Глубинные произведения А.П.Чехова

Сочинение

Сочинение по тексту:


А.П. Чехову при жизни досталось наибольшее число нареканий критиков в том, что его произведения неглубокие, обывательские, бесперспективные. Однако время показало совсем другое: при кажущейся простоте чеховские произведения затрагивают самые глубинные стороны нашей жизни. Наверное, К. Станиславский это заметил одним из первых. Именно об этом он говорит в статье, фрагмент которой представлен выше. Известный театральный деятель поднимает проблему правильного отношения читателей к творчеству А.П. Чехова. Он говорит о том, что нельзя обвинять драматурга в «обыдёнщине», нужно домысливать, сопереживать, как это делают актёры на сцене в чеховских спектаклях, тогда откроется большой мир чеховской мечты.

Считаю, что мы просто обязаны прислушаться к мнению К. Станиславского, ведь кому, как не ему, известны все тонкости драматического искусства, а тем более — чеховского.

В основанном им Московском художественном театре были поставлены чеховские пьесы «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Чайка», а свободолюбивая птица, изображённая на занавесе сцены, стала визитной карточкой МХТ. Но вернёмся к Чехову. В комедии «Вишнёвый сад» на первый взгляд нет ничего комедийного: Раневская из-за долгов потеряла имение, её дети Варя и Аня остались без крова, вишнёвый сад вырубил и распродал на участки дачникам новоиспечённый делец Лопахин, отец которого был крепостным в этом же имении. Но Чехов упорно называет это произведение комедией, подчёркивая тем самым, что каждый из его героев «ломает комедию» перед другим: Лопахин перед Раневской, Раневская перед дочерьми, Трофимов перед Аней. И в этой ломке действительно гибнет Россия с её секретами сушёной вишни, фанатичной преданностью Фирса, неприспособленностью Гаева. Чехов тоскует вместе с героями об уходящем, болезненно переживает настоящее и искренне верит в то, что будущее будет светло и прекрасно. И мы ему в этом верим.

В другой пьесе А.П. Чехова «Три сестры» тоже как бы два мира: поверхностный — бытовой и глубинный — внутренний. В обычном городе уже двести лет люди «едят, пьют, спят…», иногда от : скуки развлекают себя сплетнями. Но сёстры Прозоровы — Ольга, Маша и Ирина — захотели разорвать этот вечный круговорот скуки в природе. Для этого им непременно надо было уехать в Москву. И что же? Оказалось, что они не свободные птицы, а такие же скучные люди, которые их окружали. Мещанство и пошлость были близки и им. А.П. Чехов в пьесе изобразил не просто трёх сестёр, это мы все: хотим быть особенными, не похожими на других, но упорства в достижении цели нам недостаёт, в собственные силы не верим, полагаемся на волю случая… В итоге гибнут не только лучшие побуждения, но и ум, талант.

5 стр., 2331 слов

Мечта и реальность (Вишневый сад) – по пьесе Чехова

... Онегина Сочинение по пьесе «Вишневый сад» Последняя пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» является величайшим шедевром российской драматургии, это произведение трогало сердца не только современников писателя. «Вишневый сад» и сегодня часто ставят в театрах, ...

Пьесы А.П. Чехова называют психологическими, и это действительно так. В них так глубоко рассмотрена психология человеческой души, что книги писателя смело можно назвать пособием по психологии. Конечно, до них надо дорасти, и это объясняет тот факт, что Чехов — любимый писатель именно взрослых читателей. Но я не против того, чтобы моё взросление начиналось с А.П. Чехова.


Текст К.С. Станиславского:


(1)Пьесы Чехова не обнаруживают сразу своей поэтической значительности. (2)Прочтя их, говоришь себе: «Хорошо, но… ничего особенного, ничего ошеломляющего. (3)Всё как надо. (4)Знакомо… правдиво… не ново».

(5)Нередко первое знакомство с его произведениями разочаровывает. (6)Кажется, что нечего рассказывать о них по прочтении. (7)Фабула, сюжет?.. (8)Их можно изложить в двух словах.

(9)Роли? (10)Много хороших, но нет выигрышных, за которыми погонится актёр на амплуа хороших ролей (есть и такой).

(11)Большинство из них маленькие роли, «без ниточки» (т.е. в один лист, не требующий ниток для сшивания).

(12)Вспоминаются отдельные слова пьесы, сцены.

(13)Но странно: чем больше даёшь волю памяти, тем больше хочется думать о пьесе. (14)Одни места её заставляют, по внутренней связи, вспоминать о других, ещё лучших местах и наконец о всём произведении. (15)Ещё и ещё перечитываешь его — и чувствуешь внутри глубокие залежи.

(16)Мне пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я не помню спектакля, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении — новые глубины или тонкости, которые не были мной раньше замечены.

(17)Чехов — неисчерпаем, потому что, несмотря на обыдёнщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своём основном духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы. (18)Вот почему и мечта его о будущей жизни на земле — не маленькая, не мещанская, не узкая, а напротив — широкая, большая, идеальная, которая, вероятно, так и останется несбыточной, к которой надо стремиться, но осуществления которой нельзя достигнуть.

(19)Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать. (20)Всё это из области вечного, к которому нельзя относиться без волнения.

(По К.С. Станиславскому)