Становление личности Петра Гринева: примеры сочинения

Сочинение

В русской литературе много произведений, посвященных воспитанию личности человека, определению его моральных качеств, становлению характера через прохождение испытаний. Одним из таких произведений является роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». И на протяжении всего произведения происходит становление личности одного из ее главных героев — Петра Андреевича Гринева. По окончании изучения «Капитанской дочки» в 8 классе обучающиеся пишут сочинения на тему «Становление личности Петра Гринева».

План сочинения по теме

Для написания качественного сочинения, будь оно классным или домашним, необходим план. Удобно использовать развернутый план, так как в нем прописываются основные микротемы, мысли, идеи, которые необходимо раскрыть в сочинении «Становление личности Петра». Сочинение должно включать в себя вступление, основную часть и заключение.

Первый пример плана

I. Кто такой Петр Андреевич Гринев.

II. Воспитание Петра, его воспитатели:

  1. Савельич.
  2. Француз Бопре.

III. Первые шаги Петра в самостоятельной жизни:

  1. Легкомыслие.
  2. Самонадеянность.
  3. Справедливость.
  4. Доброта.

IV. Гринев в Белогорской крепости (до прихода Пугачева):

  1. Времяпрепровождение.
  2. Отношение к окружающим.

V. Петр Андреевич в свете тяжелых жизненных испытаний:

  1. Мужество.
  2. Честность.
  3. Верность долгу.
  4. Твердость.

VI. Герой и близкие ему люди:

  1. Привязанность Петруши к Савельичу.
  2. Сила любви к Маше Мироновой.
  3. Отношение к Пугачеву (двойственность).

VII. Общая оценка личности Петра Гринева.

Такой подробный план поможет написать сочинение с опорой на текст произведения или подготовить презентацию по роману, уместно использовать цитаты и не пропустить ни одного события, которое явилось причиной изменения личности героя. Описание качеств личности героя определяет становление его характера, а соответственно, читатель четко прослеживает путь духовного роста Петра, видит все изменения поведения человека, оказавшегося в ситуации нравственного выбора.

Сочинение по другому замыслу , Возможен и такой вариант работы:

  1. «Береги честь смолоду…» (основная мысль произведения).

  2. «Я жил недорослем…» (детские годы Петруши, его окружение, обучение).

  3. «Служи верно, кому присягнешь…» (нахождение героя в Белогорской крепости).

    12 стр., 5526 слов

    Гомер личность легенды время сочинения

    ... подвергались глубоким изменениям во время записи. У меня в книге, Гердер «Избранные сочинения» М.-Л. GIHL 1959, есть статья под названием «Гомер - фаворит времени», опубликованная в 1795 году ... меня он один, мне так удобнее. Так я могу представлять его как личность, как Поэта. Во-вторых, в истории есть много нюансов, которые можно назвать ...

  4. «Счастье воскресило меня!..» (поединок со Швабриным, любовь к Маше Мироновой).

  5. «Долг наш — защищать крепость» (предательство Швабрина, приступ крепости, мужество Гринева).

  6. «Я офицер и дворянин…» (спасение Маши Мироновой, верность долгу перед Отчизной).

Этот цитатный план раскроет в сочинении на тему «Духовное становление Петра Гринева» все стороны жизни Петра Андреевича. Каждый пункт напоминает о событиях, происходящих с главным героем, и определяет те качества характера, что проявились в этих обстоятельствах. Притом цитата уже включена в текст сочинения.

Вариант готовой работы

Петр Андреевич Гринев — главный герой произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Все события романа разворачиваются вокруг этого молодого человека. Автор постепенно открывает читателю образ героя, знакомит с новыми чертами его характера и приводит к финалу, где читатель наблюдает «нового» героя — сильного духом, мужественного, честного. Замысел А. Пушкина — показать становление личности молодого человека, испытавшего немалые жизненные трудности. Все это нужно отразить в сочинении «Петр Гринев: становление личности».

Уже в эпиграфе автор преподносит читателю основную мысль произведения — «Береги платье снову, а честь смолоду». В этих строках кроется вся суть повести. Герой проходит путь от капризного, не вполне понимающего смысл жизни молодого человека до ответственного мужчины, способного взять на себя заботу о возлюбленной. Этому духовному росту Петра способствуют события, случившиеся с ним в Белогорской крепости.

Петруша — человек состоятельный, из приличной семьи. Его родители выходцы из дворянства, отец — премьер-майор в отставке. Петруша еще не родился, а был уж зачислен в Семеновский полк сержантом. Родители обеспечили сыну беззаботное детство, Петруша не нуждался ни в чем. К нему был приставлен стремянной Архип Савельев, попросту Савельич. Он научил его тому, что знал сам. Савельич добр к своему воспитаннику и очень предан ему. Также родители пригласили для обучения Петруши француза Бопре. Тот дал Петруше мало толку в обучении, зато научил его драться на шпагах и «кое-как читать по-французски».

В нравственных понятиях юноши царит путаница. Верхом благополучия он считает службу в гвардейском полку, а величайшим счастьем для него является веселая жизнь в Петербурге. С этими убеждениями молодой человек и отправляется в новую жизнь — служить под началом старинного друга его отца в город Оренбург. Отношение героя к этому событию было нерадостным, ведь все его надежды о легкой жизни были разрушены. Но исполнение воли отца было для Петруши проявлением уважения к родительскому решению.

он жалел бедного старика

Петру Андреевичу присущи и справедливость, и доброта. При всем недовольном ворчании Савельича Петр отдал вожатому, выведшего их из метели, свой заячий тулуп. Он считал, что нужно отблагодарить за услугу, которую ему оказали, независимо от того, кто ее оказал. Такой широкий жест со стороны своего господина не оценил Савельич, но позже именно этот случай окажется решающим в жизни Петра.

6 стр., 2591 слов

Подготовка к сочинению «Путь чести Петра Гринева» по повести ...

... Петру при этом жизнь. Подготовка к сочинению «Путь чести Петра Гринева» по повести А.Пушкина «Капитанская дочка» часть 5 ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ «ПУТЬ ЧЕСТИ ПЕТРА ... плане обучения, а от Савельича герой, по его словам, ... замялся и спутался»? Искренность героя, его уверенность в собственной ... Петра Гринёва, небольшую по времени, но значительную для развития характера, приобретения опыта на дороге чести, ...

Приехав в Белогорскую крепость, Петр знакомится с его обитателями. Семья коменданта Миронова пришлась ему по душе, особенно нежно герой наш относится к дочери Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны — Маше Мироновой.

Полное безделье не овладевало Петрушей

События, случившиеся в Белогорской крепости, привели нашего героя к размышлениям о совести, чести и мужестве, о преданности своему Отечеству, о защите своих близких и любимых людей. «Неожиданные происшествия… дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение», — говорит сам герой. И читатель понимает, что именно с этого момента и начинается духовное становление личности Петра Гринева.

Именно тогда и начинает герой понимать свое предназначение, именно тогда он чувствует силы и уверенность в себе. Решение Гринева о том, что Белогорскую крепость нужно непременно защищать, не вызывает у него сомнения ни на минуту. Все, кто там находится, становятся ему дороги, и он принимает на себя заботу о близких.

Трепетное отношение к Савельичу г

Много испытаний пришлось вынести Петру в Белогорской крепости. Выдержал Гринев и предательство Швабрина, справился с последствиями, которые тот ему оставил. Несмотря ни на что, вернулся в Белогорскую крепость, чтобы спасти любимую Машу, вырвать ее из рук злодейских выходок лицемерного Швабрина. Гринев чувствовал, что любовь к Марье Мироновой важнее всего, что его окружало. Отец Гринева не дал благословения на брак с Машей, но это не остановило Петра. Он любил по-настоящему и не знал никаких преград для этой любви.

он мог быть повешенным в любой момент

Радует в Гриневе и его преданность своему государству. Ни под какими предлогами не присягнул он мятежнику Пугачеву, а наоборот, сказал ему, что никогда служить разбойнику не будет, даже если придется и умереть за это.

Петр Андреевич Гринев прошел путь развития личности от неопытного мальчишки до отважного мужа своего Отечества. Путь становления, путь душевного роста, путь осмысления собственной жизни, путь осознания своих достоинств и сил, путь любви, путь достойного человека. Автор показал читателю героя в развитии, нарисовал его сложный жизненный путь, рассказал о становлении личности через прохождение испытаний. И читатель увидел, что герой с достоинством прошел этот путь.