Сочинение на тему мир пушкинской поэзии
Н. В. Гоголь утверждал, что лирика Пушкина — «явление чрезвычайное», поскольку ее предметом является все и «ничто в особенности». Для Пушкина любая из его тем важна и дорога, ко всему он относится трепетно. Потому-то литературные критики исписывают тома, исследуя творчество великого русского поэта. Потому столько литературы о нем. Он умер в тридцать семь лет, но оставил такое огромное литературное наследие, какого некоторые авторы не сумели оставить, даже дожив до глубокой старости. Пушкин не мог исчерпать свой талант, поскольку неисчерпаемо число предметов, вызывавших в нем вдохновение. И все-таки есть несколько тем, которые являются основными для Пушкина, «задают тон» его лирике. Конечно, своеобразным стержнем творчества поэта является свобода. Он без нее не мыслит ни своей жизни, ни творчества. Понятие это всеобъемлюще: это социальный, политический и нравственный идеал Пушкина. Широту этого понятия помогают осознать многочисленные стихотворения, посвященные свободе в различных ее проявлениях. Говоря о вольнолюбивой лирике Пушкина, прежде всего стоит вспомнить оду «Вольность» и стихотворение «Деревня». Оба эти произведения хрестоматийные и включаются во все сборники Пушкина.
В них поэт смело и открыто выражает свои политические пристрастия и устремления. Идеи Пушкина близки к идеям декабристов — служение общественным идеалам и прямой вызов угнетателям народа: Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над Отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря? Далее не просто к свободе призывает поэт, но к «свободе просвещенной». От этого рамки стихотворения раздвигаются, оно приобретает широкий, общечеловеческий смысл. Помимо общественной свободы, свободы как формы существования целого народа, для Пушкина важна и личная независимость. Об этом говорится в стихотворениях «Узник», «Птичка» и многих других. При этом, будучи не только гражданином и человеком, но и поэтом, Пушкин затрагивал и тему творческой свободы, как в стихотворении «Поэту»: Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум… Сам Пушкин жил по этому принципу — творил, не боясь осуждения, не оглядываясь на мнение толпы. Он говорил лишь то, что хотел сказать. Это одно из главных качеств поэта. Другая немаловажная тема в творчестве Пушкина — гражданственность и патриотизм. Эта тема, конечно, неразделима со свободолюбивой лирикой. Одна великая любовь прошла через всю жизнь Пушкина — это любовь к Родине, России. А поскольку поэту довелось жить в переломное для нашей истории время, то его патриотизм проявился не столько в мирных, пейзажных стихотворениях, сколько в мятежных, бунтующих («К Чаадаеву», «Кинжал», «Во глубине сибирских руд…»).
А.С.Пушкин — поэт-историк
... рождаются”, - зачем тому, кто родился таким поэтом, делаться еще и историком? Вторая проблема: Как работал Пушкин- историк? ... Свободу ... реферат. При написании реферата я ограничился постановкой двух проблем, заинтересовавших меня: Первая проблема: Зачем гениальному поэту понадобились еще и столь основанные научно - исторические занятия? Если “историками делаются - поэтами ...
В стихотворении «К Чаадаеву» поразительным образом слились любовь к свободе, к Родине и к другу. И родились незабываемые строки: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Кстати, тема дружбы также очень важна для Пушкина. Самые верные и любимые друзья поэта — это, конечно, товарищи лицейских лет. Про них он не забывал никогда, им посвящал лучшие свои стихотворения («19 октября», «И. И. Пущину», «Чем чаще празднует лицей…»).
Союз этих людей действительно был «священен» (по выражению самого Пушкина), ибо остался так же крепок через много лет, как и в юности. Немалую роль в формировании взглядов молодого Пушкина сыграли декабристы, многих из которых он также причислял к своим друзьям. Самые известные стихотворения, посвященные декабристам, — «К Чаадаеву» и «Во глубине сибирских руд…» В них Пушкин открыто присоединялся к своим друзьям и признавался в том, что разделяет их идеалы. При мысли о друзьях Пушкина невольно вспоминаешь и его возлюбленных. Любовная лирика поэта имеет множество оттенков, но неизменно одно — восприятие поэтом любви, как чувства прекрасного во всех отношениях. Счастливы те женщины (а их немало), которым он посвятил и свои чувства, и свои стихи. Интересно, что лучшими любовными стихотворениями Пушкина признаются отнюдь не те, что посвящены Наталье Николаевне (за исключением, может быть, «Мадонны»).
Самые известные произведения поэта на эту тему «Я помню чудное мгновенье…» и «Я вас любил: любовь еще, быть может…» К каждой женщине автор обращался как к единственной, желанной, чистой и светлой, даже если вдохновение было вызвано всего лишь мимолетным увлечением. Однако все земные увлечения не могли отвлечь поэта от гораздо более серьезных мыслей. Так, немало стихотворений посвящены Пушкиным размышлениям о предназначении поэта и поэзии. Пушкин с полным основанием считал, что творчество играет немалую роль в жизни общества. Поэт — это выразитель народных взглядов, певец свободы, борец за высокие идеалы. Идея назначения поэта звучит во многих стихотворениях Пушкина. Наверное, нет смысла их перечислять. Стоит лишь упомянуть самое выдающееся: «Я намят-ник себе воздвиг нерукотворный…» Здесь Пушкин прямо определил миссию поэта: пробуждать «чувства добрые», «восславлять свободу» и призывать милость к «падшим». Наконец, свою нишу в творчестве Пушкина занимает и его философская лирика. Поэт много размышлял на вечные темы: о жизни и смерти, о добре и зле («Дар напрасный, дар случайный…», «Анчар», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия»).
Поиски смысла жизни, а иногда и разочарование в ней — удел практически всех поэтов. Но если Пушкин и называл в минуты отчаяния жизнь «даром напрасным», он все же любил ее без памяти. Это жизнелюбие чувствуется в каждой его стихотворной строчке, в каждом слове. Конечно, лирика Пушкина далеко не исчерпывается вышеперечисленными темами. Сколько прекрасных стихов посвятил он природе, временам года, сколько обращался к няне, какие сказки писал! Все это вместе — одно гармоничное целое. Все темы, мотивы, идеи существуют неразрывно, неотделимо одни от других, переплетаются, перекликаются друг с другом, создавая светлый и солнечный мир — мир пушкинской поэзии.
А.С. Пушкин: лирика и роман «Евгений Онегин»
... Именно в Михайловском гений поэта достигает своей зрелости. «Я могу творить», -- признается он. Им завершена поэма «Цыганы», написаны несколько глав романа «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», ... Пущин -- ближайшие друзья Пушкина. В лицейские годы ярко проявился поэтический талант Пушкина. Он участвует в рукописных журналах лицеистов, пишет стихи. Его ранняя лирика разнообразна. Это -- ...
Мир пушкинской поэзии Романтизм как литературное направление сформировался в большинстве стран Европы к началу XIX века, вызвав к жизни целую плеяду замечательных писателей и поэтов. Выдающимися русскими поэтами-романтиками по праву считаются В. Жуковский, А. Пушкин, Батюшков, М. Лермонтов. Если В. Жуковский буквально стоял у истоков этого литературного метода в России и в своем творчестве отразил смену сентиментализма ранним романтизмом, то лирика А. С. Пушкина пережила уже переход от зрелого, полноценного романтизма к критическому реализму. В произведениях обоих поэтов фигурирует типичный для романтизма образ моря, по-разному воспринятый и описанный в зависимости от особенностей творческого видения мира авторов. О восприятии В. Жуковским образа моря можно судить, опираясь в основном на стихотворение «Море». Поэт олицетворяет водную стихию, наделяет ее человеческими чувствами, страстями: Ты живо, ты дышишь; тревожною думой, Смятенной любовью наполнено ты… Образ моря аллегоричен и иносказательно передает душевное состояние автора; лирический герой переносит свои личные переживания на созерцаемое им море, заставляя его любить, ревновать, бунтовать. Близость героя и моря подчеркивается многократным повторением местоимения «ты»: Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу… Море предстает перед читателем страстной стихией, скрывающей свою любовь к небу под покровом таинственного безмолвия. Обманчивость моря — в его скрытом коварстве, двуличии («Обманчив твоей неподвижности вид»).
Автор стрит «над бездной», глубокой, неизмеримой, необъятной. Тайны моря ведомы лишь ему и автору, но опасность разлуки заставляет водную стихию взбунтоваться, открыться, потребовать возвращения небес; море свободно в выражении своих чувств, оно открыто и бурно протестует, борется за свой идеал. У А. Пушкина образ моря встречается в нескольких лирических произведениях. Так, в стихотворении «Погасло дневное светило…», написанном поэтом на корабле в начале южной ссылки, море также показано олицетворенным, но, в отличие от моря Жуковского, оно чуждо автору («угрюмый океан» повторяется в стихотворении трижды).
Однако есть и сходные черты: моря «изменчивы», то есть опять же непостоянны, непредсказуемы. Поэт настолько погружен в свои мысли и предан печальным воспоминаниям, что он не концентрируется на образе моря, а только ощущает свою зависимость от воли морской бездны: Лети, корабль, неси меня к пределам дальним По грозной прихоти изменчивых морей… Море решает судьбу автора, оно могуче и своевольно, оно подчиняет себе изгнанного поэта. Наиболее ярко образ моря обрисован Пушкиным в элегии «К морю». Здесь море для автора — безусловный символ свободы, стихотворение даже начинается с перифраза в обращении: Прощай, свободная стихия!
более месяца назад
Айвазовский моря пламенный поэт презентация. по мировой художественной ...
... н о ч н ы е м а р и н ы Айвазовский – «моря пламенный поэт» Ива́н Константи́нович Айвазо́вский-художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец ... Романтизм Полная свобода художественного творчества Слайд 4 А. Тыранов. Портрет И.Айвазовского 1841 г. Третьяковская галереяВ. Тропинин. Портрет А.С.Пушкина 1827 г. Государственный музей Пушкина, Санкт-Петербург Слайд 5 ...
Сочинение по произведению на тему: Основные мотивы лирики А. С. Пушкина
Страницы милые опять персты раскрыли; Я снова умилен и трепетать готов. А. А. Фет
Читая лирику А. С. Пушкина, великий русский писатель Н. В. Гоголь задался вопросом: “Что же стало предметом поэзии А. С. Пушкина?” И сам отвечал: “Все стало предметом”. В своем творчестве поэт обращался к темам любви и дружбы, его волновали проблемы свободы и назначения поэта. Всю лирику А. С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале. Одной из самых главных в творчестве поэта для меня стала тема любви, которая развивается, подобно всем мотивам его лирики. В юности лирический герой А. С. Пушкина видит в любви радость и великую общечеловеческую ценность:
- мои стихи, сливаясь и журча, Текут, ручьи любви, текут полны тобою. Во тьме твои глаза блистают предо мною, Мне улыбаются — и звуки слышу я: Мой друг, мой нежный друг. люблю. твоя. твоя.
Но постепенно с взрослением лирического героя тема любви переосмысливается, и теперь для А. С. Пушкина становятся важнее чувства и переживания любимой женщины:
- Но ты от горького лобзанья Свои уста оторвала; Из края мрачного изгнанья Ты в край иной меня звала.
Лирический герой Пушкина способен ценить любое чувство и наслаждаться даже грустью любви:
- На холмах Грузии лежит ночная мгла;
- Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко;
- печаль моя светла;
- Печаль моя полна тобою.
По мере того как лирический герой становится личностью, он наделяется способностью жертвовать своими чувствами ради счастья любимой женщины. В качестве примера я хотела бы привести свое любимое стихотворение “Я вас любил: любовь еще, быть может. ”, в котором неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма:
- Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем;
- Но пусть она вас больше не тревожит;
- Я не хочу печалить вас ничем.
Кульминацией этой темы можно по праву считать стихотворение “Мадонна”, в котором А. С. Пушкин возносит женщину до небес и обожествляет ее:
Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
Тема дружбы становится одной из центральных тем в лирике А. С. Пушкина. В ранний период творчества, когда юный творец учился в Царскосельском лицее, дружба воплощала собой лишь счастье и беззаботность:
Что смолкнул веселия глас? Раздайтесь, вакхальны припевы! Да здравствуют нежные девы И юные жены, любившие нас!
По мере взросления поэта тема дружбы эволюционирует, и А. С. Пушкин видит в дружбе не только радость, но и трагичность. Поэт испытывает огромную боль за утраченных друзей, и мне особо дорого стихотворение “19 октября”, которое было написано в 1825 году. В этом произведении чувствуется разочарование. Пушкин отмечает верность и преданность старых друзей. С мольбой моей печальной и мятежной, С доверчивой надеждой первых лет, Друзьям иным душой предался нежной; Но горек был небратский их привет. Сравнивая “19 октября” 1825 года и “19 октября” 1827 года, легко заметить произошедшие изменения в душе лирического героя. Если в 1825 году поэт думает о верности своим друзьям, о том, что многие товарищи потеряны: “Кого от вас увлек холодный свет? Кто не пришел? Кого меж вами нет?”, то в 1827 году совершенно другое настроение посещает автора. Стихотворение наполнено весельем, радостью и оптимизмом: “Бог помочь вам, друзья мои. ” Принято считать, что одной из основных тем поэзии А. С. Пушкина является тема свободы. Читая любимые произведения русского поэта, сколько граней свободы можно увидеть в его творчестве! Свое начало тема свободы берет в оде “Вольность”, где идеалом молодого поэта оказывается конституционная монархия:
Стихотворения А. С. Пушкина о любви (План- )
... в психологию влюбленного человека, утонченность и искренность отличают поэзию А. С. Пушкина и придают ей вневременной характер. Поэт гениально сумел рассказать о чувстве, которое, как великий дар, ... любимой – создают образ жертвенного лирического героя, способного на самоотверженность. Любовь, даже если она безответна, сама по себе есть прекрасный дар небес. Я вас любил безмолвно, безнадежно, ...
- Владыки! вам венец и трон Дает Закон — а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон.
Однако уже через два года А. С. Пушкин отказывается от сугубо политического понимания свободы. Это легко заметить в стихотворении “Деревня”, в котором проявляется интерес поэта к свободе частного человека: О, если б голос умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой Витийства грозный дар? Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря? Такое восприятие свободы открывает множество возможностей для лирического героя: самосовершенствования, самоуглубления и творчества:
Оракулы веков, здесь вопрошаю вас! В уединенье величавом Слышнее ваш отрадный глас. Он гонит лени сон угрюмый, К трудам рождает жар во мне, И ваши творческие думы В душевной зреют глубине.
Также в творчестве А. С. Пушкина можно увидеть еще одно понимание свободы: романтическое восприятие вольности. Одним из моих самых любимых стихотворений является произведение “К морю”, в котором проявляется принцип романтического двоемирия. Лирический герой мыслит себя человеком необыкновенным, он не может найти чего-либо равного себе в обществе и поэтому обращается к миру природы, к стихии:
Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим!
Вершиной темы свободы становится стихотворение “(Из Пиндемонти)”, которое является гимном личной свободе. Особенно мне близки строки, посвященные воспеванию чести и достоинства человека:
Зависеть от царя, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать, для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи.
Так как Пушкин в своем творчестве обращался к темам поэта и поэзии, времени и вечности, нельзя забывать о философской лирике поэта. Молодой лирик воспринимал смерть очень трагично, но сознавал, что жизнь не прекращается, так как А. С. Пушкин мыслил себя очень важным звеном в цепи поколений, ему удается преодолеть трагедию смерти:
Здравствуй, племя Молодое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастешь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего. Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет.
Поэта, поэзии и своего осознанно обособленного места в ней. 2. ...
... - Блока и Пушкина. Блок для Цветаевой не только великий современник, но своего рода идеал поэта, освобожденный от мелкого, суетного, житейского; он - весь воплощенное божественное искусство. «Блоковский цикл» - явление уникальное в поэзии, ...
Проблема времени и вечности, на мой взгляд, одна из главных проблем в философской лирике А. С. Пушкина. Лирический герой осознает, что человек живет в рамках времени, а природа вечна, и поэтому она равнодушна к трагедии человека:
И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.
Также в философской проблематике я хотела бы выделить тему поэта и толпы. А. С. Пушкин осознает одиночество поэта в мире обывателей, которые не могут понять, а главное — оценить его творчество:
- Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Дар поэта обрекает личность на одиночество, на выделенность из толпы, на страдания, но это противопоставление толпе может быть осмыслено как благо в стихотворении “Поэт”:
Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит гордой головы.
Мне кажется, что самым выдающимся стихотворением, которое посвящено теме поэта и поэзии, является произведение “Пророк”. А. С. Пушкин утверждает высокую миссию поэта:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.
Это стихотворение является моим самым любимым, так как поэт показывает, что приходится пережить человеку, которому назначено судьбой стать пророком:
И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И труднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой.
В конце жизненного пути А. С. Пушкин возвращается к теме поэта и поэзии в стихотворении “Памятник”, где лирика волнует тема поэтического бессмертия. В этом произведении сливаются свобода политическая и свобода творящей личности. Основной смысл содержится в строках:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Вера в то, что произведения останутся в сердцах и душах поколений, наполняет жизнь поэта смыслом и значимостью не только для А. С. Пушкина, но и для почитателей его таланта. Чем взрослее я становлюсь, тем произведения великого русского лирика приобретают для меня все новый и новый смысл. Каждый раз, перечитывая уже с детства знакомые произведения, я открываю для себя нового Пушкина, потому что на протяжении всего жизненного пути поэт следовал своим нравственным идеалам, которые являются столь близкими мне.