Образ наполеона У ПУШКИНА и толстого

Сочинение

Образ наполеона У ПУШКИНА и толстого

(СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О ВЕЛИЧИИ И НИЧТОЖНОСТИ)

К образу Наполеона в русской литературе первым об­ратился поэтический гений А. Пушкина. В стихотворении, написанном по случаю получения известия о смерти быв­шего французского императора и полководца, поэт делает попытку объективной оценки его личности с точки зрения истории.

Для А. Пушкин Наполеон — «великий человек», «могу­чий баловень побед» и «изгнанник вселенной». Поэт вос­клицает:

О ты, чьей памятью кровавой Мир долго, долго будет полн…

Мысленно обращаясь к жизненному пути Наполеона, А. Пушкин отмечает, что его появление на исторической арене стало возможным благодаря Великой французской революции, когда был низвергнут королевский трон и «во прахе царский труп лежал». В дни великих волнений фран­цузский народ жил ожиданием такой личности, которая бы повела его в «свободы яркий день» и осуществила благо­родные надежды.

Тогда и возник Наполеон. Но Пушкин бросает ему обви­нение в том, что он «человечество презрел» и обманул надежды и чаяния народа.

Поэт говорит, что Наполеон завоевал всю Европу и потому считался великим и непобедимым. А поскольку рос­сийское общество привыкло перенимать моду и привычки Запада, по преимуществу дурные, то и оно считало На­полеона великим. Но последней славой «надменного героя» венчал Тильзит. Русский народ и его армия полностью раз­венчали мнимое величие Наполеона и его якобы непобеди­мой армии. В России «окровавленные снега провозгласили их паденье». Благодаря триумфальной победе русских, «все, как буря, закипело; Европа свой расторгла плен»: «И до последней все обиды отплачены тебе, тиран!».

Свергнутый Наполеон умер в изоляции и одиночестве на острове Святой Елены. Но Пушкин предупреждает:

Да будет омрачен позором Тот малодушный, кто в сей день Безумным возмутит укором Его развенчанную тень!

Странное отношение к человеку, одно имя которого должно вызывать недобрые воспоминания у каждого рус­ского человека. Но гениальный русский поэт не только объясняет свое отношение к Наполеону тем, что тот ука­зал русскому народу его великую миссию в Европе.

Наполеон, каким его описал Л. Толстой в романе «Вой­на и мир», лишен способности понимать, что мир существу­ет не для того, чтобы удовлетворялись его желания. На­пример, в беседе с русским посланником Балашевым, фран­цузский император обращается к нему как к своему подчи­ненному, который должен радоваться вместе с ним уни­жению русского императора. Наполеон не может пред­ставить себе, чтобы кто-то, в том числе и посол враждеб­ного государства, не обожал его. В его искреннем убежде­нии, что все должны хотеть того, чего хочет он, просмат­ривается некая наивность. С точки зрения Л. Толстого, в историческом плане Наполеон действует разрушительно. И мотивом его деятельности является эгоистический про­извол.

3 стр., 1154 слов

Мой любимый писатель поэт Пушкин

... Пушкин лучший поэт своего времени. Однако так как это сочинение основано исключительно на субъективном мнении, то оно не претендует на звание исключительно верного. Также читают: Картинка к сочинению Мой любимый писатель поэт Пушкин ... благодаря своему мужеству и настойчивости, несмотря на все препятствия, возникшие на ... Пушкина, мне нравится их характеры, их настойчивость, они очень сильные личности, ...

Спор о роли Наполеона в истории Европы начинается буквально на первых страницах романа «Война и мир» и заканчивается только в эпилоге. В начале романа его ве­дут между собой гости салона мадам Шерер. Тон разгово­ра задает хозяйка салона. Фрейлина двора и приближен­ная императрицы Марии Федоровны, она как будто вы­ражает придворную точку зрения на Наполеона и его по­литику и «подсказывает» своим гостям, что можно, а чего не следует говорить о Наполеоне. И все они должны в полном согласии с мнением хозяйки салона говорить, что

Наполеон — Антихрист, выскочка, узурпатор, человек низкого происхождения, не имеющий никаких прав на титул французского императора.

И все идет по заранее определенному сценарию до тех пор, пока в разговор не вступает Пьер Безухов. Он гово­рит, что в случае с казнью герцога Энгиенского была государственная необходимость и что «Наполеон не побо­ялся принять на себя одного ответственность в этом по­ступке». Милая плавная беседа превращается в горячий спор, который приводит мадам Шерер в испуг, а боль­шинство ее гостей в трепет. Пьер пытается доказать, что Наполеон — великий человек, сумевший подняться над революцией. Он «подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее — и равенство граждан, и свободу слова и печа­ти». Пьер указывает на прогрессивные идеи в политике Наполеона и подчеркивает, что их «значение в правах че­ловека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан».

Со всех сторон на Пьера сыплются упреки, обвинения в якобизме и разные вопросы. Они приводят героя в заме­шательство и ставят в тупик. Но на помощь ему приходит князь Андрей. Он принимает сторону Пьера. С целью при­мирения сторон и подведения итога салонному спору он говорит: «Нельзя не сознаться, Наполеон как человек ве­лик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, кото­рые трудно оправдать».

Последующая традиция придерживалась больше точки зрения Л. Толстого, а не А. Пушкина. Потому и личность Наполеона воспринималась в неверном свете, а его имя стало синонимом выскочки, узурпатора, маленького чело­века, волей судьбы наделенного неограниченной властью.


Сохрани к себе на стену!