АЛГОРИТМ ПОДГТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

Сочинение

«АЛГОРИТМ ПОДГТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА »

Аннотация

Аннотация

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА Восприятие, истолкование, оценка лирического стихотворения

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ, К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА, Восприятие, истолкование, оценка

лирического стихотворения

Лирическое стихотворение является произведением о мыслях и чувствах человека и адресовано к его духовной и душевной сфере .

Лирическое стихотворение

произведением

о мыслях и чувствах человека

и адресовано к его духовной

и душевной сфере

« Восприятие — непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира». (Словарь С.И.Ожегова)

Восприятие

чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира». (Словарь С.И.Ожегова)

Первое , что Вы должны сделать, приступая непосредственно к разбору лирического стихотворения, — это попытаться понять и осмыслить то, о чём говорится в стихотворении.

Первое

попытаться

о чём говорится в стихотворении.

« Истолковать — дать чему-либо какое-либо толкование, объяснение; объяснить каким-либо образом». (Словарь русского языка, АН СССР )

« Истолковать — дать чему-либо какое-либо толкование, объяснение; объяснить каким-либо образом».

(Словарь русского языка, АН СССР )

Объяснение, прояснение смысла (слова, производные от слова «ясный») является следующим этапом работы понимания и осмысления информации , заложенной в формулировке темы сочинения .

4 стр., 1658 слов

Алгоритм сочинения сказки

... в принятии решений и линии поведения Алгоритм сочинения сказки Выделите проблему, которая беспокоит вас или ребенка Ваше видение проблемы и ее восприятие ребенком — это, что называется, «две ... в своем ребенке, учат его следовать социальным нормам, помогают разобраться с трудностями. Сочинение сказок для ребенка — это универсальный инструмент, который дает возможность быть с ребенком ...

Объяснение, прояснение смысла

Последним опорным словом в формулировке темы сочинения является слово оценка , которое может быть истолковано как «мнение о ценности, уровне или значении кого или чего-нибудь» (Словарь С. И. Ожегова).

оценка

(Словарь С. И. Ожегова).

Жанр сочинения , которое предстоит написать, можно охарактеризовать как сочинение-размышление, сочинение-рассуждение о конкретном стихотворении (или нескольких стихотворениях) .

Жанр сочинения

которое предстоит написать,

охарактеризовать

как сочинение-размышление,

сочинение-рассуждение

о конкретном стихотворении

(или нескольких стихотворениях)

Наблюдения над содержанием и формой <a href=лирического произведения должны привести Вас к оценке достоинств произведения литературы . В этом и заключается основная задача." width="640">

Наблюдения над содержанием и формой лирического произведения должны привести Вас к оценке достоинств произведения литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/plan-sochineniya-po-lirike/

. В этом и заключается основная задача.

Одна из главных опасностей, подстерегающая Вас при работе над этой темой, — превращение разговора о лирическом произведении в разложение на составляющие . О пагубности подобного обращения со словом прекрасно сказал Л. Н. Толстой в дневнике работы Яснополянской школы: «Никак не отдаёт без борьбы человек и ребёнок своё живое слово на механическое разложение и уродование. Есть какое-то чувство самосохра- нения в этом живом слове.

превращение разговора о лирическом произведении в разложение на составляющие

О пагубности подобного обращения со словом прекрасно сказал Л. Н. Толстой в дневнике работы Яснополянской школы: «Никак не отдаёт без борьбы человек и ребёнок своё живое слово на механическое разложение и уродование. Есть какое-то чувство самосохра- нения в этом живом слове.

Ежели должно развиваться, то оно стремится развиваться самостоятельно и сообразно только со всеми жизненными условиями. Только если вы хотите поймать это слово,.. как оно, с живою мыслью и содержанием, сжалось, спряталось, и у вас в руках остаётся одна шелуха...»

Ежели должно развиваться,

то оно стремится развиваться

самостоятельно и сообразно только со всеми жизненными условиями.

Только если вы хотите поймать это слово,.. как оно, с живою мыслью и содержанием,

сжалось, спряталось, и у вас в руках остаётся одна шелуха…»

Хочется помочь Вам увидеть, что лермонтовский «Парус» или пушкинский «Пророк» — это чудо искусства, знакомство с которым позволяет сделать множество больших и малых открытий , причём возможность такого открытия есть не только у нас, учителей, но и у Вас, ребята. И, разумеется, подобные находки в лирических произведениях возможны только тогда, когда мы воспринимаем их в единстве формы и содержания — в союзе «волшебных звуков, чувств и дум».

2 стр., 777 слов

Сочинение слово в защиту плюшкина

... человеческой личности, стоящий самым последним в череде «мертвых» душ, тем не менее, имеет все-таки слабые намеки на существование души. О Плюшкине, услышавшем имя своего школьного приятеля, ... свежесть» - невозвратно растрачивается на дорогах жизни. Так автор готовит читателя к восприятию гибели человеческой души. Как всегда, появлению самого персонажа на страницах поэмы предшествует описание ...

Хочется помочь Вам увидеть, что лермонтовский «Парус» или пушкинский «Пророк» — это чудо искусства, знакомство с которым позволяет сделать множество больших и малых открытий , причём возможность такого открытия есть не только у нас, учителей, но и у Вас, ребята.

И, разумеется, подобные находки в лирических произведениях возможны только тогда, когда мы воспринимаем их в единстве формы и содержания — в союзе «волшебных звуков, чувств и дум».

Как начать? Вступление 1. Связать предложенный для анализа текст с эпохой его создани я и биографи ей поэта . Ищем определённый смыслообразующий фактор: как дата создания произведения связана с эво л юцией творческого пути поэта

Как начать?

Вступление 1.

эпохой его создани

Ищем определённый смыслообразующий фактор: как дата создания произведения связана с эво л юцией творческого пути поэта»и было ли это произведение созвучн о исторической обстановке в стране или звучало диссонансом к ней.

Вступление 2. Теоретическое . В этом случае стоит вспомнить, например, об осо бен ностях жанра стихотворения, его принадлежности к сти л истике определенного литературного направления, которые буду т подтверждаться в основной части сочине ния.

Вступление 2.

Теоретическое

Вступление 3. Возможно и личностн ое, эмо циональное вступление к сочинению, содержащее впечатление читателя , приступившего к интерпретации прочита нного стихотворения, но не забывайте о том, что излишние эмоции здесь явно неуместны.

Вступление 3.

Возможно и личностн ое, эмо циональное вступление к сочинению, содержащее впечатление читателя , приступившего к интерпретации прочита нного стихотворения, но не забывайте о том, что излишние эмоции здесь явно неуместны.

Пишем главную часть. Целесообразно начать с исследования того элемента (слова, знака препинания, особенностей ритма и рифмы, длины стихотворной строки, даже пробела) , который кажется самым «тёмным», непонятным. Можно начинать анализ текста с того композиционного элемента, который наиболее заметен в тексте. Это может быть звуковой или цветовой образ , бросающийся в глаза троп или синтаксическая фигура . Но важно не только отметить его, следует понять, какой смысл стоит за ним, и доказательно аргументировать свою точку зрения

Пишем главную часть.

(слова, знака препинания, особенностей ритма и рифмы, длины стихотворной строки, даже пробела)

звуковой или цветовой образ

Какие же элементы могут стать смыслообра- зующими, на что стоит обращать внимание? Поэтические образы нередко создаются при помощи звукописи. Много наблюдений можно сделать над лексикой, особенно над словами, использующимися метафорично , в переносных значениях. 3. Традиционно при анализе стихотворений советуют наблюдать за использованием «цветовых» слов.

5 стр., 2368 слов

План Сочинения: Стихотворение Поэт Лермонтова

... План Сочинения: Стихотворение Поэт Лермонтова Условия успешного выполнения работы Жанр сочинения — анализ поэтического текста; ... текст сочинения с позиции требований к анализу поэтического текста. 4.1. Раскройте авторский замысел через выявление: ведущей темы; места произведения в творчестве художника; сюжета; ведущей проблемы; особенностей композиции; жанра произведения; основных образов; ...

Какие же элементы могут стать смыслообра- зующими, на что стоит обращать внимание?

  • Поэтические образы нередко создаются при помощи звукописи.
  • Много наблюдений можно сделать над лексикой, особенно над словами, использующимися метафорично , в переносных значениях.

«цветовых» слов.

4. Иногда оказывается полезным понаблюдать за использованием в поэтическом тексте различных частей речи . Например, часть стихотворения, насыщенная глаголами, как правило, более динамична, чем часть, в которой глаголов мало или совсем нет.

различных

более динамична, чем часть, в которой глаголов мало или совсем нет.

5. Смыслообразующими могут стать особенности синтаксиса , которые именуют в стиховедении стилистическими фигурами ( инверсии, анафоры, эпифоры, многосоюзие, вопросы и восклицания и другие).</p>
<p>6. Важную смыслообразующую роль могут играть и собственно стиховые элементы лирического текста — ритм, рифма, стихотворный размер, длина стиха и т. п.

особенности

стиховые элементы лирического текста

7 . Размер стихотворения также может соотноситься со смыслом. Хорей — более динамичный, «скачущий» размер, чем, например, анапест, это наблюдение гложет помочь при анализе некоторых стихотворений. 8. Смыслообразующую роль может играть и графика текста, определённая форма записи стихотворения.

. Размер стихотворения также может соотноситься со смыслом.

8. Смыслообразующую роль может играть и графика текста, определённая форма записи стихотворения.

Если стержень содержания — идея — уже ясна при содержательном анализе, то зачем тогда нужен анализ формы? Любой формальный элемент текста необходимо рассматривать только в отношении к содержанию. Поэтому схема — лишь напоминание о том наборе критериев оценки текста, принципов его анализа, о которых нельзя забыть в процессе написания сочинения . А их порядок и иерархия - дело автора работы, свидетельствующее о его литературоведческой подготовке, культурном уровне, времени создания интерпретации, литературных способностях.

схема

Как закончить сочинение? В заключении сочинения обычно делается вывод, развивающий мысли, заложенные во вступлении . Это могут быть рассуждения историко-биографического плана, возможно и «вписывание» стихотворения в контекст либо всего творчества поэта, либо какого-то из основных мотивов лирики.

Как закончить сочинение?

вывод, развивающий мысли, заложенные во вступлении

Это могут быть рассуждения историко-биографического плана, возможно и «вписывание» стихотворения в контекст либо всего творчества поэта, либо какого-то из основных мотивов лирики.

2 стр., 936 слов

Лирический герой Лермонтова (в поэзии, стихотворениях) 10 класс

... Картинка к сочинению Лирический герой Лермонтова (в поэзии, стихотворениях) Популярные сегодня темы В своей повести ... лирический герой в его произведении "Узник", всеми покинутый и оказавшийся в темнице, страдает от своего одиночества: «Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом» С ролью одинокого, непризнанного и осуждаемого поэта Лермонтов ... Это может проявляться в том, какие художественные приемы и ...

При достаточно широкой литературной эрудиции автора сочинения

  • При достаточно широкой литературной эрудиции автора сочинения

уместно провести параллели с похожими стихотворениями в русской и мировой поэзии.

Возможно и эмоциональное заключение

Несколько советов авторам будущих выпускных сочинений Правило первое Выбирайте анализ лирики , если хорошо знаете поэзию названного автора или конкретное стихотворение. Правило второе

Несколько советов авторам будущих выпускных сочинений

Правило первое

  • Выбирайте анализ лирики , если хорошо знаете поэзию названного автора или конкретное стихотворение.

Правило второе

  • Для хорошего, грамотного, всестороннего анализа Вам необходимо свободно ориентироваться в творчестве поэта, знать его (творчества) основные этапы, идеи, образы, даже если об этом, как кажется, нет ни слова в формулировке темы .

Правило третье Если для анализа предложено слишком известное, хрестоматийное произведение (например, пушкинский «Памятник»), но Вы решили взять тему, постарайтесь выстроить размышление, избегая штампов в содержании .

Правило третье

Если для анализа предложено слишком известное, хрестоматийное произведение (например, пушкинский «Памятник»),

но Вы решили взять тему,

постарайтесь выстроить размышление, избегая штампов в содержании

Правило четвёртое Постарайтесь трезво оценить свои силы: например, если для анализа предлагается выбрать стихотворение поэта XX века, то между общеизвестным и неизведанным , выбирайте общеизвестное; не проявляйте ненужной самостоятельности — вспомните уроки литературы.

Правило четвёртое

выбирайте общеизвестное;

— вспомните уроки литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/plan-sochineniya-po-lirike/

Правило пятое, общее Внимательно прочитайте формулировку темы. Нельзя просто излагать в своей работе решительно всё, что вам известно о стихотворении. Помните, сочинение — это творческая работа, предполагающая ваше умение свободно обращаться с материалом, выбирая необходимое, отбрасывая излишнее (это касается и работ, посвящённых прозе).

Правило пятое, общее

Внимательно прочитайте формулировку темы.

ваше умение свободно обращаться с материалом, выбирая необходимое, отбрасывая излишнее

и работ, посвящённых прозе).

Правило шестое Сформулируйте проблему работы . Попытайтесь понять, чего именно от вас хотят: 1 .«просто» проанализировать стихотворение ; 2.сопоставить его с каким-либо другим стихотворением (этого или другого автора); 3.проследить определённую идею или образ в лирике или творчестве автора; 4.объяснить роль каких-либо поэтических средств (тропов) в стихотворении .

11 стр., 5194 слов

Тема жизни и смерти в лирике лермонтова

... в русской поэзии. “Погиб поэт! — невольник чести — пал, оклеветанный молвой…” Лермонтов как бы говорил от имени целого поколения, исполненного скорби о национальном гении и негодования, направленного против его врагов. “Смерть поэта ...

Правило шестое

Сформулируйте проблему работы

Попытайтесь понять, чего именно от вас хотят:

.«просто» проанализировать

2.сопоставить его с каким-либо другим стихотворением

3.проследить определённую идею или образ

4.объяснить роль каких-либо поэтических средств

Правило седьмое Для сочинений на эту тему нельзя предложить единого, типового плана. В вашем рассуждении нужно выделить несколько обязательных элементов: 1. время и место создания произведения, история его возникновения, связь с остальным творчеством автора; 2. тема стихотворения (предмет изображения), особенности жанра (если его можно определить), идея (главная мысль) 3. образы, использованные в данном стихотворении; 4. средства их создания (тропы); 5. композиция произведения. Последовательность изложения этих пунктов может варьироваться по вашему усмотрению .

Правило седьмое

Для сочинений на эту тему нельзя предложить единого, типового плана. В вашем рассуждении нужно выделить несколько обязательных элементов:

1. время и место создания произведения, история его возникновения, связь с остальным творчеством автора;

2. тема стихотворения (предмет изображения), особенности жанра (если его можно определить), идея (главная мысль)

3. образы, использованные в данном стихотворении;

4. средства их создания (тропы);

5. композиция произведения.

Последовательность изложения этих пунктов может

варьироваться по вашему усмотрению

Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова Примерный план. Любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна. Лермонтов — патриот своего Отечества. Рабски покорная Россия ненавистна поэту: а) «... немытая Россия страна рабов, страна господ...» («Прощай, немытая Россия»); б) Страна, где «стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»).</p>
<p>Что Лермонтов противопоставляет современности: а) славное прошлое России («Песня про купца Калашникова»); б) поколение «детей двенадцатого года» («Бородино»).

Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова

Примерный план.

  • Любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна.
  • Лермонтов — патриот своего Отечества.
  • Рабски покорная Россия ненавистна поэту:

а) «… немытая Россия страна рабов, страна господ…» («Прощай, немытая Россия»);

  • б) Страна, где «стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»).

  • Что Лермонтов противопоставляет современности:

а) славное прошлое России («Песня про купца Калашникова»);

— б) поколение «детей двенадцатого года» («Бородино»).

  • Изображение поколения 30-х годов XIX века («Дума»).

  • «Люблю Отчизну я, но странною любовью…» («Родина»).

  • Родные просторы, природа лечит израненную душу человека («Как часто пестрою толпою окружен»).

  • Поэзия Лермонтова — новое звено в цепи исторического развития общества.

Пояснения . Лермонтов как человек своего поколения стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно». Поэту чужд был показной патриотизм и поэтому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия - почти идеальное государство. Россия Лермонтова предстает в другом виде, это - страна рабов, страна господ... Лермонтов противопоставляет современности славное прошлое России. Так он размышляет о проблеме положительного героя. Героическим поэт называет и поколение «детей двенадцатого года», победивших в войне 1812 года. Затем уместно было бы противопоставление героического поколения 30-х годов XIX века. Неспособность, а чаще нежелание найти применение силам в <a href=жизни - главная беда человека в России того времени. В стихотворении «Родина» поэт подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него Отчизна ." width="640">

3 стр., 1182 слов

Пушкин А.С. — Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

... поэта стать глашатаем правды, заканчивается стихотворение, посвященное высокому общественному и гражданскому назначению поэта и поэзии. Стихотворение "Арион", написанное в 1827 году, воссоздает в ... Тема одиночества поэта среди толпы поднималась Пушкиным во многих стихотворениях о положении поэта в обществе. Так, в стихотворении ... легкими, как сон, Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у ...

Пояснения

Лермонтов как человек своего поколения стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно».

страна рабов, страна господ…

Лермонтов противопоставляет современности славное прошлое России. Так он размышляет о проблеме положительного героя.

Героическим поэт называет и поколение «детей двенадцатого года», победивших в войне 1812 года.

Затем уместно было бы противопоставление героического поколения 30-х годов XIX века. Неспособность, а чаще нежелание найти применение силам в жизни — главная беда человека в России того времени.

В стихотворении «Родина» поэт подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него Отчизна .

Судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова Ориентировочный план сочинения. I .(Вступление.) Традиционный взгляд на назначение поэта и поэзии в русской литературе от Г.Р. Державина до А.С. Пушкина. II . (Главная часть.) 1. ..«Смерть Поэта» как литературный дебют М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов об исторической роли А.С. Пушкина и трагической участи Поэта в современном мире. 2. «Пророк» М.Ю. Лермонтова и эпоха, его породившая. а) «Пророк» как отклик-размышление, отклик-возражение на стихотворение А.С. Пушкина с тем же названием. б) Противостояние поэта и толпы как устойчивый мотив лирики М.Ю. Лермонтова. в) Какие идеалы поэт-пророк пытается пронести неизменными через скепсис и неверие своей эпохи?

Судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова

Ориентировочный план сочинения.

I .(Вступление.)

Традиционный взгляд на назначение поэта и поэзии в русской литературе от Г.Р. Державина до А.С. Пушкина.

II

1. ..«Смерть Поэта» как литературный дебют М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов об исторической роли А.С. Пушкина и трагической участи Поэта в современном мире.

2. «Пророк» М.Ю. Лермонтова и эпоха, его породившая.

а) «Пророк» как отклик-размышление, отклик-возражение на стихотворение А.С. Пушкина с тем же названием.

б) Противостояние поэта и толпы как устойчивый мотив лирики М.Ю. Лермонтова.

2 стр., 912 слов

ОСМЕЯННЫЙ ПРОРОК. Лермонтов о поэте и поэзии

... в океане, Надежд разбитых груз лежит. Век Лермонтова Лермонтов, чувствовавший свое время сердцем, физически ощущал утрату: поэзией своего высокого назначения; обреченность поэта — божьего избранника, на одиночество и презрение ... мысль о том, что поэзия должна служить народу, утратив это свое назначение она вряд ли обретет его вновь: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! Иль никогда, на ...

в) Какие идеалы поэт-пророк пытается пронести неизменными через скепсис и неверие своей эпохи?

3. Развернутое сравнение поэзии и оружия, прошлого и настоящего в стихотворении «Поэт» (1838 г.).</p>
<p>а) Сравнение прошлого и настоящего в судьбе кинжала. б) Судьба поэзии «вчера» и «сегодня» в) Гражданский пафос заключительных строк. Какой призыв звучит в них? III . (Заключение.) Как размышления о назначении поэта и поэзии в обществе, о противопоставлении поэта и толпы, обращение к поэзии как к голосу народа характеризуют лирического героя М.Ю. Лермонтова? Что нового внес поэт в размышления на данную тему по сравнению со своими предшественниками? Близка ли вам позиция М.Ю. Лермонтова в его понимании роли поэтического слова?

3. Развернутое сравнение поэзии и оружия, прошлого и настоящего в стихотворении «Поэт» (1838 г.).

а) Сравнение прошлого и настоящего в судьбе кинжала.

б) Судьба поэзии «вчера» и «сегодня»

в) Гражданский пафос заключительных строк. Какой призыв звучит в них?

III

Как размышления о назначении поэта и поэзии в обществе,

о противопоставлении поэта и толпы, обращение к поэзии

как к голосу народа характеризуют лирического героя

М.Ю. Лермонтова? Что нового внес поэт в размышления на данную тему по сравнению со своими предшественниками? Близка ли вам позиция М.Ю. Лермонтова в его понимании

роли поэтического слова?

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3-4 стихотворений по выбору ученика) Михаил Юрьевич Лермонтов. Что значит это имя для русского человека? Что значит это имя для меня? Читая стихи М.Ю. Лермонтова, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого необъятного мира. Читая стихи Лермонтова, я всякий раз ловлю себя на мысли, что они не созданы человеком, а как бы возникли из самой природы, поэтому существуют вечно.

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3-4 стихотворений по выбору ученика)

Михаил Юрьевич Лермонтов. Что значит это имя для русского человека? Что значит это имя для меня?

Читая стихи М.Ю. Лермонтова, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого необъятного мира. Читая стихи Лермонтова, я всякий раз ловлю себя на мысли,

что они не созданы человеком, а как бы возникли из самой природы, поэтому существуют вечно.

В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. В стихотворении

5 стр., 2083 слов

«Лермонтов и музыка»

... стихи поэта и слушаем романсы русских композиторов на их тексты. Я исследовал жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Передо мной встали вопросы: как музыкальные дарования отразились в поэзии Лермонтова, и как творчество поэта ...

В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. В стихотворении «И скучно и грустно» поэт размышляет о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости:

И скучно и грустно, и некому руку подать, В минуту душевной невзгоды…, Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?, А годы проходят — все лучшие годы!

В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка. Лермонтовская поэзия многолика. Поражает то, как поэт образно и доступно объяснялся в любви к России, раскрывал глубину своего чувства. Поэт и гражданин, он страдал и переживал, искал ответы на наиболее злободневные вопросы, связанные с судьбой Отечества. Но отношение к Родине у него было противоречивым. Он гордился ее историческим прошлым, героизмом и мужеством народа, защищавшего свою землю до последнего вздоха. Лермонтов любил необъятные просторы России, ее природу. Ему были дороги и милы степи, безбрежные леса и реки:

В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -, Такая пустая и глупая шутка.

Лермонтовская поэзия многолика. Поражает то, как поэт образно и доступно объяснялся в любви к России, раскрывал глубину своего чувства. Поэт и гражданин, он страдал и переживал, искал ответы на наиболее злободневные вопросы, связанные с судьбой Отечества. Но отношение к Родине у него было противоречивым. Он гордился ее историческим прошлым, героизмом и мужеством народа, защищавшего свою землю до последнего вздоха. Лермонтов любил необъятные просторы России, ее природу. Ему были дороги и милы степи, безбрежные леса и реки:

Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Поэт ненавидел самовластие и тиранию, презирал свое поколение, не способное к борьбе. Эти мысли звучат в

Люблю дымок спаленной жнивы,, В степи ночующий обоз, И на холме средь желтой нивы, Чету белеющих берез.

Поэт ненавидел самовластие и тиранию, презирал свое поколение, не способное к борьбе. Эти мысли звучат в «Думе»:

К добру и злу постыдно равнодушны,, В начале поприща мы вянем без борьбы:, Перед опасностью позорно малодушны, И перед властию — презренные рабы.

Лермонтов был в отчаянии, так как не видел правильного и благополучного пути, по которому могла бы пойти Россия. Его не удовлетворяло ее настоящее, но и не менее безотрадным представлялось будущее

Страдания поэта усиливались в связи с тем, что современники не понимали главного (стихотворение «Пророк») : Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья : В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Он сознавал свою отчужденность и одиночество. Эти мотивы воплотились в ряде основных образов его поэзии: парусе, пустыне, пальме, утесе и многих других. В стихотворении

Страдания поэта усиливались в связи с тем, что современники не понимали главного (стихотворение «Пророк») :

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья

В меня все ближние мои, Бросали бешено каменья.

Он сознавал свою отчужденность и одиночество. Эти мотивы воплотились в ряде основных образов его поэзии: парусе, пустыне, пальме, утесе и многих других. В стихотворении «Листок» Лермонтов сравнивал свою судьбу с судьбой одинокого листка, обреченного, как и он сам, на скитания:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой, И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;, Засох и увял он от холода, зноя и горя, И вот наконец докатился до Черного моря.

О своей неприкаянности поэт говорил в стихотворении

О своей неприкаянности поэт говорил в стихотворении «Парус». Он предпочитал жизнь, полную радостей и страданий, спокойному, равнодушному существованию:

Под ним струя светлей лазури,, Над ним луч солнца золотой…, А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Разлад между мечтами и действительностью был слишком велик. В результате Лермонтов перестал верить во взаимопонимание между людьми и в любовь. Она приносила ему не радость, а грусть:

Я жить хочу, хочу печали Любви и счастию назло: Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным: Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.

Я жить хочу, хочу печали, Любви и счастию назло:, Они мой ум избаловали, И слишком сгладили чело.

Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным:

Нет, я не Байрон, я другой,, Еще неведомый избранник,, Как он, гонимый миром странник,, Но только с русскою душой.

Судьба Лермонтова была более трагична. Он считал себя прежде всего национальным поэтом, обличителем и понимал, что выбран- ный им путь правдивого художника российской действительности неизбежно повлечет за собой его смерть, которая окончательно довершит разочарование в жизни и поставит точку в поединке Лермонтова с нею.

Итак, все творчество поэта —это его размышления о смысле сущест- вования, судьбе своей Родины, о смерти и вечности. Темы, к кото- рым он обращался, очень актуальны в наше время, когда Россия находится на историческом перепутье, когда разрушилось все то, что в течение почти восьмидесяти лет считалось непоколебимым и в чем большинство людей даже не сомневалось. Сейчас особенно остро встали вопросы о путях выхода из экономического и полити- ческого кризиса и ответственности каждого человека за судьбу Рос- сии. Поэтому неудивительно, что к стихам Лермонтова обращаются очень многие. Ведь это поэт и гражданин, который глубоко любил свою Родину и учил не только своих современников, но и потомков справедливости, доброте и умению понимать и чувствовать прекрасное.

Наука утверждает, что нет универсально­го «ключа» к любому стихотворению. Поэтому задача читателя-школьника — в каждом отдельном случае найти такой «ключ». Но даже самые подготовленные читатели не могут исчерпать до конца смысл лирического текста, в нём всегда остаётся какая-то загадка.

Наука утверждает, что нет универсально­го «ключа» к любому стихотворению. Поэтому задача читателя-школьника — в каждом отдельном случае найти такой «ключ». Но даже самые подготовленные читатели не могут исчерпать до конца смысл лирического текста, в нём всегда остаётся какая-то загадка.