Тема и идея произведения
В романе рассматривается несколько тем. Центральная тема произведения – крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. И конечно, образ Пугачева в этом произведении занимает не последнее место. Свое отношение к крестьянскому бунту Пушкин выразил в конце произведения.
Тема любви выражена в отношениях Маши Мироновой и Гринева, в отношении Швабрина к Маше, и наконец, в поступке Маши, когда она не побоялась отправиться к императрице.
Тема офицерской чести выражена в противостоянии между Гриневым и Швабриным.
Литературные герои произведения
Повествование ведется от лица молодого дворянина Петра Андреевича Гринева, посланного его отцом на службу в Армию, чтобы стать настоящим солдатом и офицером. Петр Андреевич был отправлен в Оренбургскую губернию, где и развернулись все описанные события. Это был молодой человек, не лишенный чувства чести и порядочности. Он всегда поступает так, как диктует ему совесть.
Здесь молодой дворянин знакомится с Емельяном Пугачевым. Пугачев симпатизирует Гриневу и помогает ему в трудных обстоятельствах, например, позволяет увести Машу из крепости, где она осталась под властью Швабрина. Раскрытию образа Гринева помогают противостояние Гринева со Швабриным.
Швабрин тоже офицер, но разжалованный за какие-то неблаговидные поступки. Является антиподом Гринева. Он тоже вроде влюблен в Машу, но девушке он не нравится. Она его боится. Это, пожалуй, единственный отрицательный герой в романе «Капитанская дочка». Даже разбойнику Пугачеву автор симпатизирует, и создает образ благородного разбойника.
Пушкин не осуждает Зурина за то, что тот выиграл и потребовал свой выигрыш у молодого офицера. Напротив, впоследствии, Зурин поможет Гриневу, и между офицерами сложатся теплые отношения. А проигрыш стал хорошим уроком Гриневу на будущее.
Не последнее место в романе занимает Савельич. Это обаятельный персонаж. Он трепетно оберегает своего молодого барина и его имущество, не боится спорить с Пугачевым.
В повести есть герои второго плана. Это родители Гринева, старички инвалиды, священник с женой и сотоварищи Пугачева, выполнявшие его приказы.
Отношение пушкина к изображаемым событиям и героям в капитанской дочке!Сочинение,только обдуманное
Петр Гринев занимает особое место в произведении. Он «автор записок, повествователь. Это выходец из старого, знатного, но обедневшего дворянского рода, оппозиционно настроенного к правительству».
Почему рассказ называется капитанская дочка. Почему повесть А. ...
... победителем. Но, если повесть о Петре Гриневе, почему она называется «Капитанская дочка»? Может, главной героиней произведения является именно «капитанская дочка» – Маша Миронова, на долю ... и дал этому произведению такое название. Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/smysl-nazvaniya.html Сочинение на тему смысл названия романа капитанская дочка «Капитанская дочка» – одна из ...
На лобном месте погиб дальний предок Гринева, а дед его пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Отец Гринева также с осуждением относится к светским петербургским нравам. Придворный календарь напоминает ему о карьеризме и безнравственности, царящих при дворе. Поэтому сына Петрушу он отправляет не в Семеновский полк, а в армию далекого Оренбургского края: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху…» Гринев-отец — типичный помещик. Застой и однообразие жизни рисует Пушкин, изображая семейство Гриневых. Убожество ее для писателя искупается тем, что старый помещик хотя и строг, деспотичен, но справедлив. Вспомним, как он напутствует сына: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Среда, в которой рос Петр Гринев, не могла развить в нем интеллектуальных способностей («Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками»).
По части образованности, он, конечно же, уступает своему антиподу — Швабрину. Но крепкие нравственные принципы, которые ему внушил отец, помогли ему выйти из труднейших ситуаций.
Образ Гринева Пушкин показал в развитии: безумный мальчишка, утверждающий независимость юноша, мужественный и стойкий взрослый человек. События, в круговорот которых он попадает, делают его таким быстро. Для Петра Гринева честь — это верность служебному и сословному делу. В знаменитой беседе с Пугачевым мы видим смелого дворянина. Очутившись среди врагов в мятежной слободе, он держится с большим достоинством. По отношению к себе со стороны Пугачева он не допускает даже насмешливого тона. Ему не нужна жизнь, купленная ценой унижения дворянского звания. Любит Гринев тоже по-настоящему. Он спасает жизнь Маши Мироновой, подвергая опасности свою собственную. На суде Петр не называет имя девушки, предпочитая быть осужденным. Ссора с Швабриным говорит о благородстве Гринева, вступающегося за честь Маши, о любви которой к себе и не знает. Пошлость Швабрина его возмущает. Петр старается скрыть свое торжество над побежденным Швабриным. Сталкивая в различных жизненных ситуациях Гринева и Швабрина, писатель показывает, что самое главное в человеке не образование и внешний блеск ума, а преданность убеждениям и благородство.
Классовую психологию Гриневых писатель не думает скрывать. Он показывает, что даже на нравственность самых честных и справедливых помещиков влияет власть крепостника. Те поступки Петра Гринева, которые достойны осуждения, связаны с отношением к крепостным, а прежде всего к верному слуге Савельичу. Помнится, что однажды Петруша чуть не оставил своего дядьку среди врагов.
Гринев все же молод, поэтому по легкомыслию не задумывается, как его поведение оценивается со стороны, когда они принимает помощь Пугачева в освобождении Марьи Петровны. Он благодарен: «как тебя назвать, не знаю… Но бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».
Марью Ивановну Гринев отправляет с Савельичем к своим родителям — негде более укрыть осиротевшую капитанскую дочку. Сам вспоминает об офицерских обязанностях и остается в отряде Зурика. Затем — арест, суд… Гринев прекрасно понимает, какое обвинение ему предъявят: «самовольное мое отсутствие из Оренбурга», «приятельские отношения мои с Пугачевым». Гринев не чувствует здесь большой своей вины, и если не оправдывается, то потому, что не хочет «впутать имя Марьи Ивановны между гнусными наветами зло
Композиция
Композиция в этом произведении в целом классическая. Завязкой служит сюжет в доме родителей Гринева, когда отец принимает решение отправить сына на службу. Далее следует развитие сюжета. Это эпизоды, повествующие о приезде Гринева в Белогорскую крепость, его знакомство со Швабриным и дуэль из-за Маши.
Кульминацией произведения является казнь дворян и офицеров царской армии на площади, момент, когда гибнут капитан Миронов с женой, а на шее Гринева оказалась петля. Далее следует развязка. Лирическим отступлением произведения можно назвать сон Гринева, когда он попал в метель и заблудился.
В то же время каждая глава построена по классической схеме, в каждой главе встречаются свои кульминационные сюжеты.
Жанр произведения
Хотя «Капитанская дочка» имеет небольшой объем, многие считают ее романом, поскольку это многоплановое произведение, и в нем просматриваются несколько сюжетных линий:
- Взаимоотношения Гринева с родителями;
- Взаимоотношения Гринева с Машей;
- Швабрин, и его поступки;
- Пугачевская война.
И, наконец, встреча Маши Мироновой с императрицей. Каждую из этих сюжетных линий иной писатель развил бы до размеров всего произведения, Но одной из характерных черт творчества Пушкина является его краткость, способность сосредоточиваться на главном.
Произведение называется «Капитанская дочка», хотя Маша не является центральным персонажем. Пушкин все события выстраивает как бы вокруг девушки. Из-за Маши происходит дуэль Гринева со Швабриным. О Маше заботятся, пекутся и беспокоятся родители, ради нее Петр Андреевич едет в крепость.
В условиях обычной жизни в крепости она хрупкая, трепетная девушка, ужасно боится пушечных выстрелов. Однако, оказавшись в крепости, одна без поддержки близких, во власти Швабрина, она проявляет удивительную стойкость духа. И потом, когда узнает, что ее любимому грозит каторга, решается ехать к самой Императрице, чтобы рассказать всю правду, свидетельницей которой она стала. Государыня тепло приняла девушку, прислушалась к ее словам, и даже одарила свадебным приданым.
Литература для всех , А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (1836), История создания.
Темы . 1. Основной темой повести является тема пугачевского бунта. 2. Тема чести и нравственного выбора. 3. Тема милосердия
Проблемы : народ и власть: милосердие и жестокость; честь и предательство.
Основная мысль. Историческая правда и художественный вымысел
Историческая правда | Художественный вымысел |
«Мужицкий царь», предводитель бунта.
Служили и те, кто ему не верили. Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга. Умный, отважный, энергичный. Жестокий. Трагическая судьба. |
Взаимоотношения с Гриневым
«В Пугачеве разбойнике одолевает человек»:
|
Почему Пушкин Изменил образ Пугачева?
Изменение характера героя продиктовано стремлением раскрыть проблематику и идею произведения
1. Идея: Человеческие взаимоотношения должны строиться не на насилии, а на уважении и милосердии. Добро жизнетворно.
«…Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений»
Главной мыслью произведения становится мысль о том, что даже в трудную годину, в эпоху исторических катаклизмов, два человека, принадлежащих к разным сословиям по рождению, к враждующим лагерям, могут понять друг друга. И для Пугачева это понимание оказалось спасительным, потому что Гринев благодарную память о нем передаст потомкам.
2. «Капитанская дочка» — духовное завещание писателя. (19 октября 1836 г.)
«Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству (чести вообще)»
А.С.Пушкин своим произведением утверждает, что даже в смутны времена необходимо сохранять честь и милосердие.
Особенности композиции.
Важным композиционным элементом «Капитанской дочки» является сопоставление двух миров: народного, во главе которого стоит Пугачев, и дворянского, возглавляемого Екатериной II. Между ними идет борьба, и главные герои «семейственных записок» — Гринев и Маша Миронова — волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим.
Антитеза как композиционный прием. Противопоставление эпизодов и героев (Пирушка у Пугачева – совет в Оренбурге, Гринев и Швабрин, генерал и Пугачев)
Смысл названия., Образ Маши Мироновой.
Маша спасает Гринева от позора и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели. Чувствуя себя «виновницей» случившегося несчастья, она едет к царице «просить милости». Непросто далось Маше это решение. Она в первый раз принимает на себя такую ответственность: не только за себя, но и за будущее, за честь Гринева и его семьи. Честность и искренность Маши помогли растопить холодное сердце величественной императрицы и получить прощение для Гринева. Добиться этого Маше была едва ли не труднее, чем Гриневу убедить Пугачева в необходимости помочь самой Маше, пленнице Швабрина. Маша смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, свое счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложных обстоятельствах сумела справиться со всеми препятствиями.
Гринев и Швабрин (
Одна из центральных тем произведения — тема чести и бесчестия. Реализация этой темы прослеживается на судьбах Гринева и Швабрина. Это молодые офицеры. Оба служат в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин — дворяне, близки по возрасту, образованию. Гринев так описывает впечатление, которое произвел на него молодой поручик: «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба». Однако друзьями герои не стали. Одна из причин неприязни — Маша Миронова. Именно в отношениях с капитанской дочкой раскрылись нравственные качества героев.
Отношение к чести и долгу окончательно развело Гринева и Швабрина во время пугачевского бунта. Гринев честен, открыт, прямодушен. Он живет и действует по велению сердца, а сердце его подчинено законам дворянской чести. Гринев последовательно честен, а Швабрин совершает один за другим безнравственные поступки. Он с умыслом описал Гриневу Машу «совершенною дурочкою», утаил от него свое сватовство к капитанской дочке. Но главное преступление Швабрина в цепи его постоянных низостей — это переход на сторону Пугачева не по идейным, а по корыстным соображениям. Гриневу несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью. После того как Пугачев «помиловал» Гринева, тот должен был поцеловать ему руку, то есть признать в Пугачеве царя. В главе «Незваный гость» сам Пугачев устраивает «испытание компромиссом», пытаясь получить от Гринева обещание «хотя бы не воевать» против него. Во всех случаях герой, рискуя жизнью, проявляет твердостьи дорожит честью. У Швабрина же нет никаких нравственных принципов. Он спасает свою жизнь, нарушая присягу. Гринев с изумлением увидел «среди старшин Швабрина, остриженного в кружок и в казацком кафтане». Гринев дает свою оценку поступкам Швабрина: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».
Авторская позиция совпадает со взглядами рассказчика. Об этом свидетельствует эпиграф к повести («Береги честь смолоду»).
Гринев сохранил верность долгу и чести. Самые важные слова он сказал Пугачеву: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Швабрин же нарушил и дворянский долг, и человеческий.
Фольклорые мотивы в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
В произведении «Капитанская дочка» А. С. Пушкин обращается к фольклору. Есть у Пугачёва и любимая бурлацкая пеня «Не шуми, мати зелёная дубравушка», в которой рассказывается о гибели, о виселице. Эта песня которая подчёркивает трагизм героя и показывает предрешённость его судьбы.
Пушкин использует много пословиц и поговорок, создавая речевую характеристику Пугачёва, указывая тем самым на народность этого образа. Уже в самом ритмико-стилистическом рисунке его фраз явно слышатся народно-поэтические слова: «Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь». «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет». «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».
Согласно фольклорной традиции, разбойник ―это не злодей, а мститель, карающий неправедных людей, защитник сирот.
старую калмыцкую сказку об орле о вороне
«Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-всё только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать, да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»
Сказка про орла и ворона рассказывается Пугачевым в конце 11 главы повести, во время очередной встречи «новоявленного царя» с Гриневым. Главные герои едут в одной кибитке в Белогорскую крепость спасать Машу Миронову от Швабрина. Во время поездки между ними завязывается разговор о восстании, о дальнейшей судьбе Пугачева. Гринев советует ему повиноваться воле государыни и сдаться на ее милость. В ответ на это Пугачев рассказывает собеседнику сказку про орла и ворона.
Сказка объясняет стремление Пугачёва прожить пусть короткую, но яркую жизнь, подчеркивает широкий размах натуры и тщеславие бунтаря.
В этой сказке аллегорически переданы две жизненные позиции.
Известно, что отношение Пушкина к пугачевскому бунту было однозначным. «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный».
Тема милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Содержание повести Пушкина «Капитанская дочка» нам всем хорошо известно — это воспоминания пожилого офицера, Петра Андреевича Гринева, о своей молодости, о пугачевском восстании, тех исторических событиях, невольным участником которых он оказался. Однако смысл «Капитанской дочки» более глубок, более тонок, более сакраментален. Смысл этот открывается при более внимательном чтении произведения, в процессе которого взаимоотношения двух героев — Гринева и Пугачева — предстают как величайший акт милосердия, выявления в человеке его Божественного начала.
Вспомним первую встречу героев. Вот незнакомый мужичок спасает Гринева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит ему свой заячий тулуп.
Для Савельича услуга, оказанная мужиком «барскому дитяти», — естественна. Здесь нет речи о том, что дядька Гринева — холоп, нет, Савельич просто признает справедливость настоящего «мироустройства», существующих в обществе социальных отношений. К тому же Петруша не просто «барское дитя», а его любимый воспитанник. Как же не спасти его в лютый буран? Однако сам Гринев вовсе не считает, что посторонний, незнакомый человек, пусть даже мужик, обязан оказывать» ему услуги. Это очень важная черта в характере героя. Людей он оценивает не с точки зрения их социального положения и вытекающих отсюда последствий, а лишь по внутренним качествам их и поступкам. В этом, безусловно, сказывается идеализм юности, но в целом черта эта сохраняется в герое на протяжении всего повествования.
Именно такое миросозерцание рождает в Гриневе желание что-нибудь сделать для вожатого, как-то помочь ему, отблагодарить. Однако образ Гринева реалистичен, что подразумевает многогранность и объемность характера, особую сложность психологии героя, обусловленной социальными условиями, возрастом и т. д.
Поэтому в этом подарке — не только благодарность за спасенную жизнь. Это еще и желание почувствовать себя взрослым, независимым, даже бывалым мужчиной, способным сделать такой подарок. Здесь, как и в истории с Зуриным, Гринев хочет показать Савельичу, да и всем присутствующим, что перед ними не недоросль, путешествующий со своим дядькой, а уже барин, офицер, следующий к месту своего назначения.
Вместе с тем, в подарке этом много детскости. Гринев дарит вожатому тулупчик, который мал и ему самому. Тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Однако Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», — говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понимание, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии.
Вот вторая встреча героев. Бунтовщики захватили Белогорскую крепость, и уже должны были повесить героя, как и остальных офицеров, но Пугачев вдруг узнает Савельича и сохраняет Гриневу жизнь. Вечером в, беседе наедине Пугачев говорит: «…я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».
И далее писатель как будто начинает испытывать это великодушие в Пугачеве, предлагая ему все новые и новые ситуации, все более трудные задачи. Вот Гринев отказывается от предложения Пугачева присоединиться к бунтовщикам. «Я природный дворянин; я присягал императрице: тебе служить не могу», — «с твердостию» говорит он. И опять Пугачев ведет себя достойно, лишь потребовав с Гринева обещания не выступать против восставших. Но и такого обещания не может дать ему офицер, присягавший императрице. Пугачев, пораженный искренностью молодого человека, не держит на него зла: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».
М. Цветаева называет эту сцену «очной ставкой» внутри каждого из героев. «Очная ставка Долга — и Бунта, Присяги— и Разбоя, и гениальный контраст: в Пугачеве, разбойнике, одолевает человек, в Гриневе, ребенке, одолевает воин», — замечает поэтесса[1].
Наиболее напряженно и драматично звучит мотив милосердия, когда Гринев приходит к Пугачеву с просьбой помочь Маше Мироновой, дочери коменданта Белогорской крепости. Молодой человек надеется не только на пощаду, но и на помощь, на восстановление справедливости. И опять в этом поступке — уважение к Пугачеву. Убийце и висельнику не отказывает Гринев в добре и человечности. И это почувствовал самозванец. «…Мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился… помня твой стакан вина и заячий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца…», — говорит Пугачев.
Эта последняя фраза многозначительна. Гринев действительно «видит», что Пугачев — не оголтелый убийца и разбойник. Сквозь внешнюю оболочку, сквозь маску самозванца молодой человек сумел разглядеть в нем потребность к добру, к всепрощению, желание испытывать уважение к самому себе.
Безусловно, пушкинский Пугачев — натура незаурядная. Это широкая русская душа, с ее извечной тягой к «удалому разгулью», буйству, молодечеству и с едва ли не превосходящей извечной тягой к жалости, всепрощению — чувствам истинно русским, национальным. На совести Пугачева много крови, зла, но, очевидно, несмотря на все его душегубство, сильна в нем вера в добро, в Божественное начало. Потребовалось так мало — искренняя благодарность Гринева, выраженная в виде вещественного подарка (заячий тулупчик) — для того, чтобы душа Пугачева оттаяла, отозвалась на этот зов.
«Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный.
Однако Пушкин не отказывает своему Пугачеву в милосердии, чувстве жалости и сострадания. Это очень важно в контексте философского осмысления произведения, так как здесь у нас напрашивается вывод о пушкинском осмыслении человеческой натуры: каким бы злодеем ни являлся человек, в душе его подспудно живет добро, нужно только уметь отыскать его, нужно уметь до него достучаться. Причем тяготение к Божественным началам в пушкинских героях явно преобладает над демоническим злом. Думается, человеческое совершенство в них напрямую связано с совершенством человеческой жизни. Если Достоевский утверждал наличие зла в самой Божественной природе человека, независимо от социальной среды, то взгляд Пушкина на человеческую натуру более гуманный: его герой нравствен изначально, человечен по природе своей, а все остальное закладывается воспитанием, условиями жизни, судьбой.
Пугачев ведет себя достойно даже тогда, когда узнает, что Маша — дочь капитана Миронова. «Ты мой благодетель. Доверши, как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был, и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…», — просит Гринев. И Пугачев, уже неоднократно спасавший молодого человека, уже не может отказать I ему. «Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. „Ин быть по-твоему! — сказал он. — Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»»
Взаимоотношения Гринева и Пугачева — это не просто история милосердия, не просто плата добром за сделанное когда-то добро. Думается, ситуация здесь гораздо сложнее. Анализируя первую встречу героев, мы обычно видим в ней, прежде всего, «стакан вина и заячий тулупчик», благодарность Гринева за оказанную Пугачевым помощь. Но мы совершенно забываем о том, что, выведя молодого человека к постоялому двору в страшный, ужасный буран, вожатый фактически спас ему жизнь. И далее Пугачев многократно спасает Гринева. Оказав помощь однажды, Пугачев далее подсознательно, видимо, ужей чувствует ответственность за судьбу доверившегося ему юноши. Именно на этот факт обратила внимание Марина Цветаева.[2] Недаром во сне в символической форме герой видит будущие события. Причем в «роли» черного, бородатого мужика — отца Гринева — оказывается Пугачев. И последний действительно ведет себя по-отечески: он помогает молодому человеку в самый важный период его жизни. В отношениях Пугачева к Гриневу не только великодушие и благодарность, здесь еще и едва уловимый оттенок снисходительности, отеческой заботы человека взрослого, зрелого по отношению к неопытному юноше, столь распространенной в русских людях.
Однако иллюстрации темы милосердия в повести разнообразны. Это не только история взаимоотношений Гринева и Пугачева. Это и забота молодого человека о его дядьке, которого Гринев не бросил в трудную минуту. Это и любовь Савельича к «барскому дитяти», за которого он готов отдать, не раздумывая, собственную жизнь. Это и прощение Гриневыми своего противника, Швабрина, после того, как освободили Машу. «Я не хотел торжествовать над поверженным врагом», — признается герой. Это и поведение родителей Петруши, принявших Машу как собственную дочь. Это и приказ императрицы, спасший Гринева от смертной казни. Характерно, что даже в «отрицательном» персонаже, «злодее» Швабрине, мы находим проблески милосердия. Оклеветав Гринева в глазах властей, Швабрин ни разу не упомянул Машу Миронову.
Таким образом, анализируя тему милосердия в «Капитанской дочке», мы подходим к пушкинской мысли, гениальной по своей сути: никакие грехи и преступления не способны убить в человеке добро, стереть образ Божий в его душе. И вернуть человека к самому себе можно только через любовь и доверие, через обращение к лучшим чувствам.
Почему автор делает повествователем молодого дворянина-офицера?
В основу романа Пушкина «Капитанская дочка» легло крупное событие восстание Пугачева 1773-1774 годов. Повествование ведётся от лица главного героя Петра Гринёва и представляет собой воспоминание о молодости, о тех исторических событиях, участником которых он оказался.
Почему же Пушкин именно молодого офицера Гринёва делает повествователем? Во-первых, герой принадлежит к «старой» дворянской семье, где понятия «честь» и «служба» не разделяются. Отправляя сына служить не в Петербург, а в далёкие оренбургские степи, отец наказывает ему помнить пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». Несмотря на ошибки молодости, Пётр во всех испытаниях ведёт себя достойно: он не изменил присяге, он защитил возлюбленную, он был храбр и честен, а значит, ему можно доверить рассказать правду о смутном времени, и его оценка событий будет честной и объективной с точки зрения нравственных норм.
Автор делает молодого человека рассказчиком ещё и потому, что Петруша Гринёв не испорчен светским обществом и руководствуется общечеловеческими соображениями больше, чем социальными оценками. Так, он может пожалеть Пугачёва и его сторонников, а сравнение двух военных советов в Оренбурге и в стане Пугачёва выглядит явно не в пользу царских офицеров, которые принимают решение действовать не наступательно, не оборонительно, а выжидательно.
Следует заметить, рассказчик в произведении выступает в двух лицах: Гринёв в молодости и Гринёв в старости (вторая часть произведения).
Читателю интересен рассказ молодого человека, потому что он непосредственен и эмоционален. Оценка же, сделанная героем с высоты прожитых лет, значима, мудра и поучительна для читателя. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», — говорит рассказчик.
[1] Цветаева М. Пушкин и Пугачев. — В кн: Цветаева М. Собрание сочинений в семи томах. Т. 5. Автобиографическая проза. Статьи. Эссе. Переводы. М., 1994. С. 502, 503.
[2] Цветаева М. Указ. соч. С. 504.