, которая выражается в тексте. Кроме того, его отношения с матерью (которые не являются случайными как таковые) не делают его ответственным членом семьи, иначе он мог бы избежать трагедии.
Проблема взаимоотношений учеников и учителей (По В.И. Амлинскому)
... То это, пожалуй, пример того каким должен быть образовательный процесс. Учитель-один из главных проводников в ... ↑ Про школуСоставьте рассказ о своей учёбе используя план → ` Популярные сочинения Сочинение на тему Примеры ... учеников гарантирован. Как сказал У. А. Уорд: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.». Ученик, ...
7. Как чувствует себя мать, когда идет на свидание с сыном? Найдите в тексте.
Ученик: “В глазах матери все туманилось и плыло… Она молча плакала, вытирала слезы концом платка, но шла привычно скоро, иногда только спотыкалась о торчащие доски тротуара… Но шла и шла, торопилась. Ей теперь, она понимала, надо поспешать, надо успеть, пока они его не засудили, А то потом вызволять будет трудно. Она верила этому. Она всю жизнь свою только и делала, что справлялась с горем, и все вот так – на ходу, скоро, вытирая слезы концом платка. Неистребимо жила в ней вера в добрых людей, которые помогут. Эти – ладно – эти за своего обиделись, а те – подальше которые – те помогут. Неужели же не помогут? Она все им расскажет – помогут. Странно, мать ни разу не подумала о сыне, что он совершил преступление, она знала одно: с сыном случилась большая беда. И кто же будет вызволять его из беды, если не мать? Кто? Господи, да она пешком пойдет в эти краевые организации, она будет день и ночь идти и идти… Найдет она этих добрых людей, найдет”.
8. Что беспокоит мать при встрече с сыном?
Ученик: “Мать Мудрым сердцем своим поняла, какое отчаяние гнетет душу ее ребенка.
Ученик: “Господа помоги батюшка, – твердила она в уме беспрерывно. – Не допусти сына до худых мыслей, образумь его. Он маленько заполошный – как бы ни сделал чего над собой”.
9. Как ведет себя мать, почему?
Ученик: Старается успокоить Витьку, идет на то, что говорит неправду о потерпевшем и о том, что ей обещали обязательно помочь. Она вселяет в сына уверенность, что все будет хорошо. Пытается поддержать его морально.
10. Итак, виноват ли Витька? Что вы скажете теперь?
11. Перед кем он виноват?
Ученик: Перед потерпевшими, перед обществом, перед матерью. Главная вина Витьки, конечно, перед ней.
12. Жалко вам героев? А кого больше и почему?
13. Почему Шукшин дал такое название своему произведению?
Ученик: Рассказ имеет такое название не случайно. Для Шукшина было важно описать, какие тяготы легли на сердце матери, сколько ей пришлось пережить, потому он так подробно и описывает действия матери после того, что случилось с сыном.
14. Можно ли Витькину мать назвать богатой? Не в материальном, а духовном смысле? В чем это богатство заключается?
Учащиеся делают вывод, что главное ее богатство заключается в любви.
Учитель: Так же считает и бельгийский писатель рубежа 19–20 веков Морис Метерлинк: “Все матери богаты, если они любят своих детей”.
Учитель: Тема матери звучит во многих произведениях В.М.Шукшина. Например, в кинофильме “Калина красная”, в котором главный герой Егор Прокудин, семнадцать лет не видел мать. Посмотрите фрагмент этого фильма.
Просмотр видеокассеты.
Образ учителя глазами современных учеников
... тема исследования «Образ учителя глазами современных учеников». Мое исследование вероятно единственная возможность донести до учителей мнение учеников о них. Заставить их взглянуть на ... грамоту, церковнославянскую и греческую грамматику, риторику, математику. В XVIII в. Усилился контроль над ... хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, ...
Учитель: А в этом фильме как главный герой относится к своей матери? Чувствует ли он вину перед ней? Раскаивается ли он? Пробуждается ли в нем совесть?
Посмотрите, как пишет об этом В.М.Шукшин в киноповести “Калина красная”: “Он (Егор Прокудин) увидел, услышал, узнал, что никогда не замолить ежу величайшего из человеческих грехов – греха перед матерью, что никогда уже его больная совесть не заживет”.
Учитель: А Витька Борзёнков раскаивается? Как вы думаете, почему Витька не рассказывает матери всю правду о случившемся?
Учитель, Как вы понимаете значение слов “совесть” и “раскаяние”? Посмотрите, как поясняются эти слова в Словаре русского языка.
(Вывешивается плакат со словами “совесть” и “раскаяние”.)
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Раскаяние – это сознание своей вины, сожаление о совершенном проступке.
Учитель: Запишите значение этих слов в тетрадь.
IV. Закрепление ЗУНов.
Учитель: Возможно, кто-то из вас после сегодняшнего урока пересмотрит свое отношение к маме, напишет ей доброе теплое письмо и покается в чем-то перед ней.
Предлагаю написать вам небольшое сочинение-рассуждение “Признание маме”, в котором вы ответите на такой вопрос: О чем заставил меня задуматься рассказ В.М.Шукшина “Материнское сердце”?
Чтение нескольких сочинений (см.).
V. Контроль УД.
Работа по группам.
Учитель : Как вы думаете, такие матери, как мать Витьки Борзёнкова, потерявшая в войну мужа и старшего сына, похоронившая единственную дочь, умершую от голода, но все-таки сумевшая воспитать троих сыновей и не растерявшая душевной щедрости, теплоты и любви к своим детям, достойна памятника?
Представьте себя скульпторами. Вам доверено создать проект памятника Матери с большой буквы. Каким бы вы его сделали? Посоветуйтесь и дайте устный ответ. Можете нарисовать. Бумага и карандаши на партах.
Контролерами в группах будут… Ваша задача – регулировать взаимоотношения в группах.
Редакторами будут… В ваши функции входит слежение за правильностью выполнения задания.
Какая группа первой закончит работу, поднимите сигнальную карточку.
Памятка “Как работать в группе” лежит у вас на столах (см. ).
Звучит спокойная музыка.
Проверка задания.
VI. Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, кого рассказ “Материнское сердце” не оставил равнодушным? Почему? Что больше всего понравилось сегодня на уроке?
Учитель: Я очень рада, ребята, что рассказ затронул ваши души, заставил вас задуматься о себе, о жизни, о матери. В.М.Шукшин помог нам с вами понять самих себя.
8.08.2010