«Свои люди — сочтемся» (другое название — «Банкрот»), первая большая комедия Александра Николаевича Островского, была написана в 1848 году, читалась автором в присутствии Николая Васильевича Гоголя 3 декабря 1849 года и была напечатана в журнале «Москвитянин» в марте 1850 года. Однако к постановке на сцене комедию сразу не допустили, так как цензор не усмотрел в ней осуждения безнравственных поступков героев.
Главным героем комедии Островский сделал злостного, умышленного банкрота — купца Самсона Силыча Большова. Драматург анализирует нравственную сторону банкротства Большова и показывает его в отношениях с представителями молодого поколения — дочерью Липочкой и главным приказчиком Подхалюзиным. На сцене мы видим семейную жизнь Большовых в тот короткий период, когда банкротство задумывается и осуществляется.
Монолог Липочки в первом явлении первого действия комедии «Свои люди — сочтемся» композиционно представляет собой часть экспозиции этого драматического произведения. Через его посредство читатель и зритель знакомится с дочерью главного героя комедии и имеет возможность получить первое представление о ее характере и интересах.
В характере Липочки комически сочетаются претензии на образованность и духовная неразвитость. Это с самого начала подчеркиваются контрастом между начальной авторской ремаркой («сидит у окна с книгой») и первой репликой героини: «Какое приятное занятие эти танцы!»
Весь монолог, занимающий более страницы текста, вертится вокруг танцев и мечтаний Липочки о замужестве. Ее представления о людях крайне примитивны: «Больше всего не люблю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отличаться с военными! Ах, прелесть! восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками. Одно убийственно, что сабли нет! И для чего они ее отвязывают?..»
В эполетах и шпорах Липочка видит высшее проявление мужской привлекательности. А свое обучение танцам рассматривает как необходимую ступень в завоевании благосклонности будущего жениха: «Воображаю я себе: вдруг за меня посватается военный, вдруг у нас парадный сговор: горят везде свечки, ходят официанты в белых перчатках; я, натурально, в тюлевом либо в газовом платье, тут вдруг заиграют вальс. А ну как я перед ним оконфужусь! Ах, страм какой! Куда тогда деваться-то? Что он подумает? Вот, скажет, дура необразованная!» Но и эти ее претензии не подтверждаются соответствующим умением — конец ее монолога отмечен авторской ремаркой «дурно вальсируя». То есть весь монолог обрамляется авторскими репликами, указывающими на противоречие между тем, что думает о себе Липочка, и тем, что она представляет собой на самом деле.
Анализ комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся»
... Большов решается на махинацию ради будущего своей дочери и искренне верит, что со стороны Липочки и ее жениха не может быть никакого подвоха, ведь они «свои люди – сочтутся» ... году, после выхода в свет статьи Сталина, которая называлась Год великого перелома. За тему произведения можно взять ... потому его легко читать. Немногие писатели описывают так умело жизненные ситуации, заставляя задуматься над ними. ...
Этим приемом драматург подчеркивает комизм между претензиями героини и ее реальным внутренним содержанием. Уже из первого монолога Липочки можно составить предварительное мнение о героине, как о недалекой, легкомысленной и нравственно неразвитой особе.
На этой странице искали :
- какие нравственные проблемы поднимает островский в комедии свои люди сочтемся
- какие нравственные проблемы подняты в комедии свои люди сочтемся
- нравственные проблемы в комедии свои люди сочтемся
- свои люди сочтемся характеристика героев
- смысл названия свои люди сочтемся