Образ наполеона У ПУШКИНА и толстого
(СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О ВЕЛИЧИИ И НИЧТОЖНОСТИ)
К образу Наполеона в русской литературе первым обратился поэтический гений А. Пушкина. В стихотворении, написанном по случаю получения известия о смерти бывшего французского императора и полководца, поэт делает попытку объективной оценки его личности с точки зрения истории.
Для А. Пушкин Наполеон — «великий человек», «могучий баловень побед» и «изгнанник вселенной». Поэт восклицает:
О ты, чьей памятью кровавой Мир долго, долго будет полн…
Мысленно обращаясь к жизненному пути Наполеона, А. Пушкин отмечает, что его появление на исторической арене стало возможным благодаря Великой французской революции, когда был низвергнут королевский трон и «во прахе царский труп лежал». В дни великих волнений французский народ жил ожиданием такой личности, которая бы повела его в «свободы яркий день» и осуществила благородные надежды.
Тогда и возник Наполеон. Но Пушкин бросает ему обвинение в том, что он «человечество презрел» и обманул надежды и чаяния народа.
Поэт говорит, что Наполеон завоевал всю Европу и потому считался великим и непобедимым. А поскольку российское общество привыкло перенимать моду и привычки Запада, по преимуществу дурные, то и оно считало Наполеона великим. Но последней славой «надменного героя» венчал Тильзит. Русский народ и его армия полностью развенчали мнимое величие Наполеона и его якобы непобедимой армии. В России «окровавленные снега провозгласили их паденье». Благодаря триумфальной победе русских, «все, как буря, закипело; Европа свой расторгла плен»: «И до последней все обиды отплачены тебе, тиран!».
Свергнутый Наполеон умер в изоляции и одиночестве на острове Святой Елены. Но Пушкин предупреждает:
Да будет омрачен позором Тот малодушный, кто в сей день Безумным возмутит укором Его развенчанную тень!
Странное отношение к человеку, одно имя которого должно вызывать недобрые воспоминания у каждого русского человека. Но гениальный русский поэт не только объясняет свое отношение к Наполеону тем, что тот указал русскому народу его великую миссию в Европе.
Наполеон, каким его описал Л. Толстой в романе «Война и мир», лишен способности понимать, что мир существует не для того, чтобы удовлетворялись его желания. Например, в беседе с русским посланником Балашевым, французский император обращается к нему как к своему подчиненному, который должен радоваться вместе с ним унижению русского императора. Наполеон не может представить себе, чтобы кто-то, в том числе и посол враждебного государства, не обожал его. В его искреннем убеждении, что все должны хотеть того, чего хочет он, просматривается некая наивность. С точки зрения Л. Толстого, в историческом плане Наполеон действует разрушительно. И мотивом его деятельности является эгоистический произвол.
Мой любимый писатель поэт Пушкин
... Пушкин лучший поэт своего времени. Однако так как это сочинение основано исключительно на субъективном мнении, то оно не претендует на звание исключительно верного. Также читают: Картинка к сочинению Мой любимый писатель поэт Пушкин ... благодаря своему мужеству и настойчивости, несмотря на все препятствия, возникшие на ... Пушкина, мне нравится их характеры, их настойчивость, они очень сильные личности, ...
Спор о роли Наполеона в истории Европы начинается буквально на первых страницах романа «Война и мир» и заканчивается только в эпилоге. В начале романа его ведут между собой гости салона мадам Шерер. Тон разговора задает хозяйка салона. Фрейлина двора и приближенная императрицы Марии Федоровны, она как будто выражает придворную точку зрения на Наполеона и его политику и «подсказывает» своим гостям, что можно, а чего не следует говорить о Наполеоне. И все они должны в полном согласии с мнением хозяйки салона говорить, что
Наполеон — Антихрист, выскочка, узурпатор, человек низкого происхождения, не имеющий никаких прав на титул французского императора.
И все идет по заранее определенному сценарию до тех пор, пока в разговор не вступает Пьер Безухов. Он говорит, что в случае с казнью герцога Энгиенского была государственная необходимость и что «Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке». Милая плавная беседа превращается в горячий спор, который приводит мадам Шерер в испуг, а большинство ее гостей в трепет. Пьер пытается доказать, что Наполеон — великий человек, сумевший подняться над революцией. Он «подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее — и равенство граждан, и свободу слова и печати». Пьер указывает на прогрессивные идеи в политике Наполеона и подчеркивает, что их «значение в правах человека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан».
Со всех сторон на Пьера сыплются упреки, обвинения в якобизме и разные вопросы. Они приводят героя в замешательство и ставят в тупик. Но на помощь ему приходит князь Андрей. Он принимает сторону Пьера. С целью примирения сторон и подведения итога салонному спору он говорит: «Нельзя не сознаться, Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать».
Последующая традиция придерживалась больше точки зрения Л. Толстого, а не А. Пушкина. Потому и личность Наполеона воспринималась в неверном свете, а его имя стало синонимом выскочки, узурпатора, маленького человека, волей судьбы наделенного неограниченной властью.