1. История создания произведения.
Пьеса «Волки и овцы» была задумана в 1874 году. А.Н. Островский начал работать над ней, когда создавал драму «Бесприданница». Оставив на время этот сюжет, писатель начинает работать над актуальной для того времени историей. В 1874 году была осуждена игуменья, которая занималась аферистскими делами, на суде адвокат назвал ее волком в овечьей шкуре. Отсюда и возник замысел пьесы А.Н. Островского. Ее сила проявилась в достоверности и актуальности. Произведение «Волки и овцы» начало создаваться в начале 1875 года, а уже к осени оно было завершено полностью. В декабре этого же года пьеса была поставлена в Александрийском театре, а буквально через две недели – и в Московском Малом театре.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Пьеса «Волки и овцы» принадлежит к жанру комедии. Однако существует термин «печальная комедия», который тесно связан с замыслом писателя, опустившим тему возмездия в своем произведении.
В жанровом отношении пьеса А.Н. Островского непроста. Писатель уходит от привычных принципов бытописания, используя при этом приемы условности описания.
3. Название произведения и его смысл.
Выступление адвоката против прототипа героини повлияло на задумки А.Н. Островского. Почти сразу появляется название к его новой пьесе – «Ловит волк, ловят и волка», затем оно превратилось в вариант «И волки едят…и волков едят». Эти названия уже говорили о возмездии над «волками». Так как писатель убирает такую сюжетную линию, он останавливается на названии «Волки и овцы».
Такое символичное название не только намекнуло о противоборствующем конфликте между героями, но и о том, что общество «волков и овец» настолько порочно, что и волки могут быть овцами, и овцы могут оказаться волками.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование в соответствие с родовой спецификой ведется от третьего лица.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
А.Н. Островский поднимает в своем произведении тему «волков и овец», тем самым он разоблачает общественные пороки. Писатель показывает своеобразную охоту за деньгами, которые властвуют в обществе и разрушительно действует на судьбы людей. Все это приводит к тому, что нравственное и безнравственное смешиваются в человеческой жизни, поэтому один и тот же человек может быть и волком, и овцой. Эти две противоположности могут сменить одну на другую в любую минуту.
Говорящие фамилии в произведениях русских писателей XIX века
... изображаемым характерам, типам личности. II. Говорящие фамилии в произведениях русских писателей 2.1 Говорящие фамилии в творчестве Д.И. Фонвизина За 14 лет ... что М. В. Ломоносов, совместивший в своем подходе к литературе позиции теоретика и практика, видел в именах собственных один ... сцене. Чего стоят одни только герои Жан-Батиста в пьесе «Любовь-исцелительница»! Именно об именах, которые носят ...
Конфликт произведения раскрывает противоречивые отношения между хищниками и жертвами, которые могут превращаться друг в друга.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
В основу сюжета легли реальные события современного А.Н. Островскому общества. Действия в пьесе выходят за ее рамки и переходят в настоящую жизнь.
События в пьесе «Волки и овцы» происходят в 70-е годы 19 века. Небольшой провинциальный город является местом действия.
Купавина – молодая вдова – мечтает о счастливой жизни. Однако вокруг нее происходят различные действия, связанные с желанием отобрать у нее ее богатства. Так, помещица Мурзавецкая обманными путями пытается повлиять на богатую вдову и завладеть ее собственностью. Мурзавецкая хочет, чтобы ее племянник женился на Купавиной, что помещице почти удается совершить. Однако ее планам мешает Беркутов, сосед вдовы. Он оказывается еще хитрее и расчетливее Мурзавецкой, поэтому вступает с ней в своеобразную борьбу за богатства. В результате конфликта выигрывает Беркутов, превратив Мурзавецкую из «волка» в «овцу».
7. Система образов произведения.
В пьесе А.Н. Островского нет ни одного положительного персонажа. Автору было важным показать, что чистых «овец» в этом порочном обществе не бывает, что они могут в любой момент превратиться в «волков».
8. Композиция произведения.
Произведение «Волки и овцы» содержит в себе 5 действий, причем все события происходят в одном месте в течение нескольких суток. Это позволяет показать динамичность и в то же время обыденность совершаемых событий.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
А.Н. Островский, не зря оставивший драму «Бесприданница», обратился к сюжету, основанному на реальных событиях, произошедших чуть ли не на его глазах. Отсылки к реальным людям и фразам говорят об актуальности произведения, о его настоящей достоверности.
В то же время писатель обращается к другой эпохе, тем самым сравнивая современность и позапрошлый век между собой.
В пьесе А.Н. Островский использует приемы сатиры: гипербола, гротеск, пародирование. Однако звучание не столько комично, сколько трагично, так как в центре внимания – современное общество.
10. Отзыв о произведении.
Пьеса «Волки и овцы» — произведение А.Н. Островского, которое раскрывает конфликт между неоднозначными людьми, что можно отнести и к современному миру.