Было бы неверно думать, что Гамлет слабоволен по натуре. Его колебания вызваны тем, что ему нужны веские доказательства виновности дяди. И когда не остается сомнения в правдивости того, о чем поведал ему ночью призрак отца, Гамлет становится решительным. Он готов вступить в открытый бой. Он должен убить преступника-короля не из личной мести, а для наказания зла и восстановления справедливости. Но роль убийцы ему не по душе:
- Век расшатался; и скверней всего,
* Что я рожден восстановить его…
Нерешительность и колебания Гамлета вызваны тем, что по натуре он не создан для кровавых дел. От сознания того, что он должен «восстановить век», убив короля, ему становится «скверно». По природе он добрый и прямодушный, но чрезвычайные обстоятельства заставляют его взять на себя не свойственную ему роль, и он таится, притворяется, становится желчным и жестоким. «Гамлет, — писал Белинский, — рожден любить людей и делать их счастливыми, а не карать и губить их».
Отдавая должное тонкости психологических наблюдений Тургенева, своеобразно глубокого понимания им сущности шекспировского образа, в то же время нельзя не заметить известную односторонность в его суждениях о Гамлете. Тургенев сомневается в способности Гамлета любить «идеально, чисто», подозревает его в «чувственности», фразерстве, даже в цинизме.
Исходная позиция Тургенева неверна. Отсюда и тенденциозное толкование текста. Гамлет любил не менее сильно, не менее возвышенно, чисто и идеально, чем Дон-Кихот. Но его любовь окрашена в трагические тона. Жизненная позиция Гамлета резко отличается от позиции Дон-Кихота, его добродушия и наивной веры в свои идеалы, его созерцательно-мечтательного отношения к миру. Гамлет по натуре другой. Его конфликт со средой сложнее. В любви он, как и Печорин, не нашел спасения.
Эволюция, переживаемая Печориным, в основе своей близка и родственна эволюции чувства Гамлета к Офелии, с той только разницей, что Лермонтов акцентирует внимание на этапе разрушения чувства. Печорин так же, как и Гамлет, поступает жестоко по отношению к любимой женщине. Общность и в том, что они оба заражены скептицизмом, оба не верят в возможность счастья.
Трагедия любви Гамлета заложена в самом начале зарождения его чувств к Офелии. И здесь возможна аналогия с лермонтовским героем. Они оба любят то, что им” «видится», что создает их беспокойное, мечтательно-романтическое воображение. И чувство их в идеальном выражении живет до тех пор, пока не соприкасается с действительностью, пока оно не разрушается трагическими обстоятельствами реальной жизни. Тургенев глубоко заблуждался, когда предполагал, что Гамлету недоступна «идеальная, чистая любовь», приписывая ему даже грубую чувственность и сластолюбие. Слова его в разговоре с Розенкранцем — реакция на цинизм окружающих. Они произнесены в состоянии почти безумия, ожесточения и отчаяния.
Трагедия Шекспира «Гамлет»
... с.154). Трагедия Шекспира «Гамлет, принц датский» наиболее знаменитая из пьес драматурга. По мнению многих ценителей искусства, это одно из самых глубокомысленных творений человеческого гения, великая философская трагедия. Она ... то же время, это и трагедия обманутого доверия. «Отелло», может быть, самая страшная из трагедий Шекспира, так как здесь убийцей становится благородный, чистый человек. Но и ...
В сцене, на которую ссылается Тургенев, как на доказательство того, что Гамлет по натуре не способен любить, Гамлет сначала говорит Офелии, что когда-то любил ее, и затем тут же отрицает, что любил. Где же правда? Чему нужно верить? «Правда в том, — пишет А. Кеттл, — что он любит то, что тогда ему виделось и все еще кажется до сих пор. Но сейчас он в ином свете увидел жизнь и Офелию, отсюда и его жестокость. Но эта жестокость — пытка для него самого. Гамлет отвергает не Офелию, а то, что с ней сделало время, свою любовь к Офелии».
Под воздействием страшной правды об убийстве отца в душе Гамлета происходит переворот. В нем убита вера в действительность, вера в людей. В окружении врагов единственной светлой точкой во мраке жизни остается любовь к Офелии. И теперь вера в чистоту и возвышенность этой любви поколеблена. В разговоре с Офелией Гамлет сомневается в ее искренпости, замечает в поведении ее притворство. Разрушается светлый образ. И все в Гамлете протестует, бунтует. В ожесточении он не щадит своего чувства к Офелии, которая вольно или невольно становится послушным орудием в руках его врагов.
Гамлет говорит Офелии: «Уйди в монастырь; К чему тебе плодить грешников? Сам я скорее честен, и все же я мог обвинить себя в таких вещах, что лучше бы моя мать не родила меня на свет; я очень горд, мстителен, честолюбив… К чему таким молодцам, как я, пресмыкаться между- небом и землей?».
Подлинный смысл сцены, на которую ссылается Тургенев, можно понять, только учтя душевное состояние Гамлета, переживающего глубокую трагедию. Слова его, обращенные к Офелии, полны желчной иронии. Почему Гамлет, у которого такие возвышенные представления о любви, у которого такая деликатная душа, говорит любимой девушке грубые, жестокие слова? Только потому, что в нем убита вера, оскорблено чувство, которое для него является святым.
Между трагедией Шекспира и романом Лермонтова есть некоторая общность по жанровым признакам. В них преобладает лирическое начало. В обоих случаях исследователь вправе рассматривать эти два произведения с точки зрения отражения в них личности автора. Вполне убедительно звучат слова Г. Брандеса о том, что Шекспир работал над своей трагедией, «все более и более увлекаясь желанием вложить в душу Гамлета, как в сокровищницу, свою собственную житейскую мудрость, итог своего собственного житейского опыта и выводы своего собственного острого и зрелого ума».
Реферат шекспир гамлет
... что действие трагедии построено вокруг личности героя. Трагедия Шекспира "Гамлет - принц датский", наиболее знаменитая из пьес английского ... говорили о «совершенном умственном оцепенении», но в его речах таилась «бездонная хитрость», и никому не удавалось понять скрытый смысл его слов. ... жизни - коварство, измену, убийство близких. Он утратил веру в людей, любовь, жизнь утратила для него свою ...
То же самое можно сказать о романе Лермонтова, который явился высшим синтезом всего творчества русского поэта, где с наибольшей полнотой нашла отражение личность автора, его собственный жизненный опыт, наблюдения не столько внешней среды, сколько собственной внутренней жизни.
Печорин, как и Гамлет, не сильно привязан к жизни, не особенно дорожит ею. «Мне жизнь моя дешевле, чем булавка». Спустя два века после Гамлета этот вопрос встал и перед Печориным. Он тоже вслед за Гамлетом мог сказать, что перенес все беды, «плети и глумление века», «гнет сильного, насмешку гордеца», «боль любви», «заносчивость властей и оскорбления», но не покорился. Он так же, как и Гамлет, избрал путь «противоборства». Они оба, и Гамлет, и Печорин, принадлежат к типу людей, которые, по словам И. А. Гончарова, «родятся от прикосновения бури, под ударами, в борьбе». «Внешне всегда выглядит благопристойнее человек, — пишет В. Парин, — который молча и достойно покоряется. Но такой путь не для активных людей. И Гамлет противоборствует. Очевидно, ото тяжело и ему, и окружающим. Но необходимо. Исторически — как утверждают исследователи творчества Шекспира. И физиологически — так сказали бы иыне исследователи организма человека. Это вечно живой литературный герой — образ бойца. Он сознательно, все взвесив, выходит на стресс-ситуацию, а не уклоняется от нее».
И Гамлету, и Печорину тесен мир. В них идеальное воплощение человеческой природы, высокоинтеллектуальной, остро и тонко чувствующей личности. Натуры их «чисто внутренние, созерцательные, субъективные, рожденные для чувства и мысли».65 Они оба окружены людьми низкими, подлыми. Гамлет говорит о себе, обращаясь к Горацио: «Крутом опутан негодяйством». И Гамлет, и Печорин — герои безвременья, «пустого века», «сурового мира», «эпохи сомнений и раздумья, эпохи сознания каких-то черных дел, совершившихся возле них, каких-то измен великому в пользу ничтожного и пошлого» .