В романе «Война и мир» Толстой уделяет особое внимание деталям, которые указывают на характер персонажей. Сразу несколько героев предстают перед нами в салоне Анны Павловны Шерер, в котором собирается высший свет общества.
Хозяйка салона, Анна Павловна, «несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов». Ее смысл жизни заключается в содержании своего салона. Толстой сравнивает салон Шерер с прядильной машиной – бесчувственным механизмом, работающим без перерыва. Анна Павловна, «замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход». Но под маской оживленности и энтузиазма скрывается другая Шерер. Толстой использует эпитеты, которые резко контрастируют с внешностью и поведением героев романа.
Тем самым автор показывает фальшь и корысть общества, о котором идет речь. Вспоминая императрицу, лицо Анны Павловны принимает «глубокое и искреннее выражение преданности, соединенное с грустью».
Князь Василий Курагин заявляет: «Мои дети – обуза моего существования». Говоря о своих чадах, он улыбается «более неестественно и одушевленно, чем обыкновенно», что является подтверждением двуличия собравшихся в салоне, их лицемерие. Описывая сына Курагина, Толстой открыто выражает насмешилвое отношение к Ипполиту: «лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо».
Дочь Василия, Элен – развратница, пользующаяся любовью аристократов. Ей пишут трактаты и посвящают стихи, перед ней изощряются в остроумии. Но хвалят лишь физическую красоту Элен. Однако ее духовный мир беден: «…Графиня Безухова по справедливости имела репутацию обворожительной женщины. Она могла говорить то, чего не думала, и в особенности льстить, совершенно просто и натурально…». Элен пуста и неестественна, как и все прочие гости Анны Павловны. «…Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем…». Красота Элен сравнивается с камнем, олицетворяющим холодность и статичность героини.
Иначе ведет себя на вечере Пьер Безухов. В Пьере мы видим естественность и желание быть откровенным. Героя можно сравнить с Чацким из комедии Грибоедова «Горе от ума», который попал в совершенно чуждое своим взглядам и убеждениям общество. «…У него, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения…». Искренность Пьера резко контрастирует с фальшивостью других посетителей салона Шерер. Автор надеется, что несмотря на непростую судьбу, Пьер встанет на светлую сторону жизни, туда, где царит добро.
Толстой: Война и мир. Том
... погашение долга сына. Часть 2 После своего объяснения ... у Безухова и начинает читать вслух. Пьер ... и приходит к выводу, что все его неприятности происходят оттого, что он женился на Элен. Он понимает, что боялся признаться себе раньше в том, что Элен ... которая управляет миром. На постоялом ... Анна Михайловна уверяет, что Безухов в Москве и ... и сообщает, что благодаря ходатайству высокопоставленного лица ...
В поддержку Безухова выступает князь Андрей Болконский. В гостях у Шерер он оглядел все общество, «зажмурился и отвернулся». «Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой…». Сравнивая Андрея с Элен, автор противопоставляет Болконского всему салонному обществу, тем самым проявляя симпатию к герою. Толстой ставит Пьера и Андрея на сторону добра и честности, в противовес другим гостям Анны Павловны.
Совсем иная, уютная и домашняя атмосфера «любовности» царит на именинах в доме Ростовых. Здесь не надевают масок, не ищут выгоды и встречают гостей с распростертыми объятиями. Всем без исключения гостям, «как выше, так и ниже его стоявшим людям», граф Ростов говорил: «Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher… за себя и за дорогих именинниц». Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке». Для Толстого использование родного языка является показателем уважения и патриотизма. «Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine». Темы светских бесед в кругу Ростовых не касаются кутежей и разврата: «Марья Дмитриевна, какое мороженое? Я сливочное не люблю». Даже шутки у Ростовых носят чистый характер.
Наташа Ростова «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая…». Недостатки героини меркнут перед главным достоинством – она живая. «…Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок…». Искренность героини противопоставляется лицемерию Шерерского общества, хотя в обоих случаях мы наблюдаем за жизнью дворян. Медлительность движений и говора графини Ростовой, «придавала ей значительный вид, внушавший уважение…» Не каждому под силу воспитать двенадцать детей. Это действительно благородно.
Эпизод именин в доме Ростовых позволяет судить об их простоте и радушии, естественности поведения, взаимной любви в семье и близости к народу. Семья Наташи ведет светский образ жизни, за которым, не стоят расчет и корысть. Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разной породы. Толстой намеренно изображает две сцены из жизни дворянского общества так по-разному, чтобы подчеркнуть контраст между ведением праведного образа жизни и фальшивым лицемерием.