Образы крестьян в «Записках охотника» ( )

Сочинение

В «Записках охотника» Тургенев впервые заявил о себе как русский самобытный писатель, хорошо знающий, глубоко понимающий и любящий свой народ. Русский закрепощённый крестьянин предстал в этой книге не только «меньшим братом» дворянина, достойным сострадания и жалости, но, в первую очередь, личностью. Перед нами предстаёт целая галерея разнообразных крестьянских характеров.

Возьмём, например, первый очерк из этого цикла — «Хорь и Калиныч». С первых строк повествования ясно, что писатель хочет показать своих героев не как представителей «особой мужицкой породы», а именно как людей с присущими им общечеловеческими качествами. Рассказ построен на противопоставлении характеров. Калиныч уже при первом своём появлении вызывает симпатию читателя, когда приходит к своему другу Хорю с букетом полевой земляники. Рассказчик подчёркивает своё изумление: он «не ожидал такой нежности от мужика». Калиныч — человек самого кроткого нрава. Тургенев показывает его идеалистом и романтиком, человеком восторженным и мечтательным. Калиныч бросает своё хозяйство, чтобы составить барину компанию на охоте, и делает это не из корыстных побуждений, а от чистого сердца.

Хорь, напротив, человек практичный — «административная голова», мыслитель. Даже чертами лица он похож на Сократа. Рассказчик поражён сметливостью и рассудительностью Хоря. Этого крестьянина занимают государственные вопросы, он правильно умеет оценить, что из европейских достижений хорошо, и что не годится для России. Хорь способен и на нежные чувства (об этом свидетельствует его отношение к сыну, к Калинычу).

Ему свойственно испытывать и глубокую грусть — это мы видим в эпизоде, когда он поёт песню.

Такое описание крестьян разрушает стереотип якобы тёмного, поглощённого лишь своими проблемами мужика. Очень важно и то, что Тургенев называет «своих мужиков» рационалистами и идеалистами, приобщая их том самым к общечеловеческой культурной жизни.

Героиня очерка «Живые мощи» — дворовая девушка Лукерья — поражает читателя своей духовной красотой, которая проявляется в полном и искреннем самоотречении. Превращённая тяжёлой болезнью в живые мощи, она умеет не обременять собой окружающих и думает не о себе, не о своём горе, а о тех, «кому ещё хуже бывает». Она не просит, чтобы её жалели, и готова в любую минуту разделить чужую беду или искренне порадоваться чьему-то счастью. Эта девушка довольна тем, что её возлюбленный «жену нашёл хорошую и добрую», просит рассказчика уговорить помещицу, «хоть бы малость оброку сбавить с крестьян». Лукерья радуется ласточке, которая свила гнездо в углу её сарайчика: она испытывает неподдельный интерес к любому проявлению жизни.

7 стр., 3049 слов

Характеристика и образ Хоря в рассказе Хорь и Калиныч Тургенева

... взглядами на помещиков-отцов. Цикл «Записки охотника» И. Тургенева. Сюжет и герои рассказа «Хорь и Калиныч» Имя И. С. Тургенева нам известно ... характеристика: «Хоря занимали вопросы административные и государственные», «человек по­ложительный,-практический, административная го­лова, рационалист». В фигуре Хоря соединились зна­ния Тургенева о жизни сотен русских крестьян, имен­но крестьянин ...

Исполнен глубокого смысла и сон героини: «Вижу, будто стою я в поле, а кругом рожь, такая высокая, спелая, как золотая! И будто в руках у меня серп, и не простой серп, а месяц. И этим месяцем я эту самую рожь сжать должна. А кругом васильки растут, да такие крупные! И все ко мне головками повернулись…».

В приснившемся героине пейзаже выразилась её внутренняя, душевная красота. Несмотря на болезнь и страдания, девушка не замкнулась в себе, не разучилась видеть красоту окружающего мира и удивляться ей, радоваться вместе с природой. В её сердце умещается едва ли не целая Вселенная, что символизирует месяц-серп, который она держит в руках в своём сне. Васильки, такие же простые и неприхотливые, как сама героиня, тянут к ней свои головки. Потом мы видим, как Лукерья вместо венца надевает себе на голову месяц — теперь это уже не серп, а кокошник. Здесь, как мне кажется, выражено отношение автора к героине: в его глазах Лукерья обладает святостью.

Уже на примере этих двух очерков можно сделать вывод о том, что в изображении крестьян И.С. Тургенев несколько отошёл от литературной традиции, представленной, например, в творчестве А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина. А.Н. Радищев обращал внимание на бедственное положение крестьян, а Н.М. Карамзин идеализировал крестьянство, создавал не реалистичные, а во многом условные образы. В «Записках охотника» И.С. Тургенева крестьяне предстают яркими личностями, достойными представителями своего времени.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004