Русская Планета за неделю. Честь истинная и ложная

Сочинение

Сочинение: Честь истинная и ложная (Лихачев)

«Есть честь истинная и ложная» (Д.С. Лихачев)

На первый взгляд, утверждение Дмитрия Сергеевича Лихачева, известнейшего ученого, писателя и общест­венного деятеля, о существовании так называемой лож­ной чести кажется несколько странным и непонятным: не может быть честь, понимаемая как высшее достоинст­во человека, быть ложной. В этом случае, вероятно, ее уже можно называть бесчестьем. Но великий русский мыслитель XX века именно так трактует понятие чести, обозначая две возможные ее составляющие — истину и ложь. Попытаемся вслед за ученым понять, что есть честь истинная и ложная.

Обратимся к письму «Честь истинная и ложная» из известного сборника писем для юношества «Письма о добром». Д.С. Лихачев пишет: «…представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представ­ления наносят колоссальный вред обществу». Как по­нять это утверждение автора? Он говорит о так называе­мой «чести мундира», которая тяжелым грузом ложится на плечи чиновников. Однако писатель заставляет заду­маться: а действительно ли современным чиновникам и власть придержащим сложно соблюдать неписаные за­коны чести? Оказывается, практически невозможно! И когда того требуют обстоятельства, понимаемые автором как собственные корыстные интересы, тогда и появляет­ся искаженное современными бюрократами выражение «честь мундира». Именно она заставляет чиновников от­стаивать ложные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, сносить памятники культуры. Примеров подобного попрания чести довольно много. В этом нельзя не согласиться с Лихачевым: для современ­ных чиновников не существует понятия чести, для них есть лишь огромное желание скрыть свои недочеты и провалы, отстоять право и в дальнейшем жить и работать исключительно в собственных интересах, а не ради блага людей. Это честь ложная, которую следует называть и признавать бесчестьем.

А что же в понимании Лихачева истинная честь? От­вет автор дает простой и однозначный. Честь — это со­весть человека, то внутреннее мерило всего хорошего и дурного, которое не позволит оступиться и совершить что-либо дурное, безнравственное. И тогда будет уже не пресловутая «честь чиновничьего мундира», а просто честь — общечеловеческое понятие и принцип, в соответ­ствии с которым должна строиться жизнь порядочного человека.

Таким образом, можно сделать вывод: честь истин­ная — это совесть. Сегодня в бездуховном мире это поня­тие столь важно и значимо, что осознавать его должен каждый, кто считает себя человеком. Ложная честь — это неписаные правила солидарности чиновников, дейст­вующих в интересах государства и людей, а лишь из со­ображения собственных выгод и стремлений. Невозмож­но не восхищаться выводами русского мыслителя, на рубеже веков предупреждавшего о последствиях истин­ного и ложного понимания чести.

9 стр., 4495 слов

Идеи Д.С. Лихачёва о культуре и современности

... обязан говорить, потому что мне в своей жизни множество раз не по личным делам, а по таким, которые имеют огромное значение для сохранения нашей культуры, приходилось сталкиваться с людьми, ... Актуальна, по-прежнему, проблема чести и достоинства личности в современном мире. Думаю, вряд ли найдутся в этом вопросе оппоненты. Современны ли взгляды Лихачева? Найти ответ на этот вопрос - вот цель ...

Здесь искали:

  • ложная честь примеры
  • текст честь истинная и ложная

sochineniye.ru

Честь истинная и ложная. Честь истинная и ложная Ложная честь

Цели урока:

  • познакомить учащихся с фактами биографии ученого-литературоведа, общественного деятеля Д.С.Лихачёва и его книгой “Письма о добром и прекрасном”;
  • сопоставить жизненные взгляды выдающегося учёного современности со своими взглядами;
  • получить позитивный эмоциональный опыт от общения с наследием великого публициста;
  • определить своё отношение к нравственным ценностям;
  • оценить экологию собственной души;
  • получить навык подбора аргументов к части С ЕГЭ по русскому языку;
  • подготовиться к написанию эссе ЕГЭ по обществознанию.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя русского языка.

Душа человека… У одних она с горошину, а у других – всеохватная, готовая вместить весь мир. Сострадание, милосердие, совесть, а рядом – жестокость, зависть, насилие, жажда власти. И человек, выходит, то душевный, то равнодушный, одновременно он и хранитель природы, но он же и её разрушитель. Ежегодно на нашей планете отмечают три особых календарных праздника:

Эти дни – напоминание о проблемах охраны природы, ведь защищать природу надо не от каких-то мифических пришельцев, а от своих сограждан с деформированной душой. Душу человека надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Другого пути у человечества нет, если оно хочет жить по-человечески.

Сегодня мы и поговорим о том, значит жить по человечески, а поможет нам в этом книга Дмитрия Сергеевича Лихачёва “Письма о добром и прекрасном”.

II. Слово учителя истории.

Он знакомит учеников с личностью Д.С. Лихачёва.

На экране слайды:

  • Дмитрий Сергеевич Лихачёв;
  • Вехи жизненного пути;
  • Наследие Лихачёва (обложка книги о “Письма о добром и прекрасном”;
  • Признание (награды);
  • Личность и власть.

Учитель комментирует каждый слайд и рассказывает о трёх аспектах противостояния академика Лихачёва с властью: конфликт профессиональный, нравственный и конфликт классового происхождения.

III. Учитель русского языка.

Но в силу своей интеллигентности и порядочности Дмитрий Сергеевич не озлобился и продолжил работу философа, просветителя, публициста. Книга “Письма о добром и прекрасном” написана им в 1985 году.

Вспомните, что называется публицистикой? Каковы её задачи?

Ученик отвечает: – Это род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Основная задача публицистического стиля – воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чём-либо, внушение определённых идей, взглядов, побуждение к определённым поступкам, действиям.

  • Какие жанры публицистического стиля вы знаете?

На экране слайд с жанрами: очерки, статьи, репортажи, интервью, письма.

16 стр., 7704 слов

Анализ письма лихачева как говорить

... размышляет, к которой он неоднократно возвращается. Постарайтесь сформулировать и записать проблему. (В Письме пятнадцатом “Про зависть” Лихачев поднимает проблему зависти как самого опасного чувства человека ... человека, пробудить в нём чувство осторожности, говорит о желании автора, чтобы человек был самим собой.) 10. Дайте характеристику вступления и заключения. (Вступление – тезис – автор ...

  • Книга Лихачёва состоит из сорока шести писем, адресованных юному читателю.
  • Что такое письмо?

На экране слайд: Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-либо(из словаря С.И. Ожегова).

У нас четыре рабочие группы. У каждой своё письмо. Подумаем о том, что же хотел сообщить читателю Дмитрий Сергеевич?

  • Я как учитель, готовящий вас к ЕГЭ по русскому языку, прошу определить проблему, поднятую автором в письме, дать ответ, какова позиция автора. Согласие или несогласие аргументируйте, приводя примеры из литературы или истории.
  • А я как учитель обществознания прошу по каждому из писем сформулировать правило нравственности, которое станет и вашим жизненным кредо. Запишите его на доску после обсуждения.

IV. Размышляя над письмами…

Итак, мысли вслух по поводу прочитанного.

Письмо десятое: ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

1-ая группа: – Десятое письмо в книге Лихачёва “Письма о добром и прекрасном” озаглавлено “Честь истинная и ложная”, что и указывает на проблему, поднятую автором. Истинная честь исходит из глубин души, она не даёт человеку успокоиться, будто “грызёт” его изнутри. Синоним такой чести – совесть, которая не может быть ложной, потому что она находится в подсознании и совершенно не подвластна человеку. На истинный путь выводит именно совесть. Ложная же честь – это “честь мундира”, заставляющая говорить и делать то, чего ждёт от тебя общество, даже тогда, когда это противоречит твоим собственным убеждениям. Например, в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников переступает те нравственные границы, которые человек, если он желает остаться человеком, ни при каких обстоятельствах переступить не может. Родион не предусмотрел угрызений совести, он забыл, что тот, кто

пролил кровь, обрёк себя на страшные муки. Совершив преступление, он говорит: “Не старуху я убил, а себя!” В романе. В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” простой народ помогает раненым, борется за свободу родной земли. Тот же Тихон Щербатый идёт на войну не по каким-то там политическим мотивам (потому что “так надо”), а потому, что чувствует внутреннюю потребность, необходимость. Это и есть, на мой взгляд, проявление чести истинной. Ложная честь остаётся тяжёлым грузом, опустошает душу, тогда как истинная честь не даёт человеку успокоиться, требует совершать поступки, достойные уважения. Я думаю, людям необходимо помнить, что совесть – мерило чистоты помыслов и действий.

Члены группы дополняют сказанное своими аргументами и выводами.

– Молодости свойственно стремиться к осмыслению этих вечных истин, чтобы найти своё место в обществе, определить свою нравственную позицию. Обращаясь к классической литературе, анализируешь поведение героев с точки зрения их жизненного кредо, расцениваешь их поступки, отношение к людям и событиям через призму чести и бесчестия. По-моему, достойным примером чести истинной служит поведение князя Андрея Болконского. Это рыцарь без страха и упрёка, решивший служить Родине без остатка, быть вместе с простым народом до конца (сцена смертельного ранения).

Грустно, что удел человека чести – страдать. Он передовой воин, он победитель, и он же жертва!

  • Дуэль Ленского и Онегина. Что это: защита чести истинной или “чести мундира”?

Разговор по содержанию письма №10 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

2 стр., 521 слов

«Размышления над «Письмами о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва

... нас мира. Трудно не прислушаться к советам столь авторитетного человека. Лично меня «Письма о добром и прекрасном» над многим заставили задуматься. Наша беседа подходила к концу, а расставаться с ... действительно ждешь. Д.С. Лихачёв для меня навсегда останется добрым и мудрым собеседником, а его слова из письма «По велению совести» стали моим жизненным кредо: «Поступать надо правильно не ...

На экране слайд

с текстом письма.

Письмо двадцать пятое: ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ

2-ая группа: – Душевная необходимость поступать по велению совести, творить добро и есть самое ценное в человеке, то есть то, что и заставляет его жить по-человечески – такова, на мой взгляд, позиция автора в письме “По велению совести”. Воспитать в себе интуитивное проявление совести может каждый. Стоит только захотеть. Жить, действительно, станет легче и интереснее, а верные решения станут приходить в ваше сознание, не давая успокоиться и закиснуть. Человек ведь не задумывается над тем, что и как он делает, чтобы дышать, ходить, видеть. Так и пути добра должны находиться без усилий и мук.

– Ярким примером действий людей по велению совести могут служить подвиги героев Великой Отечественной войны. Николай Гастелло – лётчик, в бою направил свой самолет на вражескую колонну, ценой собственной жизни не позволил врагу победить. Александр Матросов погиб, закрыв грудью амбразуру вражеского дзота, открыв сослуживцам путь к нужной высоте. Эти люди действовали интуитивно, по велению совести.

– Честь и совесть не позволили героям повести “А зори здесь тихие…” не выполнить задание. Отступить. Они знали, что погибнут, но верили, что выиграют время. Так оно и получилось. Все пять девушек погибли, а старшина Васков мучился из-за того, что не смог уберечь их. Мы благодарны людям, кто защищал честь страны, поступал по велению совести на полях сражений и выжил.

– Хочется верить, что люди с чистой совестью и честью не исчезнут и что наконец-таки их оценят. На них будут равняться, их станут прославлять. Но честь и совесть необходимы человеку не для славы и почестей. В обыденной жизни тоже важно вести себя достойно, то есть жить по-человечески. Приходит на ум строки из “Капитанской дочки” Пушкина, наказ отца Петру Гринёву: “Береги честь смолоду!” Видимо, это самое главное пожелание для человека.

  • А я думаю, что жить по велению совести надо начинать с раннего детства, поэтому приведу в качестве аргумента повесть Аркадия Гайдара “Тимур и его команда”. Ведь именно в детстве закладываются основы нравственной чистоты.

Разговор по содержанию письма №25 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

Твори добро, не видя в том заслуги.

На экране слайд с текстом письма.

Письмо тридцатое: НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ

На экране слайд с текстом письма.

3-я группа:

– “…В народе самое главное – его идеалы”,– так заканчивает своё тридцатое письмо Д.С.Лихачёв. Основой этого текста является рассуждение автора о нравственных вершинах народа и отношении к ним. Учёный утверждает, что в решении этого вопроса следует опираться на лучшее, великое, высоконравственное. В этом письме автор призывает к благожелательному отношению к любому народу, даже самому малочисленному. О народе следует судить по тому лучшему, что в нём есть. Старые сказки созданы простым народом, но уже в них заложена идея о том, что добро всегда побеждает зло. А что помогало русскому народу выстоять в суровых исторических испытаниях: в Отечественной войне 1812 года и в Великой Отечественной? В романе “Война и мир” Лев Толстой говорит о роли личности в истории и приходит к выводу, что успех дела решает не воля одного человека, а дух, нравственный взлёт народа, основанный на патриотизме. Защитники Отечества, люди военные и гражданские, совершая большие и малые подвиги, поднимались до нравственных вершин: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов, Платон Каратаев, Наташа Ростова… Этот текст заставил меня задуматься о том, что и я частичка большого и великого народа. Чтобы мой самолёт не упал, я должна стремиться к нравственным вершинам, должна быть достойна своего народа.

14 стр., 6942 слов

Письмо литературному герою сочинение 9 класс

... письмо литературному герою, которое обычно пишут после того, как закончат изучать произведение. Данный вид работы сейчас не пользуется большой популярностью в старших классах, так как обучение написанию сочинений ... своей повседневной жизни. В школе дела идут хорошо, можно сказать отлично. Если в прошлом году были ... не умер от желания позвонить Вам сегодня в 9 утра (я остался один). Но решил, что ...

– Каждый человек должен сделать выбор между нравственностью и безнравственностью, между внешним благополучием при внутреннем убожестве и богатством натуры при скромном существовании. Можно предположить, что в жизни каждого человека наступит такой период, когда ему приходится решать проблему выбора: как жить дальше. Думаю, жизнь Матрёны из повести Солженицына “Матрёнин двор” – хорошее тому подтверждение. Всё людям и ничего для себя.

– Идеал – представление о совершенстве, высшая цель и образец, которые определяют способ мышления и деятельности человека. Нравственный идеал – представление о нравственном совершенстве, высший моральный образец поведения. В книгах В.М.Шукшина ярко звучит тема смысла жизни. Герой рассказа “Чудик” стремится постичь движения собственной души. Он видит у прилавка магазина пятидесятирублёвую бумажку: поднять или пройти мимо, тайком присвоить или объявить о находке? Чудачество его в том, что он выбирает второй путь, то есть поступает, как меньшинство бы поступило. А в результате-то оказалось, что он не нагнулся поднять собственные деньги. “Подошёл к магазину, хотел хоть издали посмотреть на бумажку, постоял у входа… И не вошёл. Совсем больно станет. Сердце может не выдержать”. Поступок показывает, что живёт герой по-человечески, чист душой и помыслами.

– Учитель русского языка зачитывает отрывок из повести Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, рисующий эпизод кирпичной кладки: в нечеловеческих условиях сталинского лагеря нравственно чистый человек сохраняет в себе умение получать радость и удовольствие от дел рук своих.

Разговор по содержанию письма №30 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

Помни! Ты крупица своего народа. Твои поступки – судьба твоей страны.

На экране слайд с текстом письма.

Письмо сорок пятое: КОСМИЧЕСКИЙ ЭРМИТАЖ

4 –ая группа: –

В сороковом письме автор спрашивает нас, что можно противопоставить таким человеческим порокам, как месть, злоба ссоры и распри? И сам отвечает на него: решение всему – культура. Лихачёв был убеждён в этом полностью, и доказательством могут служить его дела. Например, он помогал спасти природу Волжского заповедника, предотвратил открытие песчаного карьера, не дал разрушить библиотеку в Мышкине, основал Фонд культуры, журнал “Наше наследие”, 20 лет возглавлял издание серии книг “Литературные памятники”. Благодаря его усилиям, были сохранены и отреставрированы десятки памятников национальной культуры. В письме автор делится с читателем эмоциями по поводу непреходящей ценности нашей земной цивилизации. Говорит об объединяющей силе культуры.

2 стр., 676 слов

Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя ...

... в его понимании, значило оставаться честным человеком, думающим о своем долге и о своей совести. Важно, что даже любовь Ивана Васильевича к Вареньке Б., после ... А если тебе кажется, что ты не знаешь верного ответа на вопрос «Что же такое долг, совесть, честь?», то нужно обратиться к ... бала и, не в силах уснуть, отправляется бродить по городу. Наступает первое утро Великого Поста, времени, когда человек ...

– В рассказе Л.Н. Толстого “Люцерн” изображена сцена, когда на балкон гостиницы для очень богатых людей вышли все её знатные и озабоченные глобальными проблемами обитатели, чтобы послушать игру бедного бродячего музыканта. Слушая прекрасную музыку, люди испытывали одинаковые эмоции, думали об одном и том же и даже, кажется, дышали в унисон.

– Я согласна с автором: между землянами гораздо больше общего, чем различного. Из исторической лингвистики известно, что когда-то существовал единый для всех язык – праиндоевропейский язык-основа. Таким образом, доказано, что языки, существующие на земле, – родственники. Все мы говорим на одном языке, поэтому не можем не понимать друг друга.

Разговор по содержанию письма №45 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

Пока существует культура, существует народ!

V. Заключительная часть урока – размышления.

  • Вот и подошёл к концу наш разговор о “добром”. Я как учитель русского языка и литературы удовлетворена и думаю, что проблем с поиском аргументов по поводу нравственности и чистоты души не возникнет на экзамене.

– Учитель истории демонстрирует слайд с нравственным кодексом, созданным Лихачёвым и предлагает сравнить его пункты с теми, что родились у групп в ходе урока. Класс убеждается в совпадении своих выводов по обсуждаемому вопросу с выводами Д.С. Лихачёва..

Бог каждого человека – его совесть. Твори добро, не видя в том заслуги. Помни! Ты крупица своего народа. Твои поступки – судьба твоей страны. Пока существует культура, существует народ!

Учитель русского языка заканчивает урок словами из 46-го письма книги “Письма о добром”. В это время класс видит на экране без звукового сопровождения отрывок из фильма о Лихачёве:

– Писем могло быть и больше, но пора подвести итоги. Мы шли сегодня, поднимаясь по ступеням опыта – опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений. Итак, что же самое главное в жизни? Главное у каждого своё собственное, неповторимое, но оно есть. И каким бы оно ни было индивидуальным, должно быть добрым и значительным. В жизни ценне всего доброта, и доброта умная, целенаправленная. Счастья достигает лишь тот, кто стремится сделать счастливым других и способен на время забыть о своих интересах, о себе. Это “неразменный рубль”. Сегодня мы учились следовать путями доброты. На мой взгляд, это очень и очень важно. Поверьте мне!

Учитель истории завершает урок исполнением под гитару песни “Спешите жить!”

31.12.2020

  • На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько».

10.11.2019

  • На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019

7 стр., 3234 слов

Ложный и истинный патриотизм в романе Война и Мир Толстого

... В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный, ... в восемнадцатилетнем возрасте покидает родительский дом и до момента попадания на необитаемый остров переживает много трудностей и приключений. Сочинение Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита (Образ и ...

  • На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019

  • На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019

— Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019

  • За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019

  • Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019

  • На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению » Гордость и смирение»

10.03.2019

  • На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019

  • Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017

  • Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017

  • Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017

  • В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017

  • На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017

  • На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017

  • На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

О чести истинной и ложной ярко рассуждает Д.Лихачев в десятом письме книги «Письма о добром и прекрасном». Именно эти рассуждения я взял за основу своего сочинения. Лихачев пишет о том, что синонимом истинной чести является совесть, которая находится в подсознании человека, не дает ему успокоиться, «грызет» изнутри. Ложную же честь Лихачев называет «честью мундира». Это означает, что человек «при должности» часто поступает не по своим убеждениям, не по совести, а так, как требуют условия, инструкции. В этом случае часто личная выгода преобладает над чужими проблемами. Размышляя об истинной чести, я вспомнил известную российскую переводчицу Лилианну Лунгину. Ее воспоминания записал О.Дорман и опубликовал в книге «Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана». Запомнился эпизод, где переводчица рассказывает о Клавдии Васильевне Полтавской, директоре школы, в которой училась девочка. В тяжелые годы репрессий, тотальной слежки Клавдия Васильевна в работе руководствовалась своими моральными принципами. Девочку, родителей которой арестовали, директор взяла жить к себе, дала ей возможность закончить школу. Полтавская приютила мальчика-беспризорника, подобрав его на улице, из нравственных соображений сказала всем, что это ее дальний родственник. Для Клавдии Васильевны важным было то, чтобы дети ей доверяли, не боялись ее. Одновременно она была строга с учениками. На мой взгляд, директор школы является примером истинной чести, потому что ее поступки никогда не шли вразрез с ее совестью. А вот примером ложной чести, по моему мнению, является начальник МТС Княжев из повести В.Тендрякова «Ухабы». Шофер грузовика вез попутчиков по плохой дороге. Вдруг машина перевернулась, и один из пассажиров получил серьезную травму живота. Княжев первым взялся за носилки и нес восемь километров по бездорожью истекающего кровью раненного. Добравшись до медпункта, он оставил носилки и приступил к своим должностным обязанностям. Когда стало понятно, что пострадавший находится при смерти, что счет идет на часы и минуты, обратились к Княжеву с просьбой выделить трактор для доставки молодого человека в район. Но начальник МТС категорически отказался давать распоряжение, ссылаясь на инструкции. Для бюрократа Княжева собственная значимость как стража закона оказалась выше человеческой жизни. Спустя несколько часов он все-таки выделил трактор, но не потому, что в нем проснулась совесть, а из-за страха партийного взыскания. Но время было потеряно, молодой человек по дороге в райцентр умер. Этот пример ярко иллюстрирует мысль о «чести мундира» Д.Лихачева. В заключение хочу сказать, что люди, которые поступают по совести, никогда не ждут аплодисментов и благодарностей, а делают добрые дела тихо и от души. Это их отличает от людей, чья честь является ложной. «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо. Не за красивое спасибо услышавшего тебя рядом», — призывает певец Шура. И я с ним полностью согласен.

7 стр., 3483 слов

Сочинение что есть истинная честь и что есть мнимая

... что же есть в таком случае истинная честь, а что есть мнимая? В русской литературе существует множество примеров добродетелей, людей честных и правильных по отношению к своим мыслям и действиям, не меньше и ... Письмо десятое честь истинная и ложная Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью. Между совестью и честью есть одно ...

427 слов

Сочинение прислал пользователь сайта Никита Воротнюк.

На первый взгляд, утверждение Дмитрия Сергеевича Лихачева, известнейшего ученого, писателя и общест­венного деятеля, о существовании так называемой лож­ной чести кажется несколько странным и непонятным: не может быть честь, понимаемая как высшее достоинст­во человека, быть ложной. В этом случае, вероятно, ее уже можно называть бесчестьем. Но великий русский мыслитель XX века именно так трактует понятие чести, обозначая две возможные ее составляющие — истину и ложь. Попытаемся вслед за ученым понять, что есть честь истинная и ложная.

Обратимся к письму «Честь истинная и ложная» из известного сборника писем для юношества «Письма о добром». Д.С. Лихачев пишет: «…представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представ­ления наносят колоссальный вред обществу». Как по­нять это утверждение автора? Он говорит о так называе­мой «чести мундира», которая тяжелым грузом ложится на плечи чиновников. Однако писатель заставляет заду­маться: а действительно ли современным чиновникам и власть придержащим сложно соблюдать неписаные за­коны чести? Оказывается, практически невозможно! И когда того требуют обстоятельства, понимаемые автором как собственные корыстные интересы, тогда и появляет­ся искаженное современными бюрократами выражение «честь мундира». Именно она заставляет чиновников от­стаивать ложные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, сносить памятники культуры. Примеров подобного попрания чести довольно много. В этом нельзя не согласиться с Лихачевым: для современ­ных чиновников не существует понятия чести, для них есть лишь огромное желание скрыть свои недочеты и провалы, отстоять право и в дальнейшем жить и работать исключительно в собственных интересах, а не ради блага людей. Это честь ложная, которую следует называть и признавать бесчестьем.

3 стр., 1043 слов

«Честь и бесчестие» 11 класс

... честью и бесчестием? Откуда берутся бесчестные люди? Вода все смоет, только бесчестье не может смыть. Есть ли право на бесчестье? Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному? Каждая нечестность — шаг к бесчестью. ... неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами … Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне ...

А что же в понимании Лихачева истинная честь? От­вет автор дает простой и однозначный. Честь — это со­весть человека, то внутреннее мерило всего хорошего и дурного, которое не позволит оступиться и совершить что-либо дурное, безнравственное. И тогда будет уже не пресловутая «честь чиновничьего мундира», а просто честь — общечеловеческое понятие и принцип, в соответ­ствии с которым должна строиться жизнь порядочного человека.

Таким образом, можно сделать вывод: честь истин­ная — это совесть. Сегодня в бездуховном мире это поня­тие столь важно и значимо, что осознавать его должен каждый, кто считает себя человеком. Ложная честь — это неписаные правила солидарности чиновников, дейст­вующих в интересах государства и людей, а лишь из со­ображения собственных выгод и стремлений. Невозмож­но не восхищаться выводами русского мыслителя, на рубеже веков предупреждавшего о последствиях истин­ного и ложного понимания чести.

Здесь искали:

  • что есть истинная честь и мнимая честь-сочинение-миниатюра

Академик Дмитрий Лихачев: «Честь истинная и ложная»: philologist — LiveJournal

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН (АН СССР до 1991 года).

Председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986—1993).

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Ниже приведен фрагмент из книги: Лихачев Д.С. Письма о добром. — СПб.: Наука, Logos, 2006.

ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью. Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко).

Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т.д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много. Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Вы также можете подписаться на мои страницы: — в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

  • в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky— в контакте: https://vk.com/podosokorskiy

philologist.livejournal.com

Письмо десятое ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ. Письма о добром и прекрасном

Письмо десятое

ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко).

Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Поделитесь на страничке Следующая глава >

  • public.wikireading.ru

Слава Вс-вышнего и хилуль а-Шем [↑]

«Тебе, Господь, принадлежит величие и могущество, и великолепие, и победа, и слава. Ибо все на небе и на земле — Твое, Г-споди, царство, и Ты превозносишься над всеми главами» — сказано в Диврей а-Ямим ( 1, 29

  • Целью всего творения является раскрытие славы Царства Творца. Исполняя волю Царя, его подданные воздают Ему славу. Если они пренебрегают законами Царя, это его унижает и оскорбляет.

хилуль а-Шем

, которое переводится как осквернение, унижение Имени Вс-вышнего, мы его относим не столько к Имени, сколько к самому Вс-вышнему. Что же оскверняется и унижается? — честь Вс-вышнего, и об этом пишет Рамхаль (Месилат Йешарим 20, часть 8):

«Так же страшны и многолики разновидности греха осквернения имени Вс-вышнего, ведь человек обязан всемерно оберегать честь своего Создателя. Нужно быть очень внимательным и вдумчивым во всем, что делаешь, дабы это не привело к тому (не дай Б-г!), что может оказаться осквернением чести Вс-вышнего, и учат [наши мудрецы] ( Авот 4:4

: “Как “нечаянно”, так и “намеренно” — [одно и то же] в осквернении имени Вс-вышнего”».

Талмуда (Йома 6а

, что является

хилуль а-Шем

: «Например я, возьму мясо и не заплачу сразу». «Если я пройду четыре локтя без Торы и без

тфилин

».

Рамхаль объясняет, что «каждый должен думать, как бы не совершить то, что недостойно человека его уровня в соответствии с тем, кем он считается в глазах поколения. Ведь чем он достойнее и мудрее, тем более должен быть внимателен и аккуратен в служении [Вс-вышнему]. А если он не делает этого, то оскверняет имя Вс-вышнего (не дай Б-г!)».

Честь истинная и ложная. | Русулитка

Честь. Что это такое? Какой смысл мы вкладываем в это слово? Непросто ответить на эти вопросы. Я думаю, что честь – это чувство собственного достоинства, умение прожить жизнь по совести, не запятнать себя бесчестными поступками, побеждать в себе такие чувства, как зависть, ненависть, жадность, чтобы в конце жизни, подводя итоги, мог сказать, что прожил жизнь честно. Чтобы разобраться в том, что такое истинная и ложная честь, обратимся к примерам из художественной литературы.

Вспомним роман Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой произведения Пётр Гринёв живёт по законам чести, умеет вступиться за честь других людей. Вот он вызывает на дуэль Швабрина, который оскорбительно отозвался о Маше Мироновой, капитанской дочке. Гринёв не только любит Машу, но и уважает в ней человека, видит, что она девушка скромная, достойная, и готов защищать её от людей, посягающих на её честь. Даже когда Гринёва арестовали как пособника Пугачёва, он никому не говорит о причинах, по которым из Оренбурга без разрешения своих командиров отправился в Белогорскую крепость, занятую пугачёвцами, потому что не хочет, чтобы на суде звучало имя капитанской дочки.

Даже перед лицом смерти Гринёв не посрамил своей человеческой и воинской чести. Когда крепость захватил Пугачёв, молодой офицер не стал присягать самозванцу и, если бы не Савельич, был бы повешен.

«Береги честь смолоду» — таков эпиграф к роману Пушкина. И главный герой выполняет эту заповедь на протяжении всех событий, описанных в произведении. И читатель уверен, что и дальнейшую свою жизнь Гринёв проживёт достойно. Вот что такое честь истинная.

Для того чтобы разобраться, что такое ложная честь, обратимся снова к Пушкину, к его роману «Евгений Онегин». Перелистаем мысленно страницы, рассказывающие о дуэли Онегина и Ленского. Ленский оскорблён поведением Онегина, который на именинах Татьяны оказывает внимание невесте молодого поэта Ольге, танцует с ней, что-то нашёптывает ей. Легкомысленная девушка забывает о своём женихе. Онегин и Ленский – приятели. Онегин старше, умнее, опытнее. Он понимает ничтожность их ссоры, но не отказывается от дуэли. Мне кажется, это и есть ложная честь. Онегин боится за свою репутацию, тем более, что в дело вмешался старый дуэлянт Зарецкий, которого самого трудно назвать человеком чести. Теперь слухи об отказе от дуэли или примирении с Ленским разнесутся по всей округе. Онегина посчитают трусом, в обществе будут говорить о нём как о человеке, который не защитил свою честь. И бедный Ленский убит приятелем на дуэли. Ложная честь сыграла свою роль. Онегин не смог ей противостоять, хотя по-своему любил Ленского и понимал ничтожность их ссоры.

О многом заставляет задуматься художественная литература. В том числе и о том, как прожить жизнь, не путая понятий истинной и ложной чести.

Вернуться к списку: Сочинение по литературе

rusulitka.ru

Что такое ложная честь. Письма к молодым читателям. Письмо десятое честь истинная и ложна

О чести истинной и ложной ярко рассуждает Д.Лихачев в десятом письме книги «Письма о добром и прекрасном». Именно эти рассуждения я взял за основу своего сочинения. Лихачев пишет о том, что синонимом истинной чести является совесть, которая находится в подсознании человека, не дает ему успокоиться, «грызет» изнутри. Ложную же честь Лихачев называет «честью мундира». Это означает, что человек «при должности» часто поступает не по своим убеждениям, не по совести, а так, как требуют условия, инструкции. В этом случае часто личная выгода преобладает над чужими проблемами. Размышляя об истинной чести, я вспомнил известную российскую переводчицу Лилианну Лунгину. Ее воспоминания записал О.Дорман и опубликовал в книге «Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана». Запомнился эпизод, где переводчица рассказывает о Клавдии Васильевне Полтавской, директоре школы, в которой училась девочка. В тяжелые годы репрессий, тотальной слежки Клавдия Васильевна в работе руководствовалась своими моральными принципами. Девочку, родителей которой арестовали, директор взяла жить к себе, дала ей возможность закончить школу. Полтавская приютила мальчика-беспризорника, подобрав его на улице, из нравственных соображений сказала всем, что это ее дальний родственник. Для Клавдии Васильевны важным было то, чтобы дети ей доверяли, не боялись ее. Одновременно она была строга с учениками. На мой взгляд, директор школы является примером истинной чести, потому что ее поступки никогда не шли вразрез с ее совестью. А вот примером ложной чести, по моему мнению, является начальник МТС Княжев из повести В.Тендрякова «Ухабы». Шофер грузовика вез попутчиков по плохой дороге. Вдруг машина перевернулась, и один из пассажиров получил серьезную травму живота. Княжев первым взялся за носилки и нес восемь километров по бездорожью истекающего кровью раненного. Добравшись до медпункта, он оставил носилки и приступил к своим должностным обязанностям. Когда стало понятно, что пострадавший находится при смерти, что счет идет на часы и минуты, обратились к Княжеву с просьбой выделить трактор для доставки молодого человека в район. Но начальник МТС категорически отказался давать распоряжение, ссылаясь на инструкции. Для бюрократа Княжева собственная значимость как стража закона оказалась выше человеческой жизни. Спустя несколько часов он все-таки выделил трактор, но не потому, что в нем проснулась совесть, а из-за страха партийного взыскания. Но время было потеряно, молодой человек по дороге в райцентр умер. Этот пример ярко иллюстрирует мысль о «чести мундира» Д.Лихачева. В заключение хочу сказать, что люди, которые поступают по совести, никогда не ждут аплодисментов и благодарностей, а делают добрые дела тихо и от души. Это их отличает от людей, чья честь является ложной. «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо. Не за красивое спасибо услышавшего тебя рядом», — призывает певец Шура. И я с ним полностью согласен.

427 слов

Сочинение прислал пользователь сайта Никита Воротнюк.

Честь – вот истинная красота человека. Честь – это то, что не может дать тебе ни один человек и ни один не может забрать у тебя это. Честь – это дар человека самому себе. Как часто мы говорим: «Какой красивый человек!» А что значит «красота»? Мне кажется, в это понятие входит прежде всего внутреннее, душевное содержание, когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознает свою пользу для общества, самодостаточен, ему не нужно одурманивать себя алкоголем и наркотиками, чтобы чувствовать счастье. Когда человек не совершает непонятные поступки, не делает то, чего не должен делать, когда он полностью отдает себе отчет и бережет свою честь. А что же такое честь? Как мы понимаем это слово и понимаем ли правильно? Зачем нужна честь, и есть ли она на самом деле? Чтобы разобраться в этом, думаю, прежде всего, стоит посмотреть в толковый словарь. Открываем и читаем: «Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этнические принципы личности». С этим определением можно согласиться. Но от себя я бы поставила вопросительный знак рядом со словом «гордость». По моему мнению, которое я не хочу никому навязывать, слова «гордость» и «честь» немного противоречат друг другу. То ест, честь в моем понимании – это человеческое достоинство, то, что есть у каждого, что нельзя дать или отнять, купить или продать. Честь есть у каждого! Мне кажется, сложилось такое мнение, что понятия «рыцарь» и «честь» неразделимы. В общем-то правильно, так как и у меня первая ассоциация со словом честь – это именно рыцарь. Почему? Потому что молодые люди, которые за свою честь могли отдать жизнь или даже убить человека за честь своей возлюбленной. Но, как и все, эпоха средневековья прошла, и пришли другие времена, совершенно другие, и вместе с ними изменилось значение чести. Сейчас, размышляя о чести, думаешь исключительно о честных людях. Ведь корень у слов честь и честный один. И очень жаль, что сейчас честным людям приходится трудно. Но существует еще такое убеждение, что честный человек не может быть богатым. Когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается особой честностью. Почему же нет? Конечно, я согласна, что большие деньги – это испытание для души, для самого человека. Деньги (особенно большие) даются далеко не всем, и еще меньше людей выдерживают испытание деньгами. Деньги провоцируют на развитие в человеке множество негативных мыслей и поступков. Не у всех, конечно, но у многих. А если же человек родился в обеспеченной семье, и богатство является его естественной средой обитания, то ему просто незачем презирать других и считать себя лучше остальных. Такой человек может иметь прекрасные чувства, такой человек может быть честным и богатым. Но таких людей, к сожалению, немного. В нашей стране их практически нет по понятным причинам. Мы живем в такие годы, когда с людьми, позволившими себе сказать правду, могут расправиться. Печально, но XX век дает страшные примеры, когда людей просто уничтожают за сказанное, содеянное. Причем происходит это совсем незаметно человек или просто исчезает, или оказывается «случайно» убитым, или все факты говорят о том, что это самоубийство. И примеров очень много. Обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Мне приходит на ум: «Береги честь смолоду». Видимо, это самое главное пожелание для человека. И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный. Есть и другой, полегче, попроще. Но там низость, подлость, бесчестье! И если ты хочешь быть счастливым всю жизнь – будь честным человеком. В разных странах, у разных людей честь и достоинство имеют совершенно неодинаковые толкования, значения. И очень хочется надеяться, что когда- нибудь в будущем понятие чести во всем мире будет одинаковым, объединяющим в разных странах сейчас и тех, которые были раньше, но не дошло до нашего времени. И сейчас, прочитав все выше написанное, хочется еще раз повторить, что именно честь – истинная красота человека. Что без чести человек – не человек. Что это единственное, что может остаться у человека, пусть даже отобрать у него все! Ведь как сказал Ф. Шиллер: «Честь дороже жизни»!

Честь. Что это такое? Какой смысл мы вкладываем в это слово? Непросто ответить на эти вопросы. Я думаю, что честь – это чувство собственного достоинства, умение прожить жизнь по совести, не запятнать себя бесчестными поступками, побеждать в себе такие чувства, как зависть, ненависть, жадность, чтобы в конце жизни, подводя итоги, мог сказать, что прожил жизнь честно. Чтобы разобраться в том, что такое истинная и ложная честь, обратимся к примерам из художественной литературы.

Вспомним роман Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой произведения Пётр Гринёв живёт по законам чести, умеет вступиться за честь других людей. Вот он вызывает на дуэль Швабрина, который оскорбительно отозвался о Маше Мироновой, капитанской дочке. Гринёв не только любит Машу, но и уважает в ней человека, видит, что она девушка скромная, достойная, и готов защищать её от людей, посягающих на её честь. Даже когда Гринёва арестовали как пособника Пугачёва, он никому не говорит о причинах, по которым из Оренбурга без разрешения своих командиров отправился в Белогорскую крепость, занятую пугачёвцами, потому что не хочет, чтобы на суде звучало имя капитанской дочки.

Даже перед лицом смерти Гринёв не посрамил своей человеческой и воинской чести. Когда крепость захватил Пугачёв, молодой офицер не стал присягать самозванцу и, если бы не Савельич, был бы повешен.

«Береги честь смолоду» — таков эпиграф к роману Пушкина. И главный герой выполняет эту заповедь на протяжении всех событий, описанных в произведении. И читатель уверен, что и дальнейшую свою жизнь Гринёв проживёт достойно. Вот что такое честь истинная.

Для того чтобы разобраться, что такое ложная честь, обратимся снова к Пушкину, к его роману «Евгений Онегин». Перелистаем мысленно страницы, рассказывающие о дуэли Онегина и Ленского. Ленский оскорблён поведением Онегина, который на именинах Татьяны оказывает внимание невесте молодого поэта Ольге, танцует с ней, что-то нашёптывает ей. Легкомысленная девушка забывает о своём женихе. Онегин и Ленский – приятели. Онегин старше, умнее, опытнее. Он понимает ничтожность их ссоры, но не отказывается от дуэли. Мне кажется, это и есть ложная честь. Онегин боится за свою репутацию, тем более, что в дело вмешался старый дуэлянт Зарецкий, которого самого трудно назвать человеком чести. Теперь слухи об отказе от дуэли или примирении с Ленским разнесутся по всей округе. Онегина посчитают трусом, в обществе будут говорить о нём как о человеке, который не защитил свою честь. И бедный Ленский убит приятелем на дуэли. Ложная честь сыграла свою роль. Онегин не смог ей противостоять, хотя по-своему любил Ленского и понимал ничтожность их ссоры.

О многом заставляет задуматься художественная литература. В том числе и о том, как прожить жизнь, не путая понятий истинной и ложной чести.

Честь — это сложное и одновременно простая категория, часто искажаемая умами людей. Кроме того, под этим термином можно понимать как доброе имя, так и качество личности, всегда поступающей сообразно моральным установкам, согласно своему кодексу чести. Если первое зависит от общества и может не соответствовать действительности, то второе — внутренняя характеристика, включающая в себя и понятие благородства, порядочности, искренности, целостности личности, верности долгу, чистой совести. Вопрос чести и её отсутствия не редок в произведениях отечественной литературы.

В повести А.И.Куприна «Поединок» можно увидеть пример человека, который видит несправедливость вокруг, но ничего не делает, его понимание чести также ложно. Это подпоручик Ромашов. Ужасаясь проявлениям бесчестия вокруг, он ничем не способствует улучшению ситуации.

А его дуэль с Николаевым показывает, скорее, бесхарактерность, нежели благородное желание помочь Шурочке ценой собственной жизни, тем более, Ромашову пообещали, что дуэль будет не настоящей и ему ничего не угрожает, убедили, что поединок необходим только для того, чтобы очистить репутацию Шурочкиного мужа в глазах офицеров N-ского полка.

Можно быть человеком чести, не сознавая этого, точнее, не задумываться о самом понятии, а просто поступать сообразно своей совести, обладая способностью поступиться личным благом ради других. Савельич, дядька Петра Гринёва из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», верно служит своему подопечному, искренне старается наставить его на путь истинный, порою невзирая на своё положение слуги. Честь — это морально-нравственная категория, наличие или отсутствие которой определяет поступки человека наряду с совестью.

В данном случае, поведение Савельича продиктовано именно внутренним, скорее всего, не оформленным в конкретные слова, но существующим чувством чести.

Чрезмерная тревога о состоянии чести в глазах общества, может оказаться губительной. Арбенин из драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» был ослеплён одним лишь подозрением измены жены. Его забота о чести, в данном случае принимающей значение репутации, привела к опрометчивому поступку. Отравив горячо любимую жену в порыве беспочвенной ревности, Арбенин погубил свою жизнь, до конца которой его будет мучить совесть. Но даже если бы навет оказался правдой, убийство не очистило бы его, а запятнало его ещё больше и в глазах общества, и с точки зрения понятия истинной чести.

Неверное понимание чести опаснее, нежели не сформулированное вовсе. Для человека чести жизнь другого важнее общественного мнения, долг выше минутной блажи, а всякая несправедливость вызывает желание вмешаться и исправить её.

«Есть честь истинная и ложная» (Д.С. Лихачев)

На первый взгляд, утверждение Дмитрия Сергеевича Лихачева, известнейшего ученого, писателя и общест­венного деятеля, о существовании так называемой лож­ной чести кажется несколько странным и непонятным: не может быть честь, понимаемая как высшее достоинст­во человека, быть ложной. В этом случае, вероятно, ее уже можно называть бесчестьем. Но великий русский мыслитель XX века именно так трактует понятие чести, обозначая две возможные ее составляющие — истину и ложь. Попытаемся вслед за ученым понять, что есть честь истинная и ложная.

Обратимся к письму «Честь истинная и ложная» из известного сборника писем для юношества «Письма о добром». Д.С. Лихачев пишет: «…представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представ­ления наносят колоссальный вред обществу». Как по­нять это утверждение автора? Он говорит о так называе­мой «чести мундира», которая тяжелым грузом ложится на плечи чиновников. Однако писатель заставляет заду­маться: а действительно ли современным чиновникам и власть придержащим сложно соблюдать неписаные за­коны чести? Оказывается, практически невозможно! И когда того требуют обстоятельства, понимаемые автором как собственные корыстные интересы, тогда и появляет­ся искаженное современными бюрократами выражение «честь мундира». Именно она заставляет чиновников от­стаивать ложные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, сносить памятники культуры. Примеров подобного попрания чести довольно много. В этом нельзя не согласиться с Лихачевым: для современ­ных чиновников не существует понятия чести, для них есть лишь огромное желание скрыть свои недочеты и провалы, отстоять право и в дальнейшем жить и работать исключительно в собственных интересах, а не ради блага людей. Это честь ложная, которую следует называть и признавать бесчестьем.

А что же в понимании Лихачева истинная честь? От­вет автор дает простой и однозначный. Честь — это со­весть человека, то внутреннее мерило всего хорошего и дурного, которое не позволит оступиться и совершить что-либо дурное, безнравственное. И тогда будет уже не пресловутая «честь чиновничьего мундира», а просто честь — общечеловеческое понятие и принцип, в соответ­ствии с которым должна строиться жизнь порядочного человека.

Таким образом, можно сделать вывод: честь истин­ная — это совесть. Сегодня в бездуховном мире это поня­тие столь важно и значимо, что осознавать его должен каждый, кто считает себя человеком. Ложная честь — это неписаные правила солидарности чиновников, дейст­вующих в интересах государства и людей, а лишь из со­ображения собственных выгод и стремлений. Невозмож­но не восхищаться выводами русского мыслителя, на рубеже веков предупреждавшего о последствиях истин­ного и ложного понимания чести.

Электронные учебники по русскому языку

О чести истинной и ложной ярко рассуждает Д.Лихачев в десятом письме книги «Письма о добром и прекрасном». Именно эти рассуждения я взял за основу своего сочинения. Лихачев пишет о том, что синонимом истинной чести является совесть, которая находится в подсознании человека, не дает ему успокоиться, «грызет» изнутри. Ложную же честь Лихачев называет «честью мундира». Это означает, что человек «при должности» часто поступает не по своим убеждениям, не по совести, а так, как требуют условия, инструкции. В этом случае часто личная выгода преобладает над чужими проблемами.

Размышляя об истинной чести, я вспомнил известную российскую переводчицу Лилианну Лунгину. Ее воспоминания записал О.Дорман и опубликовал в книге «Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана». Запомнился эпизод, где переводчица рассказывает о Клавдии Васильевне Полтавской, директоре школы, в которой училась девочка. В тяжелые годы репрессий, тотальной слежки Клавдия Васильевна в работе руководствовалась своими моральными принципами. Девочку, родителей которой арестовали, директор взяла жить к себе, дала ей возможность закончить школу. Полтавская приютила мальчика-беспризорника, подобрав его на улице, из нравственных соображений сказала всем, что это ее дальний родственник. Для Клавдии Васильевны важным было то, чтобы дети ей доверяли, не боялись ее. Одновременно она была строга с учениками. На мой взгляд, директор школы является примером истинной чести, потому что ее поступки никогда не шли вразрез с ее совестью. А вот примером ложной чести, по моему мнению, является начальник МТС Княжев из повести В.Тендрякова «Ухабы». Шофер грузовика вез попутчиков по плохой дороге. Вдруг машина перевернулась, и один из пассажиров получил серьезную травму живота. Княжев первым взялся за носилки и нес восемь километров по бездорожью истекающего кровью раненного. Добравшись до медпункта, он оставил носилки и приступил к своим должностным обязанностям. Когда стало понятно, что пострадавший находится при смерти, что счет идет на часы и минуты, обратились к Княжеву с просьбой выделить трактор для доставки молодого человека в район. Но начальник МТС категорически отказался давать распоряжение, ссылаясь на инструкции. Для бюрократа Княжева собственная значимость как стража закона оказалась выше человеческой жизни. Спустя несколько часов он все-таки выделил трактор, но не потому, что в нем проснулась совесть, а из-за страха партийного взыскания. Но время было потеряно, молодой человек по дороге в райцентр умер. Этот пример ярко иллюстрирует мысль о «чести мундира» Д.Лихачева. В заключение хочу сказать, что люди, которые поступают по совести, никогда не ждут аплодисментов и благодарностей, а делают добрые дела тихо и от души. Это их отличает от людей, чья честь является ложной. «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо. Не за красивое спасибо услышавшего тебя рядом», — призывает певец Шура. И я с ним полностью согласен.

427 слов

Сочинение прислал пользователь сайта Никита Воротнюк. Посмотреть разбор сочинения на форуме >>>

  • mogu-pisat.ru

автора Ващилин Николай Николаевич

Необъяснимая щедрость Чубайса (Заседание десятое) Это очень мудро и трогательно, что при перемещениях по дорогам страны нынешних высокопоставленных лиц трассы блокируют, и бдительные гаишники не допускают автомобили простых граждан в близость к бронированным

Из книги Ноука от Горького Лука (компиляция) автора Горький Лук

История подлинная и ложная Изучение истории, а не мифов о ней, кажется мне принципиально важным моментом. Ведь мы в этом смысле несчастный народ: каждое поколение заново открывает для себя историю и, как это часто бывает, начинает верить в боковые пути научной мысли. Мы

Из книги автора

Десятое послание Путина россиянам Вот уж минуло 20 лет с того дня, когда Ельцин с младореформаторами провели шоковую терапию с российским народом в 1992 году, прихватизировали все народные богатства страны, попрали Конституцию, расстреляли народных депутатов в центре

Из книги автора

Ложная глухота (парт оне) Иногда лекция рождает тему для последующей, ломая график занятий, но я отношусь к этому положительно, поскольку суха теория, мой друг, а древо жизни вечно хочет кушать. Так что это внеочередная лекция для офицеров и кадетов старших курсов.Не

Из книги автора

Ложная глухота (парт тво) Ехаем дальше по Галактике.Любопытные кадеты уже ускакали за книжкой Уоттса, а хитрые кадеты сидят и ждут второй части лекции, надеясь, что им тут щас быстро все разрулят про загадочную «китайскую комнату».Ну, как всем уже понятно, в этой комнате

Что такое честь? Это показатель, по которому общество оценивает моральное достоинство человека, это наш внутренний судья и ограничитель, связанный с оценкой и восприятием таких качеств, как благородство, целомудрие, нравственность, доблесть, честность, совестливость и многое другое. Объективно говоря, в мире грехов и соблазнов являться человеком чести сложно — гораздо легче им казаться, изображать из себя такового, и этот факт подводит нас к рассуждению о том, что же есть в таком случае истинная честь, а что есть мнимая?

В русской литературе существует множество примеров добродетелей, людей честных и правильных по отношению к своим мыслям и действиям, не меньше и тех, чья деятельность насквозь пропитана лицемерием и фальшью. Мнимая честь — это прерогатива слабых и пустых личностей, не умеющих или не желающих жить собственной жизнью, а лишь выдающих себя за совершенно других личностей. Причем зачастую у таких людей ярко выражен полный диссонанс мыслей и действий. Главным показателем мнимой чести является недобросовестность, тогда как в случае с истинной честью совесть стоит на первом месте. У тех, кто лишь притворяется честным человеком, напрочь отсутствует самоуважение, а люди честные, наоборот, в первую очередь руководствуются лишь собственным мироощущением и мировосприятием, честностью и справедливость по отношению к самим себе и к окружающим.

Хорошим примером человека чести является Петр Гринев, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Мы знакомимся с его деятельность еще в том возрасте, когда у человека априори не полностью сформирован характер — однако, уже будучи совсем юным, Петр с абсолютно добрыми намерениями благодарит путника за помощь, отдав ему свой тулуп. С течением повести мы все больше убеждаемся в добросовестности этого героя: он сражается за честь своей возлюбленной на дуэли с Швабриным, прекрасно осознавая риск для собственной жизни, однако тут же прощает негодяя, оклеветавшего Марию, поняв, что никакое физическое наказание не сможет проучить подлеца и внушить ему уважение к людям, а, значит, никакое подобное наказание не имеет смысла. И даже собственная жизнь для Петра не входит ни в какое соперничество с чувством собственного достоинства, и потому, когда Пугачев дает герою выбор: умереть или перейти на сторону врага — Гринев без сомнения выбирает смерть. Да, возможно, чувство собственного достоинства в перемешку с юношесткою страстностью и необдуманностью в действиях часто играли с Гриневым злую шутку — но со временем, когда эмоции немного утихли, а Петр стал понимать логику своих действий и суждений, его уважение к себе и к людям только усилилось, а чувство справедливости обострилось и заиграло новыми красками. Петр является примером истинной чести, тогда как Швабрин, человек низкий, алчный и глупый, выступает в повести полной его противоположностью.

Сколько бы человек не притворялся тем, кем он не является, рано или поздно общество узнает всю подлую сущность его и обвинит этого человека в бесчестии и безнравственности. К типу людей с мнимой честью относится Грушницкий, герой романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени». Он время от времени стыдился того, что он армеец, считал этот чин недостойным, и «волочась» за княжной Мэри, всячески унижал себя, пресмыкался перед нею, разбрасываясь наигранными высокопарными выражениями. Герой даже в какой-то момент стал скрывать хромоту, которая, быть может, все это время была лишь частью его образа. Он изображал себя серьезным мужчиной, и, казалось бы, с достоинством и честью относился к своим чувствам, однако в один миг, при одном отказе в чувствах княжна превратилась из «ангела» в «кокетку», любовь испарились, а на её место пришли низкие сплетни и слухи. Грушницкий, будучи типичным представителем «водяного общества», планировал долгое время изображать из себя «героя романа», но вся суть его очень быстро вылезла наружу, и он, позже, связавшись с такими же недостойными личностями, как он, показал полное отсутствие в себе чести и достоинства, решив обманом выиграть на дуэли, за что и поплатился жизнью.

Жить легче или жить правильнее — это тот выбор, который каждый человек делает сам для себя на протяжении всей жизни. Что есть мнимая честь и что есть истинная — понять несложно, каждый из нас является скульптором своей судьбы, однако в любых обстоятельствах стоит помнить цитату А.П. Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять».

Честь. Что это такое? Какой смысл мы вкладываем в это слово? Непросто ответить на эти вопросы. Я думаю, что честь – это чувство собственного достоинства, умение прожить жизнь по совести, не запятнать себя бесчестными поступками, побеждать в себе такие чувства, как зависть, ненависть, жадность, чтобы в конце жизни, подводя итоги, мог сказать, что прожил жизнь честно. Чтобы разобраться в том, что такое истинная и ложная честь, обратимся к примерам из художественной литературы.

Вспомним роман Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой произведения Пётр Гринёв живёт по законам чести, умеет вступиться за честь других людей. Вот он вызывает на дуэль Швабрина, который оскорбительно отозвался о Маше Мироновой, капитанской дочке. Гринёв не только любит Машу, но и уважает в ней человека, видит, что она девушка скромная, достойная, и готов защищать её от людей, посягающих на её честь. Даже когда Гринёва арестовали как пособника Пугачёва, он никому не говорит о причинах, по которым из Оренбурга без разрешения своих командиров отправился в Белогорскую крепость, занятую пугачёвцами, потому что не хочет, чтобы на суде звучало имя капитанской дочки.

Даже перед лицом смерти Гринёв не посрамил своей человеческой и воинской чести. Когда крепость захватил Пугачёв, молодой офицер не стал присягать самозванцу и, если бы не Савельич, был бы повешен.

«Береги честь смолоду» — таков эпиграф к роману Пушкина. И главный герой выполняет эту заповедь на протяжении всех событий, описанных в произведении. И читатель уверен, что и дальнейшую свою жизнь Гринёв проживёт достойно. Вот что такое честь истинная.

Для того чтобы разобраться, что такое ложная честь, обратимся снова к Пушкину, к его роману «Евгений Онегин». Перелистаем мысленно страницы, рассказывающие о дуэли Онегина и Ленского. Ленский оскорблён поведением Онегина, который на именинах Татьяны оказывает внимание невесте молодого поэта Ольге, танцует с ней, что-то нашёптывает ей. Легкомысленная девушка забывает о своём женихе. Онегин и Ленский – приятели. Онегин старше, умнее, опытнее. Он понимает ничтожность их ссоры, но не отказывается от дуэли. Мне кажется, это и есть ложная честь. Онегин боится за свою репутацию, тем более, что в дело вмешался старый дуэлянт Зарецкий, которого самого трудно назвать человеком чести. Теперь слухи об отказе от дуэли или примирении с Ленским разнесутся по всей округе. Онегина посчитают трусом, в обществе будут говорить о нём как о человеке, который не защитил свою честь. И бедный Ленский убит приятелем на дуэли. Ложная честь сыграла свою роль. Онегин не смог ей противостоять, хотя по-своему любил Ленского и понимал ничтожность их ссоры.

О многом заставляет задуматься художественная литература. В том числе и о том, как прожить жизнь, не путая понятий истинной и ложной чести.

Честь – вот истинная красота человека.

Честь – это то, что не может дать тебе ни один человек и ни один не может забрать у тебя это. Честь – это дар человека самому себе.

Как часто мы говорим: «Какой красивый человек!» А что значит «красота»? Мне кажется, в это понятие входит прежде всего внутреннее, душевное содержание, когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознает свою пользу для общества, самодостаточен, ему не нужно одурманивать себя алкоголем и наркотиками, чтобы чувствовать счастье. Когда человек не совершает непонятные поступки, не делает то, чего не должен делать, когда он полностью отдает себе отчет и бережет свою честь.

А что же такое честь? Как мы понимаем это слово и понимаем ли правильно? Зачем нужна честь, и есть ли она на самом деле? Чтобы разобраться в этом, думаю, прежде всего, стоит посмотреть в толковый словарь. Открываем и читаем: «Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этнические принципы личности». С этим определением можно согласиться. Но от себя я бы поставила вопросительный знак рядом со словом «гордость». По моему мнению, которое я не хочу никому навязывать, слова «гордость» и «честь» немного противоречат друг другу. То ест, честь в моем понимании – это человеческое достоинство, то, что есть у каждого, что нельзя дать или отнять, купить или продать. Честь есть у каждого!

Мне кажется, сложилось такое мнение, что понятия «рыцарь» и «честь» неразделимы. В общем-то правильно, так как и у меня первая ассоциация со словом честь – это именно рыцарь. Почему? Потому что молодые люди, которые за свою честь могли отдать жизнь или даже убить человека за честь своей возлюбленной. Но, как и все, эпоха средневековья прошла, и пришли другие времена, совершенно другие, и вместе с ними изменилось значение чести.

Сейчас, размышляя о чести, думаешь исключительно о честных людях. Ведь корень у слов честь и честный один. И очень жаль, что сейчас честным людям приходится трудно. Но существует еще такое убеждение, что честный человек не может быть богатым. Когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается особой честностью. Почему же нет? Конечно, я согласна, что большие деньги – это испытание для души, для самого человека. Деньги (особенно большие) даются далеко не всем, и еще меньше людей выдерживают испытание деньгами. Деньги провоцируют на развитие в человеке множество негативных мыслей и поступков. Не у всех, конечно, но у многих. А если же человек родился в обеспеченной семье, и богатство является его естественной средой обитания, то ему просто незачем презирать других и считать себя лучше остальных. Такой человек может иметь прекрасные чувства, такой человек может быть честным и богатым. Но таких людей, к сожалению, немного. В нашей стране их практически нет по понятным причинам.

Мы живем в такие годы, когда с людьми, позволившими себе сказать правду, могут расправиться. Печально, но XX век дает страшные примеры, когда людей просто уничтожают за сказанное, содеянное. Причем происходит это совсем незаметно человек или просто исчезает, или оказывается «случайно» убитым, или все факты говорят о том, что это самоубийство. И примеров очень много.

Обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Мне приходит на ум: «Береги честь смолоду». Видимо, это самое главное пожелание для человека. И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный. Есть и другой, полегче, попроще. Но там низость, подлость, бесчестье! И если ты хочешь быть счастливым всю жизнь – будь честным человеком.

В разных странах, у разных людей честь и достоинство имеют совершенно неодинаковые толкования, значения. И очень хочется надеяться, что когда-нибудь в будущем понятие чести во всем мире будет одинаковым, объединяющим в разных странах сейчас и тех, которые были раньше, но не дошло до нашего времени.

И сейчас, прочитав все выше написанное, хочется еще раз повторить, что именно честь – истинная красота человека. Что без чести человек – не человек. Что это единственное, что может остаться у человека, пусть даже отобрать у него все! Ведь как сказал Ф. Шиллер: «Честь дороже жизни»!

Нарушение речи