Сочинение по творчеству Горького. Творчество Максима Горького (кратко)
Место человека в обществе – одна из главных тем в творчестве Максима Горького. На раннем этапе своей литературной деятельности эту идею писатель излагал на примере романтических персонажей. В более зрелых произведениях характер героев раскрывался с помощью философских рассуждений. Но основой являлось всегда убеждение, что человек – неповторимая индивидуальность, которая все же не способна существовать отдельно, вне общества. Сочинение по творчеству Горького является темой этой статьи.
Жизнь и творчество
Максима Горького отличает от других фигур в советской и русской литературе довольно необычная судьба, как личная, так и писательская. К тому же в его биографии присутствует немало загадок и противоречий.
Родился будущий писатель в семье столяра. В детстве, проживая в доме отца своей матери, подвергался чрезвычайно жесткому своеобразному воспитанию. В юности познал лишения и тяжелый изнуряющий труд. Ему был знаком быт почти всех слоев общества. Жизненным опытом, которым этот писатель обладал, не мог похвастаться ни один представитель советской литературы. Быть может, именно поэтому он приобрел всемирно известную славу народного заступника. Кому еще представлять интересы трудового народа, как не писателю, за спиной которого имеется опыт простого рабочего, грузчика, пекаря и хориста?
Последние годы Горького окутаны тайной. Относительно причины смерти существует несколько версий. Самая распространенная – Горького отравили. В преклонном возрасте писатель, как утверждали очевидцы, стал излишне сентиментален и несговорчив, что и привело к трагическому концу.
Сочинение по творчеству Горького следует дополнять ссылками на важные биографические данные. Так же, как и жизненный путь писателя представить можно, проанализировав несколько произведений, относящихся к различным периодам.
Краткая биография горького для сочинения
... «», «Мещане». Завершающим романом в биографии писателя, стала жемчужина его творчества — «Жизнь Клима Самгина», которую Горький писал целых одиннадцать лет и ... Горький. «Очерки и рассказы» стали популярны в стране и за её пределами. Краткие сказки Алексей писал для детей, устраивал для ... Екатерине. Вскоре родили двух детей: сына Максима и дочку Катю. Писатель воспитывал крестника, который был ему как ...
«Детство»
В этом произведении Горький рассказал о себе и о своих многочисленных родственниках, среди которых жить ему приходилось несладко. Сочинение по творчеству Горького – это не анализ всех его произведений в хронологическом порядке. Небольшой письменной работы не хватит, пожалуй, даже на рассмотрение одного из них. Но трилогия, первая часть которой изображает ранние годы будущего советского классика, – это тема, которую обойти невозможно.
«Детство» – это произведение, в котором нашли свое отражение самые ранние воспоминания автора. Своего рода исповедью является это сочинение. Человек в творчестве Горького – это если не борец, то личность, которой свойственно обостренное чувство собственного достоинства. Этими качествами обладает Алеша Пешков. Однако окружение его представляет собой довольно бездуховное общество: пьяницы-дядья, дед-самодур, тихие и забитые двоюродные братья. Эта обстановка душит Алешу, но в то же время именно в доме родственников формируется его характер. Здесь он научился любить и сострадать людям. Бабушка Акулина Ивановна и Цыганок (приемный сын деда) стали для него примером добра и сострадания.
Вариант 1
Какую цель ставит перед собой человек, отправившийся на войну? Конечно же, защитить свою страну от врага, спасти ее от разрушения, порабощения, гибели. Человек твердо уверен в том, что убивает других ради благой цели, ради того, чтобы защититься от черной силы. И у него нет сострадания к врагу, он не жалеет жестокого злодея, покусившегося на мир и спокойствие Родины. Но почему порой в кровавом бою восстают друг против друга те, кто совсем недавно сидел за одним столом, празднуя всем хутором свадьбу или окончание полевых работ? Что заставляет людей восставать против своих же? Почему их сердце наполняется злобой к брату, товарищу, куму? Неужели опыт прошлых лет не научил людей тому, что война – это прежде всего разрушение, смерти, лишение, слезы, горе. Люди, забывая прошлое, переворачивают настоящее, и тем самым губят свое счастливое будущее, сами того не понимая. Очень жаль, что прошлые войны не научили людей ценить настоящее, не заставили людей задуматься о том, какое после этих войн у них может быть будущее. Примеров этому множество в русской литературе. Обратимся к двум произведениям, чтобы понять взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
В великом “Тихом Доне” Михаила Александровича Шолохова воссоздается картина жизни и быта казаков. Они живут, влюбляются, играют свадьбы, обустраивают свои курени, занимаются полевыми работами, ругаются и мирятся, спорят и договариваются. Они готовы защищать честь своего хутора, объединяются, если кто-то захочет обидеть одного из них. Вспомните случай на мельнице, когда казаки готовы были лишить жизни любого, кто будет ущемлять их права на свободу. Но что же заставило впоследствии брата биться с братом? Почему казаки разделились на два фронта, каждый из которых стремился истребить своего противника? Почему Мишка Кошевой смог поднять руку на Петро Мелехова и лишить его жизни? Какая сила руководила им в то время, когда он хладнокровно расправился с тем, с кем прошло его детство, с кем он совсем недавно был так близок? Неужели прошлое не научило Мишку тому, что убивать надо врагов, а не друзей? Совершив такой поступок, он разве обеспечил себе счастливое будущее? Он поставил перед собой ложные цели, и растоптал прошлое, когда казаки были единым целым.
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего ...
... НАСТОЯЩЕМ! Я – нужна людям. Я – УЧИТЕЛЬ, и если бы меня не было… Если бы НАС НЕ БЫЛО… Было бы будущее?!... Да и ПРОШЛОГО, наверное, НЕ ... 12 Октября 2015 года С детства очень любила играть в куклы. Всегда хотела ... в чем хотят! Мне нельзя?! Маша, но ты же «НЕ ВСЕ»! Ты стильная ... Ответ нашла в томике Пастернака:, Как знать: зачем друг с другом мы ... неопытной. Все: и ребята, и, о Боже, их родители. Что мне ...
Не менее драматично и другое произведение М. А. Шолохова. Герой рассказа – молоденький командир эскадрона Николка Кошевой. На вид хрупкий и неопытный подросток практически в одиночку ликвидировал две банды противников. Отважный и смелый боец стыдится своего юного возраста, он хочет выглядеть так, как ощущает себя: сильным, мужественным, решительным. Николка уже не помнит, как выглядели его родители. Отец пропал без вести в “германскую”, мать умерла. Он даже уже и не надеялся увидеть отца живым. Но коварный случай свел их спустя столько лет разлуки. Отец и сын встретились врагами по разные стороны баррикад. Они даже не узнали друг друга, не было времени разглядеть, почувствовать родную кровь. Они безжалостно стреляют друг в друга. В этом бою победу одерживает атаман. Николка оказывается зарубленным шашкой. Когда атаман стягивает с убитого сапоги, он видит до боли знакомую родинку на щиколотке. В полном отчаянии мужчина выстреливает себе в рот. Два родных человека столкнулись врагами и погибли. Все это потому, что человечество не понимает, для чего проливается кровь. Ошибки прошлого не научили их тому, что нужно жить не войнами, а миром.
Таким образом, человек, забывающий свое прошлое, свои корни, свою Родину, способен совершить немало ошибок в настоящем ради мнимых целей. Будущее таких людей также обречено на несчастье. Их поступки, совершенные сегодня, станут для них тяжкой ношей на всю жизнь.
Тема свободы
В раннем творчестве писатель воплотил свою мечту о красивом и свободном человеке. Жизнь и творчество Горького не случайно служили примером для советского человека. Мотивы свободы и общности людей являлись ведущими в культуре нового государства. Горький со своими романтическими идеями о самоотверженности появился как раз вовремя. «Старуха Изергиль» – произведение, посвященное теме свободного человека. Рассказ автор разделил на три части. В них Максим Горький рассмотрел основную тему на примере абсолютно разных образов.
Легенда о Ларре
Для всех героев рассказа свобода является высшей ценностью. Но Ларра презирает людей. В его понятии свобода – это возможность получать желаемое любой ценой. Он ничем не жертвует, но предпочитает приносить в жертву других. Для этого героя люди – всего лишь орудия, с помощью которых он достигает своих целей.
Спор Луки и Сатина? (По пьесе М. Горького «На дне»)
... свободного человека!». Подводя итог всего вышесказанного, хочется отметить, что в поэме Горького “На дне” идёт спор между двумя философскими воззрениями, которые имеют право на существование до сих пор. И свою ... или иначе примиряет человека с действительностью. Лука и его сторонники делали это при помощи лжи. Сатин предлагает нам полное осознание своего положения и борьбу за лучшую жизнь. Выбор для ...
Чтобы написать сочинение по творчеству Горького, необходимо составить условный план формирования его мировоззренческих позиций. В начале своего пути этот автор свято верил не только в идею о свободном человеке, но и в то, что счастливыми люди могут стать лишь при участии в каком-либо общем деле. Такие позиции гармонируют с революционными настроениями, которые преобладали в стране.
Воспоминания Изергиль
Эта героиня осуждает Ларру и восхищается подвигом Данко. Но в понимании свободы она занимает золотую середину. В ней причудливо совмещаются такие разные качества, как эгоизм и самопожертвование. Изергиль умеет жить и быть свободной. Но в своей исповеди она говорит, что прожила жизнь кукушки. И такая оценка мгновенно опровергает свободу, которую она пропагандирует.
В сочинение «Человек в творчестве Горького» можно включить сравнительный анализ этих персонажей. На их примере автор сформулировал три уровня свободы. Стоит несколько слов сказать и об авторской позиции. Романтическое творчество Горького посвящено осуждению индивидуализма и восхвалению героического поступка во имя счастья и свободы народа. На этой идее основаны все ранние произведения писателя.
Темы сочинений и тезисные планы по творчеству МГорького
22. Что я принимаю и с чем спорю в произведениях М. Горького?
23. Согласны ли вы с высказыванием Горького: “Каждый сам себе судьба” (по рассказу М. Горького “Старуха Изергилъ”).
24. Устарел ли Максим Горький?
По одной из последних трех тем написать сочинение – эссе.
ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой. Беранже
Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо
куда полезнее усыпительных гуслей. Л. Леонов
I. Мечта М. Горького о Человеке. Гордые и сильные, красивые и вольные, люди “с солнцем в крови” герои ранних произведений писателя. II. Человека Горький ищет везде, даже “на дне” жизни. Поиски смысла жизни, совести, назначения человека на земле, возвышенной любви занимают ночлежников, которые, казалось бы, утратили все (многие даже имя), но не утратили надежды. III. Что может дать надежду на возрождение: суровая правда или красивая, утешительная ложь? IV. Противопоставление утешительной, сострадательной лжи Луки и горькой, обличительной правды Сатина – основной драматургический конфликт пьесы. V. Жизненная философия Луки: “Не всегда правдой душу вылечишь”. Лука убежден, что люди нуждаются в жалости, потому что на земле все люди “странники” и найти здесь справедливость невозможно. Он призывает к терпению, состраданию, потому что человек переустроить жизнь не может, а может лишь “устроиться” в ней, “приспособиться”. Его надежды связаны не с разумом, а с верой (притча о “праведной земле”).
Любовь в жизни человека награда или наказание бунин
... награду, посланную свыше: «…любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить». Мы видим, что именно это чувство способно наполнить жизнь человека ... имя других людей. Пример подлинного самоотречения во имя любви к людям находим в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» . Писатель повествует о ... — счастье любимой, он не хочет ее огорчать или тревожить («Я не хочу печалить Вас ничем»). Для ...
VI. Позиция Сатина в споре о правде. Сатин – обличитель лжи как “религии рабов и хозяев”, прибежища нищих духом. Правда Сатина – “бог свободного человека”, правда Человека, который звучит гордо, верит в возможность переустройства жизни на земле, в возможность уничтожения зла. VII. Человек Луки – отдельная, конкретная личность (“я всякого уважаю”), Человек-Сатина – это общность людей, человечество (“Это не ты, не я, не они… нет! Это – ты, они, старик” Наполеон, Магомет… в одном”).
VIII. На чьей стороне Горький в споре о правде и человеке? Художественная правда характера и замысел писателя не совпали в изображении Луки – это утверждал первый исполнитель его роли И. Москвин, чья талантливая игра заставила многих критиков утверждать, что автор на стороне Луки, а не Сатина. Споры продолжаются. XI. Гуманизм Горького в пьесе “На дне”, философский смысл пьесы (разработка им в пьесе вечных тем; смысл бытия человека, ответственность перед собой и миром).
Современные постановки и трактовки пьесы.
ЧТО Я ПРИНИМАЮ И С ЧЕМ Я СПОРЮ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО I. Посещение музея-квартиры М. Горького. Противоречивые впечатления; роскошный особняк в стиле модерн (реквизированный у миллионера купца-мецената Рябушинского) – для пролетарского писателя, редкая коллекция миниатюрных фигурок из кости и нефрита. Строгие шкафы с книгами до самого потолка, дорогие картины, фотографии сына, внучек, друзей и знакомых… Известно, что Горький не любил этот дом, чувствовал себя в нем как в золотой клетке. Побывавший у него в 1925 г. Р. Роллан записал в дневнике: “Он очень одинок, хотя никогда не бывает один”, “в его душе происходит жестокая борьба, о которой никто ничего не знает”. И уж совсем красноречивый вывод: “у старого медведя на губе кольцо”. II. Разные версии о гибели сына и смерти самого М. Горького. Секретарь Горького, оказывается, был агентом ГПУ… Все это требует осмысления и переоценки того, что знал раньше о Горьком и что знал? То, что в учебнике, особенного интереса не вызывало. Из прочитанного запомнилось лишь что-то из раннего творчества… Вероятно, написано талантливо. III. Романтические песни “Старуха Изер-гиль” – все это, на мой взгляд, подлинное искусство; прекрасный, “цветистый” язык, сказочная метафоричность, яркость, необычайность героев, возвышенные мечты и чувства, великолепная пейзажная живопись. IV. Ранние реалистические рассказы перекликаются с тем, что описано в автобиографической трилогии (“Детство”, “В людях”, “Мои университеты”).
“Свинцовые мерзости русской жизни” и в то же время “здоровое, яркое, творческое”, что есть в русском народе. Все это написано в традициях русской классики XIX в. и близко мне. V. Драматургия Горького, по-моему, сродни чеховской, но более заострена социально. “Дачники”, “Дети солнца”, “Васса Железнова”, увиденные по телевизору, достаточно интересны. “На дне” – пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании,- об ответственности за свою личную судьбу. Афористичность языка привлекает, многое запоминается надолго. Поражает мастерство речевых характеристик: ночлежники – живые человеческие типы. Спорным представляется Сатин как антипод Луки. Он гораздо менее убедителен, чем Лука, к тому же сам признает его правоту (“молодец старик”).
Пример итогового сочинения : «Какие события и впечатления жизни ...
... на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких ... глубокого отклика на предложенную тему. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных ...
VI. Больше всего спорить хочется с романом “Мать”. Многие страницы написаны с большой художественной выразительностью (описание жизни рабочей слободки, история жизни и смерти слесаря Михаила Власова, интересен Андрей Находка, волнуют переживания Ниловны, ее загадочный сон и др.), но в целом читать довольно скучно, а уж идея насильно осчастливить все человечество, оправдание революционного террора (чего стоит Николай Весовщиков, готовый “забрызгать кровью небеса” во имя идеи) – абсолютно неприемлема для меня. Думается, что “своевременность” этой книги в прошлом, и сухой, схематичный, холодный Павел никого уже увлечь не сможет. А вот материнская великая любовь Ниловны, которая, как библейская Мария, приносит своего сына в жертву людям, не может не привлечь. VII. Послеоктябрьское творчество Горького мало знакомо мне. Изучено обзорно “Дело Артамоновых”, “Жизнь Клима Самгина”, последний роман, судя по телевизионной версии, грандиозное и, возможно, самое важное и талантливое из всего, что написано Горьким. Обязательно надо прочитать, если осилю. VIII. Несмотря на то что я не все принимаю в Горьком, я думаю, не правы те, кто заявляет о том, что нужно отбросить его за ненадобностью. Мне интересна личность Горького, поскольку он один из тех, кто “сделал себя сам”. Как это ни банально звучит, в разное время Горький был разным (это доказывают его “Несвоевременные мысли”), и, следовательно, справедливо будет сказать, что никакой эпизод из жизни писателя не может характеризовать его полностью, что он лишь звено в цепи сложной, но исполненной глубокого смысла судьбы.
РАННИЕ РОМАНТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ГОРЬКОГО Он выдумал жизнь сильную, радостную, полную волнующих предчувствий… Этого невероятного и ожидала изнемогающая от самой себя действительность. А. Н. Толстой
I. Своеобразие романтизма ранних произведений М. Горького. Романтика не уводит от жизни, а зовет к действию. Сокол, Данко, старуха Изергиль – герои, зовущие к подвигу. II. Голос Горького-романтика был услышан, он помог многим обрести крылья в романтическом полете над пошлостью и косностью жизни. III. Что такое подвиг в горьковском понимании. Ларра и Данко – подвиг есть следствие огромной любви к людям. IV. “Безумство храбрых” и “мудрость жизни” в ранних произведениях А. М. Горького. V. Концепция человека в романтических произведениях Горького. Человек творит подвиг, подвиг творит Человека. VI. Афористичность языка, гиперболы, сравнения, емкость и выразительность метафор служат формированию идейного смысла произведений. И то и другое, как в фокусе, соединяется в понятие подвига, рисуя его в ярких, жизнеутверждающих тонах. VII. Роль пейзажа в творчестве Горького романтического периода (море, постоянно меняющееся – “свободная стихия”. Буря, бескрайние степи и неприступные горы, ущелья, колдовская ночь и непроницаемая темнота леса, во тьме которого вспыхивает гордое сердце Данко и т. д.).
Символика пейзажных зарисовок. VIII. Антитеза как основной композиционный прием ранних произведений Горького (Девушка – смерть, Уж – Сокол, Ларра – Данко, Буревестник– глупый пингвин и т. д.).
Интересные факты о серии книг «Жизнь замечательных людей»
... в качестве аргумента в сочинении по русскому языку на ЕГЭ и ОГЭ, а также в эссе по обществознанию. Тема, проблема. Отражение проблемы . Дружба. В чём проявляется истинная дружба? Роль дружбы в жизни человека. ... пара молодости в жизни человека. Ведь именно в это время формируются лучшие качества, навыки, приобретаются друзья. Нужно беречь всё лучшее, что было в это прекрасное время жизни. Тема труда. ...
IХ. Остро современное и вечное в романтических произведениях Горького. Написанные в период подготовки первой русской революции, они сыграли пропагандистскую роль. Однако размышления героев о смысле жизни, любви и смерти, чести и подвиге, высокие художественные достоинства этих произведений представляют ценность и для наших современников.
Образ человека в позднем творчестве
Человек для Горького представлял огромный неисследованный мир. На протяжении всего творческого пути он стремился постигнуть эту величайшую загадку. Духовной и социальной природе человека писатель посвятил поздние произведения. Творчество Максима Горького необходимо рассматривать с учетом времени, в котором он жил. Создавал он свои произведения тогда, когда разрушена была старая система, а новая еще только формировалась. Горький искренне верил в нового человека. В своих книгах он изображал идеал, который, по его убеждению, существовал. Однако позже оказалось, что подобные преобразования не могут происходить без жертв. За бортом остались люди, которые не относились ни к «старым», ни к «новым». Этой социальной проблеме Горький посвятил свои драматические произведения.
Письмо писателя Маяковского писателю Горькому
Алексей Максимович, как помню, между нами что-то вышло вроде драки или ссоры. Я ушел, блестя потертыми штанами; взяли Вас международные рессоры. Нынче — и́наче. Сед височный блеск, и взоры озарённей. Я не лезу ни с моралью, ни в спасатели, без иронии, как писатель говорю с писателем. Очень жалко мне, товарищ Горький, что не видно Вас на стройке наших дней. Думаете — с Капри, с горки Вам видней? Вы и Луначарский — похвалы повальные, добряки, а пишущий бесстыж — тычет целый день свои похвальные листы. Что годится, чем гордиться? Продают «Цемент» со всех лотков. Вы такую книгу, что ли, цените? Нет нигде цемента, а Гладков написал благодарственный молебен о цементе. Затыкаешь ноздри, нос наморщишь и идешь верстой болотца длинненького. Кстати, говорят, что Вы открыли мощи этого… Калинникова. Мало знать чистописаниев ремёсла, расписать закат или цветенье редьки. Вот когда к ребру душа примерзла, ты ее попробуй отогреть-ка! Жизнь стиха — тоже тиха. Что горенья? Даже нет и тленья в их стихе холодном и лядащем. Все входящие срифмуют впечатления и печатают в журнале в исходящем. А рядом молотобойцев ана́пестам учит профессор Шенге́ли. Тут не поймете просто-напросто, в гимназии вы, в шинке ли? Алексей Максимович, у вас в Италии Вы когда-нибудь подобное видали? Приспособленность и ласковость дворовой, деятельность блюдо-рубле- и тому подобных «лиз» называют многие — «здоровый реализм». — И мы реалисты, но не на подножном корму, не с мордой, упершейся вниз, — мы в новом, грядущем быту, помноженном на электричество и коммунизм. Одни мы, как ни хвали́те халтуры, но, годы на спины грузя, тащим историю литературы — лишь мы и наши друзья. Мы не ласкаем ни глаза, ни слуха. Мы — это Леф, без истерики — мы по чертежам деловито и сухо строим завтрашний мир. Друзья — поэты рабочего класса. Их знание невелико́, но врезал инстинкт в оркестр разногласый буквы грядущих веков. Горько думать им о Горьком-эмигранте. Оправдайтесь, гряньте! Я знаю — Вас ценит и власть и партия, Вам дали б всё — от любви до квартир. Прозаики сели пред Вами на парте б: — Учи! Верти! — Или жить вам, как живет Шаляпин, раздушенными аплодисментами оляпан? Вернись теперь такой артист назад на русские рублики — я первый крикну: — Обратно катись, народный артист Республики! — Алексей Максимыч, из-за ваших стекол виден Вам еще парящий сокол? Или с Вами начали дружить по саду ползущие ужи? Говорили (объясненья ходкие!), будто Вы не едете из-за чахотки. И Вы в Европе, где каждый из граждан смердит покоем, жратвой, валютцей! Не чище ль наш воздух, разреженный дважды грозою двух революций! Бросить Республику с думами, с бунтами, лысинку южной зарей озарив, — разве не лучше, как Феликс Эдмундович, сердце отдать временам на разрыв. Здесь дела по горло, рукав по локти, знамена неба алы́, и соколы — сталь в моторном клёкоте — глядят, чтоб не лезли орлы. Делами, кровью, строкою вот этою, нигде не бывшею в найме, — я славлю взвитое красной ракетою Октябрьское, руганное и пропетое, пробитое пулями знамя!
Петербург — Петроград. Литературная жизнь города
... невкусных людей. (В. Маяковский) Во всей лирике начала века, в ... организованного в 1918 г. А.М. Горьким. В течение ... в Царском селе. Как и Блок, Ахматова почти всю жизнь прожила в Петербурге. В ... в городе царили разруха, голод. Были разграблены и проданы многие бесценные творения искусства, разрушены храмы, которые одухотворяли площади, осветляли перспективы улиц…Петербург (с 1914 года – Петроград, ...
«На дне»
В этой пьесе автор изобразил существование так называемых бывших людей. Герои этой социальной драмы – те, кто по какой-либо причине утратили все. Но, пребывая в жалких условиях, они беспрестанно ведут глубокие философские беседы. Герои пьесы «На дне» – обитатели ночлежки. Они прозябают в нищете материальной и духовной. Каждый из них по каким-либо причинам опустился на социальное дно, откуда возврата нет. И лишь фантазии пришлого странника Луки могут на время зародить в их душах надежду на спасение. Новый обитатель успокаивает каждого, рассказывая небылицы. Философствования его мудры и исполнены глубокого милосердия. Но в них нет правды. А потому и нет спасительной силы.
Жизнь и творчество Горького были ориентированы на стремление показать, что оторванность от людей (а точнее, от народа) не может принести счастья, а может привести лишь к духовному обнищанию.
Сочинение Человек в творчестве М. Горького
«Чело-век! Это — великолепно! Это звучит. . . гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека». М. Горький. На дне. Главной темой всего творчества М. Горького можно считать исследование человека – его природы и места в жизни. Решение этого вопроса построено у писателя романтически. Так, любимые герои уже раннего Горького (рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш» и другие) выражали романтические идеалы любви, свободы, служения людям, преобразования мира. В «Старухе Изергиль» образ юноши Ларры противопоставлен образу Данко. С помощью такого противопоставления писатель осудил многие человеческие пороки — эгоизм, самовлюбленность, гордыню. Величайшее благо, жизнь, становится для Ларры каторгой именно потому, что герой живет лишь для себя, не думая о других. Горький подчеркивает: свобода в одиночестве – это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми. Ларра на собственном примере убедился, что человек, даже если он сын орла, не может прожить вне общества. Человек – существо социальное и должно сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими людьми. Юноша Данко — полная противоположность Ларры. Он ради свободы своего племени идет на великую жертву – отдает свою жизнь во благо родного племени. И если от жалкого Ларры осталась тень, вечно блуждающая по земле, то о подвиге Данко люди будут помнить всегда. Важно, что Данко не ждал благодарности за свою жертву. Цель его жизни, в отличие от Ларры, — существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой – романтический идеал Горького. Рассказ «Челкаш» также построен на противопоставлении двух героев. Это способствует более яркому выделению Гришки Челкаша, которым Горький восхищается. Это «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Челкаш — уже зрелый человек, яркая и неординарная натура. Даже в толпе таких, как он, босяков, этот герой выделялся своей хищной силой и цельностью. Челкаш живет тем, что обворовывает судна, а затем продает свою добычу. Такие занятия и образ жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единении с природой, в ощущении собственной силы и неограниченных собственных возможностей. Горький делает акцент на том, что русское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным же людям, стремящимся к свободе, полету мысли, духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками, изгоями. Пьеса «На дне» относится к более позднему периоду творчества писателя. На протяжении всей пьесы герои произведения ведут споры о важных проблемах. Именно в этом обществе рождается спор о Человеке, о смысле его жизни. Хрестоматийными противниками в споре о человеке являются Лука и Сатин. Философию обмана во имя человека в пьесе проповедует странник Лука. Его можно назвать гуманным человеком. Но для него все люди одинаково ничтожны, слабы, нуждаются лишь в сострадании и утешении. Думаю, не будет ошибкой предположить, что на самом деле Лука считал, что реальное положение человека изменить нельзя. Можно изменить лишь отношение человека к себе и к окружающим, изменить его сознание, самочувствие, самооценку, примирить его с жизнью. Отсюда и утешающая ложь этого героя. Для каждого страждущего обитателя ночлежки у него находится доброе слово. Умирающей Анне Лука рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь, у Насти поддерживает веру в существование студента Гастона и его роковой любви. Пьянице Актеру Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков… Философия этого героя заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой.
Роль воспоминаний в жизни человека
... в предложенном отрывке рассуждает о роли детства в становлении зрелой личности, поднимает проблему влияния детских воспоминаний на жизнь человека. ... жизнь так же, как его родители. Аргумент №2 Максим Горький в ... воспоминания: «Лучше бы иметь его, чем перебирать в своем прошлом лишь запреты и раскаяние». Переживания, плохие и хорошие, накладывают неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь человека, ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Незаурядность творчества Горького
Своеобразие творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную деятельность.
М.Горький пытался разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости.
Он отдал много сил организации первой мировой социалистической революции, а затем и процессу созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.
В первый раз рассказ Максима Горького «Макар Чудра» опубликовала газета «Кавказ» (1892 год).
Затем писатель стал работать с другими изданиями печати: «Нижегородская листовка», «Самарская газета», «Волжский вестник».
Чехов — Пешкову А. М. (Горькому М.), 25 ноября 1899.
- …пропагандируйте сие воззвание через нижегородские и самарские газеты…
— Горький ответил: «Славное дело затеяли Вы! Наверное мне удастся немножко помочь Вам». Действительно, Горькому удалось напечатать «воззвание» в «Нижегородском листке», 1899, № 330, 1 января (см. т. 16 Сочинений).
Горький привел отрывок из письма Чехова, касающийся Епифанова, и добавил: «Так „в одиночестве, в забросе“ умирают люди, развлекавшие и развлекающие нас, читатели, умирают, не имея своего двугривенного на „пастилу“ — на последнее свое желание в жизни, предсмертный каприз. Так же, полуголодные и одинокие, умирают и столь ценные слуги общества, как учителя, учительницы, и молодежь, студенты, „надежда России“. Мы не умеем помочь жить всем этим славным людям и нужным, стойким работникам, создающим родине нашей новых людей, мы не ценим их заслуг при жизни, поможем же им, замученным работой, одиноко и безмолвно, без жалоб умирающим, — хоть умереть спокойно. Вы, читатели, есть некая бездонная пропасть, равнодушно и без отклика поглощающая и всякий печатный хлам, вроде рассказов Гейнца, и вкусные питательные яства, изготовляемые для Вас Толстыми и Тургеневыми, — вы, читатели, должны дать на „пастилу“ человеку, до смерти заработавшемуся для Вашего развлечения. Вы должны облегчить последние минуты жизни учителям наших детей и всем другим ценным людям, уезжающим умирать далеко от вас, в край, где солнце, море и все краски ласковой нежной природы разжигают у человека страстное желание жить, — туда, где люди относятся к больным, как к средству наживы, где всё дорого, все сухи и черствы и где больной человек найдет удобства лишь тогда, когда он богат. Нижний, по справедливости, славится своей отзывчивостью на крик нужды и горя, наш город насчитывает десятки крупных благотворителей, и мы надеемся, что воззвание ялтинских людей, зовущих на помощь к больным, — не прозвучит в Нижнем Новгороде „гласом вопиющего в пустыне“. М. Горький».
13 декабря 1899 г. Горький писал: «Присланную Вами бумажку я напечатал в „Листке“ и затем разослал оный по знакомым в Питер, Москву, Самару, Смоленск. Здесь в „Листок“ плохо дают, до сей поры дали только 35 р. Но я сам пойду по некоторым из местных богачей и немножко сорву с них. Боюсь, что поступил неловко, напечатав в местной газете выдержку из Вашего письма о смерти Епифанова. Простите, коли так. Я рассчитывал, что этот звук щипнет людей за сердце, но, кажется, ошибся».
…здесь в приюте для хроников ~ умер поэт «Развлечения» Епифанов…
— Вскоре Чехов получил письмо от фельдшерицы этого приюта Вдовиченко от 4 декабря 1899 г. (
ГБЛ
, в котором содержится подробное описание беспорядков в этом приюте. Еще один отклик Чехов получил из г. Яренска Вологодской губернии — от ссыльного Н. А. Чудова. Прочитав публикацию письма Чехова к Горькому в «Нижегородском листке», Чудов писал 21 декабря 1899 г.: «Это письмо не есть просьба о помощи… Недавно Вы писали о смерти в Ялте Епифанова, «поэта „Развлечения“», и бросили укор известной части общества за ее бессердечие. Пример — далеко не единственный. В Яренске умирает с голода один из участников „Сборника памяти Белинского“ — Н. А. Чудов. После тюрьмы (за стихотворение „Николаю II-му, на память о коронации“) он отбыл два года надзора в Орле и в Херсоне, откуда, за публ<�ичную> благ<�одарственную> речь Лесевичу после его лекций, был выслан в Тирасполь, и затем на север, с прибавкой срока… В Яренске — 900 жителей-зырян, работы нет даже поденной, пособие в 6 р. дается — после ряда „представлений“ — через три-четыре месяца („при дурном поведении“ не дается совсем)… Об „обществе“ и говорить, понятно, нечего. „Газеты“, потеряв с одним сотрудником лишь надобность платить — когда есть ножницы и клей, тоже не станут горевать особенно. Литературный фонд, куда обратились месяц назад — чрез г. Лесевича, также пришлет печатный бланок с отказом (как было ранее).
Там жертвует по тысяче в год государь, а тут бог знает какой-то субъект… Не сравнивая прилагаемые миниатюры со стихами бедняка Епифанова, не любопытствуя по сборнику — где и „Учительницы“ Чудова, и „Жвирблиса“ коснулась та же добрая рука, какая искажала в свое время, вероятно, и Ваши первые опыты, — нельзя же отрицать, что „нет бога, кроме прямого бога“, что и Белинский, и идея ссылки — в непосредственной связи, что терпишь — за других: да и не терпишь даже (это не беда), а вот как мне пришлось недавно в отчаянии сбросить полушубок на морозе пред окнами исправника, ибо замерзнуть можно поскорее все-таки, чем умирать в тюрьме — так это стыдно бы и обществу, и газетам, и всем дающим нам высокие уроки — и печатающим, вместе со статьями за гуманность, вежливые отказы в помощи… Действуя volens-nolens в одиночку, не принадлежа ни к одной правильной организации (если они имеются), я не могу рассчитывать ни на кого, нигде. До ж. д. (Вологда) отсюда 700 верст, почта идет — смотрите сами сколько, денег у меня больше нет, и еще хуже этого — мое горькое чувство… Н. Ч.» К письму приложен «рождественский рассказ» «На постоялом», с посвящением: «Антону Павловичу Чехову от автора» (
ГБЛ
- О впечатлении, которое произвела на Чехова смерть Епифанова, вспоминает С. П. Бонье: «Чувствуя себя дурно, А. П. однажды зимой поручил мне навестить этого больного в приюте хронических больных Благотворительного общества. В крайне плохом состоянии нашла я больного. В мрачной, казарменной палате, на соломенном тонком тюфяке, лежал невообразимо худой, в грязной фуфайке, человек без голоса, почти умирающий… <…>
- Придя к А. П. я всё рассказала. Он был сильно взволнован. „Здесь часто так умирают одинокие приезжие больные“. Чехов быстро ходил по кабинету, сильно сжимая свои руки. „Ах! Как здесь необходима санатория! Надо вырвать этих несчастных из рук этих людей, которые думают только о своих собственных дачах… Положение больных ужасно… Надо создать что-нибудь такое, что перед смертью радовало бы. Что-нибудь очень хорошее… Светлое, веселое. Чтобы был ласковый, добрый уход, не профессиональный… Плакать не надо, надо привыкать. Нужны силы. Много сил, — обратился ко мне А. П. — Ужасная участь этих больных здесь, весьма часто заброшенных и одиноких… Давайте что-нибудь устроим. Только надо делать всё самим. Деньги дадут. Но надо вырвать больных из рук этих людей… Надо всё взять в свои руки…“ <…>
- Участь больных болезненно трогала сердце Антона Павловича. Его всегдашней мечтой было создать для них санаторию, которая отвечала бы всем требованиям современной науки, ее „последнего слова“. Ему хотелось устроить санаторию по образцам заграничных, дать больным идеальный уход и к нему бодрящее слово, теплое, ласковое, сердечное отношение, что хотя отчасти скрашивало бы их одиночество. К прискорбию, этого Антону Павловичу осуществить не было суждено» (С. Бонье. Из воспоминаний об А. П. Чехове, — «Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни», 1914, № 7, стр. 69).
- …Вы долго жили в Петербурге…
— Горький жил в Петербурге с конца сентября.
-
Итоги творчества
В начале ХХ века были выпущены многотомные собрания сочинений М.Горького: 22 тома в 1923-24 годах в Берлине (значительная часть редактирована автором).
Собрание произведений из 30 томов в 1949-55 годах (включая художественные сочинения, письма и критические статьи).
В эпоху серебряного века (на границе XIX–XX веков) Максим Горький был весьма значимой фигурой советской литературы. Художественное мастерство писателя в отображении характера человека, формирующегося в процессе революционного сопротивления, оплодотворило творческое созидание многих авангардных мастеров слова. Творчество Горького послужило ярким примером для писателей всего земного шара.