По поэме «Медный всадник»: образ Петербурга

Сочинение

Распространенным заданием школьной программы является сочинение «Образ Петербурга в поэме «Медный всадник». Это произведение стало последним в творчестве А. С. Пушкина и является отражением его любви и преданности к городу на Неве. Белинский в своей рецензии писал, что истинным главным героем поэмы является именно сам Санкт-Петербург, а не чиновники и не Петр I.

История создания

Александр Сергеевич питал к городу самые нежные чувства. Во время своей ссылки в Михайловское он мечтал о скорейшем возвращении в Петербург. Об этом ясно говорится в его длительной переписке с братом. Кроме этого, Пушкин сильно переживал по поводу случившейся в городе катастрофе — потопа 7 ноября 1824 года.

Биографы и современники Пушкина отмечают, что он не только опасался за состояние Питера, но и злился, что не смог стать свидетелем столь значимого события. Но позднее, поговорив с очевидцами, прочитав детальное описание случившегося, Пушкин полностью пересмотрел свои взгляды, осознав, насколько масштабное и страшное бедствие произошло.

оказало влияние на создание «Медного всадника»

Немаловажно и отношение Пушкина к императору Петру I. Интерес к теме появился у писателя лишь после встречи и долгих разговоров с Николаем I в 1826 году. Именно тогда Пушкин пересмотрел свои взгляды на прошлое и будущее России.

Петровская эпоха с того момента начала появляться в прозе, лирике, мемуарах писателя и нашла свое завершение в поэме «Медный всадник».

Долгое ожидание публикации

отношение к Петру у Пушкина неоднозначное

Александр Сергеевич начал повествование с описания города. Оно полно контрастов и противоречий. Изначально город предстает как пустыня, по которой гуляет ветер. Но при этом творящийся хаос — естественный строй, назначенный природой. Затем же с приходом Петра место преображается: человек поборол пустошь, возвел дворцы, своды, мосты. Казалось бы, люди усмирили природу, но так ли это?

Поэма «Медный всадник» была написана в 1833 году и передана на цензуру самому Николаю I. Произведение вернули с большим количеством правок. Пушкин отказался вносить изменения. Через год было опубликовано лишь вступление, но быстро разлетелись слухи о неизвестной петербургской повести. В августе 1836 года писатель решается внести необходимые правки. Возможно, это было связано с тем, что бытовало мнение об окончании пушкинской литературной эпохи. Но кроме этого, Александр Сергеевич остро нуждался в деньгах и поддержке государя, в семье были проблемы — все это подкосило моральный дух писателя.

13 стр., 6006 слов

«Медный всадник» А.С. Пушкина

... Люди должны покоряться власти царей. Вариант 3 Поистине, великое произведение Александра Сергеевича Пушкина – «Медный всадник» стало причиной множественных мнений, споров и вопросов. Тогда ещё, в ... Как и в поэме, памятник Петра первого преследующий героя в его воображении. Этим героем является Евгений, представляющий лицо народа. А.С. Пушкин обезличил героя своей поэмы. «Маленький» коломенский ...

Поэтический образ Петербурга до сих пор является гимном любви и привязанности к городу:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит».

Мифопоэтика и символизм в поэме

Практически все творчество Пушкина основано на мифопоэтике — символах, сюжетах, персонажах из мифов, народных сказок и легенд. Но питерская поэма отличается огромной их концентрацией. Такое внимание к деталям помогает понять, как относится Пушкин к Петербургу. В каждом отрывке можно увидеть отсылки к мифологическим элементам.

Само становление Петербурга, его сложная, многогранная история обросла большим количеством легенд, сказаний. С уверенностью можно сказать, что автор выразил в поэме всю полноту борьбы города с неутихающей стихией. И речь не только о наводнении, но и о происходящих изменениях, в которых не каждому суждено «выбраться на берег сухим».

Миф о Медном всаднике глазами автора имеет явный символизм:

  • всадник — государь;
  • конь — государство, которым он управляет;
  • Петербург — новые и чуждые правила (многие воспринимали Питер как город, построенный из чужих материалов, являющимся не исконно русским);
  • произошедшее наводнение — бушующий хаос, надвигающийся на город и страну.

Пушкин не был прямолинейным писателем. Каждое произведение наполнено скрытым смыслом. В поэме изображено, насколько сильны были революционные настрои в кругах простого народа и дворян. Сложно сразу понять, каким изображается Петербург в «Медном всаднике» — многогранность повествования дает читателю право выбора.

Автор выделил бедного чиновника Евгения, потерявшего любимую и все надежды на светлое будущее. Возможно, что эту фигуру Пушкин рисовал с себя, ведь в то время жизнь писателя не была лучезарной. Но Евгений олицетворяет именно народные массы, в отличие от другого пушкинского героя — Онегина. Ведь он, обезумев, решил бросить вызов статуе Петра. Но пал, полностью потеряв рассудок. Именно это и оставалось самому Пушкину и небогатым слоям населения — смириться и принять новый строй. Но монархии не суждено было победить, идя по головам простого народа.

В поэме он красиво и мелодично описывает многие знаковые места города в цитатах:

  1. Адмиралтейство — «И ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла».
  2. Марсово поле — «Люблю воинственную живость потешных Марсовых полей».
  3. Коломна — место проживания главного героя, где не «кичатся забытой старины» и «дичатся знатных».
  4. Сенатская площадь — «где над возвышенным крыльцом с подъятой лапой, как живые, стоят два льва сторожевые».
  5. И, конечно, сам памятник Петру — «Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».

Можно увидеть, какими приёмами Пушкин передаёт восторг от Петербурга, описывая красоты и его природу. Не раз он упоминает в поэме белые питерские ночи, которые помогали ему в творчестве. Внимание он уделил и зимам, которые хоть и суровы, но так прекрасны и манящи для автора. И хотя изначально Александр Сергеевич дает Питеру маску лицемерия, но срывает ее быстро и без прикрас. Он рассказывает, что «золотые небеса» всего лишь «мгла несчастной ночи», а перед «божьей стихией» не устоит даже этот «пышный» величественный город.

2 стр., 531 слов

Социально-философские проблемы поэмы Пушкина «Медный всадник»

... хотел видеть, что город на воде таит в себе угрозу. Современный Пушкину Петербург - это город больших контрастов. Резкая ... его мнению, специально построил город на реке. Поэтому каждый раз, проходя мимо Медного всадника, он грозил ему. ... к герою неравнодушен, жалеет его. Автор в поэме философски подошел к проблеме государства и обычного человека, ... солидарны с Пушкиным. Понравилось сочинение? А вот еще:

Но все эти пейзажи наполнены не ненавистью, а жалостью перед судьбой, негодованием и трепетной надеждой на лучшее будущее.

В питерской поэме Александра Сергеевича много символизма, здесь рассказана не сказка, а история целого народа, периода волнений и противоречий. При этом образ Петербурга выполнен в столь конкретных и ярких красках, что невозможно не полюбить его с первых строк повествования. Пушкин ни разу не упоминает в поэме полное название города, называя его «Петра творенье», Петроградом или Петрополем. Исследователи до сих пор не разгадали эту пушкинскую загадку. Автор оставил читателям большую пищу для размышления.