Икона «Рождество Христово» работы Андрея Рублёва, знаменитого русского иконописца, была создана в начале 15 века.
Работа выполнена на липовой доске, техника написания — темпера. Размер образа: 81×62.
Жанр произведения — иконописная живопись. Предмет изображения — Евангельский сюжет (Рождество Христово).
Композиция иконы несёт большую смысловую нагрузку. В ней много символического. В центре изображена фигура Богородицы. По размерам Она превосходит всех персонажей, внимание зрителя невольно приковывается к Её багровой ризе и красному ложу. В лице Богоматери отражено спокойствие духа, нет и следа усталости, обычной после родов. Рождение Младенца было чудесным и безболезненным для Неё. По канонам иконописи в пространственном изображении ложе Богородицы из пещеры перенесено на передний план.
За Ней, в пещере, лежит Младенец, маленькое тельце Которого спелёнато. Он лежит в яслях, над ними склонился домашний скот — вол и осёл. Новорожденный, написанный светлыми красками, контрастирует с густой чернотой зева пещеры.
Левый верхний угол иконы занят изображением трёх волхвов (мудрецов), следующих издалека за звездой, чтобы поклониться Спасителю и принести ему дары. В верхнем ряду иконы справа выделены три ангела из множества поющих ангелов. Один, склонившись к пастухам, радует их благой вестью о рождении Спасителя. Простые пастухи, приняв в сердце радостную весть, легко и быстро приходят к Богу, в отличие от учёных волхвов.
Символично изображение волхвов и пастухов в противоположных сторонах. Волхвы представляют языческие народы, пастухи принадлежат к иудейскому народу. Те и другие приходят ко Христу, в их единении зарождается новый христианский мир.
Над яслями с Младенцем тоже присутствуют Ангелы. Они находятся на земле, в отличие от ангелов, поющих в вышине. В этом великом событии — Рождестве Христовом — соединяется мир земной и небо, как в Иисусе, божественное и человеческое.
Левый нижний угол образа занимает Иосиф, обручник Марии. Он погружён в задумчивость. Рождение Богомладенца произвело на Иосифа глубокое впечатление. Царящее в небесах ликование подтверждало явление Спасителя в мир. На лице старца лёгкая улыбка и счастливое умиротворение. К Иосифу приблизился один из пастухов и с благожелательностью взирает на него.
По истории «Древнерусская икона»
... пастухи уже спешат к пещере – поклониться младенцу Христу. А с востока едут на конях волхвы – прорицатели и ... и цветовом решении. В этом одно из главных отличий иконы от картины – создавая картину, живописцы демонстрировали свое ... Русская церковная живопись предстала перед миром как уникальное явление, имеющее огромное художественное значение. На Руси иконопочитание было необычно развито. Иконы ...
Справа, внизу, сцена с двумя женщинами, омывающими новорожденного Христа. Так на иконе показано развитие событий.
Цветовая палитра иконы — яркие краски, тёплые тона. Жёлтые, золотистые, зеленоватые, оливковые краски становятся ещё более тёплыми и живыми от присутствия красных пятен в изображении на иконе. Радость и торжество выразил художник в этой цветовой гамме.
Вся икона озарена светом неземного происхождения. Золотистый фон иконы, сонм ангелов, поющих в небе — свидетельство света «невечернего», озарившего ночь, когда родился Христос».
Идея произведения: раскрытие смысла великого события в земной истории — воплощения Бога в человеке. Рождество Христово изменило природу человеческую. Для людей открылась возможность стать божьими детьми.
«Рождество Христово» Андрея Рублёва не только шедевр древнерусской живописи и мирового искусства, это высокий образец православной иконописи.