Коллеги — педагогический журнал Казахстана

1.Организационный момент. Тема и цель урока

Слово учителя. Сегодня на уроке мы поговорим о замечательном животном, четвероногом друге, без которого человечество не выжило бы за всё время своего существования. Трудно представить казаха — степняка без лошади. Прочитайте и перескажите текст упражнения 604, страница 226. Как его можно озаглавить? « Верный и умный друг», «Лошадь в жизни казахов». О том, как изображалась лошади в искусстве, расскажут ребята.

Сообщения учащихся.

Изображение сюжетных сцен с лошадьми относится ко многим темам известных художников. Они представлены в мировом искусстве с людьми и без них, работающими и отдыхающими, одерживающими победу на скачках, усталыми от тяжелого труда. Всегда мастера, создававшие изображения лошадей, делали это с любовью, нежностью, глубоким чувством уважения и восторга к этим изящным и сильным животным.

Изображения лошади можно встретить на старинных и современных монетах, печатях, гербах, эмблемах, торговых марках. Кони венчают и триумфальные арки, и фронтоны зданий, и крыши домов. Лошадьми наполнены античные и языческие мифы, легенды, народные песни, сказки. Лошадь в разное время для человека была символом жизни, солнца, плодородия, достатка, силы и власти, атрибутом моды. Семейство лошадей насчитывает более двухсот пород, имеет множество мастей.

Изображение животного — довольно сложная задача для художника. Изображая лошадь, необходимо знать особенности ее поведения и движений, строения тела, устройства седла, сбруи, упряжи, многих других вещей.

Слово учителя. Сегодня наш урок будет посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Омирбека Жубаниязова.

В современной казахстанской живописи О.Жубаниязов известен как превосходный мастер монументальной живописи.

Жубаниязов Омирбек Орынбасарович родился 22 января 1964 года в посёлке Тасбугет, Кызылординской области. В 1983году закончил культпросветучилище в г.Актюбинске по специальности «художник-оформитель», в 1992 г. АГТХИ им. Т. Жургенова по специальности «художник монументальной живописи», член Союза Художников Республики Казахстан.1996-1997 гг. — принял участие в оформлении президентского дворца в г. Ашхабад (Туркменистан).

2001 г. — картина «Кездесу» преподнесена в дар Папе Римскому Иоанну Павлу II президентом РК Н.А. Назарбаевым. 2002г. -картина «Мамлюки» преподнесена в дар Эмиру Государства Катар Шейху Хамад бен Халифа аль-Тани. О.Жубаниязов — участник свыше 50 различных выставок. Его работы находятся: ГМИ им.А.Кастеева, ДХВ Министерства культуры РК, в резиденции Президента в г. Астане, в президентском центре культуры РК, в Консульстве РК в Санкт-Петербурге, в Министерстве культуры РФ, в музее Ватикана, в коллекции эмира Государства Катар (Шейх Хамад бен Халифа аль-Тани), в фонде БИАБ Китай 2008, а также в частных коллекциях США, Великобритании, Франции, Германии, Южной Кореи, СНГ.

31 стр., 15253 слов

Жизнь и творчество М.И. Глинки

... детстве в душу будущего великого композитора и сплелась глубоко народная основа его творчества. Мне кажется, что именно на этом этапе жизни маленького Глинки, в его душу была заложена ... Глинки. Здесь, на утренней заре, 20 мая 1804 года, в лучшую пору цветения весны, у сына его, капитана Ивана Николаевича и невестки Евгении Андреевны, родился второй сын, Михаил. ...

Главное в творчестве художника – любовь к родной земле, к её просторам. На полотнах художника «Дорога предков», «Козы- Корпеш», « Прогулка», «Радостная весть», «Кыз куу» и многих других лошади занимают особое место.

Сегодня мы познакомимся с картиной О.Жубаниязова «Ловля лошади». Наша задача — понять замысел художника и создать собственное художественное произведение — сочинение по картине.

1. Рассматривание картины.

2. Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины?

3. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину О.Жубаниязова «Ловля лошади»? (Создается хорошее, приятное настроение, хочется рассматривать эту картину, от нее исходит энергия и сила).

4. Удалось ли художнику передать красоту животного? (Мы смотрим на картину и как бы ощущаем степь, освещенную лучами заходящего солнца, слышим топот копыт, храп и тяжёлое дыханье лошадей , крики всадника).

5. Работа с черновиком — создание миниатюр-зарисовок на основе вопросов:

Что с первого взгляда привлекает в картине?

Лошадь – центр композиции, светлое пятно.

6. В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?

Художник находится на близком расстоянии от животных: это подчеркнуто крупным размером изображенных лошадей, чёткой фигурой всадника).

7. Работа над черновиками по вариантам:

1).

Описание степи. Каким изобразил художник небо в предвечерний час?

Выжженная солнцем степь, клубы пыли, лучи заходящего солнца. Синее, местами золотисто- оранжевое небо. Лёгкие облака.

2).

Описание лошади. Какими изображены лошади? Быстрые, стремительно бегущие с развевающими хвостами и гривами.

3).

Как изображён всадник? Под ним сильная лошадь коричневого цвета. Она послушно выполняет желания хозяина. Уверенно и крепко сидит в седле. Бросается наперевес лошади. Держит в руках курук.

8. Палитра художника.

Какие цвета использовал О.Жубаниязов для описания картины? (Художник использовал в основном тёплые цвета: жёлтый, золотисто — оранжевый, темно- коричневый, красноватый. Но употребил и холодные цвета: синий, белый).

11. Обобщение.

Составление плана

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план

О.Жубаниязов — художник — монументалист.

Лошади в изображении художника (движения, цвет).

Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).

Палитра художника.

Какие чувства и мысли вызывает картина?

Выбор типа речи.

11 стр., 5194 слов

Венецианов «спящий пастушок» описание картины, анализ,

... произведения Венецианова Алексея Гавриловича Картина «Спящий пастушок» написана в 1823-1824 годах, находится в Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге. Венецианов был первым художником в русской живописи, который ... На пашне. Весна». Картина выглядит странно, если говорить о её сельской действительности. Это видно из высокого роста женщины по сравнению с лошадьми, её необычайного изящества. ...

В каком жанре можно написать сочинение? (рассказ, повествование ).

Какой момент запечатлён на картине? Картина в движении. Какую часть речи вы будете чаще всего использовать? Глаголы движения:

  • Лошадь: скачет, несётся, мчится;
  • грива и хвост развеваются, поднимает копытами пыль, всхрапывает, ноздри раздуваются.

Всадник: догоняет, держит курук наперевес, нацеливается.

Подведение итогов.

Художнику картина удалась, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

В завершение урока, как музыкальную иллюстрацию картины, слушаем музыкальный фрагмент кюя Курмангазы « Сарыарка ».

Д/З: написать сочинение в соответствии с выбранным жанром в художественном стиле.

Примеры сочинений

Лошадь, умное и красивое животное, сопровождала человека многие века. У казахов к лошадям всегда было особенное отношение. Для наших предков лошадь была умным и верным другом. Казахи воспевали красоту, ум, сноровку и скорость скакунов в песнях, легендах, сказаниях. Сказочный крылатый конь тулпар помогал батыру победить врагов.

Казахстанский художник О.Жубаниязов почти в каждой своей картине изображает лошадь. Видно, как он любуется и восхищается красивыми и сильными животными. На полотнах художника «Дорога предков», «Козы- Корпеш», « Прогулка», «Радостная весть», «Кыз куу» главными героями являются лошади. Красивые стройные кони скачут, мчатся под всадниками, побеждают в состязаниях или просто пасутся у берегов рек и озёр.

На переднем плане картины « Ловля лошади» белоснежная стройная лошадь убегает от всадника. Ветер свистит в ушах лошади. Грива и хвост развеваются. Сильные стройные ноги поднимают клубы пыли. Красивые чёрные глаза смотрят вперёд. Тонкие ноздри раздуваются. Лошадь громко всхрапывает. Громкий стук копыт разносится по вечерней степи. Замечательны, стремительны, волнующи движения лошади.

Мы видим и чувствуем эмоции, как самой лошади, так и всадника, пытающего её поймать и обуздать. Напряжением заполнено пространство, как будто вот сейчас лошадь вырвется вперёд , и мы больше никогда не увидим её. Животное показывает свой необузданный нрав, не хочет быть пойманным.

Всадник почти догнал лошадь. Он немного привстал на своём коне. Быстро бросается наперевес лошади, нацеливается куруком. Сейчас он накинет петлю на шею лошади.

Но нам почему-то не хочется, чтобы всадник поймал лошадь. Пусть ещё побегает на воле!

План

1. Умный и верный друг.

2 .Лошади на картинах О. Жубаниязова.

3.Схватка между человеком и лошадью на картине « Ловля лошади»

4.Чувства, которые вызывает картина.