проходят в школах на уроках русской литературы уже в 6 классе. Оттого произведение принято воспринимать как «детское» и объяснять попроще: Лесков воспевает искусство и патриотизм русских мастеров, сочувствует их тяжелой судьбе.
Левшу – безымянного тульского мастера – обычно называют положительным героем, воплощающим в себе «лучшие черты русского народа».
Иллюстрация Кукрыниксов
Однако внешняя простота лесковских произведений обманчива. Его герои не делятся на чисто положительных и чисто отрицательных: и Левша, и оба русских императора, и казак Платов, и английский полшкипер наделены как недостатками, так и благородными чертами. Автор над всеми подшучивает и всем сочувствует.
Сбивает с толку и язык Лескова. Сдобренный «народными» словечками и оборотами, он вызывал удивление у современников: так в народе никогда не говорили. Этот наивный и насмешливый язык выдуман самим Николаем Лесковым и существует лишь в его книгах.
После публикации сказа литературные критики спорили о смысле «Левши»: одни видели в нем насмешку над русским народом, другие – неглубокую ура-патриотическую сказку о превосходстве русских над иностранцами. Сам Лесков открещивался от этих обвинений.
вы можете прочитать на нашем сайте.
План произведения
Чтобы составить план, нужно выделить в произведении ключевые моменты. Вот они:
- Царь Александр I в Англии, покупка стальной блохи
- Царь Николай I получает блоху в наследство
- Платов дает задание оружейникам
- Работа тульских мастеров
- Левша в Петербурге
- Левша в Англии
- Возвращение домой и смерть левши
О чем писать в сочинении по «Левше»
Тема и проблематика
Тема сказа – судьба талантливого человека в России. Лесков поднимает проблему несправедливости: гениальный мастер всю жизнь терпит унижения.
Однако он не соглашается остаться в Англии, где к нему впервые относятся по-человечески. Между собственным благополучием и помощью Родине левша выбирает последнее и возвращается в Россию, чтобы предупредить царя: «У англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Но жертва левши оказывается напрасной: его не слушают, он умирает в больнице для бедных, никому не нужный.
СОЧИНЕНИЯ по творчеству H. С. Лескова
... творчестве Лескова, отражаются национальные черты, национальный тип характера. Лесков не раз обращал внимание на то, что простая русская ... Сочинение «Женские образы в произведениях Н. С. Лескова » Изображение идеала женщины у Лескова ... странник» (1873). «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883). Герои Лескова — русские православные люди-праведники, ... толкает ее однажды прогуляться по двору. Здесь она ...
Герои
Герои описаны без лишних подробностей, символически: они воплощают русскую жизнь в разных ее проявлениях.
Левша – безымянный тульский мастер, необразованный, но гениальный в своем деле. Скромный, по-своему верующий, любящий родину, но при этом недалекий, по-детски наивный и склонный к пьянству.
Император Александр I, Император Николай I, Атаман Платов, Английский полшкипер, Доктор Мартын-Сольский, Граф Чернышёв
Образ и характеристика Левши
Имя
Главный герой лишен имени. Слово «левша» Лесков пишет с маленькой буквы. Получается, это даже не прозвище, а обозначение, чтобы отличить одного безымянного тульского мастера от двух других.
Левша единственный, чьего имени нет на подковах стальной блохи: «Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».
Портрет
Оружейник внешне неказист, «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при учении выдраны». Поэтому голова у него «щипаная». К царю он является в порванной одежде и избитый Платовым: «он в чём был взят, и теперь очень в злом виде».
Иллюстрация Кукрыниксов
Характеристика
Левша – человек простой и недалекий. Он виртуозно владеет ремеслом, но совершенно безграмотен во всем остальном: «Наша наука простая: по Псалтырю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем».
Левша уверен в своем искусстве и не боится представить подкованную блоху на суд царя. При этом он совершенно не умеет держаться перед теми, кто выше по званию, – «не понимает, как надо по-придворному с лестью или с хитростью, а говорит просто».
У мастера есть собственная рабочая гордость, его обижают незаслуженные обвинения и побои Платова. Но левша, с детства привыкший к унижениям, безропотно терпит все издевательства:
Платов ему сто рублей дал и говорит:
— Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал.
Левша отвечает:
— Бог простит — это нам не впервые такой снег на голову.
А вот к хорошему тульский оружейник не привык: даже от сладкого чая он морщится. Когда же на английском корабле «поместили левшу в лучшем виде, как настоящего барина», то «он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился».
Нежелание левши остаться в Англии, где к нему относятся хорошо и ценят за талант, поначалу выглядит непонятно: то ли в нем говорит патриотизм, то ли просто привычка к прежней жизни.
— Мы, — говорит, — к своей родине привержены и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я ещё в холостом звании.
2 стр., 976 словРусский народ в сказке Левша
... сочинению Русский народ в сказке Левша Популярные сегодня темы Набоков написал огромное количество разных произведений. Но первым его прозаическим произведением ... мастера которые проживали в Туле, все говорили что эти мастера смогли подковать крошечную стальную блоху тогда талантливого мастера левшу, решают отправить за границу, в ... следовать творчество Н. С. Лескова, то можно понять что большинство, ...
И все-таки левша оказывается патриотом. В Россию он уезжает, как только замечает важную деталь: англичане смазывают ружья, а не портят их кирпичом, и нужно передать это русским солдатам.
Но благородный порыв левши ни к чему не приводит. Из-за пьянства он попадает в больницу, а из-за нежелания чиновников слушать умирающего мастера его предупреждение так и не передают царю. В итоге левша пропадает ни за грош.
Единственное дело, которым он запомнился, – изготовление гвоздиков для подков стальной блоги. Трудно придумать более бессмысленное занятие.
Почему левша и его товарищи взялись поддержать Платова?
В учебнике В.Я. Коровиной для 6-го класса школьникам предлагается ответить на несколько вопросов по произведению Лескова. Первый из них: «Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?»
«Взялись поддержать Платова и с ним всю Россию» – это цитата из самого сказа, то есть рассказчик оценивает работу мастеров как желание послужить стране.
Сами мастера-оружейники несколько раз повторяют, что главное для них – не подвести императора, что для них крайне важно «царское слово»: «Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется»; «будем на Бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыждении не будет»; «будет тебе что-нибудь государеву великолепию достойное представить».
То есть главный мотив мастеров – не подвести царя, который им доверился, честно выполнить свою работу.
можно найти здесь.
Русский народ в сказе «Левша»
Еще один вопрос, который задают в школе: « Какие лучшие качества русского народа изображены в сказе “Левша” ». В 6-м классе ответить на него можно просто: трудолюбие, скромность, умение превозмогать трудности, патриотизм .
Но не всегда сказ Лескова воспринимали так однозначно. После публикации «Левши» отдельной книгой в 1882 году произведение критиковали как , так и консерваторы