Тема творчества в поэзии Бориса Пастернака

Сочинение

Творчество Б. Л. Пастернака как основная тема его поэзии

Одной из ключевых тем в поэзии Б. Л. Пастернака является тема творчества. В своих стихотворениях поэт постоянно возвращается к этой теме, выражая свою позицию по отношению к проблемам поэтического творчества. При этом следует отметить, что тема творчества проходит через все этапы поэтического пути Пастернака и тесно связана с эстетическими идеалами, которые определялись на разных этапах его творчества.

Ранний период творчества Пастернака и символизм

Изначально Пастернак был связан с символистскими кругами, формировавшимися вокруг издательства «Мусагет». Символизм определял основные черты раннего творчества поэта – стихотворения были богаты метафорами и образами, пронизаны иронией и сарказмом, а также сочетали в себе формализм и оригинальную манеру изложения. Тема творчества на этом этапе тесно связана с самим пониманием поэзии как средства для выражения личного мира автора.

В 1913 году Пастернак присоединился к литературной группе «Лирика», которая впоследствии издала его первую книгу стихов «Близнец в тучах». В этой книге можно отметить существенное влияние символистических концепций, однако уже начинают проявляться и новые идеи, которые затем будут становиться определяющими для творчества Пастернака.

Футуризм и изменение эстетических идеалов поэта

В последующие годы Пастернак присоединился к футуристическому течению русской поэзии и стал членом группы «Центрифуга». Это отразилось на его поэтическом стиле – стихотворения стали более звуковыми и экспериментальными, а смысл получал дополнительное воплощение благодаря игре с звуками слов. В то же время тема творчества продолжает оставаться на первом плане – одной из важнейших характеристик поэзии Маяковского, которые отмечает Пастернак в своей статье, является ясность, ориентированность на читателя и одновременно ответственность перед вечностью.

Однако уже к концу 1910-х годов Пастернак отступает от футуристических идей и начинает стремиться к более простой и естественной форме выражения, что проявляется в повышенном внимании к слову и усиленном стремлении к ясности и понятности. В статье «Несколько положений», опубликованной в 1922 году, поэт заявляет о своей самостоятельности и необходимости поиска новых форм для своего творчества.

Заключение

Таким образом, можно заключить, что тема творчества была одной из центральных в поэзии Б. Л. Пастернака на протяжении всего его творческого пути. Она была тесно связана с эстетическими идеалами, которые влияли на поэтический стиль поэта на разных этапах его творчества.

2 стр., 823 слов

Почему творчество С.Есенина так тесно связано с образом «братьев наших меньших»?

... одним из факторов формирования философских особенностей лирики С.Есенина. Именно поэтому его творчество неразрывно связано с образом «братьев наших меньших». В ранней есенинской лирике человек и окружающий его мир гармонично ... или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Стихотворения":

Тема творчества в творчестве Б. Л. Пастернака

Б. Л. Пастернак, известный российский поэт и писатель, посвящал много своих произведений теме творчества и роли поэта в обществе. В его стихах и романах творчество выступает как своеобразный космический процесс, генетически связанный со вселенной. Более того, для Пастернака творчество является Божьим даром, как и сама жизнь. В этой работе мы рассмотрим несколько стихотворений и произведений Пастернака, посвященных теме творчества.

Сборник «Сестра моя — жизнь»

Тема поэта и поэзии звучит в цикле «Занятие философией» сборника «Сестра моя — жизнь» (1922 г.).

Пастернак пытается дать философское определение творчества в стихотворениях «Определение поэзии», «Определение души» и «Определение творчества». Он считает, что творчество по своей сути космическо, а поэт – прообраз Бога.

Роман «Доктор Живаго»

Наиболее сложно тема творчества звучит в романе Пастернака «Доктор Живаго» и в последнем поэтическом сборнике «Когда разгуляется». Главный герой Юрий Живаго выражает взгляды самого Пастернака на миссию поэта в мире. Живаго, как и Пастернак, считает, что творчество – наивысшее призвание человека.

Юрий Живаго умирает в 1923 году, среди его бумаг обнаруживаются сочиненные им когда-то стихи, которые и составляют последнюю главу романа. Эти стихи выражают основную идею Пастернака о вечности поэзии, о бессмертии поэта, о том, что его слова будут жить вечно.

Тема творчества в сборнике «Когда разгуляется»

В последнем сборнике Пастернака «Когда разгуляется» тема творчества раскрывается в стихотворениях «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…» и «Ночь». Герой первого стихотворения хочет написать о самой жизни, но сначала нужно понять суть всех явлений, которые происходят в жизни. Только раскрывая тайны бытия автор может написать о них стихами.

Пастернак считал, что самое важное для поэта – познание себя, взаимодействие со своим внутренним миром. Только таким образом возможно создание истинных произведений. Эту идею он выразил в словах героя третьего стихотворения: «Все по ночам происходит, когда ты к себе возвратился».

Таким образом, в творчестве Б. Л. Пастернака тема творчества является одной из основных. Он считал, что творчество неотделимо от жизни и Бога, что поэты несут ответственность за свои слова и должны наполнять мир своими образами и мыслями.

Творчество Бориса Пастернака: основные аспекты и анализ

Борис Леонидович Пастернак — выдающийся поэт XX века, который в своих произведениях не только описывал окружающую действительность, но и поднимал вопросы философского и морального порядка. Он оказал огромное влияние на развитие отечественной литературы и прославился не только в России, но и во всем мире.

Основные темы творчества Пастернака

Пастернак был одним из тех поэтов, которые создавали свои произведения с глубоким осмыслением действительности. В своих стихах он затрагивал такие основные темы как:

  • любовь и стремление к гармонии;
  • жизненные страдания и смерть;
  • философские проблемы и смысл жизни;
  • исторические события и культурное наследие России.

Пастернак умел выразить все эти темы своей поэзией, создавая уникальный авторский стиль. Он использовал сложные метафоры, образы, а также переходил от реалистического описания к абстрактной символике.

2 стр., 647 слов

Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака

... восприятия для Б. Пастернака — необходимое условие поэзии. Новаторство же совпало с поисками наибольшей естественности и достоверности изображения. В статье о творчестве Ф. Шопена Б. Пастернак отмечал, что оно ... Кропают с кровель свой акростих, Пуская в рифму пузыри. Отождествление поэта и природы, передача авторских прав пейзажу — все это, в сущности, служит одной-единственной цели. Стихи, ...

Манифест Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…» и его понимание творческого процесса

В манифесте Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…» он описывает идеальный образ поэта и требования к его творчеству. По словам поэта, истинному поэту не надо быть знаменитым, все эти шум и успех ему не нужны. Также он выделяет основные требования к поэзии — она должна быть ясной, конкретной и самобытной.

Пастернак привносил в свое творчество много кирпичиков природы. Он использовал образы роз, луга, грозы, чтобы создать особую атмосферу в своих произведениях. По словам поэта, творчество — это Божий дар, который дан только избранным.

Стремление к гармонии

Одной из основных тем творчества Пастернака было стремление к гармонии. Он верил, что человек способен достичь единства и гармонии в этом мире, если поднимать свою душу к высшему. В своей поэзии он восхищался красотой и величием природы, а также любовью и духовными исканиями человека.

В стихотворении «Зимний вечер» Пастернак описывает зимнюю природу, которая позволяет ему забыть о жизненных проблемах и проявить уважение к ней. Одинаково важно и наличие человеческих отношений, в которых одержимость становится отвлекающим фоном для всех совершенно других вещей. С пришествием весны в душе поэта наступает новый сезон, он ощущает какой-то вид перерождения духа:

«Повсюду со мной наступает лыжня
Этого задушевного времени,
Где каждый вдох прежней крепости полон,
И усталость опять становится новой.»

Использование мифологических образов

Пастернак в своих произведениях не только использовал общепринятые метафоры и символы, но и создавал свои собственные мифологии. В стихотворении «Сестрица моя — жизнь» он описывает уникальный жизненный путь, который можно сравнить с длинной путешествией за таинственным реками и долинами. Анализ текста указывает на то, что речь может идти, например, о духовной личности, которая испытывает множество испытаний на этом пути.

Также в своей поэзии Пастернак обращался к философски значимым мотивам, намекал на свои религиозные убеждения. Он глубоко понимал, что искусство и духовность — это две составляющие, которые занимают центральное место в жизни человека.

Выводы

Творчество Бориса Леонидовича Пастернака — это высокий уровень умения описывать окружающий мир с помощью поэтической формы. В своих произведениях он описывал многие важные аспекты жизни, стремился к гармонии, использовал мифологические образы и социально-философские мотивы. Таким образом, поэзия Пастернака остается актуальной и значимой по сей день, напоминая нам, что вопросы духовного развития человека вернулись в повседневное сознание и требуют особого внимания.

2 стр., 512 слов

Рассуждение о значении поэзии в жизни человека по поэтам 20 го века

... мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает ... человека эмоционально. Поэзия — это жизнь, это мечта и, конечно же, это любовь. Не зря же у всех поэтов есть прекрасные ... других это просто маленькие огоньки». «Хорошо видит только сердце. Главного глазами не увидишь». Трогательно описывается встреча и ...

Развитие темы поэта и поэзии в творчестве Бориса Пастернака

Борис Пастернак, пройдя через увлечение символизмом и футуризмом, освободился от давления формы над содержанием, что привело к действительной ясности и содержательности его стихов. В течение всей своей жизни Пастернак стремился определить цель искусства, поэзии и назначение поэта. Особенно ясно и конкретно эта тема сформулирована в его поздней лирике.

Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака имеет философское решение и тесно связана с его религиозными убеждениями. Поэзия воспринимается Пастернаком как ценный дар от Бога. Он видит в своем творчестве своеобразную миссию, избрание, по аналогии с судьбой Христа.

Также, тема Гамлета в творчестве Пастернака связана с миссией поэта и творца. Гамлет отказывается от своего права выбора, чтобы выполнять волю пославшего его. Он одинок и трагичен в своем подвижничестве, поэтому его положение можно сравнить с положением подвижника, поэта в современном мире.

Тема Гамлета соотносится с темой стихотворения «Рассвет». Лирический герой берет на себя бремя людских забот и сливается со судьбой народа. Это воспринимается как завет свыше. Погружение в повседневность, в жизнь смертных становится не только заветом, но и необходимостью и неизбежностью.

Борис Пастернак также выражает понимание сути творчества через свое сродничество с «толпой». Поэзия и душа поэта, по словам Пастернака, подобны губке, которая впитывает не только тайны мироздания, но и мелочи жизни.