- Мы с вами познакомились с повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Давайте попытаемся разобраться в прочитанном . Для начала определим тему произведения
Вывод
: Основная тема повести : крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева .
— Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? Ведь встречи с Машей Мироновой занимают меньше места в повести?
Вывод
:
Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка», Пушкин хотел подчеркнуть, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения.
- Сегодня мы будем с вами говорить о проблеме нравственного выбора героев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Запишите в тетради тему урока и эпиграф.
честь» , «достоинство», «нравственность
»?
Какие ассоциации (представления ) вызывают в вас эти слова ?
Давайте посмотрим , как эти слова растолковываются в толковом словаре Ожегова .
Честь
- достойные уважения и гордости моральные качества человека ; его соответствующие принципы .
Достоинство
- совокупность высоких моральных качеств , а также уважение этих качеств в самом себе .
Нравственность
- внутренние , духовные качества , которыми руководствуется человек , этические нормы , правила поведения , определяемые этими качествами .
Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.
— Давайте определим основных персонажей повести , дадим им краткую характеристику . (Показ иллюстраций к повести
: Петр Гринев в родительском доме , Петр Гринев и Маша Миронова ,Пугачев , Маша Миронова и Екатерина 2 , Пугачев и Швабрин)
- Кто из них является главным героем ?
— Давайте проследим жизненный путь главного героя произведения, что мы о нем узнаем в начале повести .
- Расскажите о жизни Петруши в родительском доме.
— Кто же оказал большое влияние на Петрушу? Найдите в тексте суждения отца Петруши о том, что сын его должен служить.
Вывод
:
Действительно, главные уроки жизни Гринев получил не от француза и даже не от Савельича, а от своего отца Андрея Петровича . Правда для старика- Гринева – это прежде всего честное служение своему Отечеству
2 стр., 932 словГлавные герои повести Капитанская дочка (роман Пушкина)
... Отечеству. Создавая повесть, «Капитанская дочка», А.С. Пушкин ставил перед собой цель, показать роль молодого дворянства в пугачевских событиях. Главным героем произведения является Петр Андреевич Гринев. Знакомясь, как ... старшего брата, который начал учиться в военной академии. Тарас Бульба – главный герой одноименной повести Н.В. Гоголя. Он сильная, волевая натура. Уважаемый, в куренях Запорожской ...
- Что мы можем сказать о матери Гринева?
Вывод :
О матери сказано немного, но ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра. Доброта матери и весь быт семьи Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость. Доброе отношение к крепостному слуге – это также результат воспитания, полученного дома.
Нельзя сказать, что Петруша вначале полностью усвоил взгляд отца на военную службу, в голове его была невероятная путаница .
- Как представлялась военная служба юному Петруше?
Второй этап формирования Гринева начинается с момента отъезда его из родного дома. Вспоминаем, что первый удар мечтам наносит отец, решая Петрушу отправить в Армию и не в Петербург, а в Оренбург. Мечта о веселой и беззаботной жизни военного исчезает после пирушки с Зуриным.
- Что же произошло?
- Чем заканчивается эта история?
- Какой урок преподал ему Зурин?
- Какое разочарование ждет Гринева в Белогорской крепости?
(Зачитайте отрывок из повести .)
- Каким предстает перед нами русское семейство Мироновых?
Вывод
:
Вспомните строки из повести, где автор пишет: «Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Уклад жизни Мироновых был очень близок семье Гриневых.
— Как проявил себя Петруша в ссоре со Швабриным? Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены?
- Как ведут себя оба противника во время поединка?
Вывод:
Это могло стоить Петруше жизни. Но ведь герой еще мало знает людей. Он думал, что Швабрин будет вести себя по правилам дуэли, также честно, как и сам Гринев. Возможно, это тоже урок – не быть слишком доверчивым.
Рассказ учащихся о Швабрине , о семействе Мироновых , о Пугачеве
- Какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира героев?
- Как воспринимаются понятия чести и достоинства героями произведения?
Честь и достоинство ., Гринев Швабрин Капитан
Миронов.
Пугачев
— Как ведет себя Гринев и какое его ответ на предложение Пугачева «не служить» против него. Давайте прочитаем этот эпизод.
Вывод:
Гринев говорит ему правду. Он понял, что этому человеку нельзя лгать.
- Что привлекло Пугачева в Гриневе?(ответы учеников)
Вывод
: Пугачев человек прямой и открытый, он уважает прямых и мужественных людей, отсутствие дворянской спеси. В этом нравственном поединке победителями оказываются оба – и Пугачев, и Гринев, оценивший свою человеческую и дворянскую честь выше жизни.
- Чем различаются Пугачев и Гринев , а что их объединяет ?
Пугачев Гринев
Беглый каторжник . Молодой дворянин
Вожак крестьян офицер царской армии
15 стр., 7307 словКак выполнил Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская ...
... мне отец, товарищи и отчизна?-сказал Андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. — Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого!’ — ... не может по значимости своей сравниться с дуэлью, которую они называют «душегубством». Серьезное отношение к воинскому долгу они доказали жизнью, отказавшись присягнуть Пугачеву. И Гринев, может быть, ...
Злодей , самозванец . Добрый , преданный .
Вывод
: Пугачев и Гринев близки друг другу , так как для обоих самыми важными человеческими качествами являются честность , прямота , умение отвечать за свое слово , смелость , храбрость , великодушие .
- На что решается Петр Андреевич, спасая дочь капитана Миронова? Перед каким выбором он стоит?
Вывод:
В этой ситуации Гринев-человек победил Гринева-солдата
- Что в этом поступке покоряет нас?
— Что значит честь для Маши Мироновой? Какие черты характера проявляются в Маше в истории ее любви к Гриневу?
- А что значит честь для семейства
Мироновых?
Вывод
:
Действительно, скромно и честно жил Иван Кузьмич. И смерть свою встретил также достойно. И Василиса Егоровна до последнего момента была рядом с мужем.
- Какие последние слова произносит Василиса Егоровна перед смертью? Найдите эти строчки в тексте.
- Как произошло, что Гринева схватили мятежники?
- Какие качества проявил в этой ситуации Гринев?
- А есть ли представления о чести у Швабрина?
Вывод :
Швабрин оказался малодушным трусливым офицером , он предал своего командира , «честь мундира» , перейдя на сторону врагов . По отношению к Маше повел себя недостойно ,бесчестно .
- Права ли Маша, считая себя виновницей ареста Гринева? Как она поступает в его защиту?
Вывод:
Она едет в Петербург. Несмотря на то, что она «трусиха», по решительности в тяжелые моменты судьбы она не уступает своему суженому.
- Давайте поразмышляем о том, почему герои поступали так, а не иначе. Например, Швабрин, Гринев, Маша.
- Что важно для формирования личности человека?
( Попытаемся , тем самым , определить идею произведения.)
Вывод
:
Очень важно, в какой семье воспитывался человек. Во многом родители являются примером для своих детей. Кем были его учителя, друзья? Для Пушкина в повести правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы приподняться над «жестоким веком», сохранив в себе человеческое достоинство и уважение к жизни других людей .
- Как вы думаете, «честь» — качество сугубо дворянское или общечеловеческое? Докажите это.
- Кого вы сегодня можете назвать честным, благородным человеком ?
Вывод:
Сегодня на уроке мы доказали с вами, что «честь» — качество не только сугубо дворянское, но и общечеловеческое.