Характеристика и образ Захара в романе Обломов Гончарова

Сочинение
  • Гончаров
  • Роль Захара в романе Обломов

Гончаров вводит в свое произведение Обломов образ Захара не напрасно. Это не только верный слуга, который приносит барину одежду по утрам, укоряет за непомерные траты и осведомляется, что же сказать кредиторам — можно сказать, что этот персонаж является отражением не только самой сути Обломова, но и зеркальной проекцией времени.

Захар отражает самые низменные ипостаси героя – он довольно прижимист и ленив, и если и выполняет свои обязанности, то спустя рукава, лишь потому, что «надо». А сам втайне лелеет поседевшие бакенбарды и вспоминает о том времени, когда господский дом преуспевал и источал былое величие. Кстати, именно в этот период в Захаре и закладывались все его жизненные принципы.

Удивительно, но в его случае верность хозяину и лень гипертрофированы в равной степени. Захар постоянно лжет своему господину и лукавит – но невооруженным глазом видно, что иначе служить он просто-напросто не может, такова его натура.

Мало того, слуга крайне неуклюж и сварлив. Но создается впечатление, что сам Захар не виноват в этом. Вполне возможно, что именно суть крепостничества поспособствовала его деградации и душевной пустоте.

В принципе, очевиден тот факт, что образ данного персонажа собирателен, потому может расцениваться как символ любого подневольного, бесправного человека, который только и умеет, что прислуживать другим.

Тем не менее, слуга в глубине души своей осознает, что хотелось бы ему кардинально иного. Именно поэтому, он всякий раз ворчит, исполняя хозяйскую волю. Для самого Обломова Захар является неким «шагом назад» — в то время, как Ольга и Штольц стараются направить ленивца на путь истинный, слуга напротив, «тянет его на дно», утверждая, что кроме него об Илье Ильиче никто не позаботится и только он один знает, как сделать так, чтобы Обломов был счастлив.

Можно сказать, что таким образом Захар сам старается спастись от «ненужности», ведь помимо ухода за барином, его не ждут иные обязательства и жизненные цели. Соответственно, «обломовский слуга» — это символ безропотной, но вечно недовольной ограниченности, удел которой – вечно сидеть на одном месте, без малейшей тяги к прогрессу. Ведь даже если его не устраивает абсолютно все, Захар не старается изменить ситуацию – он делает вид, что доволен тем, что есть. А если и сетует на жизнь – то только шепотом и в недрах своей комнатушки.

2 стр., 601 слов

Роль Захара в романе Обломов Гончарова

... Обломов был счастлив. Можно сказать, что таким образом Захар сам старается спастись от «ненужности», ведь помимо ухода за барином, его не ждут иные обязательства и жизненные цели. Соответственно, «обломовский слуга» ... проблема, находящая художественное воплощение. Также читают: Картинка к сочинению Роль Захара в романе Обломов Популярные сегодня темы Финляндию также называют страной тысячи ...

Слуга не может понять всех душевных терзаний своего хозяина, но считает его своей собственностью. Это также значительная социальная проблема, находящая художественное воплощение.

Внешность слуги Захара

Как выглядит Захар в романе «Обломов»? Внешне это нескладный, неопрятный, лысый, пожилой, но еще крепкий человек с непропорционально большими с проседью бакенбардами. Он, обладая природным здравым смыслом, является «вечным дядькой» для своего барина, которого воспринимает, несмотря на возраст, «дитем малым». Характерен голос Захара – хриплый, лающий. Как он сам объясняет причину случившегося на охоте со старым барином: «Ветер в горло попал».

От Ильи Ильича Обломова он перенял всепобеждающую лень. Слуга одет безвкусно, но не по-сельски: в серый сюртук, серую жилетку с медными пуговицами.

Слуга бдит за интересами хозяина

Захар имеет свои неписаные права. Он, пользуясь ими, вмешивается в разговор барина с гостями, когда понимает, что очередной проходимец пытается его облапошить, ставя негодяя (например, Тарантьева) на место. Нередко прислушивается к тому, что говорит Захар, Обломов. Характеристика этого слуги, несмотря на все его очевидные недостатки, может быть выражена одним словом — «преданность».

Для него хозяин — второй после Бога. Эта верность слуг старого закала дорогого стоит. Для него сравнение своего барина «с другими» представляется настоящим святотатством. Однажды у него с досады срываются с уст такие слова, но он сам пресекает свою «запретную» речь, нарушающую, как он понимает, принципы служения. Это случилось после того, как провокационно сказал, что «ядовитый человек» Захар, Обломов.

Характеристика слуги, данная Гончаровым, вместе с тем, несмотря на явную симпатию, обнажает его человеческие недостатки.

Недостатки Захара

Ему свойственны традиционные недостатки господских слуг. Захар нашел отдушину для своей души в пьянстве. Он любит, пока барин после обеда спит, пойти в трактир и напиться в компании с собутыльниками. При этом слуга то нахваливает своего барина, приписывая ему героические качества, то кичится своим влиянием на него. При том при всем он не считает зазорным оставить себе «на выпивку» медные деньги хозяина, хотя по крупному счету Захар, конечно, не ворует. Характерно, что об этом увлечении не догадывается сам Обломов. Образ Захара, слуги ленивого в той же степени, как и его хозяин, стал, несомненно, творческой находкой автора романа.

Однако вернемся к его характеристике. Еще одним недостатком этого оригинального слуги является одно изумительное качество, которое в народе называют образно «иметь две левых руки»: все, к чему приложит он свою руку, ломается, бьется, выходит из строя.

Образ героя, его роль в книге

В книге наблюдается своеобразный тандем крепостного и барина. Их взаимоотношения и описание раскрывают важные проблемы, которые попытался описать автор.

Женитьба персонажа

Захар женился в 55 лет на Анисье.

2 стр., 677 слов

Захар — второй Обломов (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

... В «Обломове» подчеркивается, что слуга и барин во многом сходны. Штольц, например, замечает, что в Захаре еще больше обломовского, чем в ... Автор подчеркивает, что Захар умер бы за своего барина, считая это долгом, без малейших раздумий. Но если бы Обломов заболел, а ... — и хозяин, и слуга. Но на первого еще оказывают положительное влияние Штольц и Ольга Ильинская, а второй — самобытный характер, не ...

Она была полной противоположностью своему мужу, оттеняла его негативные черты. Женщина оказалась гораздо умнее супруга, чего Захар не смог ей простить. Он пытался постоянно ее обидеть и унизить.

Несмотря на это Анисья — спасительница для него, так как все время сглаживала конфликтные ситуации Захара с барином.

Женщине были характерны следующие черты:

  • живость;
  • проворность;
  • ум;
  • легкость;
  • гибкость.

После смерти барина слуга перешел на попечение своей жены. Без него он был беспомощным. Образ Анисьи, а также семейные отношения Захара противоположны семейной жизни Обломова.

Жена барина не хотела принимать своего супруга таким, какой он есть. Она не желала быть ему нянькой.

Захар – хранитель традиций Обломовки

Конечно же, ценит то, как предан ему Захар, Обломов. Характеристика этой ставшей уже не социальной, а ментальной связи хозяина и его слуги трогает. Она, зародившись в патриархальной Обломовке, где Илья Ильич вначале был шустрым любознательным мальчишкой, а Захар — кудрявым весельчаком, связывала их даже после смерти барина. В одно мгновение после смерти Обломова мир его слуги рухнул. Не представляющий своего уклада жизни без барина и обнищавший Захар, добывая на паперти копейки на жизнь, даже не мыслит вернуться в более сытую Обломовку, где живут его родственники. Далее он для себя видит лишь единственную миссию – ухаживать за могилой Ильи Обломова.

Характерно также, что при жизни помещика, женившись на кухарке Анисье, Захар продолжает прислуживать барину всегда только сам. И это несмотря на нерасторопность: подавая кушать, он роняет столовые приборы, хлеб. В доме из-за его неловкости все тарелки и чашки надколоты, даже стулья повреждены. Анисья бы, конечно, накрывала на стол попроворней. Однако преданный слуга ее не подпускает, ибо это — «его барин».

Вариант 2

Захар является одним из второстепенных героев романа «Обломов» Ивана Александровича Гончарова, преданным слугой заглавного героя.

Как уже было сказано, Захар – давний слуга своего барина Обломова. Внешность пожилого человека выдает его преклонный возраст: большая лысина, неопрятные и густые бакенбарды, старая одежда, которая уже выглядит неопрятно и чересчур плохо. В подчинении у Обломова Захар находится еще с юного возраста, поэтому их отношения можно отнести к дружеским. Прожив с Обломовым практически всю жизнь, он принял от него некоторые черты характера и привычки. Он так же любит большую часть времени отдыхать и проводить время в постели.

К обязанностям Захара относились мытье, кормление, переодевание и много других бытовых вещей. Мужчина временами мог быть неряшлив и неаккуратен, из его рук могла выпасть и разбиться какая-либо вещь. Но это ни в коем случае не связано с желанием навредить хозяину. Наоборот, Обломов был для него человеком, которого он безмерно любит и уважает. Захар был готов боготворить его и возносить до небес перед каждым человеком. К примеру, он не исполняет просьбу Терентьева и не отдает ему хозяйские вещи, потому что он желает их сохранить и уберечь от пропажи. Даже в таких мелочах проявляется преданность и забота по отношению к хозяину. Не всегда все было хорошо.

2 стр., 951 слов

Философия Обломова. Обломов — мирный зритель боя. (Гончаров И. А.)

... вязком болоте «обломовщины». Философию Обломова можно назвать «философией покоя». кккн перенял ее от жителей Обломовки и пронес сквозь всю свою жизнь. Илья Ильич прославляет пищу и сон. Обломов не способен отвечать ... главной жизненной целью героя. Таким образом, смотря на жизнь Обломова можно сделать вывод о том, что Тургенев был прав, назвав его «малым зрителем боя». Его существование представляет ...

Временами Захар позволял себе выпить с товарищами и пообсуждать либо положительные, либо отрицательные черты Обломова, а также мог прибрать в свой карман немного денег. Скорее всего, можно закрыть глаза на такое редкое поведение мужчины, ведь огромная любовь к хозяину перекрывает эти недостатки. Даже женившись на кухарке по имени Анисья, он не ставит в приоритет свою личную жизнь и продолжает делать привычные обязанности, не подпуская к ним супругу. Исходя из вышеперечисленного, тот факт, что со смертью Обломова заканчивается и жизнь Захара, не станет ни для кого удивлением. Теперь мужчина по принуждению покидает привычные стены и бедствует. Он потерял любой смысл в жизни и отказывается от предложения Штольца перейти к нему на служение, потому что не в состоянии оставить могилу Обломова без присмотра.

Таким образом, с помощью образа Захара Гончаров раскрывает некоторые проблемы. Во-первых, проблему человеческой преданности. Захара можно привести в качестве подходящего примера, приводя аргументы о любви и привязанности к другому человеку. Во-вторых, в романе присутствует проблема жизни людей, которые зависят от другого человека. Бесспорно, жизнь Захара повернулась бы в совершенно другую сторону, если бы он видел вокруг себя не только хозяина, но и другие вещи.

Преданность господину, доведенная до высших пределов

Автор с умилением и иронией рассказывает нам, какой он, Захар, в романе «Обломов». Если, скажем, надо было бы отдать свою жизнь за Илью Ильича Обломова, своего хозяина, то он и мгновения не раздумывал бы. Ринулся бы на врага, как пес бросается на зверя, защищая охотника. Однако там, где следовало проявить терпение и усидчивость, например при всенощном уходе за болеющим барином, Захар бы не смог исцелять таким образом, а просто уснул.

Роль Захара в романе «Обломов» сводится к тому, что он как бы привносит в жизнь своего барина атмосферу Обломовки, являясь носителем ее устоев. Для него характерен пропитанный ленью и бездельем дух барского имения: полное равнодушие к беспорядку вокруг, нежелание беречь вещи, экономить средства и ремонтировать сломанное. Кроме того, ему несвойственно стремление к рачительному ведению хозяйства. Его распорядок дня включает сон до полудня. Затем – привычное пререкание с барином. Это даже не спор, а своеобразный ежедневный ритуал. Обломов говорит о делах, однако сказанное никогда не реализуется. Тогда к речам своего барина присоединяется Захар и выносит свой вердикт. Он говорит, что все это суета, и они не немцы какие-нибудь, чтобы этой ерундой заниматься.

Захар равнодушно относится к тому, что диван для его барина стал и спальней, и кухней, и рабочим кабинетом. Ведь именно лежа на нем Обломов принимает гостей. Более того, проживая в трехкомнатной снимаемой петербуржской квартире, ни барин, ни хозяин двумя комнатами не пользуются вообще. Они равнодушны к расплодившимся вокруг мышам и тараканам. Главное для них – всласть отоспаться, затем плотно пообедать, а далее – опять впасть в дремотное состояние. Это – суть их жизни, перенесенная из Обломовки. Роль Захара в романе «Обломов» – поддерживать эту милую его сердцу атмосферу. Поэтому самому помещику удобно и комфортно со своим старым и преданным слугой. Впрочем, такая горячая преданность Захара оказывает негативное влияние на самого Обломова. Помещик, имеющий в собственности триста душ, не считает нужным трудиться, во всем полагаясь на труд своих крепостных.

3 стр., 1289 слов

Сравнение Обломова и Штольца (Гончаров)

... дополняли друг друга, и им было о чем говорить. ` Сравнение Обломова и Штольца Популярные сочинения Фирс - умный ... Итак, Гончаров рассматривает Восток и Запад через Обломова и Штольца, соответственно. Обломов – созерцатель и лежатель на диване, он гедонист и ценитель ... Обломова и Штольца в романе Обломов В своем произведении Иван Александрович описал историю двух разных людей с разными жизнями. ...

«Сравнение персонажей: Обломов и Захар»

В романе И. А. Гончарова «Обломов» обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства; идет повествование о двух противоположных типах людей, отличающихся понятиями о мире: для одного мир — отвлеченный, идеальный, для другого — материальный и практический. Эти два типа автор описал в Обломове и Захаре. Обломов образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы. Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять, отчего он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству, Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги. Сформировался характер «вечного ребенка», мечтательного, прекраснодушного, но совершенно не приспособленного к практической жизни.

Этот идеал семьи, родную обломовщину Илья Ильич обретает в браке с Агафьей Матвеевной Пшеницыной, мещанкой, в дом которой он переехал с Гороховой улицы. В описании двора Гончаров дает многозначную характеристику тишины и покоя, о. Первой, что замечает Обломов в Агафье, — ее хозяйственность и основательность. В ведении хозяйства она талантлива, но в остальном ничего не смыслит. Чувство Обломова к Пшеницыной было приземленным, к Ольге — возвышенным. Об Ольге он мечтает, на Агафью смотрит, для свадьбы с Ольгой нужно было что-то сделать, а брак с Агафьей складывается сам собою, незаметно. Даже Штольц уже оставил надежду вытащить из этой обломовщины своего друга, увидев «вечный» халат Ильи Ильича. Если Ольга «сняла» халат, то Агафья, залатав, «чтоб дольше прослужил», вновь облекла в него Обломова. Единственное, что может сделать Штольц, — это позаботиться о сыне Обломова. Таким образом, передавая на воспитание Штольцу маленького Анд-рюшу, Гончаров показывает, за кем будущее.

Неразрывную связь с обломовской средой не может преодолеть и Агафья, которой после смерти Обломова Штольц предлагал жить вместе с сыном. Значение образа Обломова необычайно велико. Его Гончаров противопоставил суетности и бессмысленности петербургской жизни Волковых, Судьбинских, Пенкиных, забывших о человеке и стремящихся удовлетворить свое мелкое тщеславие или меркантильные интересы. Эту петербургскую «обломовщину» не приемлет и Гончаров, устами Обломова выражая протест против осуждения «падших людей». О сострадании к «падшим» говорит Обломов, в порыве чувств встав с дивана. Не видя смысла в суетной жизни Петербурга, в погоне за призрачными ценностями, ничегонеделание Обломова — своеобразный протест против наступающего рационализма буржуазной эпохи. В эту эпоху Обломов сохранил чистую детскую душу, но «обломовщина» — апатия, лень и отсутствие воли — привела его к гибели духовной и физической.

3 стр., 1076 слов

Образ Захара в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

... в большом дворянском доме Илью Ильича Захар знал с рождения, всё его детство и юность был рядом. Верный слуга со временем становился похожим на своего молодого хозяина, образ жизни Обломова ... От всего этого в душу его залегла угрюмость, а в нраве проявилась грубость и жесткость…” Обломов совершенно ничего не мог делать самостоятельно, поэтому в обязанности Захара входило купание, расчёсывание ...

Захар — слуга Ильи Ильича Обломова. Гончаров определяет своего персонажа как рыцаря «со страхом и с упреком», который «принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обло-мовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов». Захар любит выпить с приятелями, посплетничать на дворе с другими слугами, порой приукрашивая своего барина, порой же выставляя его таким, каким Обломов никогда не был. Захар — вечный дядька, для которого Обломов остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь.

Он безоговорочно верен не только своему барину, но и всему его роду, поскольку так заведено испокон веку: есть господа и есть их слуги. При этом Захар может и ворчать на хозяина, и даже пререкаться с ним, и настоять на своем. Так, извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро. Когда земляк Обломова, жулик Тарантьев, просит Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращенье рубашка и жилет, ничего больше Тарантьев не получит. И Обломов теряется перед его твердостью.

Можно сказать, что Илья Ильич полностью зависит от Захара, становится рабом своего крепостного, и трудно решить, кто из них более подчиняется власти другого. По крайней мере, чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится. Потому слуга Захар в известном смысле «барин» над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича — «праздность и покой» — является в такой же мере вожделенной мечтой и Захара. Гончаров показывает, что характер и миропонимание и хозяина, и слуги сформировались под влиянием многовековой практики узаконенного барства и рабства. В романе мы не найдем гневных обличений крепостного права, но проблематика произведения связана с анализом того, как именно оно влияет на человека и что из этого получается.