Из истории создания прекрасного полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» известно, что писал свою работу мастер-живописец довольно долго. Илья Ефимович старался выразить то, что это за народ, как он стремится и любит свободу. Благодаря этому великолепному художнику была прославлена и казацкая удаль, и народный дух, который сломить или победить невозможно.
Из истории известно, что однажды в Запорожскую Сечь, где жили вольные и свободные казаки, которые никому кроме своей Родины и чести не подчинялись, пришло письмо. Оно было прислано от турецкого султана. Уже дословно содержание этого письма восстановить невозможно, но известно, что он предлагал смелым и мужественным запорожцам переходить к нему на службу. Конечно же, это сильно обидело и задело казаков и решили они написать этому турецкому султану свое ответное послание, где высказали бы свое отношение к его предложению, не жалея даже крепкого словца. Эта история и стала сюжетом для изображения Ильи Репина.
На центральное место в своем полотне, насыщенном людьми и красками, автор картины поместил писаря, на которого смелые и отважные воины, бывавшие во множества битвах и боев, возложили ответственную миссию — писать ответ. Глядя на лицо этого человека, понимаешь, что он очень доволен тем, что теперь и он выполняет важную и ответственную работу, что его дар тоже приходился. Писарь внимательно слушает все речи, старается запомнить фразы и основные мысли из речи каждого боевого товарища, и ему едва удается все это записать, ведь казаки говорят наперебой. Видно, что каждый из запорожцев старается оскорбить и посмеяться над турецким султаном, который предложил им, верным сынам своей Родины, предать ее, стать рабами невольными и несвободными.
Иногда звучат и сильные оскорбления, а иногда смешные. Художник показывает, как один из казаков не выдерживает, и, услышав что-то смешное, больше уже не может сдерживаться и просто валиться набок, на бочку. Но все-таки самым сильным и могущественным образом этого художественного полотна является атаман запорожцем. Он красив и статен. Атаман Сирко ведет себя спокойно и уверенно. Привлекает внимание на картине Ильи Репина и старый и высохший старик. Его художник разместил в правом углу своего полотна. Ярко-красная его одежда ступает в контраст с головным убором белого цвета. На поясе у него висит мощный и изящный меч. Старик тоже смеется от души.
Сила казака (Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)
... Тараса Бульбу» Гоголя называет автора «не историком, а слагателем новой былины, у которой он иногда даже заимствует обороты». Слайд 3 История С конца XV в. ... татарские казаки, имели и южнорусские. (В Московской Руси, как известно, казаками называли ... запорожцев была война с татарами и турками, которые считались злейшими врагами христиан, – это обстоятельство войну с басурманами делало в глазах казаков ...
Пожилой и опытный казак положил свою сильную и мужественную руку на плечо соседа. Они вместе прошли ни один бой и всегда выручали друг друга, поэтому их дружба и товарищество проверено смертью и кровью. Лицо второго казака не видно, но по его позе можно определить, что ему тоже очень весело и что он доволен всем тем, что сейчас происходит. Все казаки время от времени смеются, особенно тогда, когда кто-то скажет острое словцо. Может быть, еще вчера они вместе ходили в бой, готовые умереть, теряли товарищей, выручали и прикрывали друг друга в бою, а теперь потешаются над ответным письмом турецкому султану.
Один их героев картины Ильи Репина обнажился до пояса. Скорее всего, этот казак является картежным ловкачом. Это можно определить по тому, что он разделся. Известно, что в Запорожской Сечи казаки любили играть в карты, но игра могла лишь состояться в том случае, если они снимали одежду до пояса. Это объяснялось тем, что казаки, которые ведут себя смело и честно в бою, в игру в карты могут в складках одежды прятать одну из карт, выигрывая подобным образом.
Но не только играми в карты развлекаются запорожские казаки в то время, когда нет битв и боев. Так на картине отчетливо видна домра, которую плотно прислонили к столу. Известно, что домра — это музыкальный инструмент, на котором в последнее время мало кто пытается научиться играть, а в старину он был очень распространен. Вот и кто-то из казаков, у которых есть слух, в свободное время наигрывает на этом старинном и мелодичном инструменте красивую мелодию, а кто-то из его товарищей-казаков начинает в это время петь затяжную и трогательную песню об Украине, ее красоте и о народе, храбром и смелом. В такой песне прославляется и сама Запорожская Сечь.
Картина Ильи Репина красочная, веселая, от нее идет прекрасное и задорное настроение. Все герои на полотне радуются и веселятся. Но, не смотря на это веселье, картина художника поражает своей исторической правдой, умело переданными образами казаков, которые умеют не только сражаться, проявляя мужество, товарищество и взаимовыручку в боях и сражениях, но и свободное время они проводят вместе и сплоченно. Каждый из героев картины Репина является героем, мужественным и сильным. Они сильны не только своими боевыми способностями, но и силой духа. С них нужно брать пример.