- Сочинения
- По пословицам
- Хлеб всему голова
Хлеб является главной ценностью человека, это символ изобилия, обеспеченности. Пусть его цена не велика, но всем известно, какой ценой он достается, какой это нелегкий труд. Для того чтобы попасть к нам, хлеб проходит большой путь.
Хлеб — основной компонент в рационе нашего питания, и любой прием пищи сложно без него представить. Каждого из нас с детства учили бережно относиться к хлебу. Но почему такую важную роль отводят хлебу и почему считают, что он всему голова? Конечно, бесспорно, что в нем заключен тяжелый труд многих людей, но ведь труд вложили во многие вещи. Тогда почему хлеб играет такую главенствующую роль? Для этого нужно перенестись в далекие времена.
Дорогих и желанных гостей на Руси встречали посыпанным солью хлебом. Молодых родители обязательно благословляли караваем, чтобы их семейная жизнь была счастливая и легкая. Также с хлебом шли в гости к тем, у кого рождался ребенок. Поскольку в былые времена не было таких технологий, как сейчас, хлеб доставался гораздо более тяжелыми усилиями, имел более высокую значимость. Ему были посвящены многие хвалебные песнопения, про него складывали пословицы. Также существовало такое мнение, что, если в доме всегда имелся хлеб, то семья была зажиточная, обеспеченная.
Хлеб невозможно заменить, не существует такого продукта, который можно было бы использовать вместо хлеба. Наши бабушки и дедушки помнят те далекие, но страшные времена Великой Отечественной войны, когда любой кусочек, даже черствого хлеба, был в радость. С тех пор в семье еще больше прививают любовь и уважение к хлебу, к тем усилиям, которые прилагают люди, чтобы каждый день на наших столах имелся свежий хрустящий хлеб. Ведь в период ВОВ кусочек хлеба мог спасти несколько жизней, тогда он и был всему головой.
Наша же задача заключается в том, чтобы ценить то, что мы имеем сейчас на столе и уважительно относится к хлебу.
Вариант 2
Эту пословицу мы слышим довольно часто. Даже видим! Она бывает красиво написана на плакатах, на стенах в пекарнях. И я с этими словами вполне согласен… Нет, это не рекламный лозунг, по которому мы не проживём ни дня без какой-то новой шоколадки. Тут нет слов типа: практически, наверное… Рекламщики ведь не имеют права назвать свой товар самым-самым крутым. Здесь, реально, хлеб – голова! И точка!
Почему так? Потому что можно жить на хлебе и воде, можно протянуть без овощей и фруктов, тем более, без деликатесов. В прошлом жизнь была, тяжелей, конечно. Но можно было и без мяса, без молока, без каш бедному крестьянину прожить – был бы хлеб. Когда не было муки, то люди делали хлеб из непонятно чего. Я слышал, что в войну делали что-то вроде хлеба из сушеных картофельных очисток.
Хлеб и война (15.3 9 класс ). Луиза фатеева хлеб рассуждение
... мере, проявил уважение к ним. 15.3 9 класс Хлеб и война uchim-klass.ru Сочинение рассуждение по тексту ( Сборник материалов, подготовленный ... в нашем языке, но на первое место ставят три: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится государство, человечество. ... Веселовская СОШ: Полупанова В.П. Шолтес Н.С. Ющенко К.В. Раздел 3. МОУ Верхнепокровская СОШ: Лопатина В.И. Поданева Н.Я. Раздел 4. ...
Можно есть мясо-яйца, но всегда будет не хватать за столом хлеба. В нём содержаться нужные пищевые волокна, которые, вообще, помогают пищеварению. Мы приучены всё есть с хлебом, хотя сейчас появились всякие диеты, «здоровые питания» без хлеба. Но думаю, что это всё временно, как и раздельное питание. Не нужно так всё усложнять. Раньше люди были, простите, ближе к животным в том смысле, что понимали, что полезно есть, а что – вредно.
И ещё существует множество примет и поверий, которые только подчеркивают значение хлеба в нашей жизни. То есть к этому продукту нужно относиться уважительно. Нельзя его бросать! Нельзя на него наступать… Даже в сказках описано.
В большом почёте все люди, которые имеют отношению к производству хлеба: пекари, мельники, крестьяне… Сейчас, понятно, всё автоматизировано. Но кстати, есть ещё люди, которые делают эко-продукты, включая хлеб.
Даже в клипе «Ленинграда» самом известном речь шла о хлебе в конце. Нельзя его ругать (особенно, если ты толстая от шоколадок), нужно уважительно относиться. А то каждая сопливая девчонка будет ругаться на хлеб! Нельзя так. А после хлебушка попросит! Как говорится, в голодный год.
Голова он ещё в том, что часто пекут что-то символическое. Например, куличи на светлую Пасху. Блины (в некотором роде хлеб) на веселую Масленицу… И караваем встречают гостей, а ещё молодых. В церкви тоже делают такие постные хлебцы.
В общем, получается, что, на самом деле, до сих пор всему голова – хлеб! Думаю, что это правильно. Сам люблю и даже уважаю хлеб!
Сочинение Хлеб всему голова
Практически каждый человек регулярно размышляет о «хлебе насущном» и речь идет не только об обеспечении собственного пропитания, но и о других факторах. Речь идет о материальном фундаменте, который позволяет человеку развиваться духовно и существовать вообще.
На самом деле именно хлеб стоит в основе всего этого фундамента. Ведь цивилизация началась и стала развиваться именно благодаря хлебу, после того как люди стали выращивать пшеницу и из кочевников и собирателей превратились в земледельцев. Благодаря этому они смогли разделять труд, накапливать умения и знания.
В основе всего этого именно хлеб, который позволяет людям проживать на какой-то земле, выращивать потомство и двигаться в сторону развития. Поэтому с древних времен образ хлеба также приобретает и сакральное значение, он представляет собой не просто еду, но нечто более глубокое и существенное. Именно поэтому хлеб — всему голова.
Специфика выращивания и производства хлеба связаны с природными циклами, люди издревле наблюдали как растет пшеница, через такое наблюдение и соответствующую деятельность постигали природные циклы смены времен года, астрономические феномены. Фактически они понимали мир через хлеб.
Не зря во многих культурах колос пшеницы является символом возрождения. Даже в Библии используется этот символ зерна, который падает в землю, чтобы снова прорасти. Через такую символику христианство передает учение о Спасении.
Что такое хлеб для человека
... постепенно перерождается в заботливого и доброго человека. На всю жизнь запомнит Филька, что тепло хлеба рождается от теплоты сердец и рук ... трудно не признать нечеловеческими. Не их вина в том, что выпало такое пережить, но это непростое испытание во всей «красе» ... текста настолько выразительны, что читатель, не знающий тех лет, воочию представляет себе эпизоды, в которых есть всё, о чём люди ...
Сейчас люди обладают довольно развитыми средствами по выращиванию злаков, созданию муки и хлеба. Тем не менее, к этому продукту и людям, которые заняты в его производстве, до сих пор сохраняется уважительное отношение. Сейчас даже в домах где есть достаток и возможность купить неограниченное количество буханок хлеба, все равно к этому продукту относятся уважительно: не выбрасывают, бережно хранят.
Понимание ценности хлеба лежит в культуре современного человечества. Хлеб не только является символом пищи, но и символом цивилизации, основы, на которой зиждется человечество. Также он указывает на взаимосвязь и целостность разных феноменов в этом мире, поэтому и занимает такое положение в сознании людей и народных пословицах.
4, 5, 6, 7 класс. 1 класс
В 9 классе проводим урок-размышление по рассказу Юрия Казакова «Запах хлеба».
Автор: Мишустина Вера Викторовна
Тема урока:
Тип урока:
Цели урока:
- Совершенствовать навыки анализа художественного текста: определение темы, идеи, композиции, выразительных средств в произведении.
- Развивать у учащихся умение критически мыслить при знакомстве с текстом, опираясь на жизненный опыт и имеющиеся знания по предмету, применяя эффективные приёмы технологии развития критического мышления.
Найти ответы на проблемные вопросы:
- Какие вечные духовно-нравственные проблемы затрагивает в произведении автор?
- В чём смысл названия рассказа?
Задачи:
- личностные: вызвать интерес к предмету;
- пробуждать стремление к вдумчивому чтению;
- проследить за мыслями, чувствами и поступками героев;
- воспитывать лучшие нравственные качества: совестливость, ответственность, доброта, чувство долга, забота о близких;
- метапредметные: обучать умению отбирать материал текста для работы по теме урока;
- развивать навыки анализа текста;
- развивать навыки групповой и индивидуальной работы, навыки работы со словарём;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- предметные: познакомиться с биографией Ю. Казакова, определить особенности стиля рассказов писателя;
- развивать умение объяснять литературоведческие понятия, подкрепляя их примерами из текста;
- развивать умение формулировать проблемы, поднятые автором в произведении.
Ожидаемые результаты:
- личностные: использование читательского опыта в реальных жизненных ситуациях;
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- регулятивные: целеполагание, планирование;
- метапредметные: работа с информацией из различных источников;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, совершенствование читательских умений и культуры речи;
- предметные: совершенствование навыков анализа текста, умение объяснить термины «психологизм», «несобственно-прямая речь».
Технология:, Формы организации деятельности учащихся:, Оборудование:
ХОД УРОКА
Контрольное по литературе в 7 классе :»Что такое доброта? ...
Носова, Ю. Казакова) Цель: Образовательные:, Развивающие:, Воспитательные: Тип урока: Форма проведения: Класс: 7 Ход урока Организационный момент. Добрый день ребята, я рада вас видеть. А вы готовы к уроку? Или у вас ... целей и задач. Сегодня вам необходимо написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?» и сделать это опираясь на вышеуказанные рассказы . Давайте с вами вспомним структуру ...
1. Мотивация к деятельности
Здравствуйте, ребята! Я хочу всем пожелать хорошего настроения. И уверена, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом и радость новых открытий. Вы готовы? Замечательно!
1) Обратите внимание на экран.Что вы видите? (слайд № 1: изображение хлеба, старушки-матери у крыльца деревенского дома)
2) О каком произведении мы будем сегодня говорить? (рассказ Ю. Казакова «Запах хлеба»)
2. Актуализация знаний об авторе
- Как связаны между собой данные изображения? С чем у многих ассоциируется хлеб? (дом, мама, родители)
Подготовленный ученик читает стихотворение Розы Госман «Мамин хлеб» (слайд №2)
- Где, по-вашему, формируются наши духовные ценности, нравственные устои? (в семье)
- Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (предположения детей, тема выводится на экран) слайд № 3
- Вы прочитали рассказ Ю. Казакова «Запах хлеба», только ли он о хлебе? — Или в нём поднимаются еще другие, более глубокие проблемы?
- Какие цели мы сегодня поставим перед собой на уроке? На какие вопросы постараемся ответить? (слайд № 4)
Ответить на эти вопросы нам поможет писатель Юрий Павлович Казаков.
Сообщение учащегося:
Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве (в семье рабочего).
Отец и мать его – бывшие крестьяне, выходцы из Смоленской губернии.
В школе в одном классе с Юрием Казаковым учился музыкант, который посещал ещё и музыкальную школу, где занимался в классе виолончели. Его одержимость музыкой повлияла и на Юрия Казакова. С пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке: сначала он играл на виолончели, потом на контрабасе, так как пальцы были не очень гибкими. В 1951 году Юрий Казаков окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу контрабаса и сразу был принят в состав оркестра им. К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Играл в джазовых и симфонических оркестрах.
Между 1953 и 1954 годами его увлекает литературное творчество. Юрий Казаков поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958 году. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы. Первые же из них принесли успех: «Арктур – гончий пёс», «По дороге», «Голубое и зелёное», «Двое в декабре» и др. Рассказ стал излюбленным жанром Казакова.
Писатель часто путешествовал по России, восхищался родной природой, воспевал в своих рассказах Волгу, Север. Особое отношение было у него именно к русскому Северу. Героями его рассказов были моряки, рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли.
29 ноября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в Москве.
— Юрий Павлович Казаков – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы: как нужно жить? какими качествами нужно обладать? что лежит в основе человеческого поведения? что такое добро и зло?
Как правило, в основе рассказов Казакова лежит действительный случай. Герои – люди обыкновенные, а не исключительные. Писатель сосредоточивает внимание на их нравственном состоянии в потоке повседневной жизни. Автора интересует обыденное сознание и его развитие, которое может привести или к нравственным вершинам, или к потере важнейших духовных ценностей.
Любимые герои украинских народных песен
... Украинские народные исторические песни - могущественный духовный источник нашего народа. В народной песне живет образ нашей знаменитой Украины, ее героическая история. Героями: исторических песен есть выдающиеся деятели народа, а также обычные казаки ... склоненной калины в песне перерастает в символ Украины. Но завершается бодрым расположением духа, надеждой на освобождение матери-отчизны из неволи.А ...
Рассмотрим, как это происходит в рассказе «Запах хлеба».
3. Осмысление произведения
- Что включает в себя это понятие: духовные ценности? (работа со словарями по группам:
1 группа даёт толкование понятий «духовность», «ценность», «мораль», «нравственность», «чувство долга»;
2 группа подбирает синонимы, 3 группа – антонимы к словам (Душевность, родственность; важность, преимущество; нравственность, этика, закон; порядочность, добродетель; ответственность, сознательность).
- Итак, обратимся к тексту рассказа.
- Какую телеграмму и когда получает Дуся? Случаен ли выбор писателем именно этой даты?
(1 января, не случаен. Герои отдыхают после встречи Нового года)
- Как она отнеслась к известию о смерти матери?
- Какие детали указывают на ее психологическое состояние, подтвердите текстом, какова роль художественной детали в тексте?
(побледнела, молча водила рукой по скатерти, как слепая, легла, вяло ходила по квартире, голова болела, не пошла в гости, было грустно, не могла плакать)
- Каким вырисовывается в памяти женщины образ её матери?
(плохо помнит, чужое лицо, тяжёлые тёмные руки)
- Почему лицо самого родного человека ей кажется чужим?
(не видела более 15 лет)
- Почему Дуся не поехала на похороны?
(холодно; барахло, наверное, растащили)
У Казакова зачастую авторское повествование переплетается с речью героини, её мужа, других персонажей. Так начало 2 главы «Прошла зима, и Дуся вовсе позабыла о матери. Муж её работал хорошо, жили они в своё удовольствие, и Дуся стала ещё круглее и красивее» – по форме является речью автора. Но слова «вовсе позабыла», «жили в своё удовольствие» указывают на речь Дуси и её мужа. Это называется «несобственно-прямой речью».
- Для чего использует Казаков это приём? Как это характеризует героев рассказа?
(Герои сами себя разоблачают, данные слова подчёркивают мысль автора о том, что герои погрязли в заботе только о собственном материальном благополучии. А по сути – заплатят за это очень дорогой ценой: забвением нравственных корней, потерей духовных ценностей, утратой душевности, порядочности. Сниженная разговорная лексика героев: барахло, растащат, башка, валяй и др.)
Так вот – героиня всё же едет в деревню.
- Зачем? Что ее подтолкнуло?
(письмо племянника Миши, остался дом, значит, можно продать и получить за него деньги!)
- Какой предстала перед Дусей деревня?
(родные поля, пообстроилась, перемены не понравились, многие её узнавали, а Дуся нет)
- Почему героине не понравились перемены, почему Дуся не узнавала бывших односельчан?
(было неприятно, что без неё деревня не угасла, а наоборот, расстроилась, живёт своей полноценной жизнью)
- Чем занималась героиня в деревне?
(продавала вещи, затем дом) Слайды № 5,6
Казаков называл свой особый взгляд на героя «осмыслением самого себя», что означало раскрытие внутреннего мира персонажа через анализ его мыслей и чувств. Это позволяет говорить о психологизме произведений писателя. Часто поведение героев не зависит от воли и желания персонажа, а проявляется неожиданно, вызывается эмоциями, которые возникают под влиянием ассоциаций.
Функции пейзажа в прозе Ю. Казакова
... компонентов мира литературного произведения, изображение незамкнутого пространства (Себина, 2000. С.228). Традиционно под пейзажем понимается изображение природы, например, пейзаж - изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции в зависимости от стиля и метода ...
- Какие чувства и ассоциации нахлынули на Дусю во время посещения ею родного дома? Какие детали говорят об этом?
(дом имел нежилой вид, но пахло хлебом; у Дуси забилось сердце;икона на стене; открыла сундук – запахло матерью)
- Почему всё это кажется героине сном? Слайд № 7
- А что же было дальше? Ведь у Казакова подсознательные душевные движения человека раскрываются через их ощущение неудовлетворённости собой, тоску, смутное беспокойство, стыд.
- Что произошло с героиней на кладбище? Какой пейзаж рисуется в этом эпизоде? как он помогает понять внутреннее состояние героини?
(день «было замглился», «посоловел», позже тучи разошлись, но в той стороне, куда шли Дуся с Мишей висела гряда облаков)
(на кладбище Дуся сначала побледнела, будто нож всадили ей под грудь, потом «чёрная тоска ударила ей в душу, так она задохнулась, затряслась…) Слайд № 8
Что интересно: осмысление себя в рассказах Казакова происходит у героев вне городской суеты, на лоне природы. В воспоминаниях отражается прошлая духовная жизнь человека, и эти эмоции дают толчок его душевным процессам в настоящем. Вот и на Дусю нахлынула жуткая тоска по матери, осознание невыполненного дочернего долга, утраты очень близкого и дорогого!!!
- В каком настроении покидает деревню героиня?
(была весела и ровна)
- С какой целью автор в конце рассказа говорит о том, что в доме матери-старухи вымыли полы, привезли вещи и стали жить новые люди?
(дом ожил, может, новые жители будут добрее и внимательнее к нему, с уважением и благодарностью вспоминать умершую хозяйку)
Казаков избегает авторских дополнительных объяснений и рассчитывает на работу читательской мысли, заставляет нас додумывать, сопереживать.
4. Рефлексия
В этом писатель продолжает традиции поэтики А.П.Чехова.
Вот и мы попробуем немного разобраться в задумке автора.
- Как вы думаете, почему рассказ имеет такое название?
(запах хлеба стал для героини, с одной стороны, символом дома, мамы, родины, а с другой стороны, осознанием утраты, одиночества)
Составление кластеров и их защита: 1 группа – образ Дуси, 2 группа – родной дом, 3 группа – проблемы, поднятые автором в рассказе. У учащихся на столах лежат бумага, фломастеры.
( 1 – равнодушие, безответственность, позднее раскаяние, отсутствие чувства долга, бездушие; 2 – мама, хлеб, уют, тепло, любовь, доброта, душевность, 3 – утрата связи с отчим домом, забвение матери, одиночество, распавшиеся человеческие связи, духовные ценности, чувство долга)
Звучит песня в исполнении Ярослава Сумишевского «Мама»
Необходимо слушать зов собственного сердца, ведь оно хранит светлые и тёплые воспоминания о самом дорогом на земле: маме, доме, малой родине.
«Запах хлеба» – рассказ, в котором ставятся сложные проблемы человеческой психологии, раскрываются внутренние мотивы поведения. Благодаря точной психологической обрисовке характеров читатель может представить жизнь героев в будущем, предположить, как они будут вести себя в той или иной ситуации.
Роман «Евгений Онегин»: проблемы смысла жизни, счастья, долга
... тошен”. Особенно важна в “Евгении Онегине” проблема долга и счастья. По сути, Татьяна Ларина – не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа 17-летней провинциальной ... преподносятся читателю сквозь призму авторского восприятия, авторской оценки. Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковым стала для России ...
5. Домашнее задание на выбор:
1. Прочитать и проанализировать рассказы Ю.Казакова «Свечечка», «Осень в дубовых лесах», «Плачу и рыдаю…» – один на выбор
2.Сочинение-рассуждение на вопрос темы урока «Где наше близкое и родное? Где наши духовные ценности?»
3. Сочинение на тему «Жизнь Дуси после поездки на родину»
Конспект урока в табличной форме