Основные этапы работы над м

Сочинение

КАТЕГОРИИ:

Основные этапы работы над м 1 Археология

Основные этапы работы над м 2 Биология

Основные этапы работы над м 3 Генетика

Основные этапы работы над м 4 География

Основные этапы работы над м 5 Информатика

Основные этапы работы над м 6 История

Основные этапы работы над м 7 Логика

Основные этапы работы над м 8 Маркетинг

Основные этапы работы над м 9 Математика

Основные этапы работы над м 10 Менеджмент

Основные этапы работы над м 11 Механика

Основные этапы работы над м 12 Педагогика

Основные этапы работы над м 13 Религия

Основные этапы работы над м 14 Социология

Основные этапы работы над м 15 Технологии

Основные этапы работы над м 16 Физика

Основные этапы работы над м 17 Философия

Основные этапы работы над м 18 Финансы

Основные этапы работы над м 19 Химия

Основные этапы работы над м 20 Экология

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

1) Внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора.

2) Сформулируйте проблему и позицию автора.

3) Продумайте комментарий, который логично свяжет формулировку проблемы и позицию автора. Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторской мысли.

4) Определите свое отношение к позиции автора (согласие\несогласие).

5) Подберите аргументы, поддерживающие или опровергающие мнение автора текста.

6) Продумайте вступление и заключение.

7) Продумайте логические связи между частями.

Образец работы

Текст. На дворе стоял 1940 год. В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области.

До полного благополучия было еще далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. Дети понемногу становились доверчивее, добрее. Потихоньку крепла дисциплина. И все же здесь по-прежнему держались старые порядки.

Сижу в учительской. Входит завхоз. Прервав разговор, обращается к завуч:

— Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. Пусть ко мне домой ведро отнесет.

Голос у завхоза тусклый, ровный. Ни волнения, ни сомнения в не мнет. Обычное дело – отнести домой ведро ворованного сахара. Только и всего.

То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подает голоса. И все-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется ее сердце. Неужели даже не укорит! Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо:

— Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. Постыдись.

Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. Ведро-то тяжелое, а годы у человека не юношеский, как не помочь. Она выходит в коридор. Выискивает глазами кого-то и зовет:

— Лида, поди сюда. Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.

Девочка покорно берет доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

Никаких продуманных намерений у меня не было. Все вышло само собой. Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперед и загородила завхозу путь. Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:

— Куда вы сахар потащили? А ну живо несите назад! Совсем обнаглел! Средь бела дня детей обкрадывает. Только попробуй еще.

На щеках у меня были красные пятна. Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам.

Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. Кажется, понимает. Молча мнется с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. Ничего не говорит, берет из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад.

Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной…Получилось совсем иначе. Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо.

Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моем месте любой другой человек. Почему же воспитатели ничего не замечали? Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Быть может, и не пропащий он человек. Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.

Ф.Соколова

Ø Начинаем работу над сочинением!

Ø 1) Пишем вступление (главная задача вступления – подведение к основной проблеме ).

Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословящих в общественных местах? Вспомните, всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее. Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда можно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спокойное бездействие. Проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает в своем тексте Ф. Соколова .

2) Следующий этап — комментарий (помните, что комментарий должен подвести к позиции автора).

Автор описывает ситуацию из жизни детского дома: учительница заставила завхоза вернуть ворованный сахар, в то время как ее коллеги, прекрасно понимавшие, что на их глазах происходит воровство, промолчали. Рассказчица искренне удивлена равнодушным молчанием завуча и воспитателей. Ее поступка было достаточно для того, чтобы нечестный человек оставил работу: «Как мало надо для того, чтобы пресечь это зло!» В размышлениях героини звучит мысль о том, что равнодушие удобно для «ленивых душ». А ведь именно в душе человека заложено стремление к добру и справедливости. К сожалению, люди далеко не всегда прислушиваются к внутреннему голосу, который призывает бороться со злом

3) Третий этап – переход к формулированию позиции автора .

Так, Ф.Соколова убеждает нас в том, что человеческое равнодушие – это тоже зло, которое сродни соучастию в преступлении : «молчание…одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия».

4) Следующий этап – изложение собственной позиции, подкрепленной двумя аргументами.

Я полностью согласен с позицией автора. (1 аргумент ) К сожалению, многие люди живут по пословице «Моя хата с краю – ничего не знаю», однако обижаются, когда окружающие остаются безучастными к их бедам. Конечно, можно подумать: «Мне какое дело! Меня это не касается», — и промолчать или пройти мимо. Однако наше бездействие способствует тому, что зло торжествует.

(2 аргумент )Правоту автора подтверждает и знаменитее высказывание писателя Ясенского: «Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».

5) Осталось подвести итог (заключение должно быть продумано).

Итак, бороться со злом трудно: плыть по течению куда проще, чем против течения. И все же, вступая на путь борьбы со злом, мы помогаем людям, увеличиваем количество добра и, что немаловажно, остаемся в ладу со своей совестью.(300 слов)

Запомни : объем сочинения 150\300 слов

X. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с

Развернутым ответом

Критерии оценивания ответа на задание С Баллы
I.К1 Формулировка проблем исходного текста 1)Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 2)Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем текста
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 1)Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок нет. 2)Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанных с пониманием исходного текста 3)Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанных с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментария дан простой пересказ текста, или в качестве комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.
К3 Отражение позиции автора исходного текста 1)Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок нет. 2)Позиция автора сформулирована неверно или Позиция автора исходного текста не сформулирована.
К4 Аргументация экзаменуемым собственного текста по проблеме 1) Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 2 аргумента), опираясь на художественные произведения… 2) Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел 1 аргумент), опираясь на художественные произведения… 3) Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), не аргументировал или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен\не согласен с автором), или вообще не отражено в работе. 2.
II.К5 Речевое оформление сочинения Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 1) Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: § логические ошибки отсутствуют и последовательностью изложения не нарушена. § в работе нет нарушений абзацного членения. 2) Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. 3) В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
К6 Точность и выразительность речи 1) Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грам. форм. 2) Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грам. строя речи. 3) Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грам. строя речи. 2.
К7 Грамотность Соблюдение орф.норм. 1) орф. ошибок нет 2) допущена 1 ошибка 3) допущено более 1 ошибки
К8 Соблюдение пункт. норм 1) пункт. ошибок нет 2) допущены 1-2 ошибки 3) допущено боле 2 ошибок
К9 Соблюдение языковых норм 1) грам. ошибок нет 2) допущены 1-2 ошибки 3) допущено более 2 ошибок
К10 Соблюдение речевых норм 1) допущено не более 1 речевой ошибки 2) допущены 2-3 ошибки 3) допущено более 3 ошибок
К11 Соблюдение этических норм 1) этические ошибки отсутствуют 2) Допущены этические ошибки (1)
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале 1) фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 2) допущены фактические ошибки (1)
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) – 20 баллов

2 часть

Практика

Текст 1

Мы знаем, что люди живут на Земле тысячелетия. Они многое передумали. Они многое узнали.

Но ведь люди не только думают. Они просто улыбают­ся, печалятся и плачут, радуются солнцу и глазеют на звезды. Они учатся верно любить и непримиримо ненави­деть. Как можно научиться верно любить и непримиримо ненавидеть? Понимать красоту звезд и красоту человече­ского лица?

Раздумья человечества о красоте и богатстве мира сохранились в наиболее волнующей сердце человека фор­ме — в искусстве.

Художники решали все те же вопросы, которые челове­чество на новом этапе решает и сегодня: в чем заключается красота человека? Где канон, закон, к которому должен стремиться человек? И с этими представлениями об идеале человека неразрывно связана другая группа вопросов: в чем смысл жизни человека? Для чего мы живем? Для чего живу я — сегодня, сейчас задающий этот вопрос?

(А. Жукова)

Вступление Ряд риторических вопросов, созвучных теме сочинения Как научиться вечно любить и непримиримо ненавидеть? Как понимать красоту человека и красоту окружающего нас мира? В чем заключается идеал, к которому должен стремиться человек? На размышления именно по этим вопросам пытается подтолкнуть нас А. Жукова в своем тексте. Позиция автора Искусство, по мнению автора, побуждает задумываться о вечных проблемах: о нравственном и эстетическом идеале, о смысле жизни.
Проблема Автор предлагает для всеобщего обсуждения проблему назначения искусства. Аргументы 1. Тезис Я согласна с позицией автора, потому что автор данного текста, говоря о красоте человеческого лица, подразумевает красоту духовного образа. И именно искусство учит нас воспринимать и понимать такую красоту, любоваться ею. 2. Ссылка на авторитет Не случайно Достоевский говорил о том, что красоту спасет мир. Искусство задает каноны и законы красоты, идеалы в жизни, учит нас верно любить и непримиримо ненавидеть, делает нас духовно богатыми и счастливыми.
Комментарий Жукова рассказывает о наиболее волнующей сердце человека форме, об искусстве, в которой сохранились раздумья человечества о красоте и богатстве мира. Заключение Яркое сравнение, подводящее итог рассуждения. Мы уже давно твердим, красота спасет мир. Следовательно, гибель духовной красоты людей приведет к гибели всего человечества. Единственное, что может остановить гибель, – это искусство!

Текст 2

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих по­нятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством — в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, — надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убежден: необходимо. Память — наша история. Каким будет взгляд на нее ребенка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, исто­рия войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие ее факты. Но никогда не должны они пере­стать волноваться, узнавая о них.

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, пе­реломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминани­ями всегда связаны открытия в самом себе и других лю­дях. Война живет в душе переживших ее такими воспоми­наниями, и они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то.

По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое досто­инство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем прадеде, который был фронтовиком.

(Е. Линд)

Вступление Ряд риторических вопросов Зачем ворошить самые печальные и жестокие моменты истории? Нужно ли рассказывать детям о тех странных и кровавых событиях войны? Конечно, необходимо! «Ведь память – это историческое достояние», — так утверждает С. Линд. Позиция автора С.Линд убежден, что нужно помнить историю своего народа, чтобы сохранить человеческое достоинство, чтобы знать смысл своей жизни.
Проблема Автор в своем тексте поднимает проблему исторической памяти о войне. Люди не хотят говорить о войне своим детям, боясь показать жестокость и ненависть людей друг к другу. Аргументы 1. Ссылка на авторитет Я согласна с позицией автора. Еще Римский поэт Цецилий Стаций учил, что нужно чтить следы прошлого. Память о войне должна затрагивать не только участников военных событий, но и всех людей страны, ведь это и их история, их прошлое 2. Силлогизм Война – память человечества. Память – прошлое человека. Следовательно, война касается каждого человека, как прямо- участников войны, так и косвенно – людей, которые только слышали об этих кровавых битвах. Дети должны понимать всю жестокость, насилие, боль военных годов ради избежания новых войн.
Комментарий Размышляя над проблемой исторической памяти о войне, о роли прошлого в судьбе народа и страны, автор рассуждает о том, что будущее строится на прошлом, дети – это будущее страны, и они должны знать всю ее историю, она должна их волновать. Заключение Обзор всех положений, которые мы осмыслили в основной части. Итак, память – это наша история, а память о войне – это история всей страны, всего человечества. Наше будущее должно знать наше прошлое.

Текст 3

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, – он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая большая ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачу карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(По Д. Лихачеву)

Вступление Цитата «Судьба человека – в руках человека. Вот в чем ужас», – эту фразу В. Гжешика, поразившую меня своей парадоксальностью, я вспомнила сразу же, как только прочитала текст Д. Лихачева о тех перспективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отношения к выбору жизненных целей. Позиция автора Читая текст Лихачева, мы вместе с рассказчиком задумываемся над «главными жизненными задачами и целями человека». Автор убежден, что главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна быть продиктована добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к народу, стране, ко всей вселенной.
Проблема Лихачев поднимает проблему выбора цели в жизни. Проблема, затронутая автором, по сей день остается актуальной. Мы видим вокруг себя социальную несправедливость, с сожалением замечаем, что человечество не всегда задумывается о своих жизненных задачах и целях. Аргументы 1. Рассуждение с дефиницией Я согласна с позицией автора, так как, ставя перед собой карьеру на первое место, человек рискует потерять всё духовное и прекрасное, а тот, кто радуется каждому своему доброму делу, – богат душевно. 2. Ссылка на авторитеты Многие великие люди считают, что «жизнь одна и прожить ее нужно достойно».
Комментарий Автор повествует нам о двух жизненных путях: жить для себя, стараться приобрести все материальные блага или жить для окружающих, творить добро и ничего не требовать взамен. Заключение Цитата Разницу между двумя жизненными дорогами очень точно выразил Лихачев в своей статье. «Самая главная ошибка – ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни». От этого выбора зависит многое и для окружающих и для самого человека. Не материальное, а душевное богатство делает человека счастливым. А для этого мы должны быть гуманны, добры и понимающими к окружающему нас миру.

Текст 4

Роль книги и чтения в России трудно переоценить. Книга являлась главным источником знания, способом просвещения и распространения образования. Нигде в мире, пожалуй, книга – и рукописная, и печатная – не играла столь значительной роли на протяжении столь длительного времени, многие столетия чтение книг было по сути эквивалентно образованию: книга была и первым учебником, и способом самоусовершенствования, и образователем ума, и воспитателем сердца. Она одна воплощала в себе всю суть первоначального представления об образовании.

С «учения книжного» началось просвещение Руси при князе Владимире. Древнерусский летописец Нестор, отступая от повествования, сложил настоящий гимн книге: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгам наставляемы и получаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания. Велика есть мудрость… Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с богом или со святыми мужами».

Чтение книг было не просто способом получения образования, умственного и духовного развития. Это был и способ передачи культурных ценностей из поколения в поколение, облегченный, по замечанию академика Б. А. Рыбакова, тем, что русская средневековая письменность в отличие от западноевропейской «основывалась на родном русском языке, а не на латыни, чуждой многим народам Запада (германским, кельтским, славянским).

Русскому человеку достаточно было знать азбуку, чтобы приобщиться к культуре, а англичане, немцы, поляки, для того чтобы стать грамотным, должны были изучать чуждую им латынь…». Так изначально на Руси книга получила заведомо большие возможности для широкого распространения, чем в других странах.

Книги были и радостью, удовольствием, способом отдохновения, праздником. В трудный для Руси период татаро-монгольского нашествия книги оставались той незыблемой ценностью, которая поддерживала дух народа. С. М. Соловьев пишет о том, что в то время «книга… продолжала считаться сокровищем; во время Тохтамышевой осады в Москву со всех сторон снесено было множество книг; книги усердно переписывались иноками, переводились с греческого, составлялись сборники; вместе с книгами духовного содержания переписывались и летописи…». Книга поддерживала в трудную минуту, сохраняла единство народа, оставалась источником духовной силы и, конечно, способом сохранения и передачи знания.

В последующие эпохи книга продолжала оставаться окном в мир, духовным наставником и просветителем, а главное – учителем.

( По А. Павловской)

Вступление Ряд риторических вопросов, созвучных теме текста Нужны ли книги? Какую роль они играют в жизни человека? Можно ли обойтись без книг? Безусловно, роль книги и чтения в России трудно переоценить. И никакие технологии не могут заменить книгу. Об этом и рассуждает автор данного текста. Позиция автора По мнению А. Павловского, книга и сегодня остается учителем и духовным наставником человека.
Проблема А.Павловский затрагивает актуальную в наши дни проблему значения и роли книги в истории России. Аргументы 1. Ссылка на авторитет Я согласна с точкой зрения автора о том, что книга – самый главный и важный источник знаний человека. Доказательством этого могут служить слова ученых о том, что книга – это, прежде всего, память человечества, со временем часть информации человека забывается, а книга хранит в себе все знания. 2. Тезис Также идею текста подтверждает мнение людей о том, что книга – лучший друг человека. Более того, писатель утверждает, что книги учат жизни и помогают в трудные минуты, в книгах , хранятся неоценимые знания.
Комментарий Книга – не только неотъемлемая часть умственного и духовного развития, но и радость, способ отдохнуть для культурного и цивилизованного человека. Заключение Таким образом, писатель предлагает каждому из нас задуматься над проблемойзначения и роли книги в истории России. .

Текст 5

Нам нужно прежде всего найти точку слияния ума и сердца. Ведь ум – холодный, а сердце – горячее. «Воспаленный ум» – признак болезни, «охлажденные чувства» – признак сердечной беды. Как соединить несоединимое, лед и пламень, – и для того соединить, чтобы лед стал холоднее, а пламя – жарче? Чтобы и чувство и ум ребенка сильнее развивались?

Подступаясь к решению этой неразрешимой с виду задачи, прежде всего уточним, какой же ум имеется здесь в виду.

Не тот ум, который воспитывается с помощью кубика Рубика, головоломок и кроссвордов.

Не тот ум, который позволяет способным ребятам быстро решать математические и физические задачи.

Не тот ум, который живет в пальцах мальчика-технаря и позволяет ему творить чудеса отверткой и паяльником.

Не тот ум, который даже и пятиклассника иного подвигает на хитрейшие финансовые операции – да так, что он всегда остается с прибылью.

Не тот ум, который развивается в девчонке, которая одним взглядом, одним словом может привлечь сердце избранного ею мальчишки.

Не тот ум, которым человек проникает в души других людей, видит их насквозь, управляя ими.

И даже не тот сметливый ум, с помощью которого иные люди обходят все неприятности на их пути, выворачиваются из самых трудных положений…

Все эти стороны ума по-своему важны и необходимы, без них не было бы ни науки, ни техники, ни общества, без них человеку не прожить. Эти свойства ума даются человеку природой, образованием, жизненным опытом, но воспитанием дается, но для жизни важнее всего тот ум, о котором пишет в одном замечательном своем наброске Пушкин:

От Западных морей до самых врат восточных

Не многие умы от благ прямых и прочных

Зло могут отличать…

Вот ум! Редкий ум различения добра и зла, ум для поиска и познания правды, ум, который составляет основу человеческого духа и вместе с любовью определяет его силу.

( По С. Соловейчику)

Вступление С ключевого слова текста (именительной темы).

Ум. Одно из важнейших свойств человеческого тела. О нем, как и о его свойствах, много говорят и еще больше пишут. О том, какие свойства ума могут быть, о редком человеческом уме рассказывает Соловейчик.

Позиция автора Соловейчик считает главной задачей умение найти точку слияния ума и сердца. Он утверждает, что ум человека должен искать познание правды и добра.
Проблема Автор поднимает проблему гармонии ума и сердца. Кроме того, он затрагивает вопрос о том, какие стороны ума следует развивать человеку. Аргументы Рассуждение с дефиницией Я согласна с позицией автора, что ум – холоден, а сердце – горячее. Но что такое идеальный ум? Это именно тот ум, который различает добро и зло, правду и ложь. Ум, который помогает душе почувствовать и понять. Ведь умение решать задачи не поможет никому научиться общаться с людьми. К высшему уму должен прийти каждый, но получается не у всех.
Комментарий Соловейчик пишет нам о свойствах ума, которые даются человеку природой, опытом, воспитанием. Также автор показывает предназначение ума, отличие поистине редкого ума и приобретенных его свойств. Заключение Вывод-впечатление. Один из способов прийти к точке слияния ума и сердца – это, прежде всего, развитие ума. Мы должны сами помогать себе, стремиться к идеальному уму. И тогда, возможно, несоединенные лед и пламя соединятся .

Текст 6

По общему признанию, французы живут в мире, центром которого является Франция. Они поглощены своей историей и склонны верить, что их страна задала стандарты демократии, справедливости, государственных и законодательных систем, философии, науки, кухни и « умения жить». Поэтому, как правило, французы мало знают о других народах (так построена их школьная программа) и относятся к ним снисходительно, веря в свою уникальность.

В сравнении с французами русские не столь самоуверенны и эгоцентричны в любви к своей стране, так как их патриотизм – не только результат осознания величия достижений своей родины. Это чувство более органичное, эмоциональное. Оно выражается в почти физической привязанности русских к местам своего детства и молодости , болезненной ностальгии при расставании с родиной.

Особый характер русского патриотизма также исторически связан с культом власти и государства. В русской культуре любовь к родине неразрывно связана с любовью к родной земле, природному ландшафту и (против всякой логики) – к государству! Государственность вообще имела в истории России и ее культуре особое значение. Русский солдат воевал «за веру, царя и отчество»: само собой разумелось, что эти вещи неразрывно связаны. Исторически в русском патриотизме присутствует православно-государственный элемент. Окруженный со всех сторон «иноверцами», русский народ выработал ощущение своей уникальности и несхожести с другими народами. Это ощущение в течение нескольких веков накладывалось на мессианские идеи (о великом предназначении России в истории человечества) и усиливало их.

В результате всех этих переплетений русский патриотизм – не только культурный феномен, подразумевающий любовь к своей стране (ее истории, природе, культуре и т.д.), но и своеобразное понимание судьбы России, ее особых отношений со всем человечеством, понимание ее «особого пути» и, так сказать, ощущение своего «исторического одиночества».

(А.Сергеева)

Вступление Ряд риторических вопросов Патриот! Каким гордым словом может называть себя человек, который любит свою Родину? Но только ли он должен любить свое отечество, чтобы называть себя патриотом? Разве патриотизм заключается только в любви к Родине? Позиция автора Автор считает, что патриотизм заключается не только в любви к своей Родине, но и в физической привязанности к местам своего детства и молодости, болезненной ностальгии при расставании с Родиной. Также с любовью к Родине связана любовь к природному ландшафту и к государству. Сергеева утверждает, что именно государство всегда имело важную роль в истории России и в ее культуре.
Проблема Автор поднимает актуальную для нашего времени проблему патриотизма. Аргументы На примерах художественных произведений. Я согласна с позицией автора. Еще Некрасов сказал, что «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Широко раскинулась русская земля. Прекрасно украшена она многими городами. Голос веков « по всем жилушкам разливается»,- писал А.Толстой. «О, Русь моя! Жена моя!» с нежной привязанностью к отечеству писал А.Блок.
Комментарий Автор описывает особый характер русского патриотизма : «…русский патриотизм – не только культурный феномен, подразумевающий любовь к своей стране (ее истории, природе, культуре и т.д.), но и своеобразное понимание судьбы России.В размышлениях автора звучит мысль о том, чтоименно в душе человека заложено понимание «особого пути» России. К сожалению, люди далеко не всегда прислушиваются к ощущению «исторического одиночества». Заключение Этически корректное возражение автору Не все, наверно, согласятся с позицией автора. Возможно, найдутся и те люди, которым все равно, являются ли они патриотами своей страны или нет, они просто живут, пользуются ее ресурсами, не испытывая сопричастности к истории Родины. Но я уверена, что таких людей единицы. А значит, надо любить, ценить и защищать, понимать нашу Родину и государство.

Текст 7

Какое же зеркало жизни наш язык! Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. Все приемлет, на все отзовется, как пушкинское эхо, больше того – он вберет и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заемных слов. Беда только, что все идет порой в безобразном, безграмотном смешении.

Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фантик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную краску. Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». Есть еще футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.

Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы, сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приватизацией». А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.

Всюду языковое разноцветье. Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актеров! Но как необычно, одухотворенно звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлестывает и уголовная лексика. Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клеевые»? Их источник ясен. Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?

Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.