Вариант 17
Часть 2
(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно… (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?»
(9)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое…
(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.
(15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством.
(16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих одноклассников:
- (17)Как пишется «в течение»?
(18)Ему отвечали.
- (19)Одна ошибочка есть! – говорил он и загибал палец. – (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно?
(22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил:
- (23)Ну, коне-е-чно, сам написа-ал!
(24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире…
(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:
- (27)Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться?
- (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила.
(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.
(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:
- (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.
(38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:
- (42)Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным?
- (43)Мало ли что бывает! – ответил он. – (44)Из-за этого всем не верить?
(По А. Алексину)*
Алексин Анатолий Георгиевич
обоснования
Потому что Ваня Белов плохо подсказывал ему на уроках.
Потому что Ваня Белов завидовал Сеньке.
3)Потому что Ваня Белов хорошо написал «районный» диктант, а Сеньке «не хватило пальцев на обеих руках», чтобы сосчитать свои ошибки.
Потому что Сенька Голубкин не смог простить Ване Белову проявленного им благородства.
фразеологизм
После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.
Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.
Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.
4)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.
4. Из предложений 7–10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
5. Из предложений 1–6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
«чудились»
«голубкинская совесть»
грамматическую основу
с обособленным согласованным определением
вводном слове
После уроков шестеро учеников,(1) работы которых исчезли,(2) переписали диктант. Сеня Голубкин получил тройку,(3) поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки,(4) и перешёл в седьмой класс. Он не проникся благодарностью к Ване Белову,(5) напротив,(6) именно с тех пор и невзлюбил его.
грамматических основ
подчинительной
Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал.
13. Среди предложений 30–37 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
ЧАСТЬ 3
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К.А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.А. Федина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, выбора между добром и злом, между правдой и ложью, между милосердием и равнодушием. В приведённом фрагменте текста автор с сожалением говорит о Голубкине, который не способен на «человеческие» поступки, «человеческие» отношения. Жестокость, подлость, зависть к другим сопровождают его отношение к миру, к окружающим людям, даже тем, которые помогали ему.
В третьем предложении (Ему всюду чудились выгоды и привиле-гии, которыми обладают другие) автор характеризует Сеньку как человека беспринципного, злобного, не способного верить, и самое страшное — верить в доброе. Такой человек легко пойдёт по головам для собственной выгоды, растопчет другого, лишь бы он не оказался лучше него.
Голубкин всегда ищет виноватых вокруг, не пытается покопаться в себе, в его голове не может зародиться мысль о том, что что-то не так именно с ним, а не с окружающими. Подтверждение этому находим в предложениях номер 9—10.
Важнейшими формами нравственного сознания являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность. Хочется надеяться, что че-ловечество не изживёт себя, растеряв на пути прогресса эти важные ка-чества, определяющие отличие человека от животного.
15.3 НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. Подтвердим сказанное примерами из текста А.Алексина.
Во-первых, автор характеризует главного героя Сеньку как человека беспринципного, злобного, не способного верить, и самое страшное — верить в доброе (предложение 3).
Такой человек легко пойдёт по головам для собственной выгоды, растопчет другого, лишь бы он не оказался лучше него.
Во-вторых, Голубкин всегда ищет виноватых вокруг, не пытается покопаться в себе, в его голове не может зародиться мысль о том, что что-то не так именно с ним, а не с окружающими. Подтверждение этому находим в предложениях номер 9—10.
Таким образом, на примере главного героя мы видим, что у человека всегда есть возможность выбора между добром и злом, между жизнью по совести или приспособленчеством. Если человек способен заглянуть внутрь себя самого, всегда есть надежда на то, что он сделает правильный нравственный выбор.