Рассуждение 17.1. Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Сочинение
  • Мы с вами познакомились с повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Давайте попытаемся разобраться в прочитанном . Для начала определим тему произведения

    Вывод

    : Основная тема повести : крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева .

    — Почему же повесть называется «Капитанская дочка»? Ведь встречи с Машей Мироновой занимают меньше места в повести?

    Вывод

    :

    Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка», Пушкин хотел подчеркнуть, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения.

    • Сегодня мы будем с вами говорить о проблеме нравственного выбора героев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Запишите в тетради тему урока и эпиграф.

    честь» , «достоинство», «нравственность

    »?

    Какие ассоциации (представления ) вызывают в вас эти слова ?

    Давайте посмотрим , как эти слова растолковываются в толковом словаре Ожегова .

    Честь

    • достойные уважения и гордости моральные качества человека ; его соответствующие принципы .

    Достоинство

    • совокупность высоких моральных качеств , а также уважение этих качеств в самом себе .

    Нравственность

    • внутренние , духовные качества , которыми руководствуется человек , этические нормы , правила поведения , определяемые этими качествами .

    Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

    — Давайте определим основных персонажей повести , дадим им краткую характеристику . (Показ иллюстраций к повести

    : Петр Гринев в родительском доме , Петр Гринев и Маша Миронова ,Пугачев , Маша Миронова и Екатерина 2 , Пугачев и Швабрин)

    • Кто из них является главным героем ?

    — Давайте проследим жизненный путь главного героя произведения, что мы о нем узнаем в начале повести .

    • Расскажите о жизни Петруши в родительском доме.

    — Кто же оказал большое влияние на Петрушу? Найдите в тексте суждения отца Петруши о том, что сын его должен служить.

    Вывод

    :

    Действительно, главные уроки жизни Гринев получил не от француза и даже не от Савельича, а от своего отца Андрея Петровича . Правда для старика- Гринева – это прежде всего честное служение своему Отечеству

    2 стр., 932 слов

    Главные герои повести Капитанская дочка (роман Пушкина)

    ... Отечеству. Создавая повесть, «Капитанская дочка», А.С. Пушкин ставил перед собой цель, показать роль молодого дворянства в пугачевских событиях. Главным героем произведения является Петр Андреевич Гринев. Знакомясь, как ... старшего брата, который начал учиться в военной академии. Тарас Бульба – главный герой одноименной повести Н.В. Гоголя. Он сильная, волевая натура. Уважаемый, в куренях Запорожской ...

    Вывод :

    О матери сказано немного, но ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра. Доброта матери и весь быт семьи Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость. Доброе отношение к крепостному слуге – это также результат воспитания, полученного дома.

    Нельзя сказать, что Петруша вначале полностью усвоил взгляд отца на военную службу, в голове его была невероятная путаница .

    • Как представлялась военная служба юному Петруше?

    Второй этап формирования Гринева начинается с момента отъезда его из родного дома. Вспоминаем, что первый удар мечтам наносит отец, решая Петрушу отправить в Армию и не в Петербург, а в Оренбург. Мечта о веселой и беззаботной жизни военного исчезает после пирушки с Зуриным.

    • Что же произошло?
    • Чем заканчивается эта история?
    • Какой урок преподал ему Зурин?
    • Какое разочарование ждет Гринева в Белогорской крепости?

    (Зачитайте отрывок из повести .)

    • Каким предстает перед нами русское семейство Мироновых?

    Вывод

    :

    Вспомните строки из повести, где автор пишет: «Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Уклад жизни Мироновых был очень близок семье Гриневых.

    — Как проявил себя Петруша в ссоре со Швабриным? Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены?

    • Как ведут себя оба противника во время поединка?

    Вывод:

    Это могло стоить Петруше жизни. Но ведь герой еще мало знает людей. Он думал, что Швабрин будет вести себя по правилам дуэли, также честно, как и сам Гринев. Возможно, это тоже урок – не быть слишком доверчивым.

    Рассказ учащихся о Швабрине , о семействе Мироновых , о Пугачеве

    • Какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира героев?
    • Как воспринимаются понятия чести и достоинства героями произведения?

    Честь и достоинство ., Гринев Швабрин Капитан

    Миронов.

    Пугачев

    — Как ведет себя Гринев и какое его ответ на предложение Пугачева «не служить» против него. Давайте прочитаем этот эпизод.

    Вывод:

    Гринев говорит ему правду. Он понял, что этому человеку нельзя лгать.

    • Что привлекло Пугачева в Гриневе?(ответы учеников)

    Вывод

    : Пугачев человек прямой и открытый, он уважает прямых и мужественных людей, отсутствие дворянской спеси. В этом нравственном поединке победителями оказываются оба – и Пугачев, и Гринев, оценивший свою человеческую и дворянскую честь выше жизни.

    • Чем различаются Пугачев и Гринев , а что их объединяет ?

    Пугачев Гринев

    Беглый каторжник . Молодой дворянин

    Вожак крестьян офицер царской армии

    15 стр., 7307 слов

    Как выполнил Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская ...

    ... мне отец, товарищи и отчизна?-сказал Андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. — Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого!’ — ... не может по значимости своей сравниться с дуэлью, которую они называют «душегубством». Серьезное отношение к воинскому долгу они доказали жизнью, отказавшись присягнуть Пугачеву. И Гринев, может быть, ...

    Злодей , самозванец . Добрый , преданный .

    Вывод

    : Пугачев и Гринев близки друг другу , так как для обоих самыми важными человеческими качествами являются честность , прямота , умение отвечать за свое слово , смелость , храбрость , великодушие .

    • На что решается Петр Андреевич, спасая дочь капитана Миронова? Перед каким выбором он стоит?

    Вывод:

    В этой ситуации Гринев-человек победил Гринева-солдата

    • Что в этом поступке покоряет нас?

    — Что значит честь для Маши Мироновой? Какие черты характера проявляются в Маше в истории ее любви к Гриневу?

    • А что значит честь для семейства

    Мироновых?

    Вывод

    :

    Действительно, скромно и честно жил Иван Кузьмич. И смерть свою встретил также достойно. И Василиса Егоровна до последнего момента была рядом с мужем.

    • Какие последние слова произносит Василиса Егоровна перед смертью? Найдите эти строчки в тексте.
    • Как произошло, что Гринева схватили мятежники?
    • Какие качества проявил в этой ситуации Гринев?
    • А есть ли представления о чести у Швабрина?

    Вывод :

    Швабрин оказался малодушным трусливым офицером , он предал своего командира , «честь мундира» , перейдя на сторону врагов . По отношению к Маше повел себя недостойно ,бесчестно .

    • Права ли Маша, считая себя виновницей ареста Гринева? Как она поступает в его защиту?

    Вывод:

    Она едет в Петербург. Несмотря на то, что она «трусиха», по решительности в тяжелые моменты судьбы она не уступает своему суженому.

    • Давайте поразмышляем о том, почему герои поступали так, а не иначе. Например, Швабрин, Гринев, Маша.
    • Что важно для формирования личности человека?

    ( Попытаемся , тем самым , определить идею произведения.)

    Вывод

    :

    Очень важно, в какой семье воспитывался человек. Во многом родители являются примером для своих детей. Кем были его учителя, друзья? Для Пушкина в повести правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы приподняться над «жестоким веком», сохранив в себе человеческое достоинство и уважение к жизни других людей .

    • Как вы думаете, «честь» — качество сугубо дворянское или общечеловеческое? Докажите это.
    • Кого вы сегодня можете назвать честным, благородным человеком ?

    Вывод:

    Сегодня на уроке мы доказали с вами, что «честь» — качество не только сугубо дворянское, но и общечеловеческое.