По творчеству П.И.Чайковского «Сила музыки»

Сочинение

Контактный телефон: 8 920 420 94 31

2015 год

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя

распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору».

П.И.Чайковский

. Я благодарна творению Чайковского: оно вернуло меня к жизни, помогло поверить в себя.

Пётр Ильич Чайковский русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист — считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

П.И. Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале, в г. Воткинске, в семье горного инженера, директора металлургического завода. Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Первые уроки музыки маленькому Пете давала мама, которая показала ему ноты и научила играть на рояле. С пяти лет он сам любил «фантазировать на рояле». Звуки музыки он слышал постоянно и тогда, когда их никто другой не слышал.

Вспоминая о детстве, Чайковский писал позже: «…я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки…».

В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год—в Петербург. В 10 лет Чайковский был определен в Петербургское училище правоведения. В училище преподавалась музыка для желающих. Именно здесь начались серьезные занятия музыкой. Чайковский посещает симфонические концерты, знакомится с произведениями русских и западных композиторов. Особенное впечатление производят на него оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» и «Дон Жуан» Моцарта.

В 1859 году Чайковский, окончив училище правоведения, получает чин титулярного советника. Начинается служба в Министерстве юстиции, которая тяготит Чайковского, так как все яснее становится, что его призвание — музыка. Он писал: «Я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно я променяю службу на музыку».

6 стр., 2508 слов

Музыкальная исповедь души в творчестве чайковского

... музыкальные впечатле­ния Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в дет­стве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Первые уроки музыки ... важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка. Им написаны ... музыки...». В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год—в Петербург. Десяти лет Чайковского отдали в Училище ...

В 1862 году Чайковский поступает в Петербургскую консерваторию, где занимается у известных педагогов А. Рубинштейна и Н. Зарембы, сыгравших большую роль в воспитании молодого композитора.

Отказавшись от службы в Министерстве юстиции, Чайковский целиком посвящает себя музыке, очень много сочиняет.

По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.

В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

1870-е годы в творчестве Чайковского ― период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. Написал по заказу организационного комитета к открытию Политехнической выставки кантату «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского.

Московский период творчества П. И. Чайковского

В московском периоде своего творчества П. И. Чайковский создал большое количество разнообразных произведений. Среди них оперы «Воевода» (1869), «Ундина» (1869), «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), а также три первые симфонии (1866, 1872 и 1875), несколько программных увертюр-фантазий для оркестра, включая «Франческу да Римини» (1876 год), три квартета (1871, 1874 и 1876), Первый фортепианный концерт (1875), музыка к сказке Островского «Снегурочка» (1873), цикл фортепианных пьес «Времена года» (1876) и другие сочинения.

Большая часть произведений московского периода П. И. Чайковского связана с народными песнями. Некоторые из них содержат зарисовки народного быта, передают народный юмор и веселье, такие как финалы Первой и Второй симфоний, а также поэтические образы природы, которые можно услышать в цикле «Времена года».

Однако в некоторых произведениях московского периода звучат иные настроения, выражая неудовлетворенность жизнью. Примером такого произведения является увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869).

Также в этот период был создан драматичный балет «Лебединое озеро» (1877), который получил высокую оценку от Г.А. Лароша.

Жанровое разнообразие характерно для оперного творчества Чайковского в московский период. Здесь можно найти лирико-бытовую драму «Воевода» по произведению Островского, лирико-фантастическую оперу «Ундина» по сюжету, переведенному Жуковским, историко-бытовую оперу «Опричник» по роману Лажечникова, а также лирико-комическую оперу «Кузнец Вакула» по повести Гоголя, которая является одной из лучших оперных произведений этого периода.

13 стр., 6016 слов

Литература 50-60-х годов ХХ века период «оттепели»

... Написать изложения (4 страницы) по одному из произведений и проанализировать рассказ с точки зрения темы, идеи, образов героев, стиля и т.д. Подготовить реферат ... века » (Визбор, Высоцкий, Окуджава, Цой, И.Тальков, Ким и т.д.). ^ и период послевоенных лет ... это произведение не было напечатано при жизни писателя? Почему писатель обратился к ... реформам неслучайно, т.к. 20-30-е гг. в советской России ...

В конце 1877 года П. И. Чайковский покинул Москву и отправился за границу из-за неудачной женитьбы и нервного заболевания, вызванного напряженной работой. В Италии композитор завершил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин».

Труды Чайковского в 1880-е и начале 1890-х годов

В конце 19-го века Чайковский начал работать с новой тематикой, новыми образами, новыми музыкальными жанрами и формами. Он написал несколько опер, симфоний, увертюр, сюит и многих других произведений, раскрывая смысл происходящего не только на сцене, но и в душе каждого персонажа.

Оперы

  • «Орлеанская дева» в 1879 году — героико-патриотическая опер;
  • «Мазепа» в 1883 году — историческая опера, основанная на поэме «Полтава» Пушкина;
  • «Чародейка» в 1887 году — лирико-трагическая и народно-бытовая опера;
  • «Пиковая дама» в 1890 году — выдающееся произведение мировой музыкальной классики, которое раскрывает смысл происходящего в душе каждого персонажа.

Симфонии, увертюры и сюиты

За всю свою жизнь Чайковский написал 6 симфоний, включая Пятую симфонию, написанную в 1888 году. Он использовал программную музыку в своих произведениях, среди них — симфония «Манфред» и увертюры «1812 год» и «Гамлет». На рубеже нового десятилетия — в 1890 году — он создал первую из трех своих сюит — «Сюиту №1».

Романсы и детские песни

В 1880-е годы Чайковский написал более 100 романсов, многие из которых стали настоящими шедеврами, включая «На нивы желтые…», «Снова, как прежде, один» и «Ночь». Кроме того, он написал цикл светлых поэтических детских песен, включая «Травка зеленеет», «Колыбельную в бурю» и «Мой садик».

Балет «Спящая красавица»

Какой жанр бы ни выбирал Чайковский, его творчество всегда было наполнено музыкальной красотой и смыслом. В конце 1880-х годов был написан его второй балет — «Спящая красавица». Сюжет сказки французского писателя Шарля Перро показался композитору «так поэтичен, так благодарен для музыки», что он начал работать над новым произведением с увлечением.

Важно отметить, что творчество Чайковского продолжает радовать любителей музыки по всему миру и остается вечным наследием мировой культуры.

В течение 1891-1892 годов Петр Ильич Чайковский создал несколько известных произведений. Одним из них была камерная лирическая опера «Иоланта», которая отличалась светлым и солнечным характером. Сюжет оперы основан на драме датского писателя Герца. Еще одним значительным произведением, созданным в этот период, был балет «Щелкунчик», основанный на сказке Гофмана. В 1893 году Чайковский завершил работу над своей Шестой симфонией, которая стала вершиной его симфонического творчества. Композитор говорил, что вложил в эту симфонию всю свою душу и считал ее одним из своих наиискреннейших произведений.

3 стр., 1339 слов

Характеры симфоний Чайковского и основное положение дирижировать

... от симфонического дирижера различных качеств: знания стилистика исполняемых произведений, особенностей их создания, концепции симфоний Чайковского. Также немаловажно на этой основе суметь сформировать ... Он прощен. 5. Смерть Манфреда. Альшванг, А.А. Чайковский. – М.: Музыка, 1970. С. 216. Альшванг, А.А. Чайковский. – М.: Музыка, 1970. Житомирский, Д.В. Симфоническое творчество Чайковского. – ...

В этот период Чайковский полностью отдался композиторскому творчеству. Он активно путешествовал по разным странам, таким как Италия, Швейцария, Германия, Чехия, и одновременно проживал в Москве, Петербурге и у своей сестры на Украине, в Каменке. Ни на один день он не прекращал своего творческого труда, даже в перерывах между поездками. В то же время Чайковский находил время и силы для музыкально-общественной и исполнительской деятельности. Он работал музыкальным критиком и выступал в качестве дирижера.

Последние годы своей жизни Петр Ильич Чайковский провел в Клину Московской области, где сейчас находится Государственный дом-музей. С конца 1880-х годов он также выступал как дирижер в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили его связи с западноевропейскими музыкантами, такими как Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и другими.

Весной 1891 года Чайковский совершил поездку в США, где выступал в качестве дирижера своих произведений. Его выступления в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии были сенсационными успехами. Особенно значимым было его выступление в только что открытом Карнеги-холле в Нью-Йорке, где он дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром.

В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижерский пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины — 16 октября 1893 года. Во время этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.

Петр Ильич Чайковский скончался в 3 часа пополуночи 25 октября 1893 года от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской. Похороны были организованы дирекцией Императорских театров по распоряжению Высочайшего. Это был пример «единственного и вполне исключительного» случая.

Творчество Чайковского – вершина мировой музыкальной культуры 19 века — вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение композиторы 20 века. Всё своё творчество П.И.Чайковский посвятил человеку, его любви к родине и русской природе, его стремлению к счастью и мужественной борьбе с тёмными силами зла. Любой слушатель может сказать о музыке Чайковского – о чём бы ни говорил Чайковский, он всегда правдив и искренен. В музыке Чайковского каждый человек может узнать себя, свои мысли, переживания, чувства. Она волнует, потрясает и возвышает душу .