Характеристика главных героев рассказа «Телеграмма» Паустовского

Сочинение

С наступлением октябрьских холодов главной героине Катерине Петровне, уже доживающей свой век, стало трудно ходить и вставать. Жила она в селе Заборье в доме-музее своего отца — известного художника. К ней ежедневно приходила дочка колхозного сапожника Манюшка, помогавшая старушке по хозяйству. Кроме неё, к героине захаживал сторож при пожарном сарае, делавший работу по двору.

Старушка не хотела мешать дочери, Работы было много:

  • устройство выставок;
  • организация конкурсов;
  • поиск талантливых художников.

Письмо девушка получила на работе, но открыла его не сразу, а решила прочитать уже дома. В то время девушка была занята судьбой молодого скульптора Тимофеева, создавшего гениальный бюст Гоголя, пронизывавший её взглядом, словно укоряя в том, что письмо до сих пор лежит в сумочке. Когда Настя всё-таки прочла его, то решила никуда не ехать, ведь нужно было подготовить выставку скульптору.

В течение двух недель девушка занималась организационными вопросами. А в день, когда открылась выставка Тимофеева, ей принесли телеграмму о скорой кончине Катерины Петровны. Она снова почувствовала на себе укоризненный взгляд Гоголя и в тот же вечер отправилась в Заборье.

Старушка не вставала десять дней. Тихон отправил Насте телеграмму, а на другом почтовом бланке написал ответ, будто она уже выезжает и просит её дождаться. Придя к Катерине Петровне, мужчина прочёл телеграмму. Но старушка ему не поверила и, поблагодарив за заботу, отвернулась к стене и вскоре умерла.

Хоронили Екатерину на следующий день. Настя приехала в село уже после похорон. Всю ночь она проплакала в опустевшем холодном доме, ведь знала, что получить прощение могла только от матери, но не успела. Утром девушка уезжала крадучись, чтобы её никто не видел и ни о чём не расспрашивал.

Основные персонажи , Характеристика главных героев «Телеграммы» Паустовского:

  • Катерина Петровна. Пожилая женщина, дочь известного художника. Катерина живёт в ветхом доме, который считается культурным памятником. О муже ничего не сказано, вероятно, он умер, а дочь живёт в Ленинграде, приезжает раз в 3 года, редко пишет и иногда присылает 200 рублей. Катерина Петровна пишет Насте письма, называет её «ненаглядная моя», а дочь, занятая делами, даже не сразу их открывает. Женщина очень скучает по своей кровиночке, стесняется досаждать, но всё же надеется хоть разок увидеть её перед смертью. Старушке кажется, что она не переживёт зиму.
  • Настя. Дочь Катерины, работает секретарём в Союзе художников. Коллеги называют её Анастасией Семёновной. Девушка живёт чужими интересами. Она увлечена работой и старается организовать выставку работ начинающего скульптора, странного вспыльчивого человека. Девушка получает сначала письмо от мамы, потом телеграмму от Тихона и только спустя долгое время понимает, что ближе, чем родная мать, у неё никого нет. Увидеть женщину живой девушка не успевает. Приехав в Заборье, Настя оказывается в доме, из которого давно ушла жизнь. Девушка покидает село рано утром, чтобы не встречаться с жителями.

    9 стр., 4055 слов

    К. Г. Паустовский «Телеграмма»: анализ, герои, тема, проблемы

    ... рассказом мы сегодня познакомились на уроке литературы и каждое слово прокралось ко мне в сердце и заставило задуматься об отношениях детей и родителей. В своем сочинении на тему: «Телеграмма» ... на свете. Настя спешит к матери, но уже поздно. Старушка так и не дождалась дочь. А ведь если бы девушка приехала на ... которая помогала по дому, приносила воду из колодца, ставила самовар, а старушка дарила ей ...

  • Скульптор Тимофеев. Молодой человек со странностями, неуверенный в себе. У мастера получаются интересные работы, но он боится быть осмеянным, при этом завидует чужому успеху. Скульптор беден, после выставки он не верит своему успеху, однако признанные мастера действительно высоко оценили работы. Один даже поблагодарил Настю за то, что она «извлекла Тимофеева на свет».
  • Манюшка. Девочка, которая живёт по соседству, дочь колхозного сапожника. Манюшка приходит к старушке каждый день, подметает, приносит из колодца воду, ставит самовар. Женщина благодарит её и дарит кое-то из своих ценностей, но девочка не понимает, зачем ей перчатки, броши и страусиные перья. Когда силы окончательно покидают старушку, Манюшка неотлучно находится рядом с ней, ухаживает за ней, кормит и поит ее.

История создания

дочь совсем забыла о матери

Помогала Катерине Ивановне по хозяйству соседская девочка Нюрка. А телеграмму её дочери Насте после смерти старушки отослал сам Константин Георгиевич. Дочка приехала спустя трое суток после похорон.

Из автобиографии Паустовского можно проследить некоторую взаимосвязь его собственной полуслепой сестры с действующим лицом Катериной. Есть основания полагать, что в его героине находит отображение не только судьба хозяйки усадьбы Пожалостиных, но и образы близких автору людей. Ведь Катерина Петровна изображена с очень большой любовью, искренним сожалением, тоской и добротой.

История одной фотографии

С «Телеграммой» Константина Паустовского связана реальная история, произошедшая в 1964 году. В Москву на гастроли приехала популярная певица и актриса Марлен Дитрих. Она писала, что в московском аэропорту у встречавших ее журналистов сразу же спросила о Паустовском. Когда Марлен подъезжала к отелю, она уже знала, что писатель лежит в больнице. Г. Арбузова, падчерица Константина Георгиевича, в одном из интервью рассказывала, что Паустовский хотел побывать на концерте Марлен Дитрих, но в то время был очень болен. И вот в сопровождении своего врача В. А. Коневского писатель отправился в Дом литераторов, где она выступала.

После концерта легенда кинематографа отвечала на вопросы. И когда у Марлен спросили, какой у нее любимый писатель, ответила, что любит Паустовского. К ней подошла переводчица Нора и сообщила, что писатель в зале. Марлен стояла и всматривалась в зал, ожидая, что он поднимется на сцену. Но, будучи очень застенчивым человеком, Константин Георгиевич не поднимался. И когда зал стал аплодировать, подбадривая его, Паустовский вышел на сцену. Марлен, не сказав ни слова, встала перед писателем на колени и прижала его руку к своему залитому слезами лицу.

16 стр., 7670 слов

По рассказу паустовского телеграмма рассуждение

... детей и родителей. Рассказ Телеграмма Паустовский В своем сочинении на тему: «Телеграмма» Паустовского хочу отметить ... Настя спешит к матери, но уже поздно. Старушка так и не дождалась дочь. А ведь если бы девушка ... не поднимался. И когда зал стал аплодировать, подбадривая его, Паустовский вышел на сцену. Марлен, не ... Если честно, сейчас я пишу сочинение «Телеграмма» по Паустовскому, и до сих пор под ...

Вечернее платье актрисы, расшитое камнями, было настолько узким, что стали лопаться нитки, и камни посыпались по сцене. Все на мгновение замерли. Недоступная богиня стоит на коленях и целует руки советского писателя. Потом огромный зал медленно и неуверенно поднялся, в тишине послышались робкие одинокие хлопки, а потом началась настоящая буря – шквал рукоплесканий. Когда Марлен помогли подняться с колен, она тихо сказала, что ее потряс рассказ Паустовского «Телеграмма». И с тех пор она считала своим долгом поцеловать руку писателя, написавшего это.

Характеристика героев

все они играют важную роль в сочинении:

  • Катерина Петовна;
  • Настя;
  • Манюша;
  • Тихон;
  • Тимофеев.

Катерина Петровна — старая женщина, доживающая свой век в отцовском доме и мечтающая перед смертью повидаться с горячо любимой дочерью. В усадьбе знаменитого отца на стенах висели старинные портреты, картины и даже небольшая картинка в золотой рамке — эскиз «Неизвестной» Крамского. Женщина называла это поместье «мемориальным» и дорожила им. Но в силу своей старческой слабости уже не могла ухаживать за садом и хозяйством. В этом ей помогали соседи — Тихон с Манюшей.

у родной дочери не нашлось времени навестить старушку

Анастасия характеризуется в Союзе художников как отличный работник и заботливый коллега. Она тратит массу времени на то, чтобы вывести в свет молодое дарование — скульптора Тимофеева. Но совершенно забывает о единственном родном человеке — маме. Настя не хочет ехать в Заборье, которое нагоняет на неё тоску. Письма Катерины Петровны вызывают у неё двоякое чувство: с одной стороны, они приносят облегчение, поскольку героиня понимает, что мать ещё жива, а с другой — беспокойство, ведь кажутся немым укором из-за отсутствия участия в судьбе старушки.

Тихон — сосед, знавший отца хозяйки усадьбы. Мужчина очень уважал и ценил известного художника и поэтому заботился об увядающей старушке. Ему тяжело было смотреть на страдания Екатерины Петровны. Он написал телеграмму от лица Насти в попытке снять камень с души женщины перед скорой кончиной. Хоть старушка и поняла хитрость Тихона, но всё же поблагодарила за заботу о себе.

Манюшка — добродушная соседская девочка, которой старушка постоянно дарила ценные вещички из своего гардероба, чтобы та их продала. Девушка заботилась о женщине и старалась во всём ей помочь. Смерть Катерины оказалась для неё тяжёлым событием: Манюшка не отрываясь смотрела на побледневшую старушку и, поджав на табурете ноги, тряслась.

Тимофеев — гордый и ранимый талантливый скульптор, страдающий от своей невостребованности. Он жаждет похвалы и признания, отчего порой ведёт себя грубо и сварливо.

КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ. ТЕЛЕГРАММА 258-278стр. , ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.О чём вы задумались, прочитав рассказ? Какие сцены вас особенно взволновали?

После прочтения рассказа задумываешься о том, внимательно ли мы относимся к своим родителям, понимаем ли мы до конца, что это единственные люди, которые беззаветно нас любят.

2 стр., 542 слов

«Материнская любовь» по рассказу «Телеграмма» ...

... Телеграмма" по рассказу КГ. Паустовского, СССР 1957 ) Однако автор не оставляет груз вины за Настей. Своим рассказом он хотел показать, что ... в роли Насти - дочери Катерины Петровны , к/ф "Телеграмма", СССР 1957 ) Но и назвать Настю чёрствой ... такой тяжести. И это ещё одно доказательство того, на что способна любовь матери к своим детям. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что рассказ «Телеграмма» ...

Особенно взволновали сцены написания письма дочери от Екатерины Петровны, а так же поступок молодой учительницы.

2.О чём этот рассказ?

В рассказе «Телеграмма» К. Паустовский поднимает тему человеческого равнодушия и одиночества. Сюжетную основу составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью, занятой своей работой в городе, умирает в одиночестве.

3.Почему описание последних дней Катерины Петровны дано на фоне ненастной поздней осени? Какое настроение вызывает пейзажная зарисовка в начале рассказа? Как писатель передаёт это настроение?

Обратили ли вы внимание на «маленький подсолнечник у забора»? Как связан этот образ с состоянием Катерины Петровны? Какие ещё образы-символы из мира природы помогают лучше ощутить и понять боль угасания жизни одинокого человека?

Он создаёт печальное настроение, ощущение какой-то скорой утраты. Описывается октябрьское ненастье. Грусть льётся с самого начала произведения: «Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора». На фоне серого, чёрного окружения природы маленький подсолнечник одинок, как и Катерина Петровна. Он доцветает, как и Катерина Петровна доживает свой век

Далее рассказывается о Катерине Петровне. Автору симпатична эта одинокая старушка. Её одиночество скрашивают девочка Манюшка, помогающая по дому, и сторож Тихон. Она живёт прошлым.

Кажется, в доме время застыло на месте. Он даже чем-то напоминает заброшенный музей. Это подчёркивают такие детали, как пыльный «Вестник Европы», пожелтевшая посуда, картины на стенах, застоявшийся запах нетопленых печей. Катерина Петровна дарила Манюшке сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу – вещи, которые сегодня не найдут применения. Всё, что у неё осталось от жизни, — это дочь Настя. Каждый день старушка думает о Насте, ждёт её появления и плачет. Она сидит так тихо, «что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух».

Тяжесть одиночества автор подчёркивает, одушевляя неживой предмет: «Керосиновый ночник был…, казалось, единственным живым существом в покинутом доме». Писатель вводит описание осеннего рассвета, который по традиции символизирует возрождение. Но здесь он значит совсем иное: «Рассвет всё больше медлил, всё запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам ещё с прошлого года лежали поверх ваты когда-то жёлтые, осенние, а теперь истлевшие и чёрные листья». Так постепенно угасает и жизнь Катерины Петровны, кончается её осень. Ощущение одиночества и старости символически передаются и через образ клёна, который когда-то давно девушкой-хохотушкой посадила Катерина Петровна. Теперь он стоял «облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

8 стр., 3526 слов

Опыт и ошибки к г паустовский телеграмма. по рассказу Паустовского «Телеграмма

... ситуацию, как в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма». Настя проявила черствость по ... сочинения. Грамотно используя литературные источники, учащийся демонстрирует свою эрудицию и ... но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина ... и умирает, а дочь появляется лишь на его могиле. Читая печальные строки рассказа К.Г. Паустовского, начинаешь размышлять о том, как важно самому не повторить ошибок ...

4.Пере

Анализ Телеграммы

Паустовский затронул в новелле очень болезненную тему — про́пасть, образовавшуюся между отцами и детьми на фоне Октябрьской катастрофы 2020 года. Об этой проблеме становится понятно с первой же фразы рассказа, в которой говорится, что «Октябрь был на редкость… ненастный». Но люди, жившие в то советское время, не понимали истинного значения этого предложения, ведь в их головах было заложено табу на обсуждение подобных тем.

Из-за этой «на редкость» глубокой пропасти возникает специфическая нравственная проблематика. В то историческое время никто не был прав или виноват, но одновременно с тем — виновны все. Двадцатый век, если сравнивать его с предыдущим столетием, развивался с бешеной скоростью. Как результат — главная героиня, прожившая всю жизнь в замедленном темпе прошлого, столкнулась с «неудобствами» в общении с людьми нового века.

В «Телеграмме» подняты серьёзные нравственные проблемы — разрозненность родных людей и попытка скрыть свои чувства. Настя, невидевшая мать более трёх лет, получив письмо от неё, казалось, должна была бросить всё в одночасье и мчаться к самой родной своей душе, чтобы успеть с ней повидаться, получить прощение за длительное отсутствие. Но она просто спрятала письмо, проявив чёрствость и равнодушие (которое при этом стоит буквально рядом с отзывчивостью, ведь девушка проявила участие в судьбе совершенно постороннего ей человека).

Произведение Паустовского напоминает своим читателям, что всё в этой жизни следует делать вовремя: говорить о любви близким, стремиться проявлять к ним больше внимания и заботы. Ведь в любой момент эту возможность может отобрать судьба, проявляющая порой особую жестокость.

Персонажи рассказа «Телеграмма»

Константин Георгиевич вспоминал, что в лесном мещерском краю он создал много вещей, в том числе и рассказ «Телеграмма». Дату написания Паустовский не указал, но впервые рассказ был напечатан в восьмом номере журнала «Огонек» в 1946 году. Сюжет рассказа прост: не дождавшись приезда дочери, старая женщина умирает. Дочь, получившая телеграмму о болезни матери, добирается в далекую рязанскую деревеньку только на следующий после похорон день.

Действующие лица этой истории составляют две группы: жители села Заборья и окружение Насти. Катерина Петровна, дочка известного художника, живет после его смерти в селе Заборье в доме, им построенном. К первой группе относятся и ее односельчане: дочка соседа Манюшка, почтарь Василий, молодая учительница, сторож Тихон и старики, хоронившие Катерину Петровну.

Вторая группа лиц сосредоточена вокруг Насти, дочери Катерины Петровны, уехавшей много лет назад в Ленинград. К этой группе героев «Телеграммы» Паустовского можно отнести и скульптора Тимофеева, выставкой которого занимается Настя, и его более удачливого коллегу по цеху Першина, и старого мастера, встревоженного телеграммой, которую получила Настя.

Говоря о творчестве Паустовского, нужно иметь в виду, что художественные детали его произведений несут особую смысловую нагрузку. Также и действующие лица, которых писатель, казалось бы, упомянул мимоходом, на самом деле выполняют важную роль – раскрывают нравственные проблемы, которые волновали автора. Отчасти понять их поможет и краткое содержание рассказа Паустовского «Телеграмма» и анализ, представленные ниже. Параллельно рассмотрим и детали, подчеркивающие тему, и проблемы, затрагиваемые автором.

18 стр., 8893 слов

По рассказу Паустовского Телеграмма рассуждение

... можно чаще говорить им о своей любви, иначе может стать слишком поздно. Именно это, по моему мнению, пытается сказать Паустовский в своём произведении. Телеграмма – сочинение Рассказ «Телеграмма» Паустовского ... Паустовского «Телеграмма» — о доброте и бессердечии, о тоскливом существовании покинутых стариков и одиночестве людей, с виду занятых и успешных. Настя ... уже три года. Писем от неё не ждала ...

Дочь Настя

Еще одна героиня рассказа Паустовского «Телеграмма» – Настя. Она много лет назад уехала из Заборья. Жила в Ленинграде и работала в Союзе художников. Занималась организацией конкурсов и выставок, которые отнимали много времени. Даже вот письмо от матери и то прочесть некогда. «Пишет, значит, жива», – подумала Настя. Спрятала письмо в сумочку не читая и отправилась в мастерскую скульптора Тимофеева.

Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что автор поднимает серьезные нравственные проблемы: разобщенность близких людей, их отдаление и нежелание показать чувства. Три года Настя не видела маму, которая никогда не надоедала упреками и жалобами. И, получив весточку от самого родного и близкого человека, она спрятала письмо, не читая. Этими словами писатель подчеркнул равнодушие и черствость героини.

Промозглый осенний ветер забрался и в мастерскую Тимофеева, который рассказывал о том, как тепло в студии коллеги Першина. Тимофеев жаловался на холод, на ревматизм. Настя пообещала ему помочь и попросила художника показать ей Гоголя. Тимофеев подошел к скульптуре великого писателя и сдернул с нее ткань. Настя вздрогнула. На нее насмешливо смотрел сутулый человек, и она видела, как на его виске бьется склеротическая жилка.

Почему Паустовский выбрал именно скульптуру Гоголя? Как известно, великий сатирик обладал удивительной способностью угадывать человека. Что этим хотел сказать Паустовский? Анализ «Телеграммы» показывает, что в рассказе автор поднимает и тему воздействия искусства на человека. Насте показалось, что Гоголь смотрит на нее насмешливо, словно разглядел ее показную доброту и черствую душу. Настя тут же укоряет себя, что письмо-то в сумочке лежит нераспечатанное.

Телеграмма

Две недели Настя занималась устройством выставки. В день открытия пришли известные художники и скульпторы – обсуждали и хвалили работы Тимофеева. Вошла курьер Даша и вручила телеграмму, смысл которой дошел до Насти не сразу. Поначалу она подумала, что это не ей, но обратный адрес, где было написано слово «Заборье», развеял сомнения. Настя нахмурилась, скомкала телеграмму, и слушала выступление Першина, который рассыпался благодарностями в ее адрес, отмечая, что в лице Анастасии Семеновны забота о человеке стала реальностью.

В рассказе Паустовского «Телеграмма» равнодушие и отзывчивость Насти стоят рядом. Отзывчивая к посторонним людям, она равнодушно отнеслась к письму матери. И казалось бы, получив телеграмму, что самый близкий и родной человек умирает, она должна была бежать к маме со всех ног, чтобы успеть, чтобы увидеть, услышать и обнять ее еще хоть раз. Но Настя скомкала телеграмму. В двух словах, пока с кафедры неслось о заботе, автор выразил жестокость, лицемерие, равнодушие дочери.

Старый художник, озабоченный задумчивым видом Насти, подошел, тронул ее за руку и поинтересовался, не телеграмма ли ее так встревожила? Настя сказал, что телеграмма от знакомой, ничего ужасного не произошло, но весь вечер ощущала на себе пронзительный и тяжелый взгляд. Кто бы это мог быть? Настя подняла глаза: на нее, усмехаясь, смотрел Гоголь.

13 стр., 6288 слов

Мои мысли после прочтения рассказа Паустовского «Телеграмма»

... доме, – её младшая сестра Александра Ивановна. Образ Насти в рассказе К.Паустовского «Телеграмма» В основе сюжета рассказа К. Паустовского «Телеграмма» лежит история отношений матери – Катерины Петровны и ... нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: «Ненаглядная ...

Произведение «Телеграмма» Паустовский продолжает словами из письма Катерины Петровны: «Ненаглядная моя» – обращалась к Насте мать. Настя села на скамейку и заплакала. Она поняла, что никто и никогда не любил ее так, как мама. Тем же вечером Настя уехала в Заборье.