Как уже было давно отмечено, поэма «Мертвые уши» является энциклопедией русской жизни и быта. Автор с точностью портретиста-реалиста описал жизнь и быт русского общества времен правления императора Николая I. Филигранная точность описания направлена и на жизни обычных людей, заботливо автор рисует образы природы и маленьких городов. Например, даже простых дворовых слуг главного героя, Гоголь наделил своими уникальными чертами, внося очередной штришок в палитру образов.
Сквозь все повествование проходит мысль, что Россия – великая держава, которой уготовано великое будущее, которая имела богатое культурное наследие. А небольшие проблемы в виде коррупции и разгула бюрократии останутся в прошлом.
Образ Руси, автор, прежде всего ассоциирует с самим природным многообразием, бесконечными дорогами, маленькими и большими городками, крестьянскими угодьями. Им автор противопоставляет бездуховную дворянскую массу, погрязшую в разборках и страсти к обогащению. Помещики застряли в прошлом, их жизнь словно остановилась, застыв в желе безделья и беззаботности. На этих дурных чертах характера чуть позже сделает другой известный писатель. Крестьяне же по-прежнему тянут свою трудовую лямку от зари до зари, обеспечивая и себя и помещика. Само название «Мертвые души» применимо больше к дворянам, нежели к уже почившим крестьянам. Они хоть и умерли, но жили праведной трудовой жизнью.
Интересно сравнение русской земли с тройкой лошадей, несущейся по дороге. В истории России в триаду вписывались многие идеи: «флаг-триколор», « Вера-царь-отечество» , «Армия-флот-народ», « Помешики-крестьяне-купцы». И эта тройка несется: куда, зачем, для чего? Автору тогда было сложно определить. Его просто впечатляла мощь необъятной крестьянской России. Мужицкая удаль, смекалка и отвага впечатляли его куда больше чем черствость дворянского общества. Он искренне не понимал, почему такая силища должна жить в нищете и в неволе.
Интересно, почему Гоголь сжег второй том и не реализовал третий. Возможно, в них он пытался ответить на вопросы, поставленные в первой части; пытался более жестко обличить власть предержащих и дописать великолепный образ любимой Родины.
Вариант 2
Образ Руси в произведении Гоголя, прежде всего, ассоциируется с Русью-тройкой, то есть с запряженной конями повозкой, которая мчится по бескрайним просторам. Этот образ является актуальным до сих пор и продолжает прослеживаться в культуре. К примеру, популярное кино Бумер тоже представляет собой этот образ, только тут не тройка, а автомобиль, который тоже едет в неизвестность по российским просторам и фактически устремляется в бесконечность.
Образ автора в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь)
... Почему это произведение — поэма? Само жанровое определение «поэма» связано со значением, которое имеет образ автора в поэме «Мертвые души». Такое название для своего творения придумал сам Н.В. Гоголь. Как известно, поэма — это лирический жанр. ...
Удивительным образом этот образ (тройки, которая мчится по просторам) контрастирует с образом той России, которую описывает автор фактически. Перед читателем возникает беспробудно тупой народ, иногда тупой до ужаса, вороватые чиновники и погрязшие в грехах помещики.
Где именно автор собирается располагать нечто то, что «глубоко заронилось в славянскую природу» сказать трудно. По большей части наблюдается только падение нравов и декларация святости и подобных идеалов, которые далеки от действительности. Разве только некоторые мертвые крестьяне, которых изучает Чичиков, представляются талантливыми людьми, они рисуются перед главным героем богатырями и настоящим сокровищем страны.
Снова хочется обратиться к современности и современной культуре и вспомнить фразу какого-то чиновника, который назвал людей в стране «новой нефтью», то есть природным ресурсом, на которое может опираться государство. Мысль совершенно гоголевская и совсем не новая. Люди и раньше были нефтью и то как рассматривают их Чичиков с Собакевичем, подобно тому как рассматривают красивые природные минералы или нечто подобное.
Образ Руси в этом смысле невероятно точен и, по сути, не меняется веками, остается прежним. Здесь в основе лежит какое-то странное сакральное начало, которое будто бы все ощущают и которое движет страну к невыразимому простору, но на деле мы видим только упадок нравов и эксплуатацию людей, буквально процесс перемалывания носителей этого самого чудесного начала в ресурс для власть имущих. Ответом становится только фигура Чичикова, которая тоже характерна для Руси и является своеобразным символом страны, также как Остап Бендер и подобные герои, тонко чувствующие эти вечные реалии и умеющие виртуозно перебирать по этим струнам социального устройства.
Резюмируя, следует называть гоголевский образ Руси парадоксальным. Он сочетает в себе надежду и безнадежность, трагедию и возвышение духа.
Несколько интересных сочинений
-
Существуют люди, которые делятся на два типа, те которые, думают, что все жизненные испытания им предначертаны судьбой и что бы ни делали, будет так, как суждено.
-
У каждого человека своя судьба и своя история в жизни. Кто-то живёт легко и удачно, у него всё легко складывается, а кто-то идёт по жизни, постоянно преодолевая какие-то трудности.
-
Наверное, каждый из нас когда-то был пленён своей идеей. Кто-то, например, строил с друзьями шалаш. И когда рождается такая идея в голове, человека посещает прилив сил, мотивация осуществить идею резко возрастает
-
Мой город богат своей исторической культурой. В нем установлено большое количество памятников, мемориалов героям нашей страны России. Существуют памятники архитектуры
3 стр., 1269 словОбраз Руси в поэме Мертвые души Гоголя
... шедевр Гоголя отличается чистой, русской и народной направленностью. Также читают: Картинка к сочинению Образ Руси в поэме Мертвые души Популярные сегодня темы Главный герой произведения – это мальчик ... полностью и правдиво изобразить эпоху крепостничества в стране. Русь в поэме Николая Васильевича Гоголя является одним из ключевых образов, раскрывающих суть и замысел произведения. Картину того ...
-
Известный фразеологизм «Луч света в темном царстве», который образовался из заголовка статьи Николая Александровича Добролюбова, посвященной пьесе «Гроза» — уже давно вышел за пределы данного произведения.