Глядя на полотно М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», зритель невольно оказывается на просторах красивой русской природы. Бескрайняя даль полей, плавно перетекающая в тусклый небосвод, окаймлена с двух сторон густой полосой леса. На фоне явно видна старенькая церквушка, нежно-голубые главки которой устремлены в небо. Присмотревшись, можно увидеть и почерневшие от времени ветхие избушки, которые лишь дополняют тихий пейзаж.
Цветовая гамма ясно говорит о том, что на картине изображена ранняя осень, когда деревья надевают желтый наряд и только несколько верхушек елей выделяются на фоне однородного массива своей темной зеленью. Созревшие колосья на распаханном вдали поле как будто припадают к земле под порывом пока еще не холодного ветра. Трава под ногами явно пожухла и потеряла свой яркий цвет, став более желтой, с оттенками коричневого. Довольно широкая полоса дороги, ведущей в деревню, имеет голубые вкрапления – скорее всего, лужи, оставленные дождями. Небо явно затянуто тучами и потеряло свою прежнюю синеву: лишь одна голубая лента на фоне светлого серо-желтого полотна пересекает небесный свод своей ясностью.
На переднем плане, на возвышении холма, стоят две фигуры, которые и являются центральными объектами картины. Один из них – светловолосый юноша – стоит перед благообразным старцем, молитвенно сложив руки и смотря на него светлыми голубыми глазами, в которых застыла немая просьба научить его понимать грамоту. Варфоломей одет в простую светлую крестьянскую рубаху, подпоясанную красной веревочкой, просторные темные штаны и сафьяновые сапоги. Его образ как будто наполнен внутренним светом, чистотой детской души и искренностью в каждом жесте.
Напротив мальчика стоит чуть склоненный седобородый монах. Он облачен в черное длинное одеяние, а его лицо скрыто капюшоном. Инок открывает жилистыми руками небольшой ларчик, видимо, желая, что-то отдать отроку. От старца веет какой-то таинственной святостью, мудростью: не зря он стоит на фоне дуба, который символизирует силу и твердость духа.
В целом, картина очень гармонична, каждая деталь дополняет ее целостность. Смотря на нее, возникает чувство сопричастности той сцене, что изображена.
По картине «Видение отроку Варфоломею» (Михаил Нестеров)
... картина «Видение отроку Варфоломею», потому что на ней много мелких деталей, которые говорят о высоком мастерстве художника. Реалистичность каждой детали обеспечивает эффект присутствия. Кажется, будто ... фоне затерялась небольшая сельская церковь с живописными луковками голубого ... стоит обратить ... По легенде, он превзошел других ребят и учился очень успешно. Такова история этого полотна. На картине ...
Влияние пейзажа на образ героев в картинах мастеров начала XX века
Искусство начала XX века переживало время перемен. Художники стремились передать свое отношение к действительности, использовать яркие краски и необычные формы. Для мастеров того времени важно было передать свое видение мира, воплотить свои идеи на холсте. При этом пейзажи, созданные ими, становились не только фоном, но и отражением образа героев.
Один из ярких примеров такого подхода — картина «Видение отроку Варфоломею» мастера Михаила Нестерова. Визуальная композиция этой картины передает величие природы и неповторимый мир деревень России начала ХХ века. Художник использует бледное, голубоватое небо и тёплые, светлые цвета, чтоб передать осеннее настроение и создать атмосферу тишины и умиротворения.
Пейзаж на картинах Нестерова очень важен, он может сменить цвет или настроение в зависимости от героев, которых он оживляет. В этом случае пейзаж передает зрителю атмосферу деревенской жизни, а крыши старинных церквей, которые возвышаются на заднем плане, вызывают ощущение национальной культуры и патриотизма. На переднем плане зритель видит отрока Варфоломея, который смотрит на старика, облеченный в черный кафтан и камзол, который тут же напоминает о пребывании священника в нашей жизни. Старик и отрок символизируют молодость и старость, прошлое и будущее, а рядом с ними молодая береза и сосна придают картине ноты невинности и беззащитности.
Таким образом, можно сделать вывод, что для русских художников начала XX века пейзаж напрямую связан с образами героев. Сочетание культурного и национального в духе современности, позволило им передать идею о России и русской деревне. От мелодичности звуков окружающей природы до глубинной экзистенциальной противостоящей нациям тайне.
7, 8, 9 класс
Описание настроения картины Видение отроку Варфоломею