Первое сочинение даргомыжского

Сочинение

Родился Александр Даргомыжский 14 февраля 1813 г. в селе Даргомыже Белевского уезда, Тульской губернии. Его отец, Сергей Николаевич, служил по министерству финансов, в коммерческом банке.

Даргомыжский получил хорошее домашнее образование: он прекрасно знал французский язык и французскую литературу. Играя в кукольный театр, мальчик сочинял для него небольшие пьески-водевили, а в шесть лет стал учиться игре на фортепьяно. Однако его учитель музыки Адриан Данилевский не только не поощрял влечения своего ученика к сочинительству, но нещадно истреблял его первые композиторские опыты. Впоследствии композитор писал: «Считал ли он это неприличным для русского дворянина или полагал, что я мог бы лучше употребить своё время на заучивание заданного мне фортепианного урока, но всякий раз, как я приносил ему на показ новое сочинение, в книжке поведения моего было отмечено: весьма скверно, и я был наказан».

Системы в музыкальном образовании Даргомыжского не было (он брал уроки игры на фортепьяно и скрипке с семи лет), и своими теоретическими знаниями он был обязан, главным образом, самому себе. Так, к восемнадцати годам Даргомыжский был уже автором многих сочинений для фортепьяно, скрипки, двух квартетов, кантат и романсов, но композиторская техника его была ещё недостаточно отточенной.

Решающую роль в выборе жизненного пути сыграло сближение Даргомыжского с

М.И. Глинкой в середине 1830-х гг. и впечатления от премьеры оперы « Жизнь за царя». Позже он вспоминал об этой знаменательной для него встрече: «Одинаковое образование , одинаковая любовь к искусству тотчас сблизила нас… Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях ».

В 1830-х гг. Даргомыжский стал известен в музыкальных кругах Петербурга как «сильный пианист», а также как автор нескольких фортепианных пьес блестящего салонного стиля и романсов: «Oh, ma charmante», «Дева и роза», «Каюсь, дядя», «Ты хорошенькая» и других.

С 1837 по 1841 гг. он работал над своей первой оперой «Эсмеральда» на французское либретто по роману В. Гюго.

До 1843 г. Даргомыжский состоял на службе: сначала в контроле министерства двора, потом в департаменте государственного казначейства; затем он уволился и целиком посвятил себя музыке.

В 1844 г. Даргомыжский побывал в Германии, Париже, Брюсселе и Вене. Личное знакомство с Обером, Мейербером и другими европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее творческое развитие. Но, что удивительно! — именно на чужбине композитор почувствовал себя подлинно русским художником: «… нет в мире народа лучше русского и … ежели существуют в Европе элементы поэзии, то это в России».

15 стр., 7296 слов

Жанр русского романса в литературе и музыке второй половины XIX века

... французского текста в романсе было обязательным условием даже для русских композиторов. Романсы же с текстом на русском языке назывались «российскими песнями». Ранние образцы русского романса запечатлены в творчестве ... в оперу, и в инструментальную музыку первой половины XIX века. В XIX веке развивается русский классический романс. Романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерные для ...

С 1845 г. и до конца жизни Даргомыжский жил в Петербурге, занимался частной музыкально-педагогической деятельностью.

В 1848 г. он написал оперу на текст Пушкина «Торжество Вакха», которой отказали в постановке из-за ее низких художественных достоинств.

Начиная с 1843 г. Даргомыжский работал над оперой «Русалка» по драме А.С. Пушкина, которую закончил в 1855 г.

Первое представление «Русалки» состоялось в 1856 г. в Мариинском успеха не имело. Зато постановка 1865 г. с Платоновой и Комиссаржевским, напротив, была встречена публикой с восторгом.

В последний период творчества Даргомыжский создавал вокальные пьесы, которые оказали определенное влияние на искусство таких композиторов, как Кюи и Мусоргский.

А на Римского-Корсакова и на Бородина особенно подействовали новые оперные приемы Даргомыжского, которые явились осуществлением на практике тезиса, высказанного композитором в письме к Л.И. Кармалиной: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово; хочу правды».

Умер 17 января 1869 г. в Петербурге.

Последнюю оперу Даргомыжского — «Каменный гость» — по завещанию композитора закончил Ц. Кюи. А поставлена она была в Санкт-Петербурге на Мариинской сцене 16 февраля 1872 г.

Музыкальное наследие:

«Эсмеральда»

«Торжество Вакха»

Произведения для оркестра: «Болеро» (1839 г.), «Баба-Яга, или с Волги nach Riga» (шутка-фантазия, 1862 г.), «Малороссийский казачок» (фантазия, 1864 г.), «Чухонская фантазия» (1867 г.)

«Винят меня в народе»

Романсы и песни

Вокальные ансамбли и хоры: дуэты, трио (в том числе Петербургские серенады), квартеты