- Грибоедов
- Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана автором в эпоху смены взглядов и отражает события того времени, когда часть людей все ещё продолжала жить по старым законам, в то время как другая уже начала испытывать жажду перемен.
В произведении олицетворением «века минувшего» является Фамусов и его окружение, которых полностью устраивала жизнь по давно устоявшимся традициям.
«Век нынешний» же представлен молодым человеком по фамилии Чацкий. Прожив несколько лет за границей, общаясь с иностранцами и декабристами, он вернулся в Россию с совершенно новыми взглядами на жизнь, которые шли вразрез с общепринятыми.
С этого момента берёт начало конфликт взглядов двух сторон. Чацкий подвергает критике образ жизни дворянства, их отношение ко многим привычным вещам.
Так, первое столкновение их взглядов пришлось на тему воинской службы. Если приверженцы взглядов Фамусова считают, что главное в службе – имение высокого звания, притом, совершенно неважно, каким способом полученного, то Чацкий настаивает на том, что служба должна быть исключительно во благо народу, а любое прислуживание вышестоящим лицам ради получения высокого чина унизительно.
Чацкий подвергает остракизму и отсутствие у дворянства желания получать образование, интеллектуально развиваться, читать литературу.
Обсуждение вопроса о крепостном праве также вызвало волну негодования со стороны обеих сторон. Дворяне «минувшего века» не считали крепостных крестьян за людей, для них они приравнивались по статусу к собакам. Сам же помещик мог считаться уважаемым и обеспеченным человеком только в том случае, если у него во владении имеется достаточное количество крепостных. Чацкого возмущает столь бесчеловечное отношение к людям, он борется за то, что каждый должен иметь свободу.
Фамусовский круг общения отличает также восхищение всем иностранным и пренебрежение российским, тогда как Чацкий настаивает на необходимости гордости за российскую культуру и её постоянного совершенствования.
Все эти споры приводят к тому, что Чацкого отказываются принимать в светском обществе и начинают считать сумасшедшим только по причине того, что он на порядок умнее всех окружающих, честен и не боится в открытую высказывать своё мнение.
Отношение чацкого и фамусовского общества к службе. по литературе. ...
... Отношение к службе В главная тема - это служба, здесь все мечтают о чинах и о богатстве. К таким людям, как полковник Скалозуб, Фамусов относится с глубоким уважением. Чацкого, который забросил службу, ... взглядов выступает Чацкий - главный герой комедии. Он - проповедник новой жизни, ... Фамусова совершенно не ... Чацкий отвечает репликой, характеризующей век Екатерины как “век покорности и страха”. Чацкий ...
Таким образом, данное произведение носит сатирический характер и ставит перед собой цель высмеивания порочной жизни дворянства того времени, а также демонстрирует острую необходимость перехода к новым порядкам.
Вариант 2
Великий писатель, Александр Сергеевич Грибоедов, завершил написание «Горе от ума» в 1824 году. Когда он создавал ее, одно мировоззрение менялось на другие взгляды. Когда этот поток перемен завершился, произошло декабристское восстание. Соревнование двух эпох стало главной поднятой проблемой в произведение.
Фамусов и все те, кто его поддерживал, были приверженцами старого века. Их жизнь основывалась на поддержании устойчивых обычаев. Чацкий был представителем нынешнего времени. Старался всегда говорить людям в лицо то, что о них думает и всегда был готов к новым переменам. Когда Чацкий вернулся в столицу России к женщине своего сердца Софии, он увидел, как она изменилась, когда начала выступать на стороне своего отца. Ее папа являлся его противником. На приеме у Фамусовых начинается борьба с Чацким в первый раз. Гости завязывают диалог, в результате которого обмениваются своим мировоззрением по поводу жизни. Чацкий высказывает свое мнение по поводу Фамусова и ему подобным. Так начинается борьба веков в рассказе. Первой проблемой, которую они подымают это служба. Мнение Фамусова заключается в том, что служба и чин в ней являются главным приоритетом, при этом не важно каким образом достигнута цель. Это означает, что для достижения богатства, необходимо всю жизнь прислуживать людям более высоким, чем ты сам. Чацкий, категорически, против выступает против прислуживания. Его противники считали, что он сумасшедший. Сумасшествием они считали образованность и просвещенность Чацкого.
Чацкий пытается всячески осудить крепостное право, необразованность людей старого века, их нежелание к переменам и типичные устои. Было такое, что Хлестова, при случае, умудрилась попытаться опозорить Чацкого перед всеми окружающими. Он выступает против нынешней системы образование молодого поколения и категорически осуждает учителей из других стран. Выращивание детей в стиле ненависти к народу, к культуре своего народа, к родному языку вызывают у него недовольстве. Крик своей души он объясняет тем, что вокруг царит глупое и пустое воображение кому-либо».
Когда мы читаем комедию, мы наблюдаем, что речью Чацкого писатель выявляет существующие недостатки дворянского рода. Можно сделать вывод, что все, что думает Чацкий, является мыслями автора.
Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.
Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» не определяется и не ограничивается в комедии «Горе от ума» темой отцов и детей. Например, Молчалин, принадлежа по возрасту к молодому поколению, придерживается взглядов «века минувшего». В первых явлениях он предстает перед читателем в качестве скромного возлюбленного Софьи. Но он, как и Фамусов, очень опасается, как бы о нем не сложилось дурного мнения в обществе: «Злые языки страшнее пистолета». По мере развития действия пьесы раскрывается истинное лицо Молчалина. Оказывается, что с Софьей он «по должности», то есть для того, чтобы угодить ее отцу. На самом деле он больше увлечен служанкой Лизой, с которой ведет себя куда раскованнее, чем с дочерью Фамусова. Под немногословностью Молчалина скрывается его двуличие. Он не упускает возможности на званом вечере проявить свою услужливость перед влиятельными гостями, ведь «надобно ж зависеть от других». Этот молодой человек живет согласно правилам «века минувшего», а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
Зарубежная музыка XX века. Жизнь и творчество Оливье Мессиана
... искусства (кинематограф и т. д. ). В классических произведениях зарубежных композиторов середины 20 века четко проявляется важная тенденция, отличающая музыку данного периода – использование трубы в качестве сольного инструмента, ... это чрезвычайно справедливо. Во-первых, будучи примерным католиком, значительную часть своей жизни он проработал церковным органистом. Во-вторых, из под его пера вышло ...
Сочинение 3
Смена эпох всегда отображается для людей, большими трудностями. В произведении “Горе от ума” Александра Грибоедова, этот период показывается как отображение противостояния между старым поколением и молодым. Прошлое, а точнее старое, поколение, продолжало жить тем временем, в котором оно осталось, для них не произошло никаких значимых перемен, которые тем или иным способом могли бы изменить их жизнь. Чего нельзя было сказать про молодое поколение. Они старались идти в ногу со временем, быть современными, но самое главное они считали, что люди прожившие много лет на этом свете, ничего не знают и не понимают в жизни.
Для них уехать и забыть там где они родились, казалось легким приключением, начать свою жизнь с чистого листа и пойти дальше чем твои родители. Именно эта идея положена в произведении. Она является главной проблемой. Главным представителем прошлого поколения предстает Фамусов, который никогда даже не собирался думать о том, чтобы изменить свое видение мира. Для него стабильность была прежде всего. Те традиции, которые были до него, с его точки зрения были самыми правильными и отражали истину и смысл жизни.
Молодое поколение прежде всего пытается показать себя уже взрослыми людьми, повидавшими мир и готовыми к серьезной жизни. Главарем же данной категории людей был, молодой юноша по фамилии Чацкий. Он долгое время отсутствовал в России и совсем недавно вернулся на свою родину. Прожив несколько лет вдали от своей родины, он изучил нравы и быт иностранцев. Он углубился в их культуру и считал правильным их образ мыслей. По его мнению жизнь в России была далека от идеала и, для того чтобы улучшить жизнь местного населения, от крестьян до дворян им необходимо измениться прежде всего самим.
С момента их встречи начинают происходить различные неловкие ситуации, в которых тот или иной оказываются виновными. Старое поколение во главе с Фамусовым, придерживаются мнения относительно того, что воинское звание важно доверять людям имеющим высокое положение в обществе, при всем этом, совершенно не важно, чем занимается человек и каким образом он достиг своего высокого назначения. В тот самый момент, Чацкий, имеет полностью противоположное мнение, согласно которому, важно не только иметь высокое положение, но и служить на благо обществу, важно не только иметь, но и уметь исполнять свои обязанности. Именно мнение Чацкого и приводит его к тому, что его начинают считать сумасшедшим.
«Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого.
Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем «века нынешнего», является Чацкий. Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце. Чацкий три года не был в доме Фамусова, т.к. странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи. Но здесь все переменилось. Возлюбленная встречает его холодно, а его взгляды в корне расходятся со взглядами фамусовского общества.
Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
... человек изменить страну. Но он смог дать обществу необходимый нравственный урок, который побудил его меняться к лучшему. Вместе со статьёй «Сочинение: Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе ... Чацкий отвергает чинопочитание, считая, что человек может ... Чацким. Он настроен освободить русских людей от рабства и унижений. Чацкий не понимает, как можно помещику поменять крепостных, которые «не раз и жизнь ...
На призыв Фамусова «поди-тка послужи!» Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только «делу, а не лицам», а вот «прислуживаться» ему вообще «тошно». В «веке минувшем» Чацкий не видит свободы для человеческой личности. Он не желает быть шутом для общества, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея», где человека оценивают не по личным качествам, а по тем материальным благам, которыми он обладает. И вправду, как можно судить о человеке лишь по его чинам, если «чины людьми даются, а люди могут обмануться»? Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопоклонничиства и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.
«Век нынешний» уступает в пьесе «веку минувшему» по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время чацких. Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии «Горе от ума» дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны. Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии Чацкого, лишь на время оградили себя от перемен, которых они так боятся, но которые неизбежны.
Выводы
Таким образом, в комедии «Горе от ума» проблема поколений не является основной и отнюдь не раскрывает всей глубины конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим». Противоречия двух лагерей кроются в разнице их восприятии жизни и устройства общества, в разных способах взаимодействия с этим обществом. Этот конфликт нельзя решить словесными баталиями. Только время и череда исторических событий естественным образом сменит старое на новое.
Проведенный сравнительный анализ двух поколений поможет учащимся 9 классов описать конфликт «века нынешнего» с «веком минувшим» в своём сочинении на тему ««Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова»
Тест по произведению
СПАДИЛО.РУ
Главное произведение А.С. Грибоедова написано в мирное, но непростое время. Давно отшумела война. И французы в России чувствуют себя лучше, чем дома. А московская знать радуется тому, как обновилась столица после сожжения. Вот только: «дома новы, но предрассудки стары». Время застоя и надвигающихся перемен, к которым мало кто готов. Основной конфликт пьесы состоит в противоборстве «века нынешнего» с «веком минувшим». Консервативные дворяне, коих большинство, сталкиваются с новыми идеями, людьми иных взглядов на жизнь.
Первый раз в истории отечественной драматургии был выписан не единичный порок социума, а все в комплексе: крепостничество, прогрессирующий бюрократизм, карьеризм, лакейство, угодничество, лесть, солдафонство, чинопочитание, низкий уровень образования и культуры, преклонение перед иностранщиной, неприязнь к науке, ценность не человека как личности, а «душ тысячки две родовых», должность, богатство.
Горе от ума чацкий лишний человек. : Чацкий — странный ...
... остроумием». Евгений Онегин и Александр Андреевич Чацкий открывают тему «лишнего человека» в русской литературе 19 века. Они - два совершенно разных человека. Чацкий - герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», а Онегин ... устоявшегося общества новые идеи, а аристократы не хотят расставаться со старым укладом своей жизни. Именно поэтому сплетни о его сумасшествии оказываются очень кстати, т. к. это ...
Проблема ума
В одном из своих писем драматург отмечал, что в его работе на двадцать пять глупцов лишь один умный. Но это утверждение спорно. Да, Чацкий лучше образован, обладает живым мышлением, знаниями, опытом жизни в других странах. Не стесняется своих идей, не боится открыто выражать мнение. А «фамусовская Москва» держится за традиции, устои. Но так ли они глупы на самом деле? Фамусов шокирован высказываниями молодого гостя. Говорит ему, что он глупец, гордец, сумасшедший. Но при этом думает лишь о том, как бы не пришлось отвечать за крамольные идеи юноши перед обществом. Поэтому легко хватается за спасительную соломинку. Которая выражается в идеи безумности молодого человека. Ведь так проще прикрыть его «преступные» мысли. И не придется за них нести ответственность.
Понимает Павел Афанасьевич и то, что в качестве учителей своим детям они нанимают проходимцев. Но так заведено: неважно кто, лишь бы иностранец. Управляющий казенным домом лишь следует традициям. Тем более, что сам он к образованию относится резко отрицательно. Мечтает сжечь все книги, считает их злом.
Не такие уж глупцы и остальные дворяне. Но каждый преследует свою цель. Кому-то выдавать замуж шесть дочерей, кто-то спешит разнести сплетню, привлечь внимание, другие думают лишь о наживе. Но всем не хочется терять свой статус, уважение, деньги, чины. На этом «век минувший» и держится.
Взгляды на культуру и образование
Происходит засилье всего иностранного: мода, одежда, язык, манера поведения, романы. Мудрые люди понимают, что смешение «французского с нижегородским» выглядит нелепо. Но сделать ничего не в силах.
Любой француз, пусть воришка или плут, всегда желанный гость в домах русской знати. Рады ему будут и в качестве педагога для барских детишек. Уже само рождение в Германии или Франции делало человека историком, географом. Чацкий высмеивает эту тенденцию, чем вызывает недоумение толпы.
Крепостничество
Весь цвет столичной аристократии – крепостники. Для них человеческая жизнь не является ценностью. А если точнее, то крестьянин вовсе не человек. А всего лишь собственность, как любая другая вещь. Его можно продать, обменять, проиграть в карты, истязать, лишить семьи, заставить играть любую роль, даже убить.
В своем знаменитом монологе: «а судьи кто», Чацкий приводит несколько ярких примеров. Многие помещики создавали из крепостных театры на забаву себе, да публике. Один такой барин скупил детей, оторвав их от родителей. Собрал театр. А после распродал актеров по одиночке за долги. А другой верных слуг, не раз спасавших ему жизнь, обменял на трех борзых щенков. Александра Андреевича возмущает такое отношение к людям. Поэтому многие современники автора узрели в пьесе идеи декабристов.
Не менее красноречиво поведение Хлестовой на званом вечере. Она взяла с собой шпица и девушку «арапку». Эти двое для нее равны, существуют лишь для забавы. Девочку она готова демонстрировать всем, ведь это весело. Рассказывая при этом, как Загорецкий ее приобрел. И что африканцев выводят «как скот» на показ для представления.
Честь, порядочность, совесть это качества, которыми дорожить ...
... подъема. Сейчас стала понятна истинность фразы Лихачева: «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно, так же как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек – не человек». ^ Для того чтобы не потерять свою ...
Ценности семьи и брака
Свадьбы играют лишь по договоренности. Любви здесь не место, только расчет. Пусть жених будет «плохенький», но у него будет не менее двух тысяч душ в родовом поместье. А того, кто умен, красив, но не богат, «в семью не включат». Поэтому Фамусов не видит пару Софье ни в Чацком, ни в Молчалине. Он восклицает: «Кто беден, тот тебе не пара!»
Служить бы рад …
На службе происходит то же самое. Пособничество, блат процветают: «при мне чужие редки, все сестрины, свояченицы детки». В почете те, кто «сгибается» перед вышестоящими чинами.
Чацкий же не готов прислуживаться лицам, он хочет служить делу, Отечеству. К сожалению, кроме него больше нет способных противостоять мощи отживающих порядков. Вся молодежь заражена. Девушки жеманничают, вешаясь на иностранцев и военных. А юноши, либо глупы, либо слабы. Кто-то, как Репетилов состоит в тайной клубе, где лишь шумят и пишут фельетоны. А другие, как Молчалин, играют по заданным стариками правилам.