Сочинения возвращаются в школы. Но какие?..». О плюсах и минусах нововведения в газете «Правда

Сочинение

ВПРОЧЕМ, настрой копировать и вставить не появился у современных школьников сам собой. Изнурительные часы, проведённые за экраном компьютера или смартфона, не оставляют времени и энергии на творчество, на порывы души, которые необходимы для написания настоящего сочинения. Наряду с отсутствием практики в школе — это ещё одна причина тех вымученных вздохов и упрёков в несправедливость мира, которые услышали многие родители, когда подростки узнали о возвращении сочинения.

Предлагаемые же в качестве образцов содержат не то, что бы какую-то особую простоту, они превращены в деревенские огороды, рассаженные едва ли не по дюймовке. Среди зарослей штампов, плагиата уже трудно увидеть настоящих ярких венцовитых цветов собственных мыслей и эмоций. А ведь возможности для эстетического и духовного роста как раз в этих обработанных эмоциях драгоценного металла и состоят. Отдали сочинение под уготовку ЕГЭ, они опять его пугают?

Уверенно можно сказать лишь об одном: шаблоны воспроизведения мышления никуда не ведут. Не побудят детей ковать свои собственные мысли, чувства и взгляды. Половина их бессмысленно повторяется, выворачивается наизнанку, потерянная во времени и пространстве, изолированная от контекста, от авторов и от поэзии языка, магии слова.

И, наконец, главное: вернёт всё это удовольствие от творчества нашим школьникам? Сможем мы прорвать эту тупиковую дистанцию и снова ощутить радость от творчества и гордость за своё произведение? Проанализируем ли мы, спустя год, два, пять, десять лет — пошли ли школьники вперод или назад? Есть ли у них мысль, есть ли радость от творчества? А если нет… что тогда?

Развитие школьных сочинений: вызовы и перспективы

Действительно, возвращение школьного сочинения может оказаться сложным и вызывающим некоторые сомнения. Важно обратить внимание на темы, предложенные для работы одиннадцатиклассниками. Кажется, что ученики могут столкнуться с рутинным подходом к этим темам, что приведет к репетиции стандартных ответов. Это, в свою очередь, подрывает цель литературного образования.

Также следует уделить внимание упоминанию Натальи Солженицыной в контексте проведения итогового сочинения. Это вызывает вопросы относительно выбора председателя совета и возможного влияния ее авторитета на проведение данного мероприятия.

На современном этапе ученики, к сожалению, часто не уделяют должного внимания чтению литературы, что отражается на их способности к анализу и интерпретации литературных произведений. Это еще одно вызов, который требует внимания и поиска решений.

2 стр., 592 слов

Творчество Н.С. Гумилёва (Школьные сочинения)

... литературу как ученик Валерия Брюсова. Однако его подлинным учителем был другой поэт – Иннокентий Анненский. Главная тема творчества Гумилева – тема мужественного преодоления преград и невзгод, тема достойной, наполненной ... Несомненно, как и любой поэт, я считаю, Гумилев писал стихотворения на тему лучшего, окрыляющего человека чувства – на тему любви. Главная героиня его любовной лирики могла ...

Таким образом, перед возвращением системы школьных сочинений нас ожидает ряд вызовов, которые требуют внимания со стороны педагогов, методистов и администрации образовательных учреждений. Необходим поиск инновационных подходов к организации учебного процесса по литературе, который приведет к развитию аналитических и творческих способностей учащихся.

Введение

Проблема сочинения в школе в настоящее время достигла критического уровня. При существующей программе по литературе и системе тестирования школьников их знания и понимание классических произведений находятся на катастрофически низком уровне. К сожалению, это только вершина айсберга, которая свидетельствует о более общих проблемах в системе школьного и вузовского образования.

Опасть престижа литературного образования

Политика школьных реформ, которая постоянно обсуждается, но редко реализуется, приводит к ухудшению образовательного статуса школьников. Результаты этих реформ явно заметны. Современные школьники все меньше знакомы с классиками русской литературы даже по портретам. Проведенные опросы показывают, что узнаваемость таких великих писателей, как Пушкин, Лермонтов и Лев Толстой, стремительно снижается. Раньше каждый троечник мог перечислить этих авторов без труда.

Пренебрежение к литературе

Сегодняшние школьники имеют ясное представление только о президенте страны и звездах шоу-бизнеса. Это достигается благодаря активным усилиям «реформаторов», которым пришлось поработать усиленно. В течение многих лет они подрывали уважение к обучению и к литературе. Они стерли все достижения, начиная с 1930-х годов и заканчивая культурной советской революцией. Литература была заброшена на задний план в системе образования. А что видно на переднем плане? Только декорации и муляжи, так как система предоставления грантов материальной помощи школам способствует этому.

Контрпросвещение

Если нужно одним словом определить текущую эпоху в истории России, то, возможно, лучше всего подойдет термин «контрпросвещение». В течение последних 23 лет образование в нашей стране не считается основной ценностью. Процесс просвещения стал товаром, рыночной услугой, и как на рынке, действует лишь одно правило: без обмана невозможно продать товар.

Уничтожение познавательности и чтения

Создатели российской «демократии» не только стремились нажиться, они также преднамеренно уничтожали мыслящих людей, устраняли такие ключевые черты и традиции народа, как познавательность, любовь к чтению и уважение к учителю. Парадокс заключается в том, что за последние годы зарплата школьных учителей была повышена, а в некоторых регионах России она даже превышает средний уровень. Сегодня социальное положение школьных учителей кажется крепким, по крайней мере, не хуже, чем у рабочих или инженеров. Однако, чем выше зарплата, тем сильнее диктат бюрократии, от которого страдает система образования.

Взаимоотношения между учителями, учениками и родителями

Современные проблемы в системе образования находятся настолько критической точке, что понять сложившуюся ситуацию без учета социальных факторов и проблем общества невозможно. Каждая школа разрывается на части из-за конфликтов, которые возникают между учителем, учеником и его родителями. По мере того, как общество потеряло ощущение единства и совместной цели, взаимный уважение стало теряться. Из идеала советского братства трудящихся осталось лишь название, и это оказало особенно негативное влияние на социальные болезни, которые распространяются в школах.

14 стр., 6895 слов

«Теория литературы в системе литературного образования» ...

... Один из основных недостатков литературного образования в школе – недостаточная полнота и систематичность знаний в области теории и истории литературы, неумение мобилизовать имеющиеся знания по ... тем целостнее представить место и значение каждого понятия в системе понятий теории литературы. В процессе изучения литературы наиболее эффективно соблюдать своего рода «гнездование» близких понятий ...

Существуют различные причины, которые способствуют таким проблемам. Одна из них — социальное неравенство. Школьные учителя, часто выходящие из нищеты 1990-х годов, сталкиваются с отношением учеников, которые смотрят на них, как на холопов или смертельных врагов. Нищета и социальные проблемы начинают отражаться на их психологическом и физическом здоровье, зачастую сказываясь на их способности эффективно заниматься преподаванием.

Второй причиной является потеря навыка чтения у детей. Раньше в СССР нечитающих школьников почти не было. Литература была широко доступной и присутствовала во многих сферах общественной жизни. Для миллионов людей, особенно благодаря творчеству таких писателей, как Белинский, Гоголь и Пушкин, чтение стало неотъемлемой частью их жизни. Государство выполняло просветительскую функцию, занимаясь посевом литературной культуры в каждой человеческой душе. Однако сейчас обстановка намного сложнее.

С приходом перестройки во многих российских изданиях начали издавать запрещенную литературу. Сегодня нам доступны книги и культурные материалы на самые разные вкусы. Тем не менее, это не привело к увеличению интереса к чтению, а наоборот, читательское внимание к литературе иллюзорно, и число продаж книг неуклонно снижается.

Одной из влиятельных представительниц русской литературы стала Наталья Солженицына, вдова Александра Солженицына. Роль, играемая ею в последние годы в поддержке и общении с президентом по вопросам истории русского литературного языка»">литературного образования в школе, кажется достаточно неожиданной и непонятной. Хотя ее заслуги в литературе, литературоведении или педагогике остаются скрытыми.

Стоит учитывать, что Александр Солженицын решительно противостоял реформам в 1990-х годах, и отказался принять орден от Ельцина. В то же время он нашел общий язык с Владимиром Путиным. Факт, что нынешняя пропаганда активно возвеличивает Александра Солженицына, обратил на себя внимание и вызвал удивление.

Анализ школьной программы и роли «Архипелага ГУЛАГ»

Вопрос о том, нужно ли изучать «Архипелаг ГУЛАГ» в школах, является важным в контексте формирования и образования нового поколения россиян. Книга А. И. Солженицына является одной из самых дискуссионных работ ХХ века и по-прежнему становится поводом для ожесточенных дебатов как научного, так и общественного характера.

Аргументы в защиту изучения «Архипелага ГУЛАГ» в школах

С одной стороны, изучение книги в школьной программе может быть важным элементом духовно-нравственного воспитания. Книга раскрывает многие стороны жизни СССР, позволяет лучше понять нашу историю и навсегда запомнить страшные страницы нашего прошлого. Помимо этого, «Архипелаг ГУЛАГ» является важным памятником литературы, который вписался не только в историю России, но и в мировую диалектику

11 стр., 5206 слов

Архипелаг гулаг солженицын

... чуде поверил бы я в девятнадцать лет?.. (Александр Зорин) “Архипелаг Гулаг” - одно из наиболее капитальных произведений Александра Солженицына. Всегдашний и острый критик нашей действительности, нашего общества и ... XX съезде КПСС. Тогда же, в 1958 году, Александр Солженицын, хлебнувший этой беды, и задумал свой "Архипелаг ГУЛАГ". Публикация в 1962 году "Одного дня Ивана Денисовича" укрепила ...

Критика изучения «Архипелага ГУЛАГ» в школах

С другой стороны, важно понимать, что книга носит ярко выраженный антисоветский характер, пропагандирует ненависть к стране и ее истории. «Архипелаг ГУЛАГ» может рассматриваться, как литература экстремистского характера, которая может повлиять на мироощущение нового поколения и привести к дезорганизации и развалу в современной стране.

Принятие решения

На сегодняшний день нет единого мнения насчет того, нужно ли изучение «Архипелага ГУЛАГ» в школах. Также не существует общепринятой методики, которая позволила бы решить этот сложный вопрос. В данной ситуации, будут актуальными комплексные и научно обоснованные исследования, проводимые квалифицированными специалистами, которые смогут показать, как правильно реализовать учебно-методический материал нашим школьникам. На основании таких исследований, можно будет принимать взвешенные решения о том, что было бы наиболее эффективным для подготовки нового поколения россиян к будущему.

Реальное будущее по Солженицыну — это ослабление России и бесконечные междоусобицы на развалинах Союза. По существу, это превращение нашей страны в «дикое поле», в остров вечной нестабильности. И всё-таки власти тянут пропагандистскую книгу Солженицына в школьную программу, а вдова писателя-антисоветчика становится лицом литературного образования в школе. Когда Н.Д. Солженицына положение дел с литературой в школе называет катастрофическим, с ней трудно не согласиться. Но она же, как вдова писателя, упорно радеет о главном для неё — об изучении «Архипелага» в школе.

* * *

Случайно ли, что насаждение «Архипелага» в качестве современной классики совпало с политикой контрпросвещения? «Архипелаг ГУЛАГ» стал каноном, а Россия почти прекратила читать и потеряла уважение к писательскому сообществу. Это вполне логичная закономерность: агрессивный антисоветизм приводит к отказу от широкой просветительской программы. Опрометчиво забыто, что Пушкина и Льва Толстого достоянием миллионов сделала система, которую так яростно проклинал Солженицын. Оказалось: просвещение не растёт само собой, как сорная трава.

Возвращение сочинения может принести немало пользы, но если только вернуться к разумной образовательной стратегии. Тактика зависит от стратегии! Если власть не хочет построить общество граждан, ощущающих себя в одной лодке, никакие директивы не вернут прежнего отношения к книге. Не может быть социального заказа на «элитарное счастье», великая литература «для немногих» в ХХI веке невозможна.

Для нас снова должны стать святынями некрасовский школьник и толстовский Филипок — пытливые наши мальчишки, которые тянутся к учёбе. А куда пристраивает своих детей нынешняя правящая «головка»? Они научились выкрикивать в телешоу патриотические лозунги, но детей посылают в Лондон и Беркли. В такой ситуации вполне логично, что Филипка лишают школы, лишают книги, подталкивают… к пьянству и вымиранию. Да ещё и высказаться не дают.

7 стр., 3378 слов

«Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына как яркий образец ...

... своего рода предостережение будущему поколению. 2. Краткий обзор творчества А.И.Солженицына Место «Архипелага ГУЛАГ» в творчестве А.И. Солженицына В 1962 в журнале "Новый мир", главным редактором которого был ... многие, но боялись рассказать. Именно он сделал шаг в сторону правдивого освещения проблем общества и отдельно взятого человека. Каждый, кто прошёл репрессии, описанные Солженицыным (да ...

Жуй жвачку и молчи. Уверен, в министерстве образования боятся сочинений ещё и потому, что знают: школьники могут открыть такую правду о положении дел в современной России, что мы ужаснёмся. Нам построили красивую парадную декорацию образования и боятся живого слова. Боятся и правдивой картины всеобщего невежества.

А сочинения школьникам необходимы — наверное, не только на уроках литературы, но и на уроках истории Отечества. Но при этом следует вернуться к строительству справедливого общества. Такого общества, которое воспитает человека читающего.