- Краткие содержания
- Паустовский
- Телеграмма
Дело было в октябре. Катерина Петровна жила в доме своего отца. Отец – известный в своё время художник. Он приехал в село, когда стал старым, ухаживал за садом, картин уже не рисовал. Дом был взят под охрану музеем области. А умрет Катерина Петровна? Что станет с домом? А ведь жили они с отцом в Париже. Теперь в родном селе Заборье ей и поговорить не с кем, разве что с Манюшкой, девчонкой-помощницей по дому. В благодарность хозяйка дома отдавала свои личные вещи: перчатки, шляпу. Иногда приходил сторож Тихон, готовил дрова на зиму. Вот он помнил отца хозяйки, сам он в то время мальчонкой был. Ему нравились работы художника.
Вот и все гости, а ночи казались длинными, нескончаемыми. Единственная дочь обосновалась в Ленинграде, в родном селе её видели три года назад. Мать Насте писала редко, а вспоминала о дочери часто. Дочь ответными письмами не баловала, но исправно ежемесячно переводила матери по двести рублей. В денежном переводе всегда было написано несколько строк, повторяющихся из месяца в месяц. Матери казалось, что деньги хранят запах дочери.
Однажды в садовую калитку среди ночи постучали. Катерина Петровна долго одевалась и тяжёлой поступью подошла к калитке. Вопрос старушки остался без ответа, и она подумала, что ей показалось, что за калиткой кто-то есть. Добрела до дома, написала письмо Насте, не дожидаясь утра. Она просила дочь приехать, попрощаться, она чувствовала приближение смерти.
Письмо отнесла на почту Манюшка. Работа у Насти была ответственная: секретарь Союза художников. Выставки и конкурсы она должна была организовывать. Получив письмо от матери, она отложила его чтение на потом. Она немного успокаивалась, получая такие весточки, значит, мать жива.
По поручению правления Настя пошла осматривать жилище молодого скульптора. Холодно и зябко показалось ей в мастерской творца, Тимофеев начал не очень приятный разговор, и чтобы переменить тему, Настя попросила показать скульптуру Гоголя. Писатель смотрел на неё с молчаливым укором. Она вдруг вспомнила, что так и не прочла письмо.
Выполнив поручение и добившись разрешения на персональную выставку для Тимофеева, Настя пришла домой. Ехать ей сейчас было нельзя, и не хотелось трястись в поезде, а потом видеть слёзы матери.
Около двух недель Настя готовила выставку, и она удалась. Началось обсуждение, в этот момент пришла курьерша и принесла телеграмму. В телеграмме было всего три слова о том, что мать умирает. А обсуждение шло своим чередом, говорили про заботу о человеке, хвалили Настю за чуткость, долго ей аплодировали. Настя держала в руке телеграмму от матери. И опять пронизывающий насквозь гоголевский взгляд. Выбежав на улицу, она заплакала, наконец-то, как будто прозрев и осознав, что её любила только одна мама и дороже и роднее матери у Насти никого нет. Одна только мысль не давала теперь Насте покою: «только бы успеть увидеть маму живой».
Равнодушие и отзывчивость аргументы паустовский телеграмма. по ...
... нужен. Рассказ заканчивается печально. Катерина Петровна умирает, так и не повидавшись со своей дочерью. А опоздавшая на два дня на похороны матери Настя навсегда останется с чувством непоправимой вины. 6. Проблема ...
Все билеты были распроданы, но пожилая кассирша пожалела Настю и помогла сесть в поезд. А Катерина Петровна уже совсем не вставала с постели и постоянно вспоминала о дочери. Пришёл Тихон и показал старушке телеграмму, прочитал её. А в ней сообщалась, что Настя выехала к матери. Догадалась мать, что Тихон эти слова утешения сам написал. Не дождалась дочери, умерла тихо, как будто уснула. Настя тоже не дождалась, приехала уже после похорон и уехала с тяжестью в сердце.
История создания и персонажи , Главных героев в этой истории всего двое:
Екатерина Петровна — старая женщина, которая предчувствует свою скорую кончину. Единственным её желанием было повидаться с дочерью. Но та жила и работала в Ленинграде, поэтому в небольшую деревушку Заборье, где доживала век её мать, девушке добираться было далеко. Екатерина Петровна это понимала, поэтому старалась не докучать занятой дочери своим вниманием. Она хоть и думала о ней каждый день, перебирая бумажки, которые приходили с переводом денег от Насти, но писала дочери редко.
Настя — дочь Екатерины Петровны. Она работала в Ленинградском Союзе художников. В её обязанности входило общение с перспективными мастерами. Настя и сама была внучкой известного в своё время художника. Работа и другие дела отнимали у девушки много времени, поэтому она навещала мать очень редко.
Безусловно, все они важны для общего сюжета, но на его развитие влияют только косвенно:
- Тихон — сторож и помощник по хозяйству. Знал ещё отца пожилой хозяйки, поэтому очень уважал и её.
- Манюшка — деревенская девушка, которая ухаживает за Екатериной Петровной и помогает ей по дому.
- Тимофеев — талантливый скульптор, выставку которого устраивает Настя.
- Бюст Гоголя — неодушевлённый персонаж, который пробуждает совесть девушки.
В рассказе ещё несколько действующих лиц, но их роли эпизодические, поэтому практически не влияют на развитие истории.
Главные герои , Их характеристика:
- Катерина Петровна — сгорбленная, маленькая, сухонькая и слабая пожилая женщина, теряющая зрение и говорящая ослабевшим голосом. Дочь известного художника, которая провела молодость в Париже, а её жизнь, благодаря отцу, явно была связана с искусством. Она добра и щедра к окружающим — например, дарит Манюшке небольшие подарки, интеллигентна и понятлива. Её любовь к дочери огромна: она готова простить ей всё и не собирается ей навязываться, понимая, что «у молодых своя жизнь». Проблемы со здоровьем и одиночество заставляют её всё больше задумываться о будущем.
- Анастасия Семёновна — красивая молодая девушка, имеет русые волосы и большие холодные глаза, за что коллеги называли её Сольвейг. Работает секретарём в Союзе художников. Её нельзя назвать бездушной и чёрствой, она просто слишком предана своей профессии, в работе решительна и активна, и действительно очень занята, крутясь с бесконечными выставками и конкурсами.
- Тихон — сторож при пожарном сарае, тощий, рыжий. Был ещё мальчишкой, когда художник строил здесь усадьбу, но с тех пор сохранил уважение к нему, его дочери и его картинам, говоря про них: «Работа натуральная!».
3 стр., 1031 слов
Родители Петра Гринева (Капитанская дочка)
... сочинению Родители Петра Гринева Популярные сегодня темы Как труден любой выбор. Как не любить Валерия Борзова. Он всю свою спортивную жизнь боролся с ... крестьян, занялся хозяйством. Его женитьба на дочери бедного дворянина из тех же ... не посрамил свою честь и отца, а стал доблестным офицером, достойным ... за недостойное поведение. Авдотья Васильевна – мать Петра, кроткая и добрая женщина, которая во ...
Искренний человек, с сочувствием и добротой относится к одинокой старушке, помогает ей по хозяйству, рубит дрова, спрашивает её о дочери. Телеграмма, которую он читает якобы от Насти, — символ рассказа, а его поступок можно назвать благородным порывом души.
- Манюшка — дочь соседа, колхозного сапожника, которая прибегает к старушке каждый день, чтобы помочь ей. Легкомысленная, но неравнодушная, добрая, работящая и сочувствующая.
- Тимофеев — талантливый, но ворчливый молодой скульптор, маленький, решительный и злой. Работает в тяжёлых условиях в холодной мастерской и считает, что он не оценён по достоинству, ему не дают развернуться. Имеет уязвлённую гордость, но рад, что Настя помогает устроить его выставку.
- Молодая учительница — застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка, приехавшая в Заборье и оставившая родную мать в областном городе. Она проникается видом похорон Катерины Петровны и выносит для себя важный урок.
-
Можно выделить ещё одного «персонажа», на протяжении рассказа выступающего в роли совести Насти. Это скульптура Гоголя, талантливо созданная Тимофеевым. Как известно, именно Гоголь обладал удивительной способностью словно бы видеть человека насквозь. Его взгляд насмешливый, а на виске бьётся тонкая склеротическая жилка. Он будто осуждает Настю. Именно через его взгляд автор передаёт собственное отношение к поступкам героини.
Краткий пересказ
Несмотря на то что произведение не очень большое, весь рассказ условно можно разделить на три части. В каждой из них описывается отдельное событие.
Катерина Петровна
Буквально с первой главы читателю передаётся унылая атмосфера рассказа. Автор описывает промозглый октябрь, когда ещё нет снега, но уже все растения пожухли, а с деревьев облетели листья.
«Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь»
В старом доме, который находился в небольшой деревне Заборье, доживала свой век старушка-аристократка Катерина Петровна. Когда-то она была вхожа в лучшие дома Петербурга. Жила вместе со своим отцом, известным художником, в Париже. И даже собственными глазами видела, как хоронили Виктора Гюго. В старости, отец женщины уже не мог писать свои картины, поэтому переехал в Заборье. О его таланте говорили многочисленные работы, висящие на стенах старого дома.
Письмо катерине из пьесы гроза. : Письмо Катерине в пьесе Гроза, ...
... Письмо Катерины Петровны к дочери – это крик о помощи, отчаянная просьба о внимании родного человека. Его относит на почту соседская девочка , которая сочувствует несчастной женщине. Настя получила письмо, ... Гроза Это сочинение списано 36 405 разКатерина - главный персонаж драмы Островского "Гроза", ... родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом ... они совсем. А все из-за денег. Большие деньги, ...
Но пожилой женщине было некогда предаваться воспоминаниям. Все её мысли были о единственной дочери Насте.
Как любая мать, она очень скучала по девушке, но старалась не докучать ей своими просьбами. Настя работала в Ленинграде и была очень занята.
Катерина Петровна была уже очень плоха здоровьем:
- Говорила тихо.
- Часто что-то забывала.
- Почти не выходила из дома.
Но однажды ей показалось, что в калитку кто-то настойчиво стучит. Закутавшись в тёплую одежду, она всё же вышла во двор и дошла до калитки. Но там никого не было. Это было предвестие скорой кончины. Старушка его почувствовала почти интуитивно, поэтому решила написать дочери письмо.
В нём она просила Настю срочно приехать, хоть на денёк, чтобы повидаться в последний раз. Она была точно уверена, что зиму уже не переживёт.
Дочь Настя
Девушка была очень занятым человеком, поэтому часто навещать Екатерину Петровну не могла. А может просто оправдывала работой своё нежелание ездить в скучное Заборье и целыми днями выслушивать «нытьё» престарелой матушки. Она иногда получала из деревни письма и успокаивала свою совесть тем, что с мамой всё в порядке. Так произошло и в этот раз. Получив письмо, Настя не стала его сразу читать, бросила в сумку и отправилась по своим делам.
Анастасия работала секретарём в известном Союзе художников. В её обязанности входило курировать работу талантливых авторов. Вот и теперь она побежала в мастерскую к скульптору Тимофееву, узнать, не нужна ли ему какая-то помощь.
Он жаловался на то, что:
- Его талант не ценят.
- Не дают пробиваться вперёд.
- Не устраивают выставки.
Поняв, что перед ней действительно талантливый мастер, Настя решила ему помочь с выставкой. Дел было много. От них не могло отвлечь даже письмо, которое девушка, наконец, прочла. Но ехать тот же час она не захотела, оправдывая своё нежелание срочными делами.
Подготовка к выставке заняла две недели. Всё получилось как нельзя лучше. Настю все хвалили и восхищались её организаторскими способностями. Но в разгар всеобщего ликования ей принесли телеграмму: «Катя помирает. Тихон».
Девушка не сразу поняла, о чём речь. Но даже когда вникла в смысл написанного, веселье прерывать не стала. Она принимала поздравления, однако, постоянно чувствовала на себе чей-то укоризненный взгляд. Настя даже подумала, что кто-то знает о телеграмме и теперь осуждает её.
Но присмотревшись, девушка поняла, что это вовсе не человек сверлит её взглядом, а бюст Гоголя. Ей вдруг показалось, что писатель «тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»
Настя поняла, что может не успеть попрощаться с единственным родным человеком на всём свете — мамой. Она бежала на вокзал что есть силы, упросила кассира продать ей билет на переполненный поезд и поехала в Заборье. Единственным желанием девушки было — не опоздать.
Смерть матери
Тем временем Катерина Петровна совсем слегла. Она перестала есть и всё время спала. Только верная Манюшка не отходила от кровати старушки, даже ночевала рядом на диване, изредка проверяя, дышит ли ещё хозяйка или уже нет.
По произведению «Телеграмма» Паустовского. О чем заставляет ...
... своём произведении. Телеграмма — сочинение Рассказ «Телеграмма» Паустовского раскрывает некоторые особенности в отношениях родителей и детей, в данном случае об отношениях матери с дочерью. Рассказ заставляет задуматься, а ... о картинах, о поездке с отцом в Париж, некому показать дорогие сердцу безделушки. Но больше всего Катерина Петровна тосковала по дочери, которую не видела уже три года. Писем ...
Даже угрюмому Тихону стало жаль бедную женщину. Решив её подбодрить, он пошёл на почту, взял чистый бланк и написал телеграмму, якобы от Насти. В ней говорилось, что дочка едет и просит мать её дождаться.
На процессии было очень мало народу, всего несколько человек:
- Тихон.
- Почтальон Василий.
- Манюшка.
- Володька, брат Манюшки.
- Два деревенских старичка.
Даже школьная молодая учительница, увидев похоронную процессию, тихо спросила: «Одинокая, должно быть, была эта старушка?»
Узнав, что у Катерины Петровны есть дочь, которая её почти не навещала, учительница решила присоединиться к процессии. Ведь у неё самой осталась старенькая мама в другом городе, так что она хорошо понимала всю трагичность ситуации.
Настя приехала только на второй день после похорон. Проплакав всё ночь в пустой комнате матери, она очень быстро уехала обратно. Видимо, не хотела, чтобы её осуждали люди. Так как хорошо понимала «что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести», но было уже поздно.
Анализ произведения «Телеграмма»
Структура
«Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ
- О матери
- О дочери
- Тревожная весть
- Трагичная развязка
- Итог.
Но та понимает и благодарит его за душевный порыв
О чём сюжет: короткое содержание
Однако Настя не принимает письмо
Герои рассказа
Всех героев можно поделить на группы:
- главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
- второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
- Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
- недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.
Главные герои в «Телеграмме»
Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.
Но в деревне она никому не нужна
Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.
Роль Тихона , Тихон — работяга
Анализ и рассуждения
Редко кто может остаться равнодушным после прочтения этого произведения. Несмотря на то что по жанру оно классифицируется как рассказ — трагичность ситуации прослеживается на протяжении всего повествования. По своему смыслу оно больше напоминает драму. Константин Георгиевич наглядно описал всю драматичность отношений между двумя поколениями близких людей — матери и дочери.
Мои мысли после прочтения рассказа Паустовского «Телеграмма»
... Насти в рассказе К.Паустовского «Телеграмма» В основе сюжета рассказа К. Паустовского «Телеграмма» лежит история отношений матери – Катерины Петровны и её дочери – Насти. Катерина ... писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: ... Я рада, что прочитала это произведение и советую его к ...
Такое поведение взрослых детей не редкость во все времена. Вылетая из родительского гнезда, молодые люди с головой уходят в свои проблемы, часто забывая, что где-то есть дом, где:
- любят;
- ждут;
- тоскуют.
Можно смело сказать, что автор вложил двойной смысл в название своего произведения. Телеграмма — не просто обмен сообщениями между персонажами рассказа. Это своеобразное послание ко всем взрослым детям, читающим эту историю. Ведь у каждого есть родители, нужно успевать наслаждаться общением с ними, пока это возможно, чтобы потом не было мучительно больно за упущенное время. Никто не вечен.