Разделы:
Ключевые слова:
Цели урока:
- развивать коммуникативные умения (уметь собирать материал из различных источников, систематизировать его, кратко записывать основное содержание текстов, уметь использовать сложные предложения в речи (связь работы по развитию речи с изучением русского языка), проникать в подтекст художественного произведения);
- повторить орфограммы (безударные гласные, правописание причастий, наречий, союзов и т. д.), пунктограммы (обособленные члены предложения, знаки препинания при сложных предложениях (ССП и СПП).
Ход урока
Организационный момент.
Эпиграф к уроку (эмоциональный настрой, лексическая работа).
В 1824 году в Одессе Пушкин заканчивает 2 главу романа «Евгений Онегин», где рассуждает о том, что «без приметного следа: было б грустно мир оставить» и хотелось бы оставить о себе память хоть единым звуком, строфой:
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет,
И молвит: то-то был поэт!
Прими ж мои благодаренья,
Поклонник мирных Аонид,
О ты, чья память сохранит
Мои летучие творенья,
Чья благосклонная рука
Потреплет лавры старика!
(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин», гл.2. стр. XL).
Одесса, 1824, публ.1826
Вводная беседа:, Благодаря чьим портретам вы представляете внешность А.С. Пушкина?, Чем интересны именно прижизненные портреты?, О чем еще, кроме внешности, позволяет судить портрет?
Тема, цель урока.
Цель на сегодняшний урок — создать словесный портрет Пушкина, опираясь на то, каким его увидел Орест Кипренский.
Запишем тему урока.
Лексический диктант (работа над тематическим словарем, над орфографией)
Прежде чем начать непосредственную работу над картиной, необходимо вспомнить слова, которые понадобятся нам при написании сочинения подобного вида. Я зачитываю лексическое значение слова, вы записываете само слово. Например,
- Портрет — это художественное изображение человека, которое передает его внешность и характер.
- Изображать — это воспроизводить в художественном образе, показывать или описывать что-либо.
- Позировать — это принимать определенную позу и служить предметом изображения для художника или фотографа.
- Искусство — это творческое отражение действительности в художественных образах.
- Гравюра — это вид графики, печатный оттиск рисунка, нанесенного на различные материалы, такие как дерево, линолеум, камень или металл.
- Репродукция — это картина, воспроизведенная с помощью типографского способа.
- Живописец — это художник, занимающийся живописью.
- Статуэтка — это небольшая статуя, которая служит для украшения интерьеров.
- Композиция — это построение и составление элементов художественного произведения.
- Колорит — это соотношение красок в картине по тону и насыщенности цвета.
- Эскиз — это предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или его отдельной части.
- Этюд — это подготовительный набросок, который используется в изобразительном искусстве для будущего произведения.
В предыдущем уроке мы изучили союзные предложения и провели самостоятельную работу по их проверке. Теперь мы продолжаем изучение темы истории создания портрета.
Роль пейзажей в произведении «Слово о полку Игореве»
... и рассмотрения со стороны исследователей древнерусской литературы и читателей. Цель исследования: определить роль пейзажа в произведении «Слово о полку Игореве». Задачи: изучить теорию о роли пейзажа в художественном произведении; познакомиться с литературоведческими работами по ...
Текст №1 (раздаточный материал).
Вставьте пропущенные буквы и объясните постановку знаков препинания.
История создания картины.
В настоящем исследовании было проведено изучение портрета Александра Сергеевича Пушкина, выполненного художником Орестом Адамовичем Кипренским. Портрет был создан в 1827 году в доме Шереметьева на Фонтанке. Первое впечатление от портрета — впечатление предельной завершенности. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины.
Композиция работы представлена в классическом стиле. Пушкин изображен в полный рост, стоя на фоне нейтрального фона. Это позволяет сосредоточить внимание на главном объекте — самом поэте. Колорит портрета яркий, с использованием насыщенных цветов, что придает работе выразительность и эмоциональность.
Портрет передает внешность Пушкина с большой точностью. Черты лица поэта прекрасно проработаны, позволяя представить себе его внешний облик. Кроме того, в портрете присутствуют различные аксессуары, которые имеют свое значение. Например, на портрете видно, что Пушкин держит в руке перо и книгу, что символизирует его литературную деятельность и важность слова в его жизни.
Согласно искусствоведческой статье, портреты для Ореста Кипренского были средством утверждения нового взгляда на человека как на внутренне независимую личность. В данном портрете отражены такие черты личности Пушкина, как его интеллект, глубина мысли и внутренняя свобода.
Таким образом, портрет Александра Сергеевича Пушкина, выполненный Орестом Кипренским, является выразительным и точным изображением поэта, передающим его внешний облик и внутренний мир.
Описание портрета А.С. Пушкина, написанного художником О.А. Кипренским
А.С. Пушкин изображен в строгом сюртуке и перекинутом через плечо клетчатом красно-зеленом шотландском пледе (некоторые исследователи называют его плащом).
Портреты Пушкина Кипренского и Тропинина
... портретах Пушкина работы О.А.Кипренского и В.А.Тропинина. Гипотеза: Предполагается, что работы О. А.Кипренского и В.А.Тропинина являются самыми удачными изображениями поэта. Пушкин в живописи Портрет отличается подчеркнутой сдержанностью и поэтичностью. Пушкин на портрете Кипренского ... Пушкина и введены им в описание кабинета Онегина в сельском доме. «Портрет Александра Сергеевич Тропинину для меня и ...
Его руки изящно скрещены на груди, силуэт отчетливо вырисовывается на мягком желто-зеленом фоне. Именно эта поза, не свойственная А.С Пушкину в жизни, придает всему образу поэта внутреннюю собранность и говорит о большом напряжении внутренних сил.
Освещение подобрано так, чтобы особенно выделялось лицо поэта. Лицо задумчиво, вдохновенно. Кипренский совершенно не стремился идеализировать своего героя, приукрасить его, напротив, он даже склонен подчеркивать в лице Пушкина характерные «арапские» черты: широкие ноздри, слегка выдающиеся крупные губы. Густые каштановые волосы свободно вьются на голове, не спускаясь на высокий лоб и не выбиваясь беспорядочно. Взгляд обращен вдаль. Взгляд А.С. Пушкина глубок, но в то же время и слегка рассеян, как будто поэт внимает только одному ему слышимым голосам.
Фигура Пушкина написана анфас, но голова повернута немного направо, туда, где в глубине за креслом виднеется бронзовая статуэтка Музы. Вся фигура Пушкина напряжена, натянута, как струна, безмятежность его лица лишь кажущаяся.
Художнику удалось создать уникальный портрет — портрет не просто человека, но именно Поэта. Кипренский выбрал статичную композицию, напоминающую античные бюсты, тем самым, сравнивая Пушкина с великими поэтами прошлого. Фон вокруг головы слегка высветлен, образуя свечение, подобное нимбу. Желто-зеленый фон картины, цвет оливы, лавра, ассоциативно напоминает о том, что «любимцев Аполлона» — поэтов — награждали лавровыми венками. О том, что перед зрителями именно поэтическая личность, служитель муз, говорят и детали — энергичная «наполеоновская» поза, «байронический» плащ, эффектно перекинутый через плечо. Тему творчества подчеркивает и бронзовая статуэтка музы лирической поэзии Эрато, имевшей обычно в качестве атрибута цитру или лиру. Присутствие постоянной спутницы Поэта — намек на покровительство богов и поэтическое призвание.
О.А. Кипренскому удалось блестяще передать внутренний мир Творца, поймать мимолетный миг вдохновения.
Что добавили?
В последнем предложении текста утверждается, что «Кипренскому удалось поймать мимолетный миг вдохновения». Какие пушкинские строчки могли бы проиллюстрировать это утверждение? Включите в текст сочинения пушкинскую строчку, использовав любой способ цитирования.
Очень много споров вызвал этот портрет Пушкина. Как бы вы оценили этот портрет? Насколько близко вам такое изображение А.С. Пушкина?
Вот как ответил на работу Кипренского сам Пушкин:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых Муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед на век от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Подведение итогов урока
Домашнее задание (на выбор):
- Напишите сочинение по «Портрету А.С. Пушкина» работы О.А. Кипренского;
- Напишите сочинение на тему: «А.С. Пушкин на портретах О.А. Кипренского и В.А Тропинина».
7.06.2010
Подготовка к сочинению-описанию «А.С. Пушкин на портретах ...
... мой будет вид. («Кипренскому» 1827 г.) Свое мнение обоснуйте. 11. Домашнее задание. Написать сочинение на тему «А.С.Пушкин на портретах О.Кипренского и В.Тропинина», ... Как вы думаете, о каком из своих портретов Пушкин написал: Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, ... истории создания портрета А.С.Пушкина. 7. Работа в группах - описание портрета А.С.Пушкина. (Слайды 9, 10) Какова поза поэта? Как ...