АЛГОРИТМ ПОДГТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

Сочинение

«АЛГОРИТМ ПОДГТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА »

Аннотация

Аннотация

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА Восприятие, истолкование, оценка лирического стихотворения

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ, К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА, Восприятие, истолкование, оценка

лирического стихотворения

Лирическое стихотворение является произведением о мыслях и чувствах человека и адресовано к его духовной и душевной сфере .

Лирическое стихотворение

произведением

о мыслях и чувствах человека

и адресовано к его духовной

и душевной сфере

« Восприятие — непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира». (Словарь С.И.Ожегова)

Восприятие

чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира». (Словарь С.И.Ожегова)

Первое , что Вы должны сделать, приступая непосредственно к разбору лирического стихотворения, — это попытаться понять и осмыслить то, о чём говорится в стихотворении.

Первое

попытаться

о чём говорится в стихотворении.

« Истолковать — дать чему-либо какое-либо толкование, объяснение; объяснить каким-либо образом». (Словарь русского языка, АН СССР )

« Истолковать — дать чему-либо какое-либо толкование, объяснение; объяснить каким-либо образом».

(Словарь русского языка, АН СССР )

Объяснение, прояснение смысла (слова, производные от слова «ясный») является следующим этапом работы понимания и осмысления информации , заложенной в формулировке темы сочинения .

4 стр., 1697 слов

Пятигорск в судьбе и творчестве Лермонтова

... приехали в Пятигорск. 14 мая Лермонтов и Столыпин оформили в комендатуре разрешение на лечение на водах и остались в Пятигорске. В тот ... Его жизнь, его творчество – в центре внимания россиян. Произведений о жизни и творчестве Лермонтова во много раз ... Лермонтова… перевести тем же чином в Нижегородский Драгунский полк». В марте Лермонтов выехал на Кавказ (полк находился в 100 верстах от Тифлиса, в ...

Объяснение, прояснение смысла

Последним опорным словом в формулировке темы сочинения является слово оценка , которое может быть истолковано как «мнение о ценности, уровне или значении кого или чего-нибудь» (Словарь С. И. Ожегова).

оценка

(Словарь С. И. Ожегова).

Жанр сочинения , которое предстоит написать, можно охарактеризовать как сочинение-размышление, сочинение-рассуждение о конкретном стихотворении (или нескольких стихотворениях) .

Жанр сочинения

которое предстоит написать,

охарактеризовать

как сочинение-размышление,

сочинение-рассуждение

о конкретном стихотворении

(или нескольких стихотворениях)

Наблюдения над содержанием и формой <a href=лирического произведения должны привести Вас к оценке достоинств произведения литературы . В этом и заключается основная задача." width="640">

Наблюдения над содержанием и формой лирического произведения должны привести Вас к оценке достоинств произведения литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/plan-sochineniya-po-lirike/

. В этом и заключается основная задача.

Одна из главных опасностей, подстерегающая Вас при работе над этой темой, — превращение разговора о лирическом произведении в разложение на составляющие . О пагубности подобного обращения со словом прекрасно сказал Л. Н. Толстой в дневнике работы Яснополянской школы: «Никак не отдаёт без борьбы человек и ребёнок своё живое слово на механическое разложение и уродование. Есть какое-то чувство самосохра- нения в этом живом слове.

превращение разговора о лирическом произведении в разложение на составляющие

О пагубности подобного обращения со словом прекрасно сказал Л. Н. Толстой в дневнике работы Яснополянской школы: «Никак не отдаёт без борьбы человек и ребёнок своё живое слово на механическое разложение и уродование. Есть какое-то чувство самосохра- нения в этом живом слове.

Ежели должно развиваться, то оно стремится развиваться самостоятельно и сообразно только со всеми жизненными условиями. Только если вы хотите поймать это слово,.. как оно, с живою мыслью и содержанием, сжалось, спряталось, и у вас в руках остаётся одна шелуха...»

Ежели должно развиваться,

то оно стремится развиваться

самостоятельно и сообразно только со всеми жизненными условиями.

Только если вы хотите поймать это слово,.. как оно, с живою мыслью и содержанием,

сжалось, спряталось, и у вас в руках остаётся одна шелуха…»

Хочется помочь Вам увидеть, что лермонтовский «Парус» или пушкинский «Пророк» — это чудо искусства, знакомство с которым позволяет сделать множество больших и малых открытий , причём возможность такого открытия есть не только у нас, учителей, но и у Вас, ребята. И, разумеется, подобные находки в лирических произведениях возможны только тогда, когда мы воспринимаем их в единстве формы и содержания — в союзе «волшебных звуков, чувств и дум».

5 стр., 2435 слов

Синоним к слову сочинение произведение

... | коран | минея | палеотип | инкунабула | указатель | сонник | кирпич | бестселлер компиляция | книга | сочинение | компилирование | компоновка | составление композиция | сочинение | произведение | составление | формирование | архитектоника | фотомонтаж | ассамблаж | строение | эскиз | деисус | построение | десюдепорт ...

Хочется помочь Вам увидеть, что лермонтовский «Парус» или пушкинский «Пророк» — это чудо искусства, знакомство с которым позволяет сделать множество больших и малых открытий , причём возможность такого открытия есть не только у нас, учителей, но и у Вас, ребята.

И, разумеется, подобные находки в лирических произведениях возможны только тогда, когда мы воспринимаем их в единстве формы и содержания — в союзе «волшебных звуков, чувств и дум».

Как начать? Вступление 1. Связать предложенный для анализа текст с эпохой его создани я и биографи ей поэта . Ищем определённый смыслообразующий фактор: как дата создания произведения связана с эво л юцией творческого пути поэта

Как начать?

Вступление 1.

эпохой его создани

Ищем определённый смыслообразующий фактор: как дата создания произведения связана с эво л юцией творческого пути поэта»и было ли это произведение созвучн о исторической обстановке в стране или звучало диссонансом к ней.

Вступление 2. Теоретическое . В этом случае стоит вспомнить, например, об осо бен ностях жанра стихотворения, его принадлежности к сти л истике определенного литературного направления, которые буду т подтверждаться в основной части сочине ния.

Вступление 2.

Теоретическое

Вступление 3. Возможно и личностн ое, эмо циональное вступление к сочинению, содержащее впечатление читателя , приступившего к интерпретации прочита нного стихотворения, но не забывайте о том, что излишние эмоции здесь явно неуместны.

Вступление 3.

Возможно и личностн ое, эмо циональное вступление к сочинению, содержащее впечатление читателя , приступившего к интерпретации прочита нного стихотворения, но не забывайте о том, что излишние эмоции здесь явно неуместны.

Пишем главную часть. Целесообразно начать с исследования того элемента (слова, знака препинания, особенностей ритма и рифмы, длины стихотворной строки, даже пробела) , который кажется самым «тёмным», непонятным. Можно начинать анализ текста с того композиционного элемента, который наиболее заметен в тексте. Это может быть звуковой или цветовой образ , бросающийся в глаза троп или синтаксическая фигура . Но важно не только отметить его, следует понять, какой смысл стоит за ним, и доказательно аргументировать свою точку зрения

Пишем главную часть.

(слова, знака препинания, особенностей ритма и рифмы, длины стихотворной строки, даже пробела)

звуковой или цветовой образ

Какие же элементы могут стать смыслообра- зующими, на что стоит обращать внимание? Поэтические образы нередко создаются при помощи звукописи. Много наблюдений можно сделать над лексикой, особенно над словами, использующимися метафорично , в переносных значениях. 3. Традиционно при анализе стихотворений советуют наблюдать за использованием «цветовых» слов.

5 стр., 2368 слов

План Сочинения: Стихотворение Поэт Лермонтова

... План Сочинения: Стихотворение Поэт Лермонтова Условия успешного выполнения работы Жанр сочинения — анализ поэтического текста; ... текст сочинения с позиции требований к анализу поэтического текста. 4.1. Раскройте авторский замысел через выявление: ведущей темы; места произведения в творчестве художника; сюжета; ведущей проблемы; особенностей композиции; жанра произведения; основных образов; ...

Какие же элементы могут стать смыслообра- зующими, на что стоит обращать внимание?

  • Поэтические образы нередко создаются при помощи звукописи.
  • Много наблюдений можно сделать над лексикой, особенно над словами, использующимися метафорично , в переносных значениях.

«цветовых» слов.

4. Иногда оказывается полезным понаблюдать за использованием в поэтическом тексте различных частей речи . Например, часть стихотворения, насыщенная глаголами, как правило, более динамична, чем часть, в которой глаголов мало или совсем нет.

различных

более динамична, чем часть, в которой глаголов мало или совсем нет.

5. Смыслообразующими могут стать особенности синтаксиса , которые именуют в стиховедении стилистическими фигурами ( инверсии, анафоры, эпифоры, многосоюзие, вопросы и восклицания и другие).</p>
<p>6. Важную смыслообразующую роль могут играть и собственно стиховые элементы лирического текста — ритм, рифма, стихотворный размер, длина стиха и т. п.

особенности

стиховые элементы лирического текста

7 . Размер стихотворения также может соотноситься со смыслом. Хорей — более динамичный, «скачущий» размер, чем, например, анапест, это наблюдение гложет помочь при анализе некоторых стихотворений. 8. Смыслообразующую роль может играть и графика текста, определённая форма записи стихотворения.

. Размер стихотворения также может соотноситься со смыслом.

8. Смыслообразующую роль может играть и графика текста, определённая форма записи стихотворения.

Если стержень содержания — идея — уже ясна при содержательном анализе, то зачем тогда нужен анализ формы? Любой формальный элемент текста необходимо рассматривать только в отношении к содержанию. Поэтому схема — лишь напоминание о том наборе критериев оценки текста, принципов его анализа, о которых нельзя забыть в процессе написания сочинения . А их порядок и иерархия - дело автора работы, свидетельствующее о его литературоведческой подготовке, культурном уровне, времени создания интерпретации, литературных способностях.

схема

Как закончить сочинение? В заключении сочинения обычно делается вывод, развивающий мысли, заложенные во вступлении . Это могут быть рассуждения историко-биографического плана, возможно и «вписывание» стихотворения в контекст либо всего творчества поэта, либо какого-то из основных мотивов лирики.

Как закончить сочинение?

вывод, развивающий мысли, заложенные во вступлении

Это могут быть рассуждения историко-биографического плана, возможно и «вписывание» стихотворения в контекст либо всего творчества поэта, либо какого-то из основных мотивов лирики.

10 стр., 4781 слов

Образ россии в лирике лермонтова

... широкое отражение в творчестве поэта, писал русский критик В. Белинский: “Кавказ взял достойную дань с музы Лермонтова”. Таким образом, тема родины для Лермонтова оказывается шире темы России. Своей малой ... русских писателей. Своеобразное преломление находит она в лирике М. Ю. Лермонтова. В чем-то его задушевные мысли о России совпадают с пушкинскими. Лермонтова так же не устраивает настоящее родины, ...

При достаточно широкой литературной эрудиции автора сочинения

  • При достаточно широкой литературной эрудиции автора сочинения

уместно провести параллели с похожими стихотворениями в русской и мировой поэзии.

Возможно и эмоциональное заключение

Несколько советов авторам будущих выпускных сочинений Правило первое Выбирайте анализ лирики , если хорошо знаете поэзию названного автора или конкретное стихотворение. Правило второе

Несколько советов авторам будущих выпускных сочинений

Правило первое

  • Выбирайте анализ лирики , если хорошо знаете поэзию названного автора или конкретное стихотворение.

Правило второе

  • Для хорошего, грамотного, всестороннего анализа Вам необходимо свободно ориентироваться в творчестве поэта, знать его (творчества) основные этапы, идеи, образы, даже если об этом, как кажется, нет ни слова в формулировке темы .

Правило третье Если для анализа предложено слишком известное, хрестоматийное произведение (например, пушкинский «Памятник»), но Вы решили взять тему, постарайтесь выстроить размышление, избегая штампов в содержании .

Правило третье

Если для анализа предложено слишком известное, хрестоматийное произведение (например, пушкинский «Памятник»),

но Вы решили взять тему,

постарайтесь выстроить размышление, избегая штампов в содержании

Правило четвёртое Постарайтесь трезво оценить свои силы: например, если для анализа предлагается выбрать стихотворение поэта XX века, то между общеизвестным и неизведанным , выбирайте общеизвестное; не проявляйте ненужной самостоятельности — вспомните уроки литературы.

Правило четвёртое

выбирайте общеизвестное;

— вспомните уроки литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/plan-sochineniya-po-lirike/

Правило пятое, общее Внимательно прочитайте формулировку темы. Нельзя просто излагать в своей работе решительно всё, что вам известно о стихотворении. Помните, сочинение — это творческая работа, предполагающая ваше умение свободно обращаться с материалом, выбирая необходимое, отбрасывая излишнее (это касается и работ, посвящённых прозе).

Правило пятое, общее

Внимательно прочитайте формулировку темы.

ваше умение свободно обращаться с материалом, выбирая необходимое, отбрасывая излишнее

и работ, посвящённых прозе).

Правило шестое Сформулируйте проблему работы . Попытайтесь понять, чего именно от вас хотят: 1 .«просто» проанализировать стихотворение ; 2.сопоставить его с каким-либо другим стихотворением (этого или другого автора); 3.проследить определённую идею или образ в лирике или творчестве автора; 4.объяснить роль каких-либо поэтических средств (тропов) в стихотворении .

6 стр., 2706 слов

Живопись М.Ю. Лермонтова в его поэзии и прозе

... сочинений, связь между поэтическим даром и художественными склонностями Лермонтова не привлекали внимания. Лермонтов – поэт воспроизводился сам по себе, картины ... великолепны по колориту. От его картин веет духом лермонтовской поэзии. Нет сомнения, что Лермонтову поэту, прозаику ... колоссальном виде». Снег, по всей вероятности, был первым материалом, преодолев сопротивление которого, Лермонтов обнаружил ...

Правило шестое

Сформулируйте проблему работы

Попытайтесь понять, чего именно от вас хотят:

.«просто» проанализировать

2.сопоставить его с каким-либо другим стихотворением

3.проследить определённую идею или образ

4.объяснить роль каких-либо поэтических средств

Правило седьмое Для сочинений на эту тему нельзя предложить единого, типового плана. В вашем рассуждении нужно выделить несколько обязательных элементов: 1. время и место создания произведения, история его возникновения, связь с остальным творчеством автора; 2. тема стихотворения (предмет изображения), особенности жанра (если его можно определить), идея (главная мысль) 3. образы, использованные в данном стихотворении; 4. средства их создания (тропы); 5. композиция произведения. Последовательность изложения этих пунктов может варьироваться по вашему усмотрению .

Правило седьмое

Для сочинений на эту тему нельзя предложить единого, типового плана. В вашем рассуждении нужно выделить несколько обязательных элементов:

1. время и место создания произведения, история его возникновения, связь с остальным творчеством автора;

2. тема стихотворения (предмет изображения), особенности жанра (если его можно определить), идея (главная мысль)

3. образы, использованные в данном стихотворении;

4. средства их создания (тропы);

5. композиция произведения.

Последовательность изложения этих пунктов может

варьироваться по вашему усмотрению

Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова Примерный план. Любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна. Лермонтов — патриот своего Отечества. Рабски покорная Россия ненавистна поэту: а) «... немытая Россия страна рабов, страна господ...» («Прощай, немытая Россия»); б) Страна, где «стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»).</p>
<p>Что Лермонтов противопоставляет современности: а) славное прошлое России («Песня про купца Калашникова»); б) поколение «детей двенадцатого года» («Бородино»).

Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова

Примерный план.

  • Любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна.
  • Лермонтов — патриот своего Отечества.
  • Рабски покорная Россия ненавистна поэту:

а) «… немытая Россия страна рабов, страна господ…» («Прощай, немытая Россия»);

  • б) Страна, где «стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»).

  • Что Лермонтов противопоставляет современности:

а) славное прошлое России («Песня про купца Калашникова»);

— б) поколение «детей двенадцатого года» («Бородино»).

  • Изображение поколения 30-х годов XIX века («Дума»).

  • «Люблю Отчизну я, но странною любовью…» («Родина»).

  • Родные просторы, природа лечит израненную душу человека («Как часто пестрою толпою окружен»).

  • Поэзия Лермонтова — новое звено в цепи исторического развития общества.

Пояснения . Лермонтов как человек своего поколения стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно». Поэту чужд был показной патриотизм и поэтому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия - почти идеальное государство. Россия Лермонтова предстает в другом виде, это - страна рабов, страна господ... Лермонтов противопоставляет современности славное прошлое России. Так он размышляет о проблеме положительного героя. Героическим поэт называет и поколение «детей двенадцатого года», победивших в войне 1812 года. Затем уместно было бы противопоставление героического поколения 30-х годов XIX века. Неспособность, а чаще нежелание найти применение силам в <a href=жизни - главная беда человека в России того времени. В стихотворении «Родина» поэт подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него Отчизна ." width="640">

3 стр., 1182 слов

Пушкин А.С. — Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

... поэта стать глашатаем правды, заканчивается стихотворение, посвященное высокому общественному и гражданскому назначению поэта и поэзии. Стихотворение "Арион", написанное в 1827 году, воссоздает в ... Тема одиночества поэта среди толпы поднималась Пушкиным во многих стихотворениях о положении поэта в обществе. Так, в стихотворении ... легкими, как сон, Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у ...

Пояснения

Лермонтов как человек своего поколения стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно».

страна рабов, страна господ…

Лермонтов противопоставляет современности славное прошлое России. Так он размышляет о проблеме положительного героя.

Героическим поэт называет и поколение «детей двенадцатого года», победивших в войне 1812 года.

Затем уместно было бы противопоставление героического поколения 30-х годов XIX века. Неспособность, а чаще нежелание найти применение силам в жизни — главная беда человека в России того времени.

В стихотворении «Родина» поэт подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него Отчизна .

Судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова Ориентировочный план сочинения. I .(Вступление.) Традиционный взгляд на назначение поэта и поэзии в русской литературе от Г.Р. Державина до А.С. Пушкина. II . (Главная часть.) 1. ..«Смерть Поэта» как литературный дебют М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов об исторической роли А.С. Пушкина и трагической участи Поэта в современном мире. 2. «Пророк» М.Ю. Лермонтова и эпоха, его породившая. а) «Пророк» как отклик-размышление, отклик-возражение на стихотворение А.С. Пушкина с тем же названием. б) Противостояние поэта и толпы как устойчивый мотив лирики М.Ю. Лермонтова. в) Какие идеалы поэт-пророк пытается пронести неизменными через скепсис и неверие своей эпохи?

Судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова

Ориентировочный план сочинения.

I .(Вступление.)

Традиционный взгляд на назначение поэта и поэзии в русской литературе от Г.Р. Державина до А.С. Пушкина.

II

1. ..«Смерть Поэта» как литературный дебют М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов об исторической роли А.С. Пушкина и трагической участи Поэта в современном мире.

2. «Пророк» М.Ю. Лермонтова и эпоха, его породившая.

а) «Пророк» как отклик-размышление, отклик-возражение на стихотворение А.С. Пушкина с тем же названием.

б) Противостояние поэта и толпы как устойчивый мотив лирики М.Ю. Лермонтова.

2 стр., 912 слов

ОСМЕЯННЫЙ ПРОРОК. Лермонтов о поэте и поэзии

... в океане, Надежд разбитых груз лежит. Век Лермонтова Лермонтов, чувствовавший свое время сердцем, физически ощущал утрату: поэзией своего высокого назначения; обреченность поэта — божьего избранника, на одиночество и презрение ... мысль о том, что поэзия должна служить народу, утратив это свое назначение она вряд ли обретет его вновь: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! Иль никогда, на ...

в) Какие идеалы поэт-пророк пытается пронести неизменными через скепсис и неверие своей эпохи?

3. Развернутое сравнение поэзии и оружия, прошлого и настоящего в стихотворении «Поэт» (1838 г.).</p>
<p>а) Сравнение прошлого и настоящего в судьбе кинжала. б) Судьба поэзии «вчера» и «сегодня» в) Гражданский пафос заключительных строк. Какой призыв звучит в них? III . (Заключение.) Как размышления о назначении поэта и поэзии в обществе, о противопоставлении поэта и толпы, обращение к поэзии как к голосу народа характеризуют лирического героя М.Ю. Лермонтова? Что нового внес поэт в размышления на данную тему по сравнению со своими предшественниками? Близка ли вам позиция М.Ю. Лермонтова в его понимании роли поэтического слова?

3. Развернутое сравнение поэзии и оружия, прошлого и настоящего в стихотворении «Поэт» (1838 г.).

а) Сравнение прошлого и настоящего в судьбе кинжала.

б) Судьба поэзии «вчера» и «сегодня»

в) Гражданский пафос заключительных строк. Какой призыв звучит в них?

III

Как размышления о назначении поэта и поэзии в обществе,

о противопоставлении поэта и толпы, обращение к поэзии

как к голосу народа характеризуют лирического героя

М.Ю. Лермонтова? Что нового внес поэт в размышления на данную тему по сравнению со своими предшественниками? Близка ли вам позиция М.Ю. Лермонтова в его понимании

роли поэтического слова?

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3-4 стихотворений по выбору ученика) Михаил Юрьевич Лермонтов. Что значит это имя для русского человека? Что значит это имя для меня? Читая стихи М.Ю. Лермонтова, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого необъятного мира. Читая стихи Лермонтова, я всякий раз ловлю себя на мысли, что они не созданы человеком, а как бы возникли из самой природы, поэтому существуют вечно.

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3-4 стихотворений по выбору ученика)

Михаил Юрьевич Лермонтов. Что значит это имя для русского человека? Что значит это имя для меня?

Читая стихи М.Ю. Лермонтова, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого необъятного мира. Читая стихи Лермонтова, я всякий раз ловлю себя на мысли,

что они не созданы человеком, а как бы возникли из самой природы, поэтому существуют вечно.

В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. В стихотворении

5 стр., 2083 слов

«Лермонтов и музыка»

... стихи поэта и слушаем романсы русских композиторов на их тексты. Я исследовал жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Передо мной встали вопросы: как музыкальные дарования отразились в поэзии Лермонтова, и как творчество поэта ...

В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. В стихотворении «И скучно и грустно» поэт размышляет о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости:

И скучно и грустно, и некому руку подать, В минуту душевной невзгоды…, Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?, А годы проходят — все лучшие годы!

В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка. Лермонтовская поэзия многолика. Поражает то, как поэт образно и доступно объяснялся в любви к России, раскрывал глубину своего чувства. Поэт и гражданин, он страдал и переживал, искал ответы на наиболее злободневные вопросы, связанные с судьбой Отечества. Но отношение к Родине у него было противоречивым. Он гордился ее историческим прошлым, героизмом и мужеством народа, защищавшего свою землю до последнего вздоха. Лермонтов любил необъятные просторы России, ее природу. Ему были дороги и милы степи, безбрежные леса и реки:

В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -, Такая пустая и глупая шутка.

Лермонтовская поэзия многолика. Поражает то, как поэт образно и доступно объяснялся в любви к России, раскрывал глубину своего чувства. Поэт и гражданин, он страдал и переживал, искал ответы на наиболее злободневные вопросы, связанные с судьбой Отечества. Но отношение к Родине у него было противоречивым. Он гордился ее историческим прошлым, героизмом и мужеством народа, защищавшего свою землю до последнего вздоха. Лермонтов любил необъятные просторы России, ее природу. Ему были дороги и милы степи, безбрежные леса и реки:

Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Поэт ненавидел самовластие и тиранию, презирал свое поколение, не способное к борьбе. Эти мысли звучат в

Люблю дымок спаленной жнивы,, В степи ночующий обоз, И на холме средь желтой нивы, Чету белеющих берез.

Поэт ненавидел самовластие и тиранию, презирал свое поколение, не способное к борьбе. Эти мысли звучат в «Думе»:

К добру и злу постыдно равнодушны,, В начале поприща мы вянем без борьбы:, Перед опасностью позорно малодушны, И перед властию — презренные рабы.

Лермонтов был в отчаянии, так как не видел правильного и благополучного пути, по которому могла бы пойти Россия. Его не удовлетворяло ее настоящее, но и не менее безотрадным представлялось будущее

Страдания поэта усиливались в связи с тем, что современники не понимали главного (стихотворение «Пророк») : Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья : В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Он сознавал свою отчужденность и одиночество. Эти мотивы воплотились в ряде основных образов его поэзии: парусе, пустыне, пальме, утесе и многих других. В стихотворении

Страдания поэта усиливались в связи с тем, что современники не понимали главного (стихотворение «Пророк») :

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья

В меня все ближние мои, Бросали бешено каменья.

Он сознавал свою отчужденность и одиночество. Эти мотивы воплотились в ряде основных образов его поэзии: парусе, пустыне, пальме, утесе и многих других. В стихотворении «Листок» Лермонтов сравнивал свою судьбу с судьбой одинокого листка, обреченного, как и он сам, на скитания:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой, И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;, Засох и увял он от холода, зноя и горя, И вот наконец докатился до Черного моря.

О своей неприкаянности поэт говорил в стихотворении

О своей неприкаянности поэт говорил в стихотворении «Парус». Он предпочитал жизнь, полную радостей и страданий, спокойному, равнодушному существованию:

Под ним струя светлей лазури,, Над ним луч солнца золотой…, А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Разлад между мечтами и действительностью был слишком велик. В результате Лермонтов перестал верить во взаимопонимание между людьми и в любовь. Она приносила ему не радость, а грусть:

Я жить хочу, хочу печали Любви и счастию назло: Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным: Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.

Я жить хочу, хочу печали, Любви и счастию назло:, Они мой ум избаловали, И слишком сгладили чело.

Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным:

Нет, я не Байрон, я другой,, Еще неведомый избранник,, Как он, гонимый миром странник,, Но только с русскою душой.

Судьба Лермонтова была более трагична. Он считал себя прежде всего национальным поэтом, обличителем и понимал, что выбран- ный им путь правдивого художника российской действительности неизбежно повлечет за собой его смерть, которая окончательно довершит разочарование в жизни и поставит точку в поединке Лермонтова с нею.

Итак, все творчество поэта —это его размышления о смысле сущест- вования, судьбе своей Родины, о смерти и вечности. Темы, к кото- рым он обращался, очень актуальны в наше время, когда Россия находится на историческом перепутье, когда разрушилось все то, что в течение почти восьмидесяти лет считалось непоколебимым и в чем большинство людей даже не сомневалось. Сейчас особенно остро встали вопросы о путях выхода из экономического и полити- ческого кризиса и ответственности каждого человека за судьбу Рос- сии. Поэтому неудивительно, что к стихам Лермонтова обращаются очень многие. Ведь это поэт и гражданин, который глубоко любил свою Родину и учил не только своих современников, но и потомков справедливости, доброте и умению понимать и чувствовать прекрасное.

Наука утверждает, что нет универсально­го «ключа» к любому стихотворению. Поэтому задача читателя-школьника — в каждом отдельном случае найти такой «ключ». Но даже самые подготовленные читатели не могут исчерпать до конца смысл лирического текста, в нём всегда остаётся какая-то загадка.

Наука утверждает, что нет универсально­го «ключа» к любому стихотворению. Поэтому задача читателя-школьника — в каждом отдельном случае найти такой «ключ». Но даже самые подготовленные читатели не могут исчерпать до конца смысл лирического текста, в нём всегда остаётся какая-то загадка.