Все источники, используемые во время исследований, можно разделить на три категории: первичные (опубликованные и неопубликованные), вторичные и третичные. Хотя сами категории определены достаточно четко, в отдельных случаях источник может относиться сразу к двум категориям: например, протоколы конференций могут быть опубликованы в журналах, а книги – содержать ссылки на первичные и вторичные источники.
Три типа источников представляют собой три стадии перемещения информации. По мере того, как информация перемещается от первичных к вторичным и далее к третичным источникам, она становится все менее детализированной и заслуживающей доверия, но более доступной. Из рис. 1 видно, что по сравнению с первичными вторичные источники имеют меньшую ценность, поскольку отражают информацию, уже однажды обнародованную. Другие отличия первичных и вторичных источников демонстрирует таблица 1.
Таблица 1. Характеристика первичных и вторичных источников.
Источник [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/obzor-ispolzovannoy-literaturyi-ve/ |
Частота публикации |
Формат публикации |
Охват третичными источниками [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/obzor-ispolzovannoy-literaturyi-ve/ |
Доступность |
Аннотированные академические журналы Другие академи ческие журналы |
Обычно ежемесячно или ежеквартально |
Обычно как печатное издание, но многие можно получить через Интернет. Также могут быть доступ ны на дисках CD — ROM или микро фишах |
Хороший |
В большинстве университетов включены в каталоги. Если источник отсутствует, его можно получить через систему межбиблиотечного заимствования и все чаще через Интернет |
Профессиональ ные журналы |
Обычно еженедельно или ежемесячно |
Обычно как печатное издание, но многие можно получить через Интернет. Также могут быть доступ ны на дисках CD — ROM или микро фишах |
Не такой хороший, как у академических журналов; возможно, необходимо «про листывание» |
В большинстве университетов включены в каталоги. Если источник отсутству ет, его можно получить через систему межбиблиотечного заимствования и все чаще через Интернет. Многие профессиональные журналы можно прочитать на веб-страницах соответствующих организаций |
Отраслевые журналы |
Обычно еженедельно или ежемесячно |
Обычно как печатное издание, но многие можно получить через Интернет. Также могут быть доступны на дисках CD-ROM или микрофишах |
Не такой хороший, как у академических журналов; возможно, необходимо «пролистывание» |
В библиотеках обычно представлены плохо. Их можно получить через систему межбиблиотечного заимствования |
Книги |
В форме книги или аннотированного академического журнала |
В виде книги или аннотированного академического журнала |
Хорошо отражены в третичных изданиях. Поиск можно проводить в Интернете |
Легко достижимы. Если источник отсутствует, его можно получить через систему межбиблиотечного заимствования |
Газеты |
Обычно ежедневно или еженедельно |
Все современные британские газеты можно читать в Интернете или по подписке в интерактивных базах данных, а также на CD-ROM и микрофильмах. Многие международные газеты доступны через Интернет |
Хорошо отражены в специализированных каталогах. В формате CD-ROM и в Интернете эффективен поиск по ключевым словам |
Обычно хорошо отражены в третичных источниках в библиотеках. Большинство из них можно прочитать в Интернете на веб-сайтах соответствующих изданий |
Протоколы конференций |
В зависимости от типа конференции; иногда публикуются в журналах |
В виде книги или аннотированного академического журнала. Некоторые протоколы или их резюме доступны через Интернет |
Зависит от конференции, хотя обычно ограничен. Существуют специализированные каталоги |
В библиотеках обычно представлены плохо. Можно получить через систему межбиблиотечного заимствования |
Отчеты |
Единожды |
В виде аннотированного академического журнала |
Несмотря на то, что существуют специализированные каталоги, охват слабый |
В библиотеках обычно представлены плохо. Можно получить через систему межбиблиотечного заимствования |
Диссертации |
Для получения ученой степени |
В основном печатаются, но все чаще издаются на микрофишах |
Хороший для диссертантов |
Обычно достижимы через систему межбиблиотечного заимствования. Как правило, хранятся в одном экземпляре |
При составлении обзора литературы вы должны:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/obzor-ispolzovannoy-literaturyi-ve/
· рассмотреть основные академические теории (и зарубежных, и российских учёных), относящиеся к области исследований;
· показать, что вы знакомы с самыми последними работами в данной области, в том числе и на иностранных языках;
· раскрыть, каким образом ваше исследование соотносится с предыдущими исследованиями в данной области;
· оценить сильные и слабые стороны предыдущих исследований, включая разного рода упущения и проявления предвзятости;
· обосновать ваши аргументы, снабдив обзор необходимым количеством ссылок на литературные источники.
Кроме того, не стесняйтесь высказать благодарность тем, чьи плоды труда вы используете в своей работе. Например, «благодаря исследованиям такого-то учёного», «на основании признанной большинством специалистов монографии таких-то авторов», «по совету профессора такого-то» и т.д. Это избавит вас от возможных обвинений в плагиате и от соответствующих угрызений совести и возможных неприятностей.
Основные этапы создания обзора литературы приведены на рис. 2. вот их примерное перечисление:
Этап 1. Задание параметров поиска.
Этап 2. Поиск литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/obzor-ispolzovannoy-literaturyi-ve/
Этап 3. Составления списка литературы.
Этап 4. Определение ценности источников, выбор наиболее ценных.
Этап 5. Чтение, обзор литературы, реферирование наиболее ценных источников информации.
Этап 6. Создание предварительного варианта обзора литературы.
Этап 7. Уточнение ключевых слов, сужение тематики, возврат к первому этапу.
Этап 8. Создание окончательного обзора литературы.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
Этап 1. Задание параметров поиска.
На первом этапе можно применить стандартные методы осмысления задачи, например, метод «мозгового штурма» или метод построения «дерева относительной важности».
Метод «мозгового штурма» может быть полезным при отборе ключевых слов. В процессе работы (независимо от того, работаете вы один или с группой) необходимо записать все пришедшие в голову слова и короткие фразы по теме исследования. После этого оцените, может ли быть данное слово ключевым. Обсуждайте свою тему с как можно б о льшим количеством людей, особенно со специалистами.
«Дерево относительной важности» напоминает структуру книги с ее названием, главами, разделами и подразделами. Эти структурные части книги либо отражают тему исследования, либо являются ключевыми словами (с учетом имен авторов).
Чтобы построить дерево, следует предпринять ряд действий. Поместите контрольный вопрос (или цель исследования) на самом высоком уровне. Идентифицируйте две или более области исследования, представляющие интерес для вашей темы. Каждую из областей разделите на подобласти, которые также представляют соответствующий интерес. Каждую из подобластей разделите на еще более узкие подобласти. Идентифицируйте области, которые необходимо исследовать немедленно, и те, на которые нужно обратить особое внимание. Обязательно обратитесь за помощью к руководителю проекта. По мере ознакомления с литературой добавляйте новые ветви к вашему дереву.
Фактически, Вы можете составить подробный тезаурус Вашей темы. Сразу продумайте источники дефиниций (определений) важнейших понятий Вашего исследования.
Этап 2. Поиск литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/obzor-ispolzovannoy-literaturyi-ve/
Поиск литературы осуществляется с помощью поисковых программ Интернета, а также по каталогам библиотек (которые тоже зачастую существуют в электронном виде), по спискам литературы в учебниках или монографиях. Следует обязательно пообщаться с преподавателями, с научным руководителем – они могут посоветовать ценные источники. Можно также пообщаться с участниками тематических Интернет-форумов. Главное – не забывайте каждый найденный источник вне зависимости от его ценности записывать в список литературы.
Этап 3. Составление списка литературы.
При нахождении того или иного источника СРАЗУ ЗАПИСЫВАЙТЕ ЕГО В СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. При этом соблюдайте правила библиографической записи (см. отдельный материал «Оформление источников»).
Иначе потом этот источник невозможно будет найти и правильно оформить. При записи текстов из Интернета не забывайте указывать дату обращения (т.е. дату, когда вы посетили эту Интернет-страницу).
Этап 4. Определение ценности источников, выбор наиболее ценных.
Не каждый найденный вами источник будет представлять ценность для вашей работы и для упоминания и тем более анализа в обзоре литературы.
Определение ценности источника:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/obzor-ispolzovannoy-literaturyi-ve/
· Как давно написана работа?
· Может ли она повторять другую работу?
· Насколько согласуется общая направленность этой работы и вашего исследования?
· Видели ли вы ссылки на данную работу (или другие работы этого же автора) в источниках, которые считаете ценными?
· Подтверждает ли работа ваши идеи или противоречит им? В обоих случаях ее необходимо изучить!
· Кажутся ли вам предвзятыми выводы автора? Не имеет значения, насколько актуальна тема работы!
· Какие методологические упущения вы обнаружили в работе? Даже если таковые есть, работа может представлять ценность для вашего исследования!
· Насколько точны результаты исследований? Даже если точность их невысока, работа может оказаться полезной!
Рис. 2. Мониторинг литературы в процессе формулирования темы, написания обзора литературы и дальнейшего исследования.
Этап 5. Чтение, обзор литературы, реферирование наиболее ценных источников информации.
плагиата,
Этап 6. Создание предварительного варианта обзора литературы.
Далее можно приступить к написанию предварительного варианта обзора. Начните его с более общего теоретического уровня. Кратко изложите основные идеи, почерпнутые из уже проработанных источников. Обобщите, сравните и противопоставьте позиции различных авторов. Сузьте круг работ, чтобы сконцентрировать внимание на наиболее актуальных. Тщательно проанализируйте результаты этих исследований. Отметьте вопросы, по которым ваше исследование предлагает «свежий» взгляд на предмет исследования. Подготовьте читателя к следующему разделу отчёта о Вашем исследовании.
Оценка качества обзора литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/obzor-ispolzovannoy-literaturyi-ve/
· Начинается ли ваш обзор литературы на более обобщенном уровне, чем уровень области исследования?
· Имеет ли отобранная вами литература прямое отношение к контрольным вопросам и целям вашего проекта?
· Отражены ли в обзоре основные теории ведущих специалистов в области исследования?
· Даны ли в обзоре основные источники литературы или, по крайней мере, их репрезентативная выборка?
· Отражены ли в обзоре вопросы, по которым ваш отчет предлагает «свежий» взгляд?
· Есть ли в отобранной вами литературе последние работы в области вашего исследования?
· Были ли вы объективны при обсуждении отобранной вами литературы?
· Включили ли вы ссылки на источники, в которых высказанные идеи не согласуются с вашей точкой зрения?
· С тарались ли вы размежевать факты и точки зрения?
· Пытались ли вы оценить ценность каждого источника для темы вашего исследования?
· Четко ли обоснованы ваши собственные идеи?
· Является ли ваша формулировка темы исследования логически последовательной?
· Подводит ли ваш обзор читателя к последующему разделу вашего отчета?
Этап 7. Уточнение ключевых слов, сужение тематики, возврат к первому этапу.
После создания предварительного обзора литературы следует вернуться к постановке и формулировке темы, к плану Вашей работы. Вы увидите, как много ранее туманных вопросов Вы выяснили, как точно Вы теперь стали понимать смысл вашего исследования. У вас может появиться идея несколько скорректировать формулировку темы, цели, задач исследования, заголовки отдельных разделов. Все желаемые изменения обязательно обсудите с научным руководителем.
Этап 8. Создание окончательного обзора литературы.
Итоговый вариант обзора литературы должен логически выводить читателя на исследуемую Вами проблему. Проверьте правильность оформления цитат, уберите из текста банальности, общие слова, любые части, не отвечающие конкретике Вашего исследования. Не забывайте о том, что если краткость – сестра таланта, то вместе с точностью и конкретикой они составляют целый любовный квадрат.
Основные выводы, которые вы делаете в обзоре, следует сформулировать и подытожить в виде кратких тезисов или даже сравнительной таблицы для того, чтобы их можно было представить на первых слайдах отчётной презентации.