Здравствуйте! Я – Исаншина Мария, ученица 5 класса Детской музыкальной школы № 2 г.Елабуга. Я представляю вашему вниманию доклад и презентацию на тему: «Жизнь и творчество великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова». |
|
Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в северном старинном городе Тихвине Новгородской губернии в дворянской семье. Когда родился маленький Ника, его отцу было почти уже 60 лет. Отец Николая, Андрей Петрович, служил некоторое время новгородским губернатором. Мать, Софья Васильевна, была дочерью и богатого помещика. Родители Николая отличались редкой душевной добротой и сумели воспитать это качество в своих детях. Маленький Ника с удовольствием любовался цветами, слушал пение птиц, колокольные звоны местного монастыря и народные песни. Подобно многим дворянским детям, мальчика стали обучать игре на фортепиано. У него была отличная музыкальная память, абсолютный слух и точное чувство ритма. Но сочинение небольших пьесок было для него только игрой. |
|
Старший брат Вóин Андреевич, морской офицер, рассказал Нике, что один из маршáловых островов в Тихом океане назван в честь их дяди вице-адмирала Римского-Корсакова. Мальчик мечтал продолжить семейную традицию и стать моряком. |
|
В 12 лет Николая определили в Морской кадетский корпус в Петербурге. Впечатлительный подросток страдал от бессмысленной муштры и невежества. Отдушиной были воскресные посещения концертов и оперных спектаклей. Огромное впечатление на него произвели оперы Глинки. Композитор Глинка стал кумиром Римского-Корсакова на всю жизнь. |
|
С 1859 года Николай стал заниматься с Федором Андреевичем Канилле. Это был образованный музыкант, пианист, ценитель русской музыки. Через Канилле молодой музыкант познакомился с Балакиревым, потом сблизился с Кюи, Мусоргским, Стасовым. |
|
Таким образом, 17-летний Николай вошёл в содружество молодых композиторов «Могучая кучка». Его руководителем был Милий Балакирев. |
|
Музыка полностью заслоняет интерес Николая к морскому делу. Он хочет подать в отставку. Но по настоянию старшего брата гардемарин Римский-Корсаков в 1862 году, окончив Морской корпус, отправляется в кругосветное плавание на военном учебном клипере «Алмаз». Плавание продолжалось три года. Клипер побывал в Англии, Америке, Бразилии, Испании, Италии, Франции, Норвегии. Это время стало для Николая отличной проверкой серьёзности его увлечения музыкой. В свободное время он работает над сочинением Первой симфонии. |
|
Вернувшись в Петербург, мичман Римский-Корсаков ещё 8 лет оставался на береговой службе, но досýг посвящал музыке. В короткий срок были созданы симфоническая картина «Садко», симфоническая сюита «Антар», написанная по восточной сказке О.Сенковского. В эти же годы была задумана первая опера «Псковитянка» на сюжет исторической пьесы Л.Мея. Премьера оперы состоялась в 1873 году в Мариинском театре. Она прошла с большим успехом и принесла композитору известность. |
|
Завершение оперы совпало со счастливым событием в жизни композитора – он женился на Надежде Пургольд, талантливой пианистке, участнице музыкальных вечеров балакиревского кружка. В браке с Надеждой родились семеро детей – 4 сына и 3 дочери. |
|
В 1871 году в 27-летнем возрасте Римского-Корсакова пригласили преподавать инструментовку в Санкт-Петербургской консерватории. Но директор консерватории не подозревал, что музыкант практик не силён в теории. И профессор Римский-Корсаков параллельно со студентами начинает самостоятельно разбирать задачи по гармонии. Следует отметить, что Римский-Корсаков — единственный из композиторов балакиревского кружка становится теоретиком. |
|
Кроме преподавания в консерватории, Николай Андреевич также работал в должности инспектора военных духовых оркестров. Для этого он научился играть на духовых инструментах. В середине 70-х годов композитор также принял на себя обязанности директора Бесплатной музыкальной школы. |
|
В эти же годы Римский-Корсаков изучал народные обряды и песни, работал над сборниками русских песен. Вначале он записал 40 песен, затем выпустил сборник «100 русских народных песен». |
|
В 1878 году композитор написал оперу «Майская ночь» на собственное либретто по одноименной повести Гоголя. В этом произведении использованы подлинные русские и украинские напевы. Оперу «Майская ночь» Николай Андреевич посвятил своей жене Надежде. |
|
В 1880 году Римский-Корсаков написал одно из самых прекрасных и вдохновенных своих произведений – оперу «Снегурочка» на сюжет пьесы Островского. |
|
В 80-е годы многие русские музыканты сблизились с Беляевым – богатым лесопромышленником и любителем музыки. В его доме часто устраивались концерты, на которых бывали выдающиеся музыканты и актёры. Николай Андреевич стал художественным руководителем беляевского нотного издательства и дирижёром Русских симфонических концертов, организованных Беляевым. В 1889 году композитор дирижировал концертами за границей на Парижской всемирной выставке, а затем в Брюсселе. Здесь он активно пропагандировал отечественную музыку – произведения Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Глазунова и собственные сочинения. |
|
В 80-е годы Римский-Корсаков был сильно загружен педагогической работой в консерватории, он преподавал классы инструментовки, оркестровки, практического сочинения. Параллельно композитор работал в Придворной певческой капелле в должности помощника управляющего. В капелле плохо было поставлено и общее образование, и инструментальные классы. С потерей голоса мальчиков-певцов просто выгоняли на улицу. Много сил и энергии положил Римский-Корсаков на то, чтобы наладить музыкальное обучение мальчиков в капелле. |
|
В 1880-е годы композитор создаёт Третью симфонию и такие симфонические сочинения, как оркестровая сюита «», «Испанское каприччио », увертюра «Светлый праздник ». |
|
В дружеском окружении Николай Андреевич имел прозвище «искренность». Внешняя суровость скрывала мягкого человека, терпеливого учителя и преданного друга. Когда в 1881 году умер его соратник Мусоргский, а через шесть лет Бородин, Римский-Корсаков сделал почти невозможное. Он инструментовал и завершил их оперы «Князь Игорь», «Хованщина», «Борис Годунов» и «Ночь на лысой горе». В 80-е и 90-е годы создаются оперы Римского-Корсакова: «Млада», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане». В эти же годы композитор написал много романсов. Среди них наиболее известны романсы «Редеет облаков летучая гряда» на слова Пушкина, «Мой голос для тебя», «На нивы жёлтые», цикл «У моря» и другие. |
|
В 90-е годы большой популярностью в Петербурге пользовался частный театр Саввы Ивановича Мамонтова. Его хозяин был не только крупнейшим меценатом, но и глубоким ценителем искусства и талантливым театральным руководителем. Савва Иванович собрал в свою труппу выдающихся певцов и художников-декораторов. В течение пяти лет в театре Мамонтова проходили премьеры опер Римского-Корсакова. |
|
Напряжённая композиторская и педагогическая деятельность сказалась на здоровье Римского-Корсакова. Страшным потрясением стало для него кровавое воскресение 1905 года, расстрел мирной демонстрации. Студенты Петербургской консерватории откликнулись на забастовки, прокатившиеся по всей стране. Римский-Корсаков поддержал бунтующих студентов. Когда дирекция консерватории потребовала от профессоров составить списки студентов – зачинщиков забастовок, Николай Андреевич опубликовал в газетах ряд открытых писем, в которых требовал отставки директора. В ответ на это дирекция Русского музыкального общества уволила его. А вслед за ним в знак протеста ушли и другие профессора: Глазунов, Лядов, Есипова и другие. За композитором учредили полицейский надзор, запретили исполнять его произведения. Возмутились все передовые люди России. Николай Андреевич получил поддержку музыкантов Московской консерватории, Танеева, Зилоти, Рахманинова. Ведь Римский-Корсаков был тогда крупнейшим композитором, гордостью русской музыки. |
|
Под давлением этих событий консерватория перестала зависеть от Русского музыкального общества. Директором консерватории стал Александр Глазунов. Вернулись к занятиям профессора (в том числе и Римский-Корсаков), а также освобождённые студенты-забастовщики. |
|
В начале 20 века появляются яркие оперные шедевры Римского-Корсакова: «Сервилия», «Кащей Бессмертный», «Пан Воевода», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок». |
|
Последняя опера Римского-Корсакова – сатирическая сказка «Золотой петушок» не была допущена цензурой к постановке. При жизни композитора постановку оперы осуществить не удалось, она была поставлена лишь после его смерти. Мировая премьера прошла в Москве в сентябре 1909 года силами артистов . |
|
За год до смерти композитор в последний раз выступал как дирижёр в Русских симфонических концертах, организованных Дягилевым в Париже. Весной 1908 года его начала беспокоить сердечная болезнь, но он продолжал работу над учебником «Основы оркестровки». Последние записи сделаны им 7 июня. |
|
8 июня 1908 года Николая Андреевича не стало. Он умер от болезни сердца в , в своей загородной усадьбе, где теперь находится мемориальный музейный комплекс композитора, объединяющий в себе две реконструированные усадьбы — дом в Любенске и соседнее имение Вечаша , где композитор жил до 1907 года. Композитор был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище . В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры . |
|
Композитор Римский-Корсаков открыл слушателям удивительный мир сказки. Музыкальный фрагмент «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» вошёл в золотой фонд русской музыки, а книги Римского-Корсакова – «Практический учебник гармонии» и «Основы оркестровки» изучают теперь даже те аранжировщики, которые работают в жанре лёгкой музыки. |
|
Как известно, Санкт-Петербургская консерватория, старейшая в России, носит имя Николая Андреевича Римского-Корсакова. |
|
Наследие Римского-Корсакова огромно и значительно. Это не только прекрасные сочинения – оперные и симфонические. Это ещё и мастерство, и высокие идеалы, которые он передал своим ученикам. А их было множество: свыше 200 музыкантов – композиторов, теоретиков, дирижёров прошло через класс Римского-Корсакова. Некоторые из них – Мясковский, Гнесин, Штейнберг, Спендиаров – принесли заветы учителя в отечественную музыкальную культуру и стали, в свою очередь, учителями многих композиторов. |