Хлестаков – главный персонаж комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Эта одна из наиболее узнаваемых пьес писателя, которая затрагивает важные социальные темы, а образ Хлестакова помогает раскрыть главную мысль Гоголя. Он же является катализатором действия пьесы.
Хлестаков выглядит очень притягательно. Это молодой и стройный юноша, очень подвижный и неспокойный, довольно эмоциональный. Он излишне худой, но всё равно привлекает к себе много внимания, даже носик у него был «милым». У Хлестакова каштановые волосы и бегающий взгляд, часто смущающий даже уверенных людей. Он одет по последней Петербургской моде, его одежда всегда вычищена до блеска.
Иван Александрович Хлестаков – молодой помещик. Он едет к родителям в поместье, но по пути знатно проигрался в карты. Чиновники уездного городка принимают его за ревизора и торопятся показать ему город и все государственные учреждения, городничий приглашает его в гости, где Хлестаков ухаживает то за его женой, то за дочерью, на которой потом пообещает жениться, но обещание это не сдержит и уедет.
Хлестакову примерно 23-24 лет, но он никак не продвигается по службе. Он занят переписыванием бумаг, но явно не стремится получить должность повыше. При этом Иван любит дорогую, роскошную жизнь, обожает хорошо поесть, не мыслит своей жизни без Петербурга.
Характер героя ветреный и легкомысленный. Прежде всего, стоит отметить, что Хлестаков очень любит врать и приукрашивать. Рассказывая о своей службе в Петербурге семейству городничего, он явно лжет, ведь, по словам Хлестакова, он находился с Пушкиным «на дружеской ноге», сочиняет пьесы и литературные произведения, пользуется уважением на службе. На самом деле всего этого в его жизни нет. У него «необычайная легкость» в мыслях, по его же словам. Хлестакова нельзя назвать очень умным человеком, потому что он не сразу догадывается, за кого его принимают, а после не торопится уезжать, хотя его слуга ему это и советует. Он самовлюблен, любит, когда его хвалят и им восхищаются, как это делают, например, жена и дочь городничего. Хлестаков довольно наглый, он довольно откровенно вымогает взятки «взаймы» у чиновников города.
Многие критики недоумевали, как опытные коррупционеры и воротилы города не поняли, что перед ними обманщик и ничтожество. Однако в этом и заключается главная шутка Гоголя: даже в столице высокие должности достаются по блату, поэтому не было ничего удивительного в том, что ревизором назначили глупого и хвастливого молодого человека, ничего не смыслящего в делах, зато одетого по последней моде.
Образ Хлестакова в комедии «Ревизор», 8 класс
... персонажей, на фоне с которыми Хлестаков кажется ещё более отпетым негодяем, эгоистичного характера. Именно образ Хлестакова получился у Гоголя наиболее ярким и сильным, который, несомненно, должен ... чем ты есть на самом деле, приспосабливаться. Такие качества присуще каждому человеку, но гордится ими или стараться избавится, зависит от каждого из нас. Сочинение про Хлестакова Комедия Гоголя ...
Черты характера Хлестакова | Цитаты |
Лень и несобранность | «…делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет…» |
Расточительность | «…А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему? Не так ли?..» |
Лживость и стремление рисоваться на публике | «…Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт‑Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню…» |
Легкомыслие и любовь к женскому полу | «…Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен. Как вы? Какие вам больше нравятся – брюнетки или блондинки?..» |
Самолюбие и желание понравиться | «…По моему мнению, что нужно? Нужно только, чтобы тебя уважали, любили искренне, – не правда ли?..» |
Трусость и малодушие | …У дверей вертится ручка; Хлестаков бледнеет и съеживается…» |
Безукоризненные манеры и фанфаронство | «Сейчас можно увидеть столичную штучку. Приемы и все это такое…» |
Его жизненные идеалы сводятся к радости потребления | Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия…» |
Глупость и необразованность | Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой‑нибудь мысли. |
Отношение автора к Хлестакову | несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. |