Сочинение “Характеристика Хлестакова в комедии “Ревизор”
Вариант 1:
Оцените этот вариант сочинения: <\p>
- Иван Александрович Хлестаков — главное действующее лицо комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Худенький молодой щеголь двадцати трех лет из Петербурга попадает в стечение обстоятельств, в которых как никогда лучше открывается его истинная суть.
Возвращаясь домой к отцу в Саратов, Хлестаков проигрывает все деньги в карты. Волей случая одновременно с этим в небольшом уездном городе N городские власти получают письмо о ревизоре, приехавшем с проверкой. Хлестакова принимают за ревизора и начинают всячески перед ним заискивать и давать взятки, а тот, в свою очередь, вживается в новую роль, принимая происходящее как должное.
«Говорит и действует без всякого соображения», – пишет о Хлестакове автор.
Примечательность персонажа заключается в его явной любви хвастаться и выставлять себя напоказ, благодаря которой ему удается пустить пыль в глаза всем окружающим.
При этом Хлестаков – не злонамеренный интриган. Вначале он наивно верит в доброту и благожелательность окружающих, дающих ему «взаймы», оставаясь с ними вежливым, но все же жадным.
Иван Александрович настолько польщен сам собой и расположением градоначальства, что осмеливается просить руки Марьи Антоновны, дочери городничего, и получает согласие.
Недаром благодаря яркому персонажу Хлестакова появилось понятие «хлестаковщина», характеризующее бесстыдное самовосхваление и вранье, когда под броской напыщенной внешностью скрывается пустота и глупость. Сам Николай Васильевич писал, что каждый человек хотя бы однажды в жизни становится Хлестаковым. Эти слова говорят нам об актуальности персонажа и в наше время.
Вариант 2:
Оцените этот вариант сочинения: <\p>
- Одним из главных персонажей известного комедийного произведения Н. В. Гоголя «Ревизор» является немного глуповатый, но хитрый паренек, который не упустит любого удачного случая – Иван Александрович Хлестаков.
Когда местные чиновники заволновались и по ошибке приняли его за приезжего ревизора, путешествующего инкогнито, Хлестаков поддержал эту удобно сложившуюся ситуацию и начал отчаянно врать и подыгрывать.
Для своей выгоды он то предстает перед всеми абсолютно проигравшим гулякой, просящим обед, то добавляет себе значительной важности, делая вид, что имеет хорошие связи с герцогами и графьями, а то и настоящего бабника и ловеласа.
Хлестаков в комедии Ревизор (образ и характеристика 8 класс по Гоголю)
... Ревизор» Н.В. Гоголь правдиво изобразил жизнь людей своего времени – периода 30-х годов 19 века. Правители небольшого уездного города злоупотребляют властью, пренебрежительно относятся к ... 5 Иван Александрович Хлестаков – главный герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Хлестаков – ... как Хлестаков! Но они сами в этом виноваты, одурачили сами себя. Образ Хлестакова ... почестей. Сочинение 2 В комедии «Ревизор», ...
Артистизму Хлестакова можно только позавидовать.
В данном комедийном произведении с одной стороны наш герой является простодушным парнем, болтунишкой-шутником, который не имеет больших знаний, а только поверхностные, и всегда ходит сам себе на уме.
Он играет то, что хочет видеть в нем местное окружение, любую роль, лишь бы никто не заподозрил, что он не ревизор.
Речь его достаточно примитивная, в которой отчетливо слышны литературные штампы и неправильное употребление услышанных красивых французских словечек.
Благодаря главному герою комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» в обиходе появилось новое для всех слово – «хлестаковщина», которое определяется как вранье, хвастовство и безответственность в одном лице.
Вариант 3:
Оцените этот вариант сочинения: <\p>
- Иван Андреевич Хлестаков – главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Он представлен личностью противоречивой и неоднозначной.
Молодой человек постоянно недоволен своей жизнью и у него никогда не бывает денег.
Хлестаков абсолютно ничего не делает для того, чтобы изменить свою жизнь, а надеется лишь на то, что настанет день и все само собой решится.
Его положению полностью соответствует его характер. Персонаж по натуре является авантюрным человеком и отчасти жуликом. Если бы он был честным человеком, то не стал бы обращаться к практически незнакомым людям (Допчинскому и Бобчинскому) с просьбой одолжить денег, не имея возможности их отдать. И тем более, он не проявлял бы одновременно интерес и к дочери, и к ее матери.
Хлестаков является завзятым врунишкой и обманывает людей очень легко и непринужденно, как это делают маленькие дети, когда сочиняют какие-то небылицы. Его рассказы приносят ему удовольствие. Во время бесед герой ведет себя безответственно, не говорит о чем-то конкретно или серьезно.
Даже сам Гоголь подчеркивает в нем духовную пустоту и отсутствие нравственности. Он, как недалекий человек, считает, что для достижения успеха не нужно прикладывать усилия, обладать определенными знаниями и талантом.
Гоголю удалось создать образ, который демонстрирует читателям множество человеческих пороков. В современном мире подкупные чиновники вряд ли приняли бы Хлестакова за ревизора, но, тем не менее, во многих из нас присутствуют его черты.
Вариант 4:
Оцените этот вариант сочинения: <\p>
— Николай Васильевич Гоголь создает образ молодого человека, который становится в силу обстоятельств центром внимания небольшого уездного города. Герои комедии принимают его за ревизора, а он, в свою очередь, блестяще исполняет свою роль. Имя его – Иван Александрович Хлестаков.
В замечаниях для актеров автор описывает внешний облик героя так: «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат «…» — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. «…» Одет по моде».
По комедии Ревизор (8 класс)
... необразованные люди. Следует учиться и получать образование, чтобы вас не считали такими. ` По комедии Ревизор Популярные сочинения “Горе ... ревизор. Люди начинают бояться и ищут ревизора везде. Все вокруг кричат, что Хлестаков является ревизором. Заведующие пытаются дать взятки ревизору, ... и правдиво. Александр Сергеевич Пушкин, известный всем писатель, вдохновил Гоголя на написание комедии. Главный ...
Развитие сюжета еще ближе знакомит читателя с Хлестаковым. Помимо перечисленных характеристик к нему добавятся и другие. Иван Александрович – мечтатель.
Пушкиным, что входит в высший свет общества, что именно ему принадлежат знаменитые произведения: «Фрегат «Надежды», «Московский телеграф», «Юрий Милославский».
Несмотря на отмеченную Гоголем глупость, Хлестаков не лишен изворотливости и хитрости. Понимая свое положение, он под видом денежного долга обкрадывает испуганных чиновников и умудряется «выйти сухим» из любовного треугольника.
Более того, он посылает петербуржскому приятелю Тряпичкину письмо обо всех случившихся с ним приключениях. В нем Хлестаков насмехался над обманутыми людьми, не скупясь на оскорбления: «Городничий — глуп, как сивый мерин…
», «Надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке» и т.д.
Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
<\p>
Похожие сочинения на тему:
<\p>
Источник: http://sdam-na5.ru/n-v-gogol/834-sochinenie-kharakteristika-khlestakova-v-komedii-revizor
Иван Александрович Хлестаков главный герой комедии «Ревизор»
Известно, что Николай Васильевич Гоголь, сколь бы важной ни представлялась ему борьба со всякого рода взяточниками, казнокрадами и прочими проходимцами, главным лицом своей пьесы считал именно проходимца и плута Хлестакова. Можно только гадать, что это означает: гениальный ход великого художника, желание подразнить общество или какой-нибудь тонкий намек.
Иван Александрович Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга, сам по себе являлся лицом весьма заурядным. Надо сказать, что для многообещающего обманщика он слишком глуповат и простоват. Словом, не тянет он на крупного мошенника. Более того, читатель выясняет, что Хлестаков, собственно, и не собирался никого обманывать.
По современному выражению, Хлестаков вполне законопослушный молодой человек. Увидев впервые в своей комнате городничего, он страшно пугается и ведет себя совершенно идиотским образом.
Лишь постепенно Хлестаков соображает, что происходит вокруг него, но, даже решившись подыграть обескураженным его появлением отцам города, занимал пассивную позицию, если не считать его оголтелого хвастовства.
Гоголь построил действие комедии таким образом, что представители городской власти и люди имущие как бы сами навязали Хлестакову эту игру. Они словно сами страстно хотели видеть в этом проходимце важную, значительную персону. Естественно, эту линию проводит сам автор.
Хлестакову явно не удается играть «чисто». Он постоянно дает поводы к разоблачению. Но эти его «проколы» лишь подогревают подобострастные чувства видавших виды чиновников.
Примечательно, что Хлестаков все сделал так, как настоящий ревизор: нагнал страху, собрал взятки и исчез так же внезапно, как и появился.
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя Ревизор 8 класс
... Иван Александрович Хлестаков – главный герой комедии. Хлестакову было около двадцати трех лет. Был он худощавого телосложения. Иван Александрович не был человеком большого ума. Говорил, что думал. Про таких людей ... Гоголя к своему герою В сочинении на тему «Образ Хлестакова» можно также описать и то, как сам Николай Васильевич относился к своему герою. Гоголь называл Хлестакова «пустым человеком». ...
И получалось, что в государстве Российском, не только среди власть имущих, но и вообще, не было ни одного положительного лица. Возможно, реакция государя была основана на его привычке верить различной критической информации.
Разумеется, доносом на пороки общества комедию Гоголя не назовешь, но государь в данном случае сам как бы оказался в роли городничего.
И действительно, не посмеяться вместе с Гоголем над творящимися в государстве темными делишками означало бы, что государь и сам грешен. Автор, говоря о своей комедии во вступительных «замечаниях для господ актеров», отмечал, что бессмысленно искать прототипы тех или иных действующих лиц, «оригиналы их всегда почти находятся перед глазами». Зрительный зал Гоголь тоже наверняка имел в виду.
По выстроенной пирамиде догадок можно вполне предположить, что под городком, в котором разворачивались действия и который тоже был у всех на виду, Гоголь подразумевал Российскую империю. Гоголю удалось предупредить все возможные обвинения в свой адрес со стороны чиновничьего аппарата, публично заявив, что единственным положительным лицом в его произведении является смех.
Итак, Хлестаков – главное действующее лицо, смех — главное положительное действующее лицо.
Гоголь таким художественным приемом хотел донести до каждого из зрителей мысль об их личной ответственности за происходящее, напомнить о неминуемом возмездии, которое рано или поздно настигнет каждого, кто живет не в ладу с совестью.
Подтверждает это знаменитая «немая сцена» в финале комедии: приехал настоящий ревизор. Но это, увы, не делает его главным лицом комедии, хотя он и настоящий. И пока нравственные устои настоящего ревизора зрителям неизвестны, главным лицом комедии по праву остается Хлестаков.
Источник: http://www.uznaem-kak.ru/ivan-aleksandrovich-xlestakov-glavnyj-geroj-komedii-revizor/
Сочинение на тему:Познакомьтесь, Иван Александрович Хлестаков (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
Познакомьтесь, Иван Александрович Хлестаков (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
Познакомьтесь – Иван Александрович Хлестаков, молодой человек, мелкий служащий в одной из петербургских канцелярий. Проигравшись в карты, он застрял в уездном городе, где его приняли за ревизора – «инкогнито», «еще и с секретным предписаньем!».
Сам автор характеризует Хлестакова как «пустейшего» человека: «Говорит и действует без всякого соображения». И точно – поняв, что его принимают за «важную птицу», Иван Александрович тут же «входит в роль».
Хлестаков наслаждается жизнью, пока для этого есть возможность: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
Так, мы видим, что он без зазрения совести поселился в доме Сквозник-Дмухановского, ест и пьет за его счет. Кроме того, он принимает взятки от чиновников (якобы в долг) и приударяет сразу за женой и дочерью городничего.
Видя огромное внимание к своей персоне, Хлестаков прямо-таки «расцветает».
Смех честное благородное лицо комедии ревизор. Смех — единственное ...
... Хлестаков и сам начинает […] Особенности композиции в комедии «Ревизор» Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека ...
Герой начинает придумывать себе сказочную биографию: он и гениальный писатель, который «с Пушкиным на дружеской ноге», и незаменимый чиновник, которого просят департаментом управлять: «Я везде, везде.
Интересно, что этот герой врет без всякого умысла. Он тут же начинает верить в то, что придумал о себе. Хлестаков не замечает, что его фантазии становятся все более неправдоподобными – ведь в мечтах возможно все. Важно, что и чиновники принимают россказни Хлестакова за чистую монету – настолько силен их страх и подобострастие перед «проклятым инкогнито».
<\p>
— В результате своего вранья Иван Александрович окончательно запутывается: он дает обещание жениться на дочери городничего. Только благодаря слуге Осипу, который немного опустил своего барина на землю («…не ровен час, какой-нибудь другой наедет…»), Хлестакову удалось улизнуть из уездного города безнаказанным.
Но, немного погодя, чиновники узнают всю правду о «ревизоре» из его письма другу Тряпичкину.
Несмотря на все это, герой не вызывает жалости, а скорее смех и презрение. Но кто в комедии Гоголя достоин жалости?
человек просмотрели эту страницу.<\p>
Зарегистрируйся
или<\p>
войди
и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>
Источник:
Иван Александрович Хлестаков
Иван Александрович Хлестаков, Внешность
Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли.
Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.
Характер
«Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым».
Говоря о Хлестакове, сам Гоголь подчеркивал обыденность персонажа, называя его «добрым малым».
Хлестаков — вовсе не злокозненный бандит или хитрый интриган, в нём нет ни злобы, ни коварства, он попадает в игру обстоятельств и как очень милый, вежливый и благовоспитанный, всегда с обаятельной улыбкой член своего общества, отпрыск аристократического рода, дворянин, «не могущий жить без Петербурга», — поддерживает то, чего от него ждут, вполне вписываясь в круг предложенных обстоятельств, когда любой столичный проходимец и прощелыга, случайно проезжающий мимо, может быть принят в провинциальном городке России с её централизацией — пирамидой или вертикалью чиновничьей власти — за всемогущего всевластного чиновника.
Хлестаков живёт по законам великосветского общества, потому что никакого другого никогда не видел. Его учили уважать чины — и он уважает. Его учили ухаживать за дамами — и он ухаживает. От него хотят услышать россказни про столичную петербургскую роскошескую жизнь — он и тут не оплошает. Хлестакову и в голову не приходит сколько-нибудь серьёзно относиться к собственным словам и отвечать за них — ведь в свете к нему всерьёз не относятся, он просто милый и всеми любимый болтунишка-шутник. Он не понимает, что случайно столкнулся с другой Россией, где всё жестоко и дико, — и эти два разных мира не могут понять друг друга.
Образы чиновников в комедии «Ревизор» (Н.В. Гоголь)
... люди. Следует учиться и получать образование, чтобы вас не считали такими. Другие темы: ← Хлестаков в комедии Ревизор↑ ГогольХарактеристика Тараса Бульбы → ` Сочинение на 5 «Ревизор» ... класс Сочинение по картине Васильева «Мокрый луг», 8 класс Популярные сочинения История создания произведения Дубровский Пушкина Александр Сергеевич Пушкин – поэт и писатель, по которому узнают русскую литературу. ...
Он не на шутку пугается, когда дело принимает другой оборот, к нему приходят жители города жаловаться на серьёзные нарушения, а всученные ему деньги оказываются взятками. Впрочем, он так уверен в лёгкости жизни, что его испуга не хватает надолго. Хлестаков — абсолютно положительный тип, он идеал того, как должен выглядеть «comme il faut» светский молодой человек — но, как всегда у Гоголя, в гипертрофированном развитии; Гоголь всегда видит в малом — большое. И вся глупость и пошлость такой благонравности сразу становится видна.
Постепенно образ Хлестакова воспринимался всё более углубленно, обретал символическое значение. О нём спорили и продолжают спорить литературные критики, маститые писатели, режиссеры, актёры — исполнители роли. Это один из самых интересных образов в русской литературе — потому что воплощает собой обычного мелкого представителя главенствующего социального слоя.
Речь и поступки
Первое представление о Хлестакове мы получаем из описания Бобчинского и Добчинского : «молодой человек недурной наружности в партикулярном платье», который «ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение… физиономия… поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего».
Который к тому же «всё забирает на счёт и ни копейки не хочет платить». Дальше мы понимаем, почему Хлестаков так «престранно себя аттестует», когда о нём самому себе читает нравоучения Осип: «С проезжающими знакомится, а потом в картишки — вот тебе и доигрался!» Сам Хлестаков появляется лишь во втором явлении второго действия.
С первых же минут появления на сцене мы видим его манеру обращаться с крепостными: Осипа он обзывает «дураком», «скотиной», «грубым животным». Хлестаков умеет и подольститься. Желая получить обед в долг, он очень вежливо обращается с трактирным слугой, называя его «братцем», «любезным».
Но, получив обед, он ругает слугу и хозяина последними словами: «Мошенники! Канальи!», «Подлецы! Бездельники!». С городничим, который представляет собой власть в городе, Хлестаков подчёркнуто вежлив. Желая произвести впечатление на Анну Андреевну и Марью Антоновну, Хлестаков говорит языком бомонда.
Хлестаков на протяжении нескольких сцен не догадывается, что ему дают взятки. При первой встречи с городничим он с жаром восклицает: «Дайте, дайте мне взаймы, я сейчас же расплачусь с трактирщиком». Городничий натренированным жестом «ввернул» ему 400 рублей вместо 200.
В четвёртом действии судья Ляпкин-Тяпкин пытается всунуть Хлестакову взятку, но, переволновавшись, роняет деньги на пол. Хлестаков, увидев деньги сам просит у судьи взаймы, причём это как-то само собой срывается с его языка. Получив взаймы, он считает нужным объяснить судье, что «в дороге совершенно издержался», и обещает, что пришлёт ему долг из деревни, искренне веря в это.
Увидев, как легко прошло с судьёй, Хлестаков начинает занимать деньги у всех: у почтмейстера, у Артёмия Филипповича, у Луки Лукича, и всем рассказывает о «престранном случае», что «в дороге совершенно издержался».
Даже у Добчинского и Бобчинского (которым, казалось бы, незачем давать взятку ревизору) Хлестаков просит взаймы, причём делает это «вдруг и отрывисто», и даже не ссылается на «странный случай».
Только, когда к Хлестакову прорываются купцы «челом бить на городничего» и хотят заплатить ему натурой (сахаром и вином), до Хлестакова вдруг доходит, что ему давали взятки, и он с пафосом отказывается. И соглашается на 1000 рублей ассигнациями которые он по-прежнему расценивает, как взаймы. И только после вмешательства Осипа, который явно умнее своего барина (и понимает, что и натура, и деньги — всё взятки), Хлестаков молча соглашается, чтобы Осип всё забрал.
Источник: https://www.livelib.ru/character/1258-ivan-aleksandrovich-hlestakov
Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков из Петербурга (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
гоголя ревизор 1" width="640" height="auto">
Источник: http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/load/znakomtes_ivan_aleksandrovich_khlestakov_iz_peterburga_po_komedii_n_v_gogolja_revizor/41-1-0-11516
Характеристика образа Хлестаков Иван Александрович
Категория: Ревизор <\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама
РЕВИЗОР (Комедия в пяти действиях, 1835; пост. 1836; 2-е испр. изд. 1841) Хлестаков Иван Александрович — по оценке самого Гоголя, центральный персонаж комедии, «…молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове.
Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде». X. выходит на сцену во 2-м д.
Он направляется из Петербурга, где, подобно Акакию Акакиевичу Башмачкину (повесть «Шинель»), служит переписчиком бумаг, в Саратовскую губернию, в деревню отца, недовольного карьерными неуспехами сына. (Саратов в начале XIX в. — беспросветная глушь; ср.
слова Фамусова в «Горе от ума»: «В деревню, в глушь, в Саратов!») По дороге, в Пензе, проигрался; теперь не имеет денег ни на дальнейший путь, ни на оплату гостиничного счета; голодает. Прибытие губернатора Сквозник-Дмухановского (явл. 8) поначалу связывает с арестом за неуплату долга. Затем (успев занять деньги у Сквозник-Дмухановского и перебравшись к нему на квартиру — д. 3, явл.
5) объясняет гостеприимство и услужливость чиновников «сентиментально» — их человечностью и обычаем привечать приезжих, показывать им «богоугодные заведения», поить их из «бутылки-толстобрюшки». За этим (д. 4) следует череда «просительных» визитов чиновничества и купечества. У первого из визитеров, судьи Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина, X. робко просит занять 300 руб.
; у почтмейстера Ивана Кузьмича Шпекина и смотрителя училищ Луки Лукича Хлопова ту же сумму просит уже не стесняясь. У попечителя богоугодных заведений Артемия Филипповича Земляники вытягивает 400 руб.; войдя во вкус, с неслужащих — а потому вроде бы и не имеющих причины давать взятки — Бобчинского и Добчинского пытается стребовать уже 1000.
Лишь когда поток кредитоспособных просителей иссякает, X. наконец-то догадывается, что его принимают за кого-то другого (он считает, что за генерал-губернатора).
Но и тут объясняет «успех» не случайностью, а своим петербургским костюмом и обхождением. О чем спешит рассказать в письме «душе Тряпич-кину», петербургскому приятелю из «сочинителей».
Приняв напоследок обиженных Городничим купцов, слесаршу, мужа которой забрили в солдаты, и высеченную унтер-офицерскую вдову, X. устает от миссии защитника униженных и окорбленных и, как бы войдя в роль взяткобрателя (до сих пор он действительно полагал, что берет «взаймы»), велит гнать взашей жалобщиков из бедного сословия. X.
(каким он изображен в окончательной редакции «Ревизора») не может сообразить, что рано или поздно объявится настоящий «генерал-губернатор» (он же ревизор).
Ему так хорошо быть тем, кому в своей «настоящей» жизни он обречен лишь завидовать и кем ему никогда не стать, что «делать ноги» он не спешит. В финале д. 4 X.
, вместо того чтобы поспешить с отъездом, затевает двойной роман с женой и дочерью Городничего; в конце концов сватается к последней и пробуждает в Сквозник-Дмуха-новском тщетные надежды на генеральский чин. И если бы не слуга Осип, по-народному сметливый, то X. не успел бы покинуть пределы «гостеприимного» города за несколько минут до того, как Шпекин явится с «саморазоблачительным» письмом X.
к Тряпичкину, а Жандарм объявит о том, что «Приехавший по Именному повелению из Петербурга чиновник требует» Городничего «сей же час к себе». «Ревизор» — комедия и «лиц» и «положений»; комедий-ность «положений» обеспечена в ней всеобщим самообманом «лиц», а не хитроумным обманом героя-авантюриста. Неповторимость сценического амплуа X.
в том и состоит, что он — щелкопер, враль по вдохновению, а не обманщик по умыслу. Гоголь называл X. «лицом фантасмагорическим»; но эта «фантасмагория» лишена инфернально-демонического начала. Контраст между действительным ничтожеством X. и высокой социальной легендой о нем, которую создают чиновники и жители уездного города, «записавшие» X. в ревизоры, питает комическую атмосферу пьесы.
Этот же контраст формирует и ее скрыто-трагический подтекст — тот «светлый» смех сквозь невидимые, неведомые миру слезы, который Гоголь считал единственно положительным «лицом» комедии. Смешно, когда X. в явл. 5, д.
3 после «бутылки-толстобрюш-ки» с губернской мадерой, как бы отвечая на ожидания чиновной «публики», от реплики к реплике поднимает себя все выше и выше по иерархической лестнице и лишь изредка случайно довирается до правды («Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель»… Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже»).
Начав с того, что его хотели сделать коллежским асессором, продолжив тем, что «один раз» солдаты приняли его за главнокомандующего, Хл. кончает тем, что описывает явление «курьеров, курьеров, 35 000 одних курьеров» с просьбой вступить в управление департаментом — и восклицает: «Я везде, везде! Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…
» Но то, что кажется смешным, — на самом деле беспредельно трагично. X. в отличие от чиновников, которые уверены, что «надувают» ревизора, пускают ему пыль в глаза, врет и хвастает бескорыстно, не преследуя никакой цели и попросту не помня, что он говорил вчера, час или минуту назад.
Однако его вранье и хвастовство не походит и на пустую болтовню фанфарона Репетилова из «Горя от ума», или беспечно-возбужденную ложь Ноздрева из «Мертвых душ», или фантазии какого-нибудь водевильного шалуна. В том, как пьяный X. выдумывает свою «идеальную» биографию, как строит ее из разрозненных и взаимоисключающих эпизодов, есть прямая и жесткая при всей ее бессознательности логика.
Все социальные маски, которые примеряет на себя напившийся (а значит, освободившийся от самоконтроля) X. предельно экзотичны. Будь то «фельдмаршальство», будь то «сочинительство» (X. с Пушкиным на дружеской ноге; он автор множества сочинений разных эпох и стилей — «Женитьбы Фигаро» Моцарта Бомарше, оперы «Роберт-дьявол» Майербера, «Фрегата «Надежда» А. А.
, раз навсегда преодолена жесткая бюрократическая «регулярность» петербургской (шире — российской) жизни. Ничтожный чиновник производится в фельдмаршалы, безликий переписчик становится известным писателем. X., как мелкий бес, выпрыгивает из своего социального ряда и несется вверх по общественной лестнице.
Если бы не цензурные «ограничители», он на фельдмаршальстве ни за что не остановился бы — непременно посягнув на «вакансию» государя, как делает это другой гоголевский чиновник, Поприщин. Поприщина освобождает от социальной скованности сумасшествие; Акакия Акакиевича Башмачкйна, который заворачивается в шинель, как в царскую порфиру, — смерть; X. освобождает его вранье.
Причем освобождает не «от условий жизни», а «от самого себя» (выражение литературоведа Ю. М. Лотмана).
В какой-то момент он озирается с этой немыслимой высоты на себя реального и с беспредельным презрением отзывается о своем настоящем положении: «…а там уж чиновник для письма, эдакая крыса, пером только: тр, тр пошел писать».
Между тем преодолеть свой сословно-бюрократический статус, возвыситься над мелкой судьбой хотят многие герои «Ревизора». Городничий, «осчастливленный» предложением, которое делает его дочери «значительное» лицо, тут же возносится в мыслях до генеральского чина, пародийно повторяя завиральные интонации X.
: «Кавалерию повесят тебе через плечо поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: лошадей! обедаешь себе у губернатора, а там: стой, городничий! Хе-хе-хе (заливается и помирает со смеху), вот что, канальство, заманчиво!» (д. 5, явл. 1).
Но выше генеральства Городничий не заносится. Бобчинский, у которого к X.
Но поскольку он не имеет духу и беззаботности X., чтобы лично приблизиться к престолу, хотя бы и в пространстве собственного воображения, постольку он робко умоляет «перенести» через сословные преграды хотя бы одно свое имя и освятить его ничтожное звучание «божественным» слухом государя. X.
- во многом благодаря своей беззаботности — куда более смел, куда более масштабен, чем все остальные герои комедии;
- его удаль (хотя бы и «не туда», «не на то» направленная) позволяла Гоголю с самого начала считать X. «типом многого, разбросанного в русских характерах». В нем, в его «социальном поведении» аккумулированы, осуществлены затаенные желания чиновников уездного города;
- с ним связаны основные социально-психологические, философские проблемы пьесы. Это делает его сюжетным центром комедии.
Позже, в драматургической «Развязке «Ревизора» (1846), отвергнутой большинством читателей, включая актера М. С. Щепкина, выведенного в «Развязке» в качестве мудрого толкователя смысла комедии, Н. В. Гоголь «надстроит» свой сюжет аллегорией душевного города («Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Ну, а что, если это наш же душевный город, и сидит он у всякого из нас») и даст дополнительные характеристики всем персонажам, превратив их в олицетворения разных страстей человека. Мнимый ревизор X. предстанет «ветреной светской совестью», перед которой каждый может оправдаться; ему противостоит ревизор «истинный» — «наша проснувшаяся совесть», ждущая каждого человека у дверей гроба.<\p>
— Центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», монах-летописец Чудова монастыря, «старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из «Истории…» Н.М.Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI в. (Например, рассказ П. о кончине Федора Иоанновича основан на сочинении патриарха Иова.) Пушкин писал, что характер П. не есть его изобретение: «В нем со
В.А. Жуковский познакомил Россию с европейскими народными преданиями (в балладах), ввел в общенациональное художественное сознание множество неизвестных русским читателям произведений.
Он вводил в русскую литературу еще не обжитый ею художественный мир. Жуковск
«Капитанская дочка» — произведение историческое. Советский писатель Вс. Н. Иванов отмечал: «Парнас Пушкина уходит в глубь подвалов исторических архивов.
Результаты налицо, проверены временем: до сих пор «Капитанская дочка» — абсолютно точный, массовый литературный источник о восстании Пугачева, этой отдаленной зарнице нашей революции».
Но Пушкин воспроизводит историческое прошлое не как бесстрастный летописец. «Берясь за историческую тему, писатель не порывает с современностью,— говорил К. Г. Па
Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт Некрасов писал: “Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой”. Тема России является центральной в творчестве многих поэтов. Творчество Александра Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков, наполнено неиссякаемым любовным чувством к родине. Особенно мощно э
Свой творческий путь лауреат Нобелевской премии Бунин начал как поэт. На него оказали большое влияние такие поэты, как Никитин, Кольцов, отчасти Некрасов. Они воспевали русскую природу, деревню, поэтизировали крестьянство и этим были близки Бунину.
Бунина не прельщали эксперименты, поиски новой техники стихосложения. Тематика бунинской поэзии не очень разнообразна. В основном это стихи о природе.
Стихи на крестьянскую тему почти отсутствуют, если не считать «Деревенский нищий», в центре кото
Пушкина называли «солнцем русской поэзии», а Владимир Маяковский сравнил саму поэзию с солнцем и написал стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», об анализе которого пойдет речь далее.
Уже первые строки этого стихотворения помогают читателю погрузиться в атмосферу веселой сказки, забавного приключения.
Прушевский – «не старый, но седой от счета природы человек». Инженер, спроектировавший «общепролетарский дом» и руководящий его строительством. П. задумал переселить весь пролетариат города в свой «монументальный новый дом». Но герой не понимает внутреннего мира рабочих.
Да и вообще, он давно ощущает, что достиг предела понимания этого мира, и поэтому постоянно думает о смерти. У П. никого нет, и он очень одинок: «Мне дома …грустно и страшно». Как-то, гуляя в поле, П. видит на горизонте<\p>
- Н. А.
Некрасов стал первым поэтом, «лиру посвятившим народу своему», воспевшим в своих произведениях народные страдания, «поставившим на вид России образы ее кормильцев».
Некрасов творил в то время, когда в жизни народа наступил особенно тяжелый период: в пятидесятые годы наступил кризис самодержавно-крепостнической системы, произвол помещиков и страдания народа достигли своего апогея. Однако и после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучшилась: дарованная народу свобода вынуждала их ух
Приближаясь к нему впервые, мы рассчитываем найти законченное произведение, поэта, но открываем безграничность, целое мироздание с вращающимися в нем светилами и особой музыкой сфер.
Ум теряет надежду когда-либо проникнуть до конца в этот мир: слишком чужой кажется нам при первом познавании его магия, слишком далеко уносит в беспредельность его мысль, неясно его назначение, – и душа не может свободно любоваться этим новым небом, как родным. Достоевский – ничто, пока он не воспринят внутренним ми
Вальтер СкоттРоб РойВ романе «Роб Рой» дается широкая и сложная картина шотландских и английских общественных отношений начала XVIII в. Действие развивается быстро, живее, чем в других романах Вальтера Скотта.
Осбальдистон-старший понимает, что годы или в
Сейчас смотрят:{module Гоголь:}
Источник:
Ссылка на основную публикацию
В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чём говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает даже раньше, нежели они исчезнут из поля зрения, некоторые задерживают внимание, возбуждают любопытство, приязнь или, напротив, антипатию — в зависимости от нашего характера, темперамента, настроения минуты. А между тем личность — это сложное переплетение индивидуального и общего. Эти два противоречивые свойства в жизни выступают в неразрывном единстве, порождая своим противоборством неисчислимые тонкости человеческого поведения, а, следовательно, и внешних признаков его — мимики, жестов, даже характера причёски и одежды. Именно по этим неисчислимым тонкостям поведения, по внешним признакам мы и узнаём человека. 1. Издаёт при разговоре звук, похожий на букву «и» и несколько на «е». По-русски не знает ни слова и считает, что если человеку суждено выздороветь, то он и так выздоровеет, а если умереть, то и так умрёт. (Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.) 2. Считает, что жить на деревне лучше, так как там публичности и заботности меньше. А в Питере жизнь тонкая и политичная. Купцы его называют «почтенный», а он сам себя считает простым человеком. (Осип, слуга Хлестакова.) 3. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что «не жалеет ничего и ревностно исполняет службу». (Артемий Филиппович Земляника.) 5. Этот герой говорит: «Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.) Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости. Но тем не менее в известной пьесе Ноэла Кауарда «Обнаженная со скрипкой» Герой Джейкоб говорит: «Посетите галерею Тейт и посмотрите «Портрет Маджори» Сородэна. Постойте перед ним спокойно, вникните в него. Стойте час, два, а если понадобится и три….» Сегодня на уроке я предлагаю вам остановиться около портрета главного героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Ивана Александровича Хлестакова, вникнуть в его суть, выявить положительные и отрицательные стороны его и попытаться объяснить причину странного превращения фитюльки, спички, мальчишки в сановника, в генеральскую персону. Итак, знакомьтесь: «Иван Александрович Хлестаков из Петербурга»! 1. Первым полную характеристику Ивану Александровичу Хлестакову даёт его слуга Осип. Кто, как ни слуга, знает о барине всё. Поэтому ему и слово. Внимательно послушайте монолог Осипа (Д. II, явл. 1), отметьте положительное и отрицательное в Хлестакове. (Один заранее подготовленный ученик читает монолог наизусть, весь класс работает с текстом, карандашом отмечает «+» и «—» Хлестакова.) — Индивидуальное задание — Рецензия на выразительное чтение. — О каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип? («+»: «каждый день доставай билеты в кеятр»; «—»: «профинтил денежки, сидит и хвост подвернул, не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту», в картишки играет; не платит в трактире). (Эти признаки записываются на доске двумя учениками в две колонки).
Это был Хлестаков, представленный слугой Осипом. — А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике в трактире? 2. Чтобы ответить на этот вопрос, проверим домашнее задание. 1 ряду было дано творческое домашнее задание: Написать мизансцену «Хлестаков в трактире». Обратимся к домашним работам 1 ряда. — 1 ряд следит за точностью, логичностью, выразительностью речи отвечающего; 2и 3 ряды находят положительное и отрицательное в поведении Хлестакова. Примерная творческая работа. На главной улице уездного города расположено здание с огромными буквами «Трактиръ». Именно здесь две недели назад поселился Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
Посередине комнаты стоит маленький круглый столик без скатерти: на нём видны следы жизни прежних постояльцев: пятна от супа, вина, чернил. В углу комнатёнки, под лестницей, покосившаяся кровать, вся всклоченная, застеленная кое-как покрывалом серо-зелёного цвета. В единственное окошечко, расположенное на уровне пола, не поступают солнечные лучи. В комнате темно. Входит Хлестаков, молодой человек 23–24 лет, одетый по моде: чёрный фрак, узенькие белые брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. На лице — тоска, скука, в голодных глазах — огромное желание есть. Не снимая ботинок, он ложится на кровать. Но Хлестаков настолько унижен безденежьем и боязнью оказаться на улице, его настолько мучит голод, что уже не столь решительным голосом он способен на робкую просьбу: «Ты ступай туда…». При этих словах Хлестаков прячет глаза, отворачивается от Осипа. Ему не ловко, он не решается уточнить «куда», поскольку там скорее всего откажут. Хлестаков видит, что Осип не хочет никуда идти, и тогда ему ничего не остаётся, как умолять слугу, поэтому голос его звучит тихо и вовсе не решительно. Он с трудом поизносит каждое слово. Фраза его изобилует долгими паузами, в голосе звучат извинительные интонации. Здесь мы понимаем, что хозяином положения становится слуга, что барин у него под каблуком! Но как преображается Хлестаков, когда в его комнату заходит слуга с тарелками и салфетками. Голос его вновь зазвучал громко и решительно, он подпрыгивает от радости на стуле, прихлопывает в ладоши, речь насыщена восклицательными предложениями.
После чтения учеником работы прошу 1 ряд оценить работу с точки зрения точности, логичности, выразительности речи. — Какие «+» и « — » Хлестакова нашли отражение в этой работе? («+»: молодой человек лет 23–24, одет по моде; «—»: труслив, высокомерен, нагл, груб со слугой).
3. Но более всего, на мой взгляд, человек раскрывается в действии, в поступках. Поэтому кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова является речь и действия Хлестакова в доме городничего. (Д. III, явл. 6.) Интересное прочтение образа Хлестакова предложил режиссёр Гайдай в фильме «Инкогнито из Петербурга». Предлагаю вашему вниманию фрагмент из этого фильма. — Внимательно посмотрите отрывок фильма. Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации. (Включаю фрагмент «Хлестаков в доме городничего».) («+»: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей; «—»: преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы).
4. Гимном Хлестакову, на мой взгляд, звучит Д. IV, явл. 3–7, где герой, войдя в роль генерал-губернатора, берёт взятки, или, как он говорит, взаймы. Не претендуя на театральную постановку, эту сцену мы постараемся сыграть. — Внимательно посмотрите отрывок, вслушайтесь в речь героев, всмотритесь в характеры и найдите не только плохое, но и хорошее в Хлестакове. (Учащиеся инсценируют этот эпизод комедии.) — Большое спасибо артистам, я думаю, они сумели передать особенности своих персонажей, вжиться в них и полюбить. — Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене? («+»: Хлестаков понял сущность всех чиновников; «—»: берёт взаймы, заведомо зная, что никогда не отдаст, т. е. берёт взятки).
5. Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщине. Второму ряду было дано творческое домашнее задание — от лица Хлестакова рассказать об Анне Андреевне и Марье Антоновне. Обратимся к домашним работам 2 ряда. — 2 ряд следит за точностью, логичностью, выразительностью речи, 1 и 3 отмечают качества Хлестакова, которые он проявляет по отношению к женщинам. Примерная творческая работа 2 ряда. Я теперь живу в доме у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой, не решился только, с которой начать, — думаю, прежде всего с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Она не дурна и даже аппетитна, но кокетка и ветрена. Переодевается за день четыре раза, тает от моих комплиментов и рассказов о Петербурге. Когда я объяснялся ей в любви, кажется, превзошёл самого себя. Дочка городничего — полная дурочка, просила меня написать стишки ей в альбом, влюбилась в меня по уши, наговорил я ей красивые слова о её платочке, шейке, губках, и поверила она в мою любовь. Хорошо, что к маменьке не приревновала. — 2 ряд, оцените рассказ с точки зрения точности, логичности, выразительности. — Какие качества Хлестакова открыли для себя учащиеся 1 и 3 ряда? («+»: нравится женщинам; «—»: волочится и за Анной Андреевной и за Марьей Антоновной; цинично, несерьёзно относится к женщинам).
6. Мне кажется, что ещё один герой комедии мог бы охарактеризовать Ивана Александровича Хлестакова и дополнить наш портрет. Это его друг Тряпичкин. Этот герой не введён Гоголем в комедию. Но мы дадим ему слово. У 3 ряда было также творческое домашнее задание — сочинить ответ Тряпичкина на письмо Хлестакова. Обратимся к вашим работам. — 3 ряд следит за точностью, логичностью, выразительностью речи. 1 и 2 ряды выбирают качества Хлестакова, о которых в своём письме говорит Тряпичкин. Милостивый государь, Иван Александрович! Я получил твоё милое и откровенное письмо. Прочитавши его, я мысленно тебя обнял и поцеловал, а потом засмеялся. Какое величие, простота и какая прелесть мысли — ты генерал-губернатор! Ты, верно, произвёл впечатление на всех, несмотря на разность вкусов и мнений. Скажу тебе так же, что П…. Признаюсь, я считал тебя и по части женщин более удачливым, нежели себя. Но представить, что ты волочишься сразу за маменькой и дочкой, даже я не мог. Что касается городничего и прочих, так и тут, в Петербурге, таких не мало. Я чуть не умер от смеху, читая твои замечания об этих людях. Оригинал ты страшный. Но помнится мне, ты и тут точно понимал сущность своих начальников. О себе скажу вообще, хозяин здешней квартиры меня ещё терпит, но денег у меня нет, думаю написать статейку о твоём городничем. Если будешь писать ко мне теперь, то адресуй по-прежнему, если же на тебя найдёт ленивое расположение в деревне и в течение пяти дней не соберёшься писать, предпримешь это гораздо позже, тогда адресуй уже в Гороховую. Затем остаюсь весь твой Тряпичкин. — Слово 3 ряду, который следил за точностью, логичностью, выразительностью речи. — Какие новые качества Хлестакова раскрывает его друг Тряпичкин? («+»: разбирается в людях «—»: ленив) Денотатный граф Хлестаков И.А.
— Может ли человек, обладая таким набором «+» и « — «, быть генерал-губернатором, сановником, ревизором? (Нет!) — А почему его принимают за ревизора? (Обратимся к эпиграфу урока: вертопраха, пустейшего, в котором не было и не могло быть ничего похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такового (!), так как сами чиновники этого хотели!).
Надо сказать, что критики, читатели и зрители Хлестакова толковали по-разному. Мы же отнеслись к Хлестакову без категоричного осуждения и уж тем более обличения, и ничего клеймящего Хлестакова в комедии Гоголя не услышали. Мы увидели в нём расчётливого хвастуна, жалкого честолюбца, чуть ли не создающего себе рекламу, красавца-франта и жалкого нищего. Каким вы его видите — это будущая работа вашего ума, это рефлексия урока, это ваше домашнее задание. Подготовить устное сочинение на тему: «Иван Александрович Хлестаков — чиновник из Петербурга», в котором, используя денотатный граф, вы не только расскажите о Хлестакове, но и выскажете своё отношение к герою. |